Методразработка заседания кружка. Дискуссия на тему: «Век Золотой и век Серебряный - что ярче?»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Шуаева Елена Викторовна

Гипотеза диспута:

Если периоды русской литературы названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры. 

 

        На протяжении всего года мы с вами изучали русскую литературу. Знакомились с творчеством писателей 19 и 20 веков. Вы знаете, что в истории русской литературы есть два знаменательных периода. Это - Золотой и Серебряный век. Они во многом отличаются друг от друга, и принадлежат к разным историческим периодам, но главное, что их объединяет - это многообразие талантливых писателей, которые творили свои гениальные произведения русской литературы именно в те эпохи. Такие названия не случайны, они говорят о той яркости и насыщенности, которые принесли оба этих литературных "века".

Выводы: таким образом, выдвинутая гипотеза позволяет говорить о равнозначности для русской культуры литературы Золотого и Серебряного веков. Каждый период внес свой вклад в развитие литературы, дополняя другой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kruzhka.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Заседание литературного кружка «Лира»

 Дискуссия на тему: «Век Золотой и век Серебряный - что ярче?»

Гипотеза диспута: 

Если периоды русской литературы названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры. 

Учитель:

        На протяжении всего года мы с вами изучали русскую литературу. Знакомились с творчеством писателей 19 и 20 веков. Вы знаете, что в истории русской литературы есть два знаменательных периода. Это - Золотой и Серебряный век. Они во многом отличаются друг от друга, и принадлежат к разным историческим периодам, но главное, что их объединяет - это многообразие талантливых писателей, которые творили свои гениальные произведения русской литературы именно в те эпохи. Такие названия не случайны, они говорят о той яркости и насыщенности, которые принесли оба этих литературных "века".

Выводы: таким образом, выдвинутая гипотеза позволяет говорить о равнозначности для русской культуры литературы Золотого и Серебряного веков. Каждый период внес свой вклад в развитие литературы, дополняя другой. 

Тема нашей сегодняшней дискуссии: «Век Золотой и век Серебряный - что ярче?»

  1. Скажите, а почему двум периодам русской литературы даны такие красивые названия?

Ответы: (Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. 
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. 

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально - политической обстановки. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. И здесь на первый план выходит творчество величайших писателей и поэтов Л. Толстого, Ф. Достоевского и многих

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него[2]. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп[2]Владимир Маковский)

  1. Представление двух эпох

Я предполагаю, что если периоды русской литературы названы «Золотой» и «Серебряный», то оба они должны быть равноценными для русской культуры. 

На сегодняшнем занятии вы должны доказать или опровергнуть мою гипотезу.

Ваша группа разделена на 2 микрогруппы: поклонники литературы Золотого века и поклонники литературы Серебряного века.

Для начала я предлагаю вам представить ту эпоху русской литературы, которой вы отдали предпочтение. Давайте начнём с Золотого века.

1)Поклонники литературы Золотого века (презентация)

Золотой век русской литературы

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.  19 век - это время формирования русского литературного языка, который оформился во много благодаря А.С. Пушкину.

Исторический период, в котором сформировалась литература Золотого века, был насыщен переломными моментами и существенными социальными и историческими изменениями.

           Таланты, которые принес Золотой век русской и мировой литературе, настолько разнообразны, что о творчестве каждого можно говорить часами. Это и гениальный Пушкин, лирика которого до сих пор не имеет аналогов, мятежный Лермонтов и Некрасов, таинственный Гоголь, произведения которого полны нравственных и остросоциальных вопросов.

Это выдающийся писатель Толстой, чьё произведение "Война и мир" стало знаменитым на весь мир и гений Достоевский, сумевший изменить течение мировой литературы. Все эти имена известны каждому школьнику и каждому взрослому.

Литература Золотого века создала не только фундамент русской классической литературы, она определила ее развитие и дальнейшее становление.

2)Поклонники литературы Серебряного века (презентация)

Серебряный век русской литературы

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший литературу новыми именами.

Две революции сделали революцию в прозе и лирике - благодаря этому образовались новые литературные направления и течения. Символизм и футуризм оставили неизгладимый след в литературе Серебряного века. Блок, Гумилев, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Брюсов… Имена гениальных творцов Серебряного века можно перечислять долго, и творчество каждого заслуживает пристального внимания.

По-разному сложились судьбы замечательных поэтов "серебряного века". Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, как Ахматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил "точку пули в своем конце", как Маяковский. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо — "серебряный век" русской поэзии.

  1. Анализ стихов

Все познается в сравнении. Анализируя два периода русской литературы не возможно не обращаться к произведениям. Сравним два стихотворения «золотого» и «серебряного» века, ставших любимыми романсами – «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе…» А.А. Блок

Давайте сравним с вами два этих стихотворения

«Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина

«О доблестях, о подвигах, о славе…» А.А. Блок

1.тема

любовная лирика

любовная лирика

2. мотив

расставание

расставание

3.чувства лирического героя

Отношение к возлюбленной

Лирический герой стиха Александра Сергеевича рассказывает о прекрасном «мимолетном видении», женщине, которая надолго оставила в его памяти «милые черты». Черты любимой врезались навсегда, ведь хранились не только в душе, но и на фотографии.

забывал обо всем на свете, когда видел фотографию любимой.

женщина ушла к другому. Герой, чтобы не томить свою душу, сразу забыл ее лицо.
После личной трагедии мужчину завертели страсти и алкоголь, дни же напоминали «проклятый рой».

В конечном итоге,

где лирический герой хранит образ возлюбленной

Образ ее мужчина хранит в своем сердце долго, пока его не разрушает время.

описание жизни «без любви»

  «во мраке заточенья».

в «вине и страстях»,

окончание стихотворения

заканчивается мажорной нотой – герой снова встречает «гения чистой красоты» и чувствует, как оживает его душа и воскресают чувства.

мужчина осознает, что не сможет вернуть ни супругу, ни молодость, поэтому просто убирает фото со стола, чтобы не терзать свою душу.

  1. Проблемные вопросы (дискуссия)

  1. Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. Почему так по-разному звучат произведения этих эпох? (Литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому важно знать факторы, влияющие на литературный процесс)
  2. Как вы думаете, что может повлиять на литературу? (Исторические события; экономическая ситуация; концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям)
  3. Давайте вспомним, какие важные политические и исторические события происходили в России в те периоды, о которых мы сегодня с вами говорим?

  1. Сопоставление романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Тихий Дон» М.А. Шолохова:

Учитель:

-Давайте вспомним с вами два романа-эпопеи, один написан в 19 веке, а другой в 20.

Описываемые события отделяют друг от друга 100 лет. Назовите эти романы («Война и мир» и «Тихий Дон»)

-Что такое роман? 

(Роман - это объемное, чаще всего прозаическое литературное произведение со сложным сюжетом. Чаще всего роман - это подробное изображение жизни и развития главного героя, но такое произведение может отображать и жизнь большого количества героев.)

-Что такое эпопея? 

(Эпопея – это крупное эпическое литературное произведение, которое изображает существенные, важные, исторически значимые события национального масштаба.) 

 

Сходства романов:

-В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути.

-Интуитивность этих поисков.

-Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие.

-Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов.

-Изображение подвига – настоящего и формального.

-Противопоставление мира и войны.  Картины мира перемежаются с картинами военных действий

-Изображение развивающего действия войны на душу человека.

-«Диалектика души» - психологизм, герой в развитии.

-Отсутствие идеализации народа.

Учитель:

«Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Л. Толстого» Ромен Роллан (французский писатель Во время работы над «Тихим Доном» настольной книгой Михаила Шолохова была «Война и мир». И, может быть, поэтому так много общего у этих великих произведений.

        Давайте послушаем отрывки из них:

 

Отрывок из «Войны и мира» 

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными  корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

 "Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

         Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

         "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Отрывок из «Тихого Дона»

«С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.

Иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - всё казалось ей невиданно красивым, всё цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ;

незамысловатая песенка жаворонка, донесшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она - услышанная на чужбине песенка - заставила учащённо забиться Аксинью сердце и выжала из глаз две скупые слезинки… Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налётом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожью, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле…» (8, 571).

Учитель:

-Что описывают авторы в этих отрывках? (природа, весна…)

И у Толстого, и у Шолохова картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев. (А. Болконского, Аксиньи)

 

  1. Подведение итогов.

Учитель:

 «Серебряный век» развивался на тех достижениях, которые были достигнуты поэтами предшествующего периода, на творчестве поэтов пушкинского времени. «Серебряный век» - это логическое продолжение Золотого века. Это попытка возрождения в русской литературе тех ценностей, которые были забыты, отброшены во второй половине ХIХ века. Это возвращение в русскую литературу поэтической эпохи.

         Выводы: таким образом, выдвинутая гипотеза позволяет говорить о равнозначности для русской культуры литературы Золотого и Серебряного веков. Каждый период внес свой вклад в развитие литературы, дополняя другой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание кружка на тему: « Осевая симметрия»

разработка  занятия математического кружка...

Открытое заседание кружка "Рукоделие"

     Занятие кружка "Рукоделие" посвящено знакомству с народным рукоделием - прядение, вязание, вышивка и проведению мастер-класса по изготовлению куклы Кувадки....

Заседание кружка английского языка "За страницами учебника" по теме "Королевская семья"

Викторина "Королевская семья" была проведена на заседании кружка английского языка "За страницами учебника"...

Заседание кружка "Германия: страна и люди"

Сценарий заседания кружка по дисциплине "Немецкий язык". Форма проведения - заочное путешествие....

Заседание кружка "Привет, сосед!"

Празники и традиции, традиционные блюда, застольные песни...

Урок-дискуссия "Век Золотой и век Серебряный-что ярче?

Цель урока: Сформулировать понятия «Золотой век» русской литературы и «Серебряный век» русской литературы.Определить временные рамки этих периодов. Выяснить авторский сост...

Урок-дискуссия "Век Золотой и век Серебряный-что ярче?"

Открытый урок - дискуссия по теме  "Век Золотой и век Серебряный-что ярче?"...