кедрин. зодчие
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Оксана Викторовна Панфилова

Конспект урока в 11 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кедрин зодчие740.62 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Панфилова О.В

11 класс

ЛИТЕРАТУРА

Тема: «Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова».

           Д.Кедрин «Зодчие».

Цели урока:

  1. Воспитывать у учащихся чувство уважения, любви к литературе и русскому языку, памятникам культуры.
  2. Познакомить учащихся с историей создания храма Покрова, с поэмой Д.Кедрина «Зодчие».
  3. Провести лексико-стилистический анализ поэмы Д. Кедрина «Зодчие».

 План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового:
  1.  знакомство учащихся с историей храма Покрова, его репродукциями;
  2. краткая характеристика личности Д.Кедрина, автора поэмы «Зодчие»;
  3. выразительное чтение поэмы «Зодчие».

  1. Лексико-стилистический анализ поэмы «Зодчие».
  2. Объяснение домашнего задания.
  3. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствуем учащихся, проверяем готовность к уроку.

  1. Изучение нового:
  1. Под тихий звон колоколов учитель читает отрывок из поэмы Д.Кедрина «Зодчие», являющийся эпиграфом к уроку:

         

А как храм осветили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь –

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!» - молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

  1. Краткая история построения храма Покрова (сообщение учащегося)

В XVIв. во времена правления Ивана Грозного в России получило большое развитие крепостное зодчество. Большой масштаб приобрело каменное строительство, хотя подавляющее большинство построек по-прежнему сооружались из дерева.

Вершиной русского зодчества в XVIв. является Покровский собор на Красной площади в Москве, построенный мастерами Баршой и Постником в память о взятии Казани и известного под названием храма Василия Блаженного. Он состоит из девяти церквей, объединенных вокруг высокого шатра. Такой архитектурный прием символизировал единство русских земель, объединенных вокруг Москвы. Каждая церковь удивительно своеобразна. Причудливо украшены их купола и стены. Все здание вызывает радостное, живое чувство красоты.

Легенда о строительстве храма. После победы Ивана IV Золотой Ордой над Казанью царь повелел двоим безызвестным зодчим выстроить небывалой красоты церковь, которая была бы лучше иноземных. Царь по окончании строительства приказал ослепить мастеров, дабы они не построили еще лучшего храма в других землях.

  1. Знакомство с репродукциями храма Василия Блаженного.

E:\кедрин\1399245.jpg

E:\кедрин\Собор-Василия-Блаженного-4.jpg

  1. Краткая характеристика личности и творчества Д.Б. Кедрина (сообщение ученика).

E:\кедрин\author140.jpg

Дмитрий Борисович Кедрин прожил короткую, но интересную жизнь. Дмитрий Борисович Кедрин (1907—1945) — советский поэт.

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 года в Донбассе (Украина) на Богодуховском руднике — предшественнике нынешнего города Донецка, недалеко от Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Его дед по матери вельможный пан И. И. Руто-Рутенко-Рутницкий имел сына и четырёх дочерей. Младшая — Ольга родила вне брака мальчика, которого усыновил муж Ольгиной сестры Людмилы Борис Михайлович Кедрин, давший незаконнорождённому свои отчество и фамилию.

После смерти в 1914 году приёмного отца Дмитрий остался на попечении матери Ольги Ивановны, тёти Людмилы Ивановны и бабушки Неонилы Яковлевны.

Воспитанный на сказках А. С. Пушкина, стихотворениях М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Дмитрий рано почувствовал тягу к поэзии. Его первые стихи появились в газете Днепропетровского губкома комсомола «Грядущая смена» в 1924 году, а уже в следующем году он стал штатным сотрудником этой газеты, возглавил отдел рабочей поэзии. Так началась его литературная деятельность, хотя сам Дмитрий Борисович считал её началом опубликование в 1928 году в московском журнале «Октябрь» поэмы «Казнь». С этого времени его стихи стали появляться в журналах «Молодая кузница», «Прожектор», в газете «Комсомольская правда».

В 1929 году он попал в тюрьму за «недонесение известного контртеррористического факта». Оказалось, что у его приятеля отец был деникинским генералом, а Дмитрий Кедрин, зная об этом, на него не донёс. За это он был осуждён на два года, провёл за решеткой пятнадцать месяцев и был досрочно освобождён. Он очень тяжело переживал всю эту историю. Она послужила одной из причин его с женой переезда в Москву.

Друзья помогли ему устроиться литсотрудником в многотиражную газету «Кузница» Мытищинского вагоностроительного завода.

В 1934 году Кедрин перешёл литературным консультантом в издательство «Молодая гвардия» и одновременно работал внештатным редактором в Гослитиздате. Семью Кедриных выселили из заводского общежития, и им долго пришлось ютиться по частным квартирам в Черкизове, пока кое-как не устроились в двенадцатиметровой комнате, выделенной Черкизовским поссоветом. В свой крошечный домашний «кабинетик», отгороженный цветастой ситцевой занавеской уголок в два шага в общей комнате, где стоял письменный стол, он привозил в рюкзаке рукописи начинающих авторов и читал их по ночам. Стихи и рассказы были порой написаны от руки и часто таким неразборчивым почерком, что ему приходилось пользоваться лупой. Каждому из авторов он писал обстоятельный ответ на трёх-четырёх страницах. За этим занятием и просиживал большую часть ночи.

Соседи и знакомые порой сетовали, почему Дмитрий Борисович не здоровается, не отвечает на приветствия, не вступает с ними в разговоры. Им и невдомёк было, что в эти, казалось бы, праздные часы поэт не расставался с блокнотом и карандашом, напряжённо работал. В этот период им написаны самые значительные его произведения — драма в стихах «Рембрандт», поэмы «Зодчие», «Конь», «Алёна-Старица».

Исторические поэмы, выходившие перед войной, и единственная небольшая книга стихов «Свидетели» (1939) сделали его известным. К этому времени он был принят в Союз писателей. Но жизнь отравляло предвзятое к нему отношение тогдашнего секретаря Союза писателей В. П. Ставского, ненавидевшего поэта и за глаза называвшего его «врагом народа».

Когда началась Великая Отечественная война, Кедрина из-за слабого зрения освободили от воинской обязанности. На какое-то время он с семьёй оказался буквально отрезанным у себя в Черкизове: поезда в Москву не ходили, Союз писателей эвакуировался из столицы. Конечно, Д.Б. Кедрин не сидел сложа руки. Он дежурил во время ночных налётов на Москву, рыл бомбоубежища, участвовал в милицейских операциях по поимке вражеских парашютистов. У него не было возможности печататься, но он не прекращал поэтической работы, активно занялся переводом антифашистских стихов, много писал сам. В этот период им написаны стихотворения «Жильё», «Колокол», «Уголёк», «Родина» и другие, сложившиеся в цикл под названием «День гнева».

Он упорно добивался отправки на фронт в действующую армию. В октябре 1943 года его направляют фактически в обход медицинской комиссии на Северо-Западный фронт в многотиражную газету 6-й воздушной армии «Сокол Родины».

После войны семья Кедриных — сам Дмитрий Борисович, его жена Людмила Ивановна, дочь Света и сын Олег — продолжали жить в Черкизове. Кедрин был полон больших творческих планов. Он подготовил к изданию поэтический сборник «Русские стихи», но рукопись получила отрицательный отзыв. Один из рецензентов, к примеру, написал: «Поэт пишет уже давно, а культуры стиха не выработал до сих пор». Это дало повод руководству писательского союза книгу «завернуть», а заодно и припомнить автору его дворянское происхождение. Чтобы хоть как-то прокормить семью, поэт был вынужден заняться малооплачиваемой работой — переводами и рецензированием рукописей молодых поэтов.

18 сентября 1945 года Кедрин уехал в Москву в Союз писателей за гонораром, но вечером домой в Черкизово не вернулся. Через четыре дня Людмила Ивановна опознала мужа по фотографии в одном из московских моргов. Тело Кедрина нашли 19 сентября на мусорной куче недалеко от платформы Вешняки Казанской железной дороги. Вдова попыталась восстановить картину гибели мужа, ведь в свидетельстве о его смерти отмечены перелом всех рёбер и левого плеча, но ей тактично посоветовали заняться воспитанием своих детей.

Последним приютом Кедрина стало иноверческое кладбище на Введенских горах в Москве. Ныне Введенское кладбище включено в государственный список памятников истории и культуры. Могилы исторических деятелей конца XIX — начала XX века, в том числе и поэта Кедрина, охраняются государством.

Бабье лето

Дума о России

Завет

Мать

Скинуло кафтан зелёный лето...

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж...

Цветок

  1. Выразительное чтение поэмы «Зодчие» подготовленными учениками.

Как побил государь

                         Золотую Орду под Казанью,

                         Указал на подворье свое

                         Приходить мастерам.

                         И велел благодетель, -

                         Гласит летописца сказанье, -

                         В память оной победы

                         Да выстроят каменный храм.

                         И к нему привели

                         Флорентийцев,

                         И немцев,

                         И прочих

                         Иноземных мужей,

                         Пивших чару вина в один дых.

                         И пришли к нему двое

                         Безвестных владимирских зодчих,

                         Двое русских строителей,

                         Статных,

                         Босых,

                         Молодых.

                         Лился свет в слюдяное оконце,

                         Был дух вельми спертый.

                         Изразцовая печка.

                         Божница.

                         Угар и жара.

                         И в посконных рубахах

                         Пред Иоанном Четвертым,

                         Крепко за руки взявшись,

                         Стояли сии мастера.

                         "Смерды!

                         Можете ль церкву сложить

                         Иноземных пригожей?

                         Чтоб была благолепней

                         Заморских церквей, говорю?"

                         И, тряхнув волосами,

                         Ответили зодчие:

                         "Можем!

                         Прикажи, государь!"

                         И ударились в ноги царю.

                         Государь приказал.

                         И в субботу на вербной неделе,

                         Покрестясь на восход,

                         Ремешками схватив волоса,

                         Государевы зодчие

                         Фартуки наспех надели,

                         На широких плечах

                         Кирпичи понесли на леса.

                         Мастера выплетали

                         Узоры из каменных кружев,

                         Выводили столбы

                         И, работой своею горды,

                         Купол золотом жгли,

                         Кровли крыли лазурью снаружи

                         И в свинцовые рамы

                         Вставляли чешуйки слюды.

                         И уже потянулись

                         Стрельчатые башенки кверху.

                         Переходы,

                         Балкончики,

                         Луковки да купола.

                         И дивились ученые люди,

                         Зан_е_ эта церковь

                         Краше вилл италийских

                         И пагод индийских была!

                         Был диковинный храм

                         Богомазами весь размалеван,

                         В алтаре,

                         И при входах,

                         И в царском притворе самом.

                         Живописной артелью

                         Монаха Андрея Рублева

                         Изукрашен зело

                         Византийским суровым письмом...

                         А в ногах у постройки

                         Торговая площадь жужжала,

                         Торовато кричала купцам:

                         "Покажи, чем живешь!"

                         Ночью подлый народ

                         До креста пропивался в кружалах,

                         А утрами истошно вопил,

                         Становясь на правеж.

                         Тать, засеченный плетью,

                         У плахи лежал бездыханно,

                         Прямо в небо уставя

                         Очесок седой бороды,

                         И в московской неволе

                         Томились татарские ханы,

                         Посланцы Золотой,

                         Переметчики Черной Орды.

                         А над всем этим срамом

                         Та церковь была -

                         Как невеста!

                         И с рогожкой своей,

                         С бирюзовым колечком во рту, -

                         Непотребная девка

                         Стояла у Лобного места

                         И, дивясь,

                         Как на сказку,

                         Глядела на ту красоту...

                         А как храм освятили,

                         То с посохом,

                         В шапке монашьей,

                         Обошел его царь -

                         От подвалов и служб

                         До креста.

                         И, окинувши взором

                         Его узорчатые башни,

                         "Лепота!" - молвил царь.

                         И ответили все: "Лепота!"

                         И спросил благодетель:

                         "А можете ль сделать пригожей,

                         Благолепнее этого храма

                         Другой, говорю?"

                         И, тряхнув волосами,

                         Ответили зодчие:

                         "Можем!

                         Прикажи, государь!"

                         И ударились в ноги царю.

                         И тогда государь

                         Повелел ослепить этих зодчих,

                         Чтоб в земле его

                         Церковь

                         Стояла одна такова,

                         Чтобы в Суздальских землях

                         И в землях Рязанских

                         И прочих

                         Не поставили лучшего храма,

                         Чем храм Покрова!

                         Соколиные очи

                         Кололи им шилом железным,

                         Дабы белого света

                         Увидеть они не могли.

                         Их клеймили клеймом,

                         Их секли батогами, болезных,

                         И кидали их,

                         Темных,

                         На стылое лоно земли.

                         И в Обжорном ряду,

                         Там, где заваль кабацкая пела,

                         Где сивухой разило,

                         Где было от пару темно,

                         Где кричали дьяки:

                         "Государево слово и дело!" -

                         Мастера Христа ради

                         Просили на хлеб и вино.

                         И стояла их церковь

                         Такая,

                         Что словно приснилась.

                         И звонила она,

                         Будто их отпевала навзрыд,

                         И запретную песню

                         Про страшную царскую милость

                         Пели в тайных местах

                         По широкой Руси

                         Гусляры.

  1. Лексико-семантический комментарий текста.

Вопросы к классу по первичному восприятию поэмы:

  1. Какая картина предстает перед вашими глазами после прочтения данного текста?
  2. Какая эпоха представлена в поэме?
  3. Какое настроение передано в начале произведения, а какое – в конце? Почему?
  4. Какие слова вам незнакомы или непонятны?

Объясните значения слов: «вельми», «зане», «тать», «лепота»

  1. К какому жанру, по вашему мнению, можно отнести поэму и почему? (Поэма близка к былине, т.к. говорит летописец, поэт вступает в повествование лишь в конце поэмы, чувствуется авторское отношение к происходящему)
  2. Найдите слова, относящиеся к разговорной лексике. С какой целью они используются в тексте поэмы? Какова роль приема антитезы?

(Высокая лексика – описание храма; разговорная – быт бедняков, зодчих)

  1. Как вы думаете, в то время насколько важен был храм, что он значил для людей?
  2. Какие тропы и фигуры речи использует автор?
  3. Перечислите эпитеты, используемые автором при описании храма.Какова их роль в тексте?
  4. Определите, слов каких частей речи больше в тексте. Почему?
  5. Изменилось ли ваше отношение к поэме после анализа?
  6. Какая лексика помогает представить образ зодчих?
  7. В чем заключается смысл названия?
  8. Какова идея этого произведения?
  1. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова»
  2. Подведение итогов.

Учащиеся зачитывают строки из поэмы Д.Б. Кедрина, которые произвели наибольшее впечатление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией по поэме Кедрина "Зодчие"

В презентации дан анализ поэмы Кедрина "Зодчие". Эту поэму целесообразно изучать после поэмы Лермонтова "Песнь про купца..."...

Урок литературы 8 класс Тема: "Дмитрий Кедрин "Зодчие"

Урок литературы в 8 класса, урок - размышление, урок воспитания граждаских чувств....

Великие зодчие России (К.А. Тон). Презентация

Презентация к урокам истории и МХК...

Исследовательская работа "Я теперь понимаю, что вся красота - только луч того солнца, чьё имя - Россия!" (Анализ поэмы Д. Кедрина "Зодчие")

Исследовательская работа "Я теперь понимаю, что вся красота - только луч того солнца, чьё имя - Россия!" (Анализ поэмы Д. Кедрина "Зодчие") создана в рамках районной лингвистической конференции "Поэти...

Д. Кедрин "Зодчие". Любовь поэта к России, её истории и культуре

Д. Кедрин. «Зодчие». Любовь поэта к России, ее истории и культуре....

Урок в 8 классе "Описание памятника зодчим Казанского Кремля"

Данный урокт ставит следующие цели: закрепить умение учащихся отбирать и систематизировать необходимый материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; подготовить учащихся к написанию ...

Защита исследовательской работы (речь). Конференция "Поэтический мир одного стихотворения" (по поэме Д. Кедрина "Зодчие")

Защита исследовательской работы (речь). Конференция "Поэтический мир одного стихотворения" (по поэме Д. Кедрина "Зодчие")...