Урок в 8 классе "Описание памятника зодчим Казанского Кремля"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Данный урокт ставит следующие цели: закрепить умение учащихся отбирать и систематизировать необходимый материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; подготовить учащихся к написанию сочинения; развивать связную монологическую речь, логическое мышление; формировать устойчивый интерес к истории и культуре родного края; продолжить работу по развитию коммуникативных навыков и умений учащихся. Урок рекомендуется проводить после изучения темы «Обособленные члены предложения». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 8 классе

Подготовка к сочинению-описанию памятника зодчим Казанского Кремля

Цели урока:

  1. закрепить умение учащихся отбирать и систематизировать необходимый материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; подготовить учащихся к написанию сочинения;
  2. развивать связную монологическую речь, логическое мышление;
  3. формировать устойчивый интерес к истории и культуре родного края;
  4. продолжить работу по развитию коммуникативных навыков и умений учащихся.

Урок рекомендуется проводить после изучения темы «Обособленные члены предложения».

Оборудование: фотографии, выполненные учениками, рисунки с видами Казанского Кремля, плакаты, выполненные по результатам подготовительной работы, карточки с текстом о памятнике, «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

Подготовительная работа к уроку:

  1. экскурсия по Казанскому Кремлю;
  2. выполнение заданий по группам: «историки» готовят сообщения «История строительства Казанского Кремля» «Уникальные архитектурные памятники Казанского Кремля»; «фотографы» и «художники» готовят выставку «Казанский Кремль»; «филологи» готовят эссе «Слово о Казани», рассказ о значении слов «памятник», «архитектор», «зодчий», «зодчество», словарный диктант по теме урока.

Эпиграф к уроку: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников». (Аполлон Григорьев).


Ход урока

Учитель. Сегодня у нас особенный урок. Мы обратимся к удивительным страницам истории нашей Казани, поговорим о нашем отношении к народным  культурным традициям, о связи прошлого и настоящего.  

Ученик из группы «филологов» читает заранее подготовленное эссе «Слово о Казани».

 Краснокрылый чёрный змей зилант о двух лапах и золотой короне когда-то красовался на гербе Казани. Дворцы и палаты, устремлённые ввысь минареты мечетей, широкие крепостные стены с высокими боевыми башнями создавали особый восточный колорит города.

Сегодня иные приметы отличают древний город, символизируют его устремлённость в будущее.

Но пройдитесь неспешно по улицам сегодняшней Казани, всмотритесь в силуэты зданий, прислушайтесь к музыке, звучащей тут и там, - и вы поймёте, что город по-прежнему очарователен и самобытен.

Древность и современность, беспрерывно воздействуя друг на друга, сдружились, стали выгодно сочетаться.

Казань славится своими достопримечательностями. Как прекрасны и величественны башни Кремля,  мечети и храмы! Но самое главное богатство – это люди. За многовековую историю здесь нашли свой дом и судьбу люди разных национальностей. А как гостеприимен наш народ! Отведайте неповторимого татарского чая со всевозможными сладостями, посидите в тени уютных летних шатров и почувствуйте себя частичкой Казани.

Учитель. У каждого из нас своя Казань. А какой каждый из вас видит Казань?

Ученики. Казань – город современных зданий, город науки и техники, развитой торговли. Наши учёные находятся на передовых позициях. Заводы и фабрики выпускают современную, востребованную продукцию.

Казань – город с тысячелетней историей, с красивейшими старинными зданиями и уникальными народными традициями, самобытной и яркой музыкальной культурой.

Это город молодых. Здесь много учебных заведений, строятся дома для молодых семей, школы и детские творческие центры.

Это и спортивный город, славящийся хоккеистами и футболистами, шахматистами и легкоатлетами.

В Казани проживают люди десятков национальностей, которые не представляют себе, что такое распри и национальная рознь. Народ привык жить в дружбе и сотрудничестве, взаимоуважении.

Учитель. Обратимся к эпиграфу. Прочитайте его. Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников». Могли бы вы представить наш город без истории, преданий и памятников?

Ученики. Страшно жить в городе без прошлого, потому что в нём нет надежды на будущее.

Традиции формируют своеобразие жизни. Без них жизнь людей духовно пуста, бессмысленна.

Невозможно представить наш город без старинных зданий, уникальных промыслов, музыкальной культуры. Без всего этого Казань стала бы безликой, серой, железобетонной.

Если человек не помнит прошлое, значит, он не сможет оценить это прошлое, найти ошибки наших предшественников и избежать их в будущем.

Учитель. Действительно, без прошлого не может быть и будущего. Поэтому мы сегодня с особым вниманием обращаемся к теме нашего духовного наследия.

Недавно мы совершили экскурсию по Кремлю. В классе были созданы группы для выполнения определённых заданий. Вы хорошо поработали, добыли много информации об архитектурных памятниках Кремля, об их создателях, о том, как увековечена память этих талантливых людей.

Цель нашего урока – систематизировать весь собранный материал, отобрать главное и подготовиться к написанию сочинения-описания памятника зодчим Казанского Кремля.

Запишем тему урока в тетрадях.

А теперь дадим слово нашим «филологам». Как вы объясните значение слов «памятник», «зодчий», «архитектор»?

Ученики из группы «филологов» проводят лексическую работу: рассказывают о слове «памятник», просят подобрать однокоренные слова.

Памятник – 1. скульптура или архитектурное сооружение в память кого-то или чего-то (выдающейся личности или исторического события). Например, памятник Пушкину. 2. сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический памятник. Памятники письменности (древние рукописи).

Однокоренные слова: память, памятный, запамятовать, памятуя.

Зодчий – то же, что архитектор. Шедевры старых зодчих.

Архитектор – специалист по архитектуре (искусству проектирования и строения зданий, сооружений). Прилагательное – архитекторский.

(Все ученики записывают данные слова в словарики.)

Учитель. Дадим слово «историкам», которые расскажут нам о Кремле, иллюстрируя своё повествование выставкой «Казанский Кремль».

Рассказ учеников из группы «историков».

1 ученик. Пожалуй, первое, на что обращают внимание туристы, прибывающие в Казань, - это Кремль, главная достопримечательность тысячелетнего города. Современная крепость была построена в середине 16 века после захвата Иваном Грозным её деревянной предшественницы в 1552 году. Площадь Кремля составляет 14 гектаров, а периметр стен около 1800 метров. Крепость является примером уникального смешения архитектурных стилей, отражающих различные этапы истории Казани.

Казань начали восстанавливать ещё осенью 1552 года. Тогда город преобразился буквально в течение нескольких недель. За 3 дня бы возведён Благовещенский собор, освящённый 6 октября 1552 года. Всего лишь сутки понадобились средневековым строителям, чтобы поставить Спасскую надвратную церковь. Быстро вырастали на пустырях дома для представителей городской администрации, бояр, воевод и духовенства.

Весной 1556 года в Казани появилась артель псковских мастеров под руководством известного в то время зодчего, строителя храма Василия Блаженного в Москве Постника Яковлева-Бармы и артельного мастера Ивана Ширяя.  

2 ученик. Попасть на территорию Кремля можно через несколько башен, но главной является четырёхъярусная Спасская башня. Её построили в 1556 году. Изначально она имела только два яруса. Ещё два надстроили в 18 веке, и тогда же на третьем ярусе были установлены  уникальные музыкальные часы, циферблат которых вращался вокруг неподвижной стрелки. Башня представляет собой правильный квадрат со сторонами 23*23 метра. Высота Спасской башни около 46 метров, а её шпиль украшен позолоченной звездой диаметром  2.7 метра.

3 ученик. 13 ноября 1995 года президент Татарстана М.Ш.Шаймиев подписал указ о воссоздании мечети Кул Шариф, утраченной после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Лучшим был признан проект группы казанских архитекторов (Ш.Латыпов, И.Сайфуллин, А.Саттаров, М.Сафронов). Открытие мечети состоялось в июне 2005 года. Перед верующими предстало великолепное здание с разноцветными витражами, облицованное мрамором. Высота купола мечети 45, а больших минаретов 58 метров. Сейчас мечеть Кул Шариф - одна из красивейших мечетей в России.

4 ученик. Благовещенский собор является старейшим сооружением на территории Казани. Строительство осуществлялось под руководством знаменитых мастеров Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Место для постройки храма выбрал сам Иван Грозный, торжественно въехавший в покорённый город 2 октября 1552 года.

Материалом послужил белый известняковый камень. Это было пятиглавое архитектурное сооружение с шестью столпами. Отличительной чертой казанского Благовещенского собора стали расположенные с внутренней стороны купола тромпы – элементы восточной архитектуры, заменившие русские парусные переходы.

5 ученик. Нельзя представить Казань без башни Сююмбике – визитной карточки города. С башней связана красивая легенда. Иван Грозный, узнав о необычайной красоте казанской царицы Сююмбике, отправил в Казань посла с предложением руки и сердца. Но гордая царица отвергла его предложение. Вскоре город осадили и взяли штурмом войска Ивана Грозного. Будучи женщиной умной и хитрой, она поставила перед царём условие, что станет его женой только в том случае, если его мастера построят самую высокую башню в городе. К заходу солнца седьмого дня строительство было завершено. Начался свадебный пир. Неожиданно для всех Сююмбике попросила у мужа разрешения подняться на башню, чтобы попрощаться с любимым городом перед отъездом в Москву. Царица поднялась на самый верх, оглядела округу, простилась с верными подданными и сбросилась с верхнего яруса башни вниз на острые камни, оставив свой прах на родной земле.

Но это всего лишь красивая легенда. В 1551 году Сююмбике была увезена в качестве заложницы в Москву, а затем передана наложницей касимовскому хану, а башня была построена в конце 17 – начале 18 веков, вероятнее всего, в качестве дозорной.

Учитель. Мы ещё раз убедились, насколько богата и интересна история нашей Казани. Скажите, в чём её своеобразие?

Ученики. История города является сплавом истории двух народов – русского и татарского. Они в течение многих веков жили на одной территории и создавали уникальную культуру, обогащая два разных мира – славянский и восточный.

В нашем городе особенно терпимое отношение к людям разных национальностей и верований. А это является хорошим залогом мирной жизни.

Учитель. С какими именами связана история Казани и Кремля?

Кого из них вы назовёте зодчими?

Какую роль сыграли в создании облика города государственные деятели?

(Ответы содержатся в рассказах «историков».)

А теперь обратимся к тексту об истории создания памятника зодчим Казанского Кремля, тем, кто создавал облик  города. Прочитаем его выразительно.

Каждый, кто знакомится с Кремлём, наверняка, обратит внимание на памятник, расположенный рядом с Благовещенским собором, в самом центре историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Это скульптурная композиция «Зодчим Казанского Кремля», торжественное открытие которого состоялось 18 ноября 2003 года, когда вся республика готовилась к тысячелетнему юбилею Казани. История памятника ещё совсем короткая, но монумент уже стал ещё одним символом города.

Знаменателен тот факт, что авторами памятника являются московские скульпторы А.Головачёв и В.Демченко и татарстанские архитекторы Р.Забиров и Ф.Галиев. Научные консультанты – И.Измайлов и Р.Хакимов. Чтобы осуществить проект, московским и казанским мастерам понадобилось больше двух лет. Трёхметровый памятник был отлит из бронзы в Москве, в мастерской скульпторов, а потом перевезён в Казань. Это ещё один пример плодотворного сотрудничества представителей двух народов.

Памятник «Зодчим Казанского Кремля» состоит из двух фигур. Это фигура русского зодчего, который держит на коленях план строительства Спасской башни, и фигура татарского зодчего со свитком в руках.

Прямоугольный постамент с восточным и славянским орнаментальными поясами символизирует взаимопроникновение и обогащение культур двух народов. На постаменте видим надписи на татарском и русском языках – «Зодчим Казанского Кремля»; это ещё раз подчёркивает уважение к тому и другому народу.

Эта скульптурная композиция является памятником многонациональному народу Татарстана, который прошёл через многие испытания и не растратил лучших качеств – миролюбия и трудолюбия. В день открытия уникального памятника президент Татарстана М.Шаймиев отметил, что наша жизнь строится на основе взаимного уважения татарского и русского народов. Наша главная задача – укрепление многовековой дружбы и единства двух народов.

Учитель. Определите основную мысль текста.

Ученик. Основная мысль текста – памятник зодчим Кремля символизирует единство и дружбу двух народов. Это памятник народам-созидателям, вот уже много веков живущим без всяких распрей и конфликтов.

Учитель. Что бы вы ещё добавили в данный текст, чтобы описание было полнее?

Ученики. Необходимо описать национальные костюмы героев композиции.

Ничего не сказано о лицах, взглядах строителей.

Учитель. Опишите одежду зодчих.

Ученики. И татарский зодчий, и русский одеты в национальные костюмы зажиточных горожан.

Стоящая фигура татарина позволяет подробно рассмотреть одежду. На нём длинная вышитая рубаха с кожаным поясом для подвешивания оружия, сумочек, необходимых предметов, халат. Пояс украшен нашивными металлическими бляшками. На ногах дорогие кожаные сапоги с аппликацией из цветной кожи. На голове круглая меховая шапка.

Русский зодчий не уступает в убранстве своему татарскому сотоварищу. Длинная рубаха с фрагментами вышивки, кафтан, широкий мягкий пояс, хорошие кожаные сапоги, шапка. Одежда зодчих имеет много общего.

Учитель. Мы уже отмечали, что этот памятник очень символичен, во многом условен. А почему создатели памятника выбрали для героев композиции одежду именно 16 века?

Ученики. Именно тогда, в 16 веке, начинается строительство каменного Кремля, именно тогда были заложены основы сотрудничества и дружбы двух народов. С тех самых пор татарский и русский народы строят общую жизнь на территории нашего края, создают общую историю. Поэтому логично, что зодчие должны быть облачены в костюмы 16 века.

Учитель. А по каким деталям видно, что перед нами зодчие?

Ученик. В руках героев композиции свитки с чертежами.

Учитель. Опишите лица архитекторов.

Ученик. Зодчие внимательно всматриваются в даль. Их лица серьёзны и уверенны. Их взгляды обращены в будущее. Строители как бы хотят рассмотреть лица своих потомков, хотят сказать им что-то очень важное.

Учитель. Какие элементы памятника подчёркивают содружество двух наций?

Ученик. Это и национальные орнаменты, и взгляды героев, устремлённые в одну сторону, и сходство народных костюмов, и надписи на двух  языках.

Учитель. Найдите в этом тексте обособленные члены предложения. Назовите их. Объясните постановку знаков препинания.

Ученики находят следующие предложения.

Каждый, кто знакомится с Кремлём, наверняка, обратит внимание на памятник, расположенный рядом с Благовещенским собором, в самом центре историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. (Определение, причастный оборот. Уточняющее обстоятельство места.)

Трёхметровый памятник был отлит из бронзы в Москве, в мастерской скульпторов, а потом перевезён в Казань. (Уточняющее обстоятельство места.)

Учитель. В каких предложениях этого текста обороты со словом «который» можно заменить на причастные обороты?

Ученики находят следующие примеры.

Эта скульптурная композиция является памятником многонациональному народу Татарстана, который прошёл через многие испытания и не растратил лучших качеств – миролюбия и трудолюбия. - Эта скульптурная композиция является памятником многонациональному народу Татарстана, прошедшему через многие испытания и не растратившему лучших качеств – миролюбия и трудолюбия.

Это фигура русского зодчего, который держит на коленях план строительства Спасской башни, и фигура татарского зодчего со свитком в руках. - Это фигура русского зодчего, держащего на коленях план строительства Спасской башни, и фигура татарского зодчего со свитком в руках.

Ученики-«филологи» проводят словарный диктант.

Казанский Кремль, историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, скульптурная композиция, многонациональный Татарстан, трёхметровый памятник, зодчие, постамент, орнаментальный пояс, Благовещенский собор, Спасская башня, башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф, минарет, православие, ислам, символизирует, воплощение, олицетворение, вблизи, вдали, напротив, подойти поближе, внимательно рассмотреть, бронзовые фигуры, монумент, восточные и славянские мотивы.

Учитель. Любое высказывание можно поделить на 3 части. Попробуем составить примерный план нашего сочинения-описания.

Ученики составляют план под руководством учителя и записывают его в тетрадях.

Примерный план сочинения-описания «У памятника зодчим Казанского Кремля».

  1. Вступление. Казанский Кремль как визитная карточка города.
  2. Основная часть. Описание памятника.

а) История создания памятника.

б) Одежда зодчих.

в) Лица героев. Позы.

г) Постамент.

3. Заключение. Символическое значение памятника.

Учитель. Вам предлагается 3 карточки с различными вариантами вступлений. Прочитайте их. В сочинениях каких жанров можно их использовать? Обоснуйте свой ответ. (Предполагается, что дети уже знакомы с разными жанрами сочинений.)

Карточка 1.

Казань – необыкновенный город! Он не перестаёт удивлять меня красотой старинных улиц, разнообразием памятников, уникальными традициями. Как приятно прогуливаться по мостовой Кремля, представляя себя богатым горожанином семнадцатого века или студентом девятнадцатого. В нашем городе особенный воздух старины, который пьянит и с каждым разом всё более возбуждает воображение. Кажется, что в городе остановилось время и испытывает нас на красоту и любовь к родине.

(Эссе.)

Карточка 2.

Казань – древний город с тысячелетней историей, испытавший много потрясений и славных дней. В этом самобытном городе к истории трепетное и бережное отношение. Здесь умеют беречь старинные памятники и создавать новые, вкладывая в них высокое значение и глубокий смысл. Бывая в Кремле, восхищаясь древностями, замечаешь, что современные здания и памятники гармонично вписываются в общую картину.

(Описание.)

Карточка 3.

Уважаемые казанцы и гости нашего города! Сегодня – знаменательный день. Сегодня мы открываем удивительный, уникальный памятник. Это памятник-символ, который призван напоминать нам о самом важном: чтобы жить в мире и согласии, нужно уважать друг друга. Памятник зодчим Казанского Кремля обладает именно таким значением.

(Речь, произнесённая при открытии памятника.)

Ученики. Вступление 1 характерно для сочинения-эссе, потому что здесь над фактами преобладают впечатления, наблюдается субъективность, свободная форма изложения, эмоциональность речи.

Вступление 2 характерно для сочинения-описания, в нём определяется тема текста.

Вступление 3 имеет обращение, автор выражает приподнятое, торжественное настроение по поводу открытия памятника, обладает выразительной лексикой. Этот жанр – речь.

Учитель. Вы обладаете большим объёмом информации по теме сегодняшнего урока. Попробуйте устно описать памятник.

Ученики строят устное высказывание по составленному примерному плану (устное сочинение). Выслушиваем 2-3 учеников, комментируем.

Учитель. Заключения ваших сочинений могут быть самыми разными. Прочитайте следующие предложения и скажите, какие из них можно использовать в заключении сочинения.

Эта архитектурная композиция является памятником многонациональному народу Татарстана, народу-созидателю. (Предложение содержит вывод из выше сказанного.)

Любовались «падающей» башней Сююмбике, разглядывали купола Благовещенского собора и чудом сохранившуюся роспись 16-17 веков, а когда вошли в мечеть Кул Шариф, все замерли от восхищения.

Я очень горжусь своим городом и надеюсь, что он всегда будет одним из самых красивых и гостеприимных городов мира, открытым всему лучшему, что есть в мире. (Вывод-впечатление.)

Домашнее задание. Вам предлагается написать сочинение-описание памятника зодчим Казанского Кремля, эссе или речь, произнесённую на открытии этого памятника. Не забудьте в своих работах использовать обособленные члены предложения.


Приложение

Сочинение-описание памятника зодчим Казанского Кремля

Памятник зодчим

Совсем недавно мы посетили Казанский Кремль. Любовались «падающей» башней Сююмбике, разглядывали купола Благовещенского собора и чудом сохранившуюся роспись 16-17 веков, а когда вошли в мечеть Кул Шариф, все замерли от восхищения.

Наконец мы подошли к памятнику зодчим Казанского Кремля и от экскурсовода узнали, что эта скульптурная композиция открылась 18 ноября 2003 года, когда люди всей республики готовились к тысячелетнему юбилею  города. Его скульпторы – А.Головачёв и В.Демченко, а архитекторы – Р.Забиров и Ф.Галиев. Авторы работали 2 года. Трёхметровое сооружение было отлито из бронзы в мастерской московских скульпторов, а затем перевезено в Казань.

Памятник состоит из двух фигур. Это русский зодчий, держащий на коленях план Спасской башни; рядом с ним стоит татарский зодчий со свитком в руке. И татарский зодчий, и русский одеты в национальные костюмы зажиточных горожан.

Стоящая фигура татарина позволяет подробно рассмотреть одежду. На нём длинная вышитая рубаха с кожаным поясом для подвешивания оружия, сумочек, необходимых предметов, халат. Пояс украшен нашивными металлическими бляшками. На ногах дорогие кожаные сапоги с аппликацией из цветной кожи. На голове круглая меховая шапка.

Русский зодчий не уступает в убранстве своему татарскому сотоварищу. Длинная рубаха с фрагментами вышивки, кафтан, широкий мягкий пояс, хорошие кожаные сапоги, шапка. Одежда зодчих имеет много общего.

Зодчие внимательно всматриваются вдаль. Их лица серьёзны и уверенны. Их взгляды обращены в будущее. Строители как бы хотят рассмотреть лица своих потомков, хотят сказать им что-то очень важное.

Прямоугольный гранитный постамент опоясывают восточный и славянский орнаменты.  Это символ богатства и взаимопроникновения татарской и русской культур. На постаменте мы читаем надпись на двух языках: «Зодчим Казанского Кремля».

Зодчие  занимаются мирным делом. Они являются символами созидательного труда, уважительного отношения, дружбы народов. Пусть наш памятник ещё очень молод, но он стал символом вечных истин, о которых нельзя забывать.


Эссе. О памятнике и памяти

Казань – необыкновенный город! Он не перестаёт удивлять меня красотой старинных улиц, разнообразием памятников, уникальными традициями. Как приятно прогуливаться по мостовой Кремля, представляя себя богатым горожанином семнадцатого века или студентом девятнадцатого. В нашем городе особенный воздух старины, который пьянит и с каждым разом всё более возбуждает воображение. Кажется, что в городе остановилось время и испытывает нас на красоту и любовь к родине.

Моё любимое место – маленький садик, в котором стоит памятник зодчим Казанского Кремля. Этот памятник очень символичен, во многом условен. Увлекательно обходить его снова и снова, задаваться вопросами и находить всё новые смыслы в образах строителей.

А почему создатели памятника выбрали для героев композиции одежду именно 16 века?  Именно тогда, в 16 веке, начинается строительство каменного Кремля, именно тогда были заложены основы сотрудничества и дружбы двух народов. С тех самых пор татарский и русский народы строят общую жизнь на территории нашего края, создают общую историю. Поэтому понятно, что зодчие должны быть облачены в костюмы 16 века.

А по каким деталям видно, что перед нами зодчие? В руках героев композиции свитки с чертежами.

Что выражают лица архитекторов? Зодчие внимательно всматриваются в даль. Их лица серьёзны и уверенны. Их взгляды обращены в будущее. Строители как бы хотят рассмотреть лица своих потомков, хотят сказать им что-то очень важное.

О многих вещах заставляет задуматься этот памятник. Но главное – это наша память о прошлом, о том, что было хорошего и плохого. Пока мы помним об этом, пока умеем хранить старые памятники и создавать новые, у нас есть будущее. И пусть оно будет прекрасным…


Речь, произнесённая при открытии

памятника зодчим Казанского Кремля.

Уважаемые казанцы и гости нашего города!  Сегодня – знаменательный день. Сегодня мы открываем удивительный, уникальный памятник. Это памятник-символ, который призван напоминать нам о самом важном: чтобы жить в мире и согласии, нужно уважать друг друга. Памятник зодчим Казанского Кремля обладает именно таким значением.

Если обратиться к прошлому, мы найдём там подтверждение того, что русский и татарский народы (именно народы, а не правители и политические деятели) всегда находили общий язык в таких точках соприкосновения, как торговля, искусство, наука – культура вообще. Главной основой, на которой строились отношения двух народов ещё с незапамятных времён, были и остаются  взаимное уважение и терпимость во многих сферах жизни.

Татарский и русский зодчие из тех далёких времён смотрят на нас и задают немой вопрос: «Живёте ли вы по нашим заветам? Сохранили или нет достоинство и честь в отношениях с другими народами?» Они строги и спокойны, потому что уверены в своих незыблемых истинах. А что можем ответить им мы, сегодняшние жители города? Да, мы живём в неспокойное, но интересное время. Да, в мире бушует терроризм, процветает коррупция, не исчезает преступность. Но в нашей республике все народы живут в мире и покое, работают и отдыхают вместе, решают важные вопросы.

Не случайно, что такой памятник появился именно в Казани, где согласие и единство народов давно уже стали непреложными законами. Хочется поздравить всех с настоящим праздником дружбы и единства. Призываю всех и впредь жить по законам мирного сосуществования и сотрудничества. Пусть наш общий дом никогда не станет тесным для людей разных национальностей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Казанский Кремль. Интерактивный кроссворд.

Материал может быть использован в качестве учебного материала при знакомстве с памятниками культурного наследия, либо как краеведческий материал....

Казанский Кремль. Интерактивный кроссворд.

Материал может быть использован в качестве учебного материала при знакомстве с памятниками культурного наследия, либо как краеведческий материал....

Архитектурные памятники Казанского кремля

На уроке осуществляется знакомство учащихся с памятниками архитектуры Казанского кремля, приводится сравнительный анализ элементов зданий и показывается на практике , как выполнить рельеф Спасской баш...

урок по теме "Путешествие по московсому кремлю"

·        «Сложение и вычитание натуральных чисел»...

урок по теме "Путешествие по московсому кремлю"

·        «Сложение и вычитание натуральных чисел»...

Презентация Экскурсия по Казанскому Кремлю

Презентация была приготовлена, когда я была еще студенткой, содержит все достопримечательности Кремля....

Урок-экскурсия по Казанскому Кремлю «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе

Урок-экскурсия по Казанскому Кремлю «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе...