Технология продуктивного чтения
методическая разработка по литературе

Онегина Юлия Михайловна

Описание приёмов по формированию читательской грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_s_tekstom.docx590.31 КБ

Предварительный просмотр:

Этап работы с текстом

Основные приёмы

РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ

  • Изучение текста целесообразно начать с заголовка, эпиграфа (если он есть). Работу детей можно организовать с помощью приёма «Корзина идей». Я корзину заменила на РЮКЗАК. В имитированный рюкзак дети складывают все свои идеи, догадки, предположения по заголовку текста, говоря то, что им уже известно. В ходе изучения текста на 2 этапе мы анализируем все предположения, убираем неверные, добавляем новые. А на 3 этапе можно оставить в рюкзаке идей только ключевые идеи.
  • Приём «Дерево предсказаний». Работу можно организовать в парах или группах. У них на столах лежат листочки, детям нужно написать на них свои предсказания, предположения. Далее учитель задаёт вопрос: А что надо сделать, чтобы узнать точно, что произошло?

  • Приём «Оценка текста». Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

  • Приём «Облако слов». Обучающимся предлагается «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, или слов, связанных с содержанием текста, далее можно  попросить учеников догадаться о содержании текста. Для создания облака слов можно использовать сервис Облако слов.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

  • Приёма инсерт(пометки на полях) – маркировка текста значками во время чтения. Я предлагаю поставить ! напротив интересных, новых мыслей, ? обучающиеся ставят там, где им встретилась непонятная информация, неизвестные слова.
  • Приём «Шапка вопросов»

Ученик формулирует вопросы  по изучаемому тексту на листочке бумаги и кидает в шапку.

Таких шапок — три.

  1. В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста. Они могут начинаться со слов

Когда ..?

Сколько..?

Кто..?

Что..?

  1. В другую — выясняющие впечатления от текста. Можно предложить ребятам формулировать вопросы, которые бы формулировались бы по следующему алгоритму:

«Я считаю, что … А ты как думаешь (считаешь)?»

Я считаю, что герой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» одинок, а как думаешь ты?

Вопросы второй шапки тоже важны, т.к. они призывают высказать оценочные суждения.

  1. В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить.

Запишите те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить.

или

Сформулируйте вопросы по данной теме, на которые нельзя найти ответ в тексте учебника. Эти вопросы могут начинаться со слов «Я не знаю…»

Вопросы третьей шапки позволяют ученику оценить свой уровень знаний и в то же время направить на расширение своего кругозора.

  • Приём «Чтение в кружок»

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст. Наша задача - читать внимательно, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он прочитанный текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  • «Трёхчастный дневник» - заполнение наблюдений: ЦИТАТА-КОММЕНТАРИЙ-ВОПРОСЫ.

Приёмы, направленные на преобразование текстовой информации:

  • Приём «Концептуальная таблица» - это педагогический приём, который направлен на создание сравнительной таблицы.
  • «Своя опора» - универсальный приём, сворачивающий информацию.
  • «Инфографика» - представление информации в синтетической форме, сочетающей визуализацию(рисунки, схемы, диаграммы,графики, символы) и тексты.

 Можно предложить обучающимся сравнить несплошной текст, представленный в виде инфографики, с изучаемым текстом. Также ученики могут составить инфографику прочитанного текста самостоятельно.

  • «Верные – ложные утверждения». Суть приёма заключается в том, что в начале чтения текста даётся ряд утверждений по тексту. В ходе чтения ученики должны оценить как верные, так и неверные ответы и обосновать свой выбор.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

  • Творческие работы:

- придумай другую концовку к произведению;

- добавь одного героя и объясни его необходимость, чем он может помочь главному герою;

- сохраняя главных героев, придумай новый сюжет, что могло случиться иначе;

- дай совет или задай вопрос главному герою произведения;

- пересказ от имени одного из героев рассказа;

- напиши текст в другом жанре (например, заявление, резюме, эссе, послание и т.п.)

  • Приём «Уолта Диснея» помогает оценить перспективы практического воплощения какой-либо идеи.  Ученики делятся на 3 группы и работают последовательно. Мечтатели придумывают интересные и нестандартные идеи для решения поставленной задачи. Реалисты продумывают условия реализации идей в жизнь. А критики исследуют, что не сработает, что помешает в осуществлении мечты.  И в результате команды выбирают 1 идею, наиболее приемлемую для решения ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения.( Выступление на семинаре).

Технология продуктивного чтения позволяет научить детей вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию не только на уроках чтения, окружающего мира, но и на уроках математики, физики ...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...