Открытый урок Н.А. Некрасов
методическая разработка по литературе (7 класс)

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_nekrasov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: углубить знания учащихся о личности и творчестве Н.А.Некрасова; познакомить с поэмой «Русские женщины», ее исторической основой; показать глубокую любовь поэта к русской женщине, восхищение подвигом жен декабристов, их душевной красотой; совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа художественного произведения; пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания; воспитание эстетических вкусов, читательских интересов.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с текстом поэмы «Русские женщины», способствовать полноценному восприятию произведения, в основе которого лежит трагическая и светлая страница русской истории (декабристское движение и подвиг жён сосланных на каторгу лучших офицеров – героев своего Отечества).

развивающие: развивать у учащихся интерес к истории своей Родины; развивать и формировать такие нравственные качества, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на помощь ближнему;

воспитательные: воспитывать верность, способность на благородные человеческие чувства – дружбу, любовь.

1. Вступительное слово учителя.

Литература : Наш сегодняшний урок - это урок литературы и истории.

История : Прежде чем прозвучат тема урока, я хотела бы совершить небольшой экскурс в историю (экскурс – экскурсия, путешествие) и рассказать об одной из самых ярких страниц российской истории, но вместе с тем трагической.

2. Историческая справка

(Звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима». Презентация 1).

Учитель. (ИСТОРИЯ) В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. О трагической судьбе декабристов снят художественный фильм "Звезда пленительного счастья", фрагмент из этого фильма вы сейчас увидите.

Демонстрация фрагмента телефильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов)

Литература : - Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и поэма А.Н. Некрасова «Русские женщины»? (Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»).

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? ( говорят тему)

-Я сообщаю тему урока (слайд)

(на слайде )

Пленительные образы!

Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Н. Некрасов

3. Основная часть урока.

Слово учителя (ЛИТЕРАТУРА)

В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, или племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения 11 женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования… Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний.

Екатерина Трубецкая первой поехала за мужем в Сибирь.

Вопрос классу.

- А теперь представим, что могла ответить эта героическая женщина на те доводы, которые приводились с целью остановить ее?

4. Инсценировка двух обучающихся.

- Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая. Согласна.

- Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Княгиня Трубецкая. Согласна.

- Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.

Княгиня Трубецкая. Согласна.

- Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.

Княгиня Трубецкая. Согласна.

- Свидание с мужем лишь в арестантском платье.

Княгиня Трубецкая.. Согласна.

- Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня Трубецкая. Согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!

Литература:

-Ребята, как можно назвать поступок, который совершила Княгиня Трубецкая? ( подвиг) .

-А что такое подвиг? ( По́двиг — Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.; форма выражения подвижничества.)

-А какими нравственными качествами обладала княгиня, чтобы совершить этот подвиг? (Любовь, верность, честь и благородство.)

Перечитайте III строфу и найдите главные слова, на которых держится поэма. (Это слово — долг. - Гордись – гордость.)

Но для того чтобы исполнить долг, княгине приходится вступать в борьбу с теми, кто ей в этом мешает.

- А кто стремится ей помешать? -Царь и губернатор, выполняющий его волю.

-Какую цель имеет княгиня и губернатор? - Губернатор - задержать и вернуть княгиню Трубецкую; княгиня - быстрее встретиться с мужем.

-Проследим за аргументами персонажей в споре и расширим характеристику героини.

Этап исследования

Сейчас вы будете работать в группах, проводить исследование текста, работать будете с диалогом между княгиней и губернатором, найдите диалог в учебнике.

Работа в группах: задание на карточках; записи ведут «секретари».

I группа:

Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине.

II группа:

Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе желание быть рядом с мужем, разделить с ним все тяготы каторги.

- Перед исследованием мы определили цель губернатора и княгини. Вспомним её. Кто же в итоге добился своей цели?

-Какие черты характера княгини выступают на первый план?

Составление кластера. (На партах у вас лежат листочки, напишите маркером на них имена прилагательные, характеризующие княгиню, и с помощью магнита прикрепите к портрету героини на доске).

Слово учителя. (ИСТОРИЯ) Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах. Он написал только о двух из них.

- Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, было ещё десять жён декабристов.

-Давайте посмотрим на них. (Презентация)


Беседа по содержанию.

Литература:

Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

- Почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования?

- Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?

(Два месяца).

- Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?

(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).

- Почему лично сам губернатор встретил княгиню?

(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).

- Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?

(Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества…).

- Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?

- Какой довод он приводит последним, самый страшный?

(«Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…»)

- Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).

- Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?

- Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?

- Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?

- Каков финал этой части поэмы?

(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)

Вопрос классу.

ЛИТЕРАТУРА: - Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов заменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины»?

(Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины).

8. Заключительное слово учителя.

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

10. Итоги урока, домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

1. «Подвиг любви и долга».

;Соответствует ли современная русская женщина некрасовскому идеалу»?

Оцени сегодняшний урок

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Н.А. Некрасов "Панаевский цикл"

Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви......

Конспект урока "Н.А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда"

Урок знакомит учащихся с местами Н.А.Некрасова, дополняет известные им знания о поэте. Звучат на уроке стихотворения, посвящённые теме народа. Читается и анализируется произведение "Размышления у...

Викторина "Своя игра" к уроку "Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество"

Презентация "Своя игра" поможет преподавателям провести интересный и запоминающийся урок, посвященный биографии Н.А. Некрасова....

Разработка урока Н.А.Некрасов. "Крестьянские дети"

Разработка урока Н.А.Некрасов "Крестьянские дети"...

Открытый урок .Н.А.Некрасов « Школьник»

Тема урока: Н.А.Некрасов « Школьник»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать какое внимание уделялось писателем изображению детства простого н...