Архитектурные памятники Казанского кремля
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Хабибуллина Зухра Рахибовна

На уроке осуществляется знакомство учащихся с памятниками архитектуры Казанского кремля, приводится сравнительный анализ элементов зданий и показывается на практике , как выполнить рельеф Спасской башни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_plan_urokaarh.pam_.kaz_.kremlya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема: Архитектурные памятники Казанского Кремля.

Цель:

  1. Развивать творческие способности учащихся через выполнение объемных конструкций зданий.
  2. Обучать навыкам пропорции и композиции.
  3. Воспитывать в детях бережное отношение к памятникам архитектуры.

Задача: Выполнение Спасской башни Кремля в рельефном изображении.

Материалы: Бумага- белая и цветная, клей, ножницы, картон.

Зрительный ряд: Открытки, иллюстрации с видами Кремля, методические таблицы.

Литературный ряд: Остроумов В.П. «Казань» очерки по истории города. Казанский Университет. 1978 г., стихи о городе.

Музыкальный ряд: Мелодии татарских композиторов.

Задание на дом: Сходить на экскурсию в Кремль. Сравнить старинную часть города с современной. Изобразить по памяти понравившиеся здания.

Ход урока

I. Организация рабочего места;

II. Объяснение урока:

Учитель: Город Казань- один из древних городов России.

Казань основана, по мнению исследователей, в конце VIII века. Наш город очень красив благодаря старинным памятникам архитектуры, дошедших до наших времен из глубины веков. Особенно привлекает своей красотой и величием ансамбль белокаменного Кремля. Казанский Кремль находится на возвышенном месте и хорошо виден со всех сторон. Особенно красивый вид со стороны реки Казанки (слайд).

Вопрос: Какие здания Кремля вам известны?

Ответ: Башня Сююмбике, Благовещенский собор, Тайницкая башня, мечеть Кул-Шариф, Спасская башня Кремля.

Учитель: Перед нами появляется панорама, на которой отчетливо видны:

Башня Сююмбике, Дворцовая церковь, ниже находится Тайницкая башня. От нее шел тайный ход к ключу во время осады крепости в XVI веке (слайд).

Благовещенский собор, памятник архитектуры XVI века (1562г.) зодчий Посник Яков-Барма, белокаменщик Иван -Ширяй (слайд).  

В архитектурном ансамбле Кремля поражает своей красотой и стройностью башня Сююмбике (слайд).  

Вопрос: В честь кого названа эта башня?

Ответ:   Башня названа в честь татарской царицы Сююмбике.  

Учитель: Существует много легенд, одна из которой говорит, что во время осады Казани войском Ивана Грозного, царица Сююмбике бросилась с этой башни. Но эта история не верна, т.к. в это время царица с сыном была взята в плен и отправлена в Москву.

          Прекрасным памятником архитектуры прошлого является Спасская

башня Кремля. Первоначально она состояла из одного яруса. В XVII веке башня была надстроена двумя кирпичными восьмигранными ярусами с шатровым завершением. Со временем на башне появились часы с малиновым звоном.

          Гости нашего города стремятся побывать на территории Кремля, увидеть памятники архитектуры и увезти с собой сувениры с изображением Спасской башни Кремля и башни Сююмбике. Эти памятники зодчества могут по праву считаться визитной карточкой нашего города. Они изображены нм многих эмблемах и открытках.

III. Практическая работа с раздаточным материалом (слайд). Рассмотреть на    карточке изображение сооружений и найти сходство и различие.

   Работа с бумагой, клеем и ножницами (слайд).

IV. Выставка работ учащихся.

Вопрос: Что такое памятник архитектуры?

Ученик: Это старинное здание, дошедшее до нас из прошлого. Находится под охраной государства.

Вопрос: Какие памятники архитектуры находятся на территории Казанского Кремля и в каком веке они построены?  (слайд)

Ученик: На территории Казанского Кремля находятся: Башня Сююмбике и  Благовещенский собор - постройки XVI века; Тайницкая башня и Спасская

башня – постройки XVII века

Итог: Вы познакомились с архитектурными памятниками Казанского Кремля. Они являются украшением нашего древнего города.

Вопрос: Как по- вашему, что нужно делать, чтобы наш город был всегда таким красивым?

 Ученик: Нужно любить и беречь свой город, не портить стены зданий, не засорять улицы. Верно, ребята.

V. Задание на дом: Пройти по старой части города, посмотреть на старинные здания, решетки, фонари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Казанский Кремль. Интерактивный кроссворд.

Материал может быть использован в качестве учебного материала при знакомстве с памятниками культурного наследия, либо как краеведческий материал....

Казанский Кремль. Интерактивный кроссворд.

Материал может быть использован в качестве учебного материала при знакомстве с памятниками культурного наследия, либо как краеведческий материал....

Изложение. Описание архитектурного памятника. Церковь Покрова на Нерли"

Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли (по книге С.Голицына "Сказание о белых камнях") подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памят...

"Архитектурные памятники Армении"

Архитектурные памятники Армении...

Презентация Экскурсия по Казанскому Кремлю

Презентация была приготовлена, когда я была еще студенткой, содержит все достопримечательности Кремля....

Урок в 8 классе "Описание памятника зодчим Казанского Кремля"

Данный урокт ставит следующие цели: закрепить умение учащихся отбирать и систематизировать необходимый материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; подготовить учащихся к написанию ...

Урок-экскурсия по Казанскому Кремлю «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе

Урок-экскурсия по Казанскому Кремлю «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе...