К юбилею В.К.Арсеньева
план-конспект урока по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Внукова Тамара Федоровна

Причудливо движутся тени,

По сопкам таёжным плывут,-

Как будто Дерсу и Арсеньев

Выходят в свой новый маршрут.-

          -так писал поэт Л.Ширяев о книгах Арсеньева В.К.

     Достойно встретил Владивосток юбилей писателя, последние годы которого прошли в этом городе:

обустроены арсеньевские меса, открыты два памятника, издано полное собрание сочинений в 6 т.т....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fg.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Внеклассное чтение

  Урок с элементами читательской грамотности

                                                             и краеведения                           в   9»А» кл.

                                    «Встретимся у Арсеньева»

                     (По книге В.К.Арсеньева «По Уссурийскому краю»)

Цель:

Погружение в содержательную область

     «Великие люди России»      

           

Задачи:

1.Образовательная –

повторение изученного материала, углубление знаний по теме краеведения, осознание ценностности чтения как необходимого условия для дальнейшего развития

2.Развивающая -

развивать способность концентрироваться, умение доказывать свою точку   зрения и делать вывод,   прививать навыки работы в группе.

3.Воспитательная –

формирование интереса к культуре родного края, умение  видеть важное в окружающей обстановке, пополнение словарного запаса развитие эрудиции

Планируемые результаты

1.Личностные-

    Формирование ценностного отношения к чтению,

совершенствование читательских навыков, развитие эстетического вкуса

2.Метапредметные

Умение эффективно использовать различные источники,

объективно оценивать достоверность и значимость информации,

3.Предметные

Углубление уровня усвоения материала, необходимого для продолжения обучения в этой области; формирования опыта достижений в социально значимых видах деятельности-олимпиадах, конкурсах.

                       

Использование технологии критического мышления

         

                                           

     

Оборудование:

  • магнитная доска, раздаточный материал, компьютер;
  •  раздаточный материал (карточки)
  •  трёхчастный дневник
  • маршрутный лист
  •  выставка книг по теме.
  •  Стенд «В.К.Арсеньев»
  • «Литературный календарь 2022 г.»

Форма работы: класс разделён на две группы;

                         в процессе урока подсчитываются баллы,

                         заработанные группами за каждое задание.

        (названия групп: «Женьшень» и «Олень-цветок»;

         выбраны капитаны)

     

                                      Ход урока

                                  Эпиграфы:

                                                    Читать – значит применять в жизни прочитанное.

                                                                                                  А.Дистервег.

                                                     Приморье, моё ты Приморье,

                                                      Мой солнечный край золотой!

                                                                                                     Л.Ширяев.

I.Вызов.  Почему мы сегодня обращаемся к имени В.К. Арсеньева?

           Заканчивается   год, который по Указу Президента был назван Годом В.К. Арсеньева.(Слайд)

 Кто такой Арсеньев В.К.? (ответы уч-ся).

Последние годы учёный и писатель провёл во Владивостоке, но до сих пор там не было ни одного памятника.  И только в сентябре 2022 г. Наконец он был открыт  ( фото на слайде).

Опишите памятник (3-4 предложения), какой эпизод жизни писателя отражён в нём (учащиеся отвечают)

Кроме этого, было издано полное собрание сочинений в 6 т.т. и другие книги, которые есть библиотеке нашего посёлка

                 (книги демонстрируются).

С открытием памятника во Владивостоке появилось новое выражение-

«Встретимся у Арсеньева»

О какой встрече пойдёт речь? (ответы учащихся).

 «Встретить» … Одно из значений этого слова «узнать».

Т.О. речь пойдёт о встречах на страницах его книги.

     

(На протяжении урока ведутся 3-частные дневники. Записи в них распределяются по разделам:

«Знал» - «Узнал новое»- «Примечания. Вопросы»    ).    

II.  Осмысление .

Задание 1.    Слово учителя : Вспомним книгу «Дети капитана Гранта,

                        Обратим внимание, как важно правильно прочитывать текст.

                              Героям книги, не сумевшим правильно прочитать записку ,    найденную в бутылке, пришлось совершить почти кругосветное путешествие

 в поисках капитана.  

Ваше задание называется     «   Реставрация»    (слайд)
                                               (объяснение и запись слова).

Вам, как и героям Ж.Верна, надо восстановить пропущенные слова.

За каждое, правильно найденное слово- по 2 балла (6 слов).     – 2 мин.

                                                                                                                         -1 мин.-отв.

  Карточка

________________________________________________________________

Вдруг сверху посыпались мелкие камни.

- Здравствуй,________,- сказал пришедший русыми волосами.. __________ снял повязку, и я увидел я, что голова покрыта густыми русыми волосами.

-Ты кто будешь?

-_________,- ответил он коротко.

Я увидел перед собой первобытного ________, который всю свою жизнь прожил в______,

-Тебя как зовут?

- __________,

___________________________________________________________________________

Ответы: капитан, незнакомец, гольд, охотника, в тайге, Дерсу Узала.

 (баллы подсчитываются и записываются в маршрутный лист).

Вывод. С кем же состоялась наша первая встреча?

Учащиеся отвечают: это Дерсу Узала. Главный герой его книг.

«Человек леса», встреча с которым помогла В.К.Арсеньеву в дальнейшем

исследовании края.

Задание 2.

В жизни часто приходится какую-либо информацию не принимать на веру,

проверять(Примеры из жизни).

Следующее задание так и называется

«Веришь ли ты мне?»

Карточка 2. Дан текст Необходимо его тщательно проверить и согласиться или не согласиться                                                                                       2 мин

    (За каждый правильный ответ по 2б)     )                                                                                                                                            

                                                                                                                           1 мин. Отв.

Задание 2_____

_____________________________________________________

         2.Дойдя до места, старик опустился на колени, сложил руки ладонями вместе,

приложил их ко лбу и дважды сделал земной поклон. Он что-то говорил про себя, вероятно, молился. Молодой африканец в это время развешивал красные тряпицы с

иероглифическими письменами.

      Баобаб! Так  вот он какой!

Нигде на земле  нет такого растения, вокруг которого сгруппировалось бы столько легенд и сказаний. Я пошёл побродить по тайге. Когда я вернулся к зарослям баобаба, африканцы закончили свою работу…

______________________________________________________________________________

(Ответ: китайцы, женьшень)

Слайды с изображением  женьшеня.

                                                         За дополнит. информацию -1 балл.

Учитель: В тайге, как и в жизни в целом, встречи бывают разные:

                 приятные и неприятные, желанные и неожиданные…

                 Итак, живая страница книги Арсеньева

                     (по главе 18 «Амба»).

( Инсценированная миниатюра. Участвуют 3-е человек:

                -от автора

                -от Дерсу

                -от Арсеньева.

На слайде -изображение тигра и его рычание; Дерсу, безоружный общается с тигром)

Перед прослушиванием текста задан вопрос:

На сколько частей можно разделить этот текст? (Как в зад. ОГЭ)

Ответ: 3 части_ до встречи с тигром, встреча и после неё

                                                                                                           (+ 1балл команде).

( Текст эпизода-

  Задание 3.      

        В.К.Арсеньев. «По Уссурийскому краю»

           Гл. 18  «Амба».

…Пока люди собирали имущество и вьючили лошадей, Арсеньев с Дерсу пошли вперёд.

Ещё накануне Дерсу говорил , что в этих местах бродит много тигров, и советовал не отставать от отряда.

………….

-Тьфу! Моя трубку потерял.. Надо назад ходи. (ищет трубку)

Вдруг он нагнулся к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами.

   -Посмотри, капитан, это амба. Его сзади наши ходи. След совсем свежий.

    Его сейчас тут был.

Действительно, совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчётливо виднелись на грязной тропинке. Очевидно, зверь всё время шёл за нами по пятам.

   - Посмотри, капитан, в следах воды ещё нету.

Не успели они сделать и 200 шагов, как снова наткнулись на следы тигра. Страшный зверь опять шёл за ними  ..Дерсу остановился и закричал громким голосом:

    -Что ходишь сзади? Что нужно тебе, амба?.. Неужели в тайге места мало!??..

Арсеньев  тоже стал смотреть в ту сторону, куда смотрел Дерсу, но ничего не видел.

Стало совсем темно…Вдруг до их слуха донёсся шорох. Сомнений не было: кто-то осторожно приближался к ним через заросли… Вдруг грозное рычание, похожее на отдалённый гром, пронеслось в воздухе:

 -Рррррр!..

Дерсу схватил Арсеньева за руку:

  -Амба, капитан!.. Наша напрасно сюда ходи. Амба сердится! Это его место…

 

  -Рррррр!..-снова раздалось в ночной тишине (Дерсу снял винтовку и поставил её).

Велико было изумление  Арсеньева, когда он услышал речь, обращённую к тигру:

      (на экране -изображение тигра)

  - Хорошо, хорошо, амба Не надо сердиться, не надо! Это твоё место! Наша это не знал.

     Наша сейчас другое место ходи. В тайге места много. Сердиться не надо!..

  Дерсу стоял, протянув руки к зверю. Вдруг он опустился на колени, дважды поклонился в землю и вполголоса стал что-то говорить на своём наречии.

 Наконец Дерсу медленно поднялся, взял свою берданку.

      - Пойдём, капитан! – и быстро  пошёл через заросли.

Спокойный вид Дерсу, уверенность, с какой он шёл без опаски и не озираясь, успокоили Арсеньева, который почувствовал, что зверь не пойдёт за ними и не решится сделать нападение…)

Вывод. Хорошо, когда при подобных встречах есть опытный проводник, как Дерсу.

   

Задание 4.

4.. Какие ответы противоречат содержанию текста?

    Укажите их номера .

  1)Герои ходили в опасных местах.

 2) След был наполнен водой.

 3) Герои затаились и ждали рассвета.

 4) Зверь ходил кругами впереди них.

 5) Отпечаток кошачьей лапы был виден на мятой траве.

Ответ: 2.3.4.5.  (За каждый правильный ответ-по 2 балла.).

Учитель: Итак, с кем мы сегодня встретились на страницах книги?

                 (Учащиеся отвечают. Обобщаем: это были важные встречи с представителями разных групп: «людей тайги», а также представителей флоры и фауны Уссурийского края)

Пора бы встретиться с кем?

Ответы: с автором, с самим Арсеньевым.

Задание 5.  (по дом. заданию к данному уроку)

 Составить     лонгрид по теме «Биография В.К. Арсеньева»

Слово «лонгрид»  объясняется и записывается.

( Выполняется задание на листах А4)

Баллы (за каждый представленный элемент биографии—по 2 б.)

На выполнение -5 мин, 1 мин на прочтение ответа.

     

Вывод:

 В.К.Арсеньев – один из великих людей, которые прославили Росси.

Учитель: Какое слово можно назвать ключевым на сегодняшнем уроке?

                         (Встреча)

III.Рефлексия

Задание 6 Составить синквейн на тему  «Встреча»

(По 1- 2 б. -за задания 2-5)

Учащиеся читают ответы и сравнивают с эталонным (на слайде)

Учитель: встреча с Арсеньевым продолжится на уроке русского языка

по теме «Словарь Арсеньева»- через 2 недели.

 Дом. задание_ выбрать из текста незнакомые слова

                       (сдать на черновике)

В оставшееся время: написать 4-5 предложений:

 Что я узнал, повторил, запомнил, открыл сегодня на уроке?

О чём бы мне хотелось ещё прочитать в книге Арсеньева?

                                   

                                    Самоанализ учителя

Урок составлен и проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием, охватывает два дополнительных включения в планирование:

читательская грамотность и краеведение.

       Тема «Встретимся у Арсеньева» предполагает систему уроков по книге «По Уссурийскому краю»

1.Данный урок проведён как внеклассное чтение на уроке литературы.

2. Планируется провести также урок русского языка 

    по теме «Словарь В.К. Арсеньева».

3. И урок родного языка по теме «Топонимика Приморского края».

   

      Данный урок  был проведён в 9 «А» классе, где учащиеся имеют представление о том, кто такой Арсеньев и в чём его заслуги?

Формы  работы: фронтальная, групповая

Урок проходил под рубрикой «За страницами учебника»

Использовалось разнообразное оборудование.

Тип урока: смешанный: повторение, закрепление, расширение образовательного пространства.

.

На уроке имели место межпредметные связи: связь литературы с географией, биологией, этнографией, историей Приморского края.

 Урок проводился в рамках технологии  критического мышления с использованием ИКТ-технологии

Данный урок – реализация авторской разработки  в плане идеи, композиции, форм работы, подбора материала.  Имеет тесную связь с жизнью, способствует углублению представлений учащихся о родном крае.

Домашнее задание явилось логическим продолжением работы над книгой.

На уроке используется   музыка . Она способствует эмоциональному воздействию на учащихся, и помогает глубже проникнуть в мир другой культуры.

   Поставленные задачи были выполнены: дети работали активно и вдумчиво.

     Характеристика заданий на уроке

        по читательской грамотности

Содержательная область:

         Великие люди России

    2.Компетентностная область:

       Находить и извлекать информацию, преобразовывать информацию, систематизировать её, оценивать содержание.

     3. Контекст:

       Научно-художественный

     4.Тип текста:

         Смешанный.

     5.Уровень сложности:

          Средний.

     6. Формат ответа:

           Задания с кратким ответом, с выбором ответов,

          с развёрнутым ответом.

Оценивание ведётся на протяжении урока участниками

Действия. Максимальный балл- 43-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сложные эпитеты в романе И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева"

В работе освещена проблема эпитетов художественной речи, описаны особенности художественного языка ....

Уссурийская тайга в трудах В.К. Арсеньева. Автор Валерия Москалева

 В исследовательской работе дана характеристика уссурийской тайге как природному феномену и описаны экспедиции замечательного путешественника, исследователя, писателя и ученого В.К. Арсень...

Жизнь и творчество Арсеньева Владимира Клавдиевича.

В курс литератры 6 класса в нашей школе включен региональный компонент - изучение жизни и творчества писателей и поэтов Дальнего Востока.В своей я работе я собрала основные сведения о жизни и творчест...

Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».

Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...

Литературный веб-квест по произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» «Давайте познакомимся, В.К. Арсеньев и Дерсу Узала».

Литературный веб-квест по произведению В.К. Арсеньев "Дерсу Узала" "Давайте познакомимся, В.К. Арсеньев и Дерсу Узала"   можно провести в 6-ом классе на уроках внеклассного чт...

«ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ ПРИМОРЬЯ: 95 ЛЕТ СО ДНЯ ИЗДАНИЯ КНИГИ АРСЕНЬЕВА В.К. «ДЕРСУ УЗАЛА», 110 ЛЕТ ЭКСПЕДИЦИИ АРСЕНЬЕВА В.К. НА СИХОТЭ-АЛИНЬ»

Выдающийся путешественник, учёный, писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) занимает достойное место в истории изучения Дальнего Востока России. Его имя стоит в одном ряду с именами лучших ру...

План мероприятий к 150 летию В.К. Арсеньева

В 2022 году исполняется 150 лет Арсеньеву Владимиру Клавдиевичу, ученому, исследователю, писателю...