Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе, посвященная Владимиру Семеновичу Высоцкому «Поющий нерв эпохи»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Гальченко Яна Александровна

Цель данного мероприятия:

— знакомство и популяризация творчества поэта-барда 70-х годов Владимира Высоцкого (незаурядная натура поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества); 

—понятие об авторской песне; 

— знакомство с разнообразием тематики стихотворений Высоцкого 
 (оригинальность исполнения песен, трагическая нота в стихах и песнях при исполнении); 

— развитие коммуникативных качеств учащихся, обогащение эмоциональной сферы; 

— воспитание гражданской позиции и нравственных качеств учащихся на примере поэта-борца и патриота В. Высоцкого.

        Актуальность данной литературно - музыкальной гостиной обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры подростков, формировать которую целесообразно посредством организации подобного рода мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение

 «Многопрофильный педагогический колледж

Луганского государственного педагогического университета»

«ПОЮЩИЙ НЕРВ ЭПОХИ»

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе, посвященная  

Владимиру Семеновичу Высоцкому

http://couponebe.ru/uploads/images/v/l/a/vladimir_visotskij.jpg

Пояснительная записка.

          …Высоцкий осуществил мечту каждого человека выразиться полностью, всем существом сразу, и умом, и сердцем, и телом, и голосом,  и мыслью, и страстью.

Александр Митта


       
Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в том, что он сделал себя, создал, сотворил совершенно самостоятельно. Вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям, он сам, без разрешения и спроса, поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве. 

        Цель данного мероприятия:

— знакомство и популяризация творчества поэта-барда 70-х годов Владимира Высоцкого (незаурядная натура поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества); 

—понятие об авторской песне; 

— знакомство с разнообразием тематики стихотворений Высоцкого 
 (оригинальность исполнения песен, трагическая нота в стихах и песнях при исполнении); 

— развитие коммуникативных качеств учащихся, обогащение эмоциональной сферы; 

— воспитание гражданской позиции и нравственных качеств учащихся на примере поэта-борца и патриота В. Высоцкого.

        Актуальность данной литературно - музыкальной гостиной обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры подростков, формировать которую целесообразно посредством организации подобного рода мероприятий.

Литературно-музыкальная гостиная

«Поющий нерв эпохи»

Цели:

  • создать условия для формирования традиций и новаторства в русской литературе, обучения выразительному чтению произведений с соблюдением норм литературного произношения, осуществление знакомства с биографией и лирикой В.С. Высоцкого.
  • способствовать формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий; воспитание нравственности, эстетического вкуса, любви и гордости к творческому наследию.
  • развивать творческое мышление, умение быть организованными и дисциплинированными; развивать творческую активность, расширять словарный запас студентов.

Оборудование:

  • Портрет В.Высоцкого.
  • Гитара
  • Фонограммы песен В.Высоцкого
  • Видеофрагменты выступлений, монологов, фрагменты  художественных фильмов, в которых снимался В. Высоцкий;
  • Сборники стихов, книги о В. Высоцком
  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной

Владимиру Семеновичу Высоцкому

«Поющий нерв эпохи»

Преподаватель: (сл.1) Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня мы проводим открытое мероприятие, посвященное творчеству Владимира Семеновича Высоцкого.

Нынешние молодые люди мало знакомы с творчеством этого талантливейшего человека, который имел свою гражданскую позицию, отраженную в его творчестве являющемся частью культурного наследия России, и заслуживает нашего уважения. Хотя в настоящее время у журналистов стало модным отыскивать не самые лучшие моменты жизни наших бывших кумиров, показывать на всеобщее обозрение их сложные отношения с родными людьми. По-моему, такие поступки - удел слабых и не заслуживают подражания.

В людях надо видеть хорошие стороны, помнить их замечательные дела. От этого Мир становится теплее и добрее. И сегодня в противовес СМИ, в нашем повествовании мы решили отразить самые замечательные стороны человека, гражданина и творческой личности - Владимира Семеновича Высоцкого.

(сл.2) Песни его ворвались в наш слух, в наши души. Высоцкий был весёлым, всё умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отшить, сказать, врезать. И всё равно он был не злым, не подлым. «Старшие» учили не трусить, защищать слабого, беречь свою честь, держать марку, не подличать ни ради чего.

Мы обратим внимание на очень важный аспект его творчества- духовность и душевность его песен, потому что сам автор считал, что «стихи должны войти не в уши, а в душу» каждого человека. В соответствии с этим определилась тема занятия: «В. Высоцкий – душа России».

1 ведущий. (сл.3) Холодным зимним утром 25 января 1938 года в Москве родился выдающийся актер театра и кино, автор стихов и песен Владимир Высоцкий.

(сл.4) «Прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец. Как щедро одарила его природа! И так не щедро, жесточайше скупо отпустила ему дней на земле». Такими словами голосом многих отозвался на невосполнимую утрату писатель Юрий Трифонов «Он был поэтом легендарного темперамента, и ушёл – не растратив его, не исчерпав себя, не изменив своему дару».

Прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века: «Мне есть, что спеть перед всевышним…». Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости.

(сл.5) Звучит “Песня о новом времени” Высоцкого.

2 ведущий. (сл.6) Владимир Высоцкий не вел дневников,  у него не было прижизненных биографов. Жизнь его переплеталась со слухами и легендами. Любое талантливое явление единично, потому-то так трудно найти точку опоры для верной оценки. Каким же он был, тот, о котором сказали «Он жил так – и писал так!»

Чтец 1. Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
3 ведущий. (сл.7) Два года Володя провёл с матерью в эвакуации на Урале. Некоторое время жил с отцом в Германии, а потом вернулся в Москву. Юношеские годы Владимира Семеновича прошли в большом Каретном переулке…

Звучит «На большом Каретном»

4 ведущий. (сл.8) Вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна: «Когда Володя окончил 10 класс, естественно, встал вопрос, где учиться дальше. Володя довольно решительно заявил: “Хочу в театральный.”. Но мы этого не хотели. Особенно его отговаривал от этой идеи дедушка, а он обладал особым даром убеждать. И убедил. (сл.9) К тому же школьный друг Володи Игорь Кохановский решил поступить в инженерно-строительный. На пару они подали документы в МИСИ и стали студентами»

(сл.10) Но инженером стать Высоцкому было не суждено. Он чувствовал совсем другую потребность – потребность живого общения с людьми через песню. “Инженером я не хочу быть и не буду. Это не моё, понимаете? Так зачем же мне занимать место, предназначенное для другого?”

Дома матери Владимир скажет так: “Ты мама, не волнуйся, я знаю, придёт время, я буду на сцене, а ты будешь в зале, и тебе захочется рядом сидящему незнакомому человеку шепнуть: “Это мой сын.” Я стану актёром, хорошим актёром, и тебе стыдно за меня не будет.”

Чтец2. (сл.11) Упрямо я стремлюсь ко дну,

1 ведущий. (сл.12) В. Высоцкий не только стал широко известным поэтом, но и душой России, хотя «немногие, да и не сразу, поняли, что в России родилась поэзия высокого драматизма и мудрости» (А. Володин)

Его талант актёра раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимого, где Высоцкий работал с 1964 года до конца жизни.

Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и  каторжник Хлопушка, и Лопахин в «Вишневом саде», и Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание».

Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталось его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом.! « Гамлет- это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелёгким».

(сл.13) Отрывок из спектакля «Гамлет»

2 ведущий. (сл.14) Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актёрские работы в картинах «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», « Вертикаль», «Опасные гастроли», (сл.15) «Служили два товарища», «Интервенция» , «Короткие встречи». Особую популярность Высоцкому- киноактеру принесли две роли: Жеглова (в фильме “Место встречи изменить нельзя”) и Дона Гуана (в фильме “Маленькие трагедии”). А за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии. Ведь Высоцкий не просто играл, он ещё и пел.

(сл.16) Отрывок из фильма «Место встречи изменить нельзя»

3 ведущий. (сл.17) Были ещё фильмы, были ещё спектакли, которые “озвучивал” Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля, каждый раз  у этих песен начиналась своя отдельная (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену…

Особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься  в песни, написанные Высоцким о войне…

Чтец 3.(сл.18) «Он не вернулся из боя»

4 ведущий. (сл.19) С жестокостью и бессмысленностью войны  как таковой Высоцкий спорил не на уровне абстрактных деклараций и лозунгов, а путём художественного исследования трагической судьбы одного отдельного взятого человека. В его песнях звучит философски обобщенное неприятие всех и всяческих войн, и в то же время вера в неистребимость жизни.

Звучит «Песня о Земле» в исполнении  Е. Гусевой.

1 ведущий. (сл.20) Песни Высоцкого – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых…Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, «значит, как на себя самого положись на него…»

Исполнение  песни В. Высоцкого  «Песня о друге»

2 ведущий.(сл.21) У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем ещё не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы появиться на сцене «пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в то, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

(сл.22) В. Высоцкий  “Диалог у  телевизора”(сценка)

Песня «Гимнастика» ( исполнение на гитаре)

3 ведущий. У Высоцкого немало таких веселых шуточных юмористических песен. За хриплым напряженным голосом и жестокой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа. Прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его.

4 ведущий. (сл.23) Владимиром  Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждое слово бьёт в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда, как кит из-под толщи океанских вод, потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение – это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьёзно или насмехается.

1 ведущий. (сл.24) На его подпольные концерты невозможно было попасть, на спектакли театра Таганка невозможно было достать билеты, тысячами гуляли магнитофонные записи по стране, бережно хранимые, переписываемые, истертые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные «песни-роли».

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: ещё секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрёт прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Он дышал!

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она ещё больше западала в душу .

(сл.25) Звучит песня В .Высоцкого «Я несла свою беду» в исполнении С.Парфёровой.

2 ведущий Слово «душа» имеет несколько значений – это и внутренний мир человека, и сам человек с теми или иными свойствами и качествами характера. Очень часто слово «душа» встречается в стихотворении «Купола»

Чтец 4. (сл.26)Как засмотрится мне нынче, как задышится?

3 ведущий. (сл.27) В стихотворении «Я не люблю» Владимир Высоцкий рассматривает душу человеческую как что-то сокровенное, присущее каждой личности. Это стихотворение можно считать программным, так как в нем отражен целый перечень ненавистных автору черт характера, присущих человеку.

Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю»

4 ведущий: (сл.28) Горечь о человеческом непонимании, о тех, кто находится по ту сторону баррикад, о человеческой бестактности звучит и в стихотворении «Мне в душу ступит кто-то посторонний».

Чтец 5.

Мне в душу ступит кто-то посторонний.
А может, даже плюнет. Что ему?!
На то и существует посторонний
На противоположном берегу.

Он, посторонний, — он по-ту-сторонний.
По ту, другую, сторону от нас...
Ах, если бы он был потусторонний,
Тогда б я был спокойнее в сто раз.

4 ведущий. (сл.29) Крик о помощи, о спасении души звучит в песне В.Высоцкого «Спасите наши души». Алесь Адамович писал: «Пел как кричал? Потому что все в нем кричало…»

Звучит песня в исполнении В. Высоцкого «Спасите наши души»

1 ведущий. Да, такого Высоцкого мы, к сожалению, знаем очень мало. Человек, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становится воплощением возвышенного спокойствия, становится человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

(сл.30) В жизни Высоцкого были три самые дорогие и любимые женщины. Первая жена – Изольда Жукова студентка школы-студии МХАТ. Вторая – киноактриса  Людмила Абрамова, мать его сыновей, Аркадия и Никиты.

(сл.31) В 1967году в жизнь Высоцкого вошла Марина Влади, известная французская актриса русского происхождения, покорившая всех зрителей своей красотой и талантом.

Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнущая день ото дня, обогатила обоих.

(сл.32) Отрывок из фильма с участием Высоцкого и Влади.

Чтец 6 Марине Влади:Люблю тебя сейчас

2 ведущий. (сл.33) Спустя несколько лет, Высоцкий и Влади поженились. Это была красивая, длившаяся много лет, духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп – вдвоём трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: «я жив 12 лет тобою…»

(сл.34) Высоцкий ушёл от нас 25 июля 1980года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Тогда  Врачи спасли его.

(сл.35) Отрывок из фильма «Высоцкий, спасибо что живой»

3 ведущий (сл.36) Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах. Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву. Он торопился жить, он, словно всадник, мчащийся стремглав, пытающийся успеть многое спеть, сказать. Но вот только кони ему попались привередливые.

За два дня до смерти Высоцкий пишет стихотворение «Последний приют».

Чтец 7. (сл.37) Спасибо, друг, что посетил последний мой приют.
4 ведущий. (сл.38) Владимир Семенович Высоцкий скончался 25 июля 1980 года от сердечного приступа и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На его могиле, расположенной недалеко от входа, установлен памятник и в любое время года много живых цветов.

(сл.39) Кажется, что он просто устал от жизни, спел всё, что посчитал нужным, и ушёл. Но не умер, а оставил большую часть себя с нами в своих песнях и стихах.

1 ведущий Из постановления ЦК КПСС и Совета министерства СССР: “…присудить Государственную премию СССР 1987 года Высоцкому Владимиру Семеновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен”.

(сл.40) Владимир Высоцкий – так названа открытая в  1986 году планета между орбит Марса и Юпитера. Ивановскому молодежному театру присвоено имя поэта. Бульвар в Киеве также носит имя Владимира Высоцкого. Миллионными тиражами выпущены диски его песен.

(сл.41) Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

Чтец 8 (сл.42) Хоть о камень башкою,

Преподаватель(сл.43) Почему же Высоцкого считают душой России?

Юрий Трифонов отвечает на этот вопрос так: Высоцкий затронул очень важные или, лучше сказать, очень больные моменты нашей истории. Он рассказывал нам почти обо всем, чем жили мы, чем жил народ — при нем и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был мальчиком, но, как оказалось потом, все хорошо ухватил, почувствовал и понял... Пел о больших делах и стройках и о тяжких временах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, спортсменах и альпинистах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах, шоферах — о ком угодно, обо всем. Великая, фантастическая его популярность возникшая так неожиданно, объяснима: Высоцкий вошел в самую гущу народа, он был понятен многим, почти всем.

(сл.44) Наверное, девизом всей жизни Владимира Высоцкого можно считать его слова, которые являются путеводной звездой для многих наших соотечественников:

Если трудно идешь-

По колено в грязи,

Да по острым камням, босиком по воде по студеной…

Пропыленный, обветренный, дымный,-

Огнем опаленный-

Хоть какой,-

Доберись, добреди, доползи!

Я надеюсь, что эта встреча не пройдёт для вас бесследно. Конечно, многое из его биографии сегодня не затронуто. Она у него обширная и очень интересная. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями.

Звучит песня В. Высоцкого «Кони привередливые»

Список использованной литературы

1.        Вологда.ру / Высоцкий. Все факты о Высоцком [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.wologda.ru/article/222

2.        Все о Высоцком / Песни Высоцкого [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://visockiy.ucoz.ru/blog

3.        Информио / Методическая разработка [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id670/Metodicheskaja-razrabotka-vneklassnogo-meroprijatija-Vladimir-Vysockii

4.        Официальный сайт В. Высоцкого / Проза и поэзия [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.kulichki.com/vv/

5.        Социальная сеть работников образования / Методическая разработка [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library /2015/08/18/ metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya

https://img1.goodfon.ru/original/600x1024/a/a1/temno-biryuzovyy-goluboy-fon.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

презентация к уроку литературы "Высоцкий-поющий нерв эпохи"

В данной презентации содержатся фотографии ,составляющие хронологию жизни В.Высоцкого.Данную работу можно использовать при проведени литературно-музыкальной гостиной,посвящённой поэту,музыканту,актёру...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт»  Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Я помню! Я горжусь!" (Посвященного Дню победы)

В настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия историческо-географическая гостиная по дисциплинам «История», «География» на тему: «Об этом помнит вся Россия» (посвященное 100- летию революции 1917 года)

Данное  мероприятие  посвящено 100-летию революции 1917 года. Эта тема требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же – последствий и итогов Октябрьс...

Сценарий творческого вечера, посвященного Владимиру Семеновичу Высоцкому

Посвящается эта страница жизни и творчеству знаменитого поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого....

Внеклассное мероприятие, посвященное памяти В.С. Высоцкого "Поющий нерв эпохи"

Знакомство обучающихся с жизнью и творческой деятельностью поэта и барда Владимира Семеновича Высоцкого....