Технологическая карта урока по русской литературе в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • определить содержательные рамки урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Технологическая карта урока

по русской литературе в 5 б классе учителя русского языка и литературы

МБОУ  «СОШ №1 им. Д. Хугаева с. Ногир» Ортабаевой Ф.Х.

 

              Учебник (УМК): В. Я.Коровина.  Литература в 2-х частях. 5 класс. – М.: Просвещение

  Тема урока:  Стихотворение М. Ю. Лермонтова  «Бородино»  

              Тип урока: урок изучения нового материала.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся

3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

 Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Называют ассоциации, связанные со  словом БОРОДИНО

Выдвигают предположения о теме урока

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

3 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся. Организовывает  работу в парах по составлению бортового журнала урока.

Создает проблемную ситуацию.

Организует обсуждение содержания выступлений учащихся

Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва

Учащиеся слушают учителя и составляют бортовой журнал "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?"

Подготовленный учащийся рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях. Все остальные учащиеся слушают и дополняют  свои бортовые журналы "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?"

Слушают сообщение учащегося об исторических событиях, лежащих в основе стихотворения "Бородино".

Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра  выписывают основные этапы битвы. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

10-12 минут

3

     Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения

Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана". Организовывает обсуждение степени выразительности чтения и содержания стихотворения "Два великана".

Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета.

Организовывает работу по осмыслению содержания текста.

Слушают учителя. Слушают выразительное  чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения ""Два великана". Озвучивают анализ степени выразительности чтения, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.

Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино".  Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

4

Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста

Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести картинку и название.

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует  обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.

Организовывает прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки организовывает обсуждение  рисунков по произведению Лермонтова "Бородино".

Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа.

Анализируют поэтическое произведение с целью определения:

  • темы, идеи стихотворения;
  • характера героев;
  • роли и значения лирического героя;
  • смысла поэтического произведения;

Участвуют в беседе  по обсуждению характера русского солдата, делают  обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".

Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении рисунков

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

5

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять полученные знания;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

5 минут

6

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" или "Мои впечатления от урока".

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание

Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  

Учащийся, призер муниципального литературного праздника, читает стихотворение собственного сочинения об Отечественной войне "Размышления потомков".

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство

5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока ФГОС по литературе 5 класс "Ночь перед Рождеством" УМК Москвин

Представляю технологическую карту урока ФГОС. УМК Москвин, первая часть учебника к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Ночь перед Рождеством".На мой взгляд, данный вид планирования наиболее полно...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока. Родная (татарская) литература. 5 класс. Л. Кассиль. «Мэнгелек хэтер».

Урок построен с использованием национально-регионального компонента - о подвиге Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича....

Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева

Технологическая карта  урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...