Конспект урока в 11 классе по роману А.Понизовского "Обращение в слух"
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)

Коляденко Екатерина Андреевна

Изучение современной литературы в профильном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_profilnom_11_klasse._doc.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в профильном 11 классе

Тема урока: «Особенности русского национального характера (по роману А. В. Понизовского “Обращение в слух”)»

Цели урока:

1. Обучающие:

- рассмотреть роман А. В. Понизовского «Обращение в слух» как текст современной русской литературы;

- раскрыть авторское понимание концепта «русский национальный характер» через анализ повествовательных стратегий.

2. Развивающие:

- выработать подходы к восприятию и анализу произведения современной русской литературы;

- обозначить преемственность современной и классической литературы.

3. Воспитывающие:

- закрепить представления об общечеловеческих и русских национальных ценностях.

 

Ход урока

  1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок) Предварительно разбить детей на 3-4 группы.

Целеполагание

  1. На доске – слово с перепутанными буквами: ОПНСИТРОДМЕЗМ (ПОСТМОДЕРНИЗМ).

Слово учителя: Дома вы должны были подготовить словарь терминов, относящихся к произведениям постмодернизма. (У каждого должен лежать словарь терминов на столе). У вас на столах лежат кластеры, которые вам необходимо заполнить, используя материал домашней работы и лекционный материал прошлого урока. Каждая группа задает друг другу три вопроса по кластеру. (Самооценка) (7 мин.)

Дома вы разобрали основные понятия постмодернистской литературы. На столах лежат небольшие отрывки из трех произведений, один отрывок из романа А. Понизовского «Обращение в слух». (Учащимся необходимо определить, почему текст А. Понизовского «Обращение в слух» относится к постмодернистской литературе, доказать). Вы сделали кластер, что еще необходимо знать при анализе произведения? (отвечают, возможно, творческую биографию автора). Предварительно творческой группе учитель дает задание найти биографию автора (5-7 мин.). В это время учащиеся работают на листах и заполняют таблицу.

Отличительные

особенности сказа

«Рассказ

незаконнорожденной»

«Рассказ о двутавровой балке,

или Dies irae»

Нарратор-герой

Нина Васильевна

Дядя Костя

Социальная принадлежность

Человек из народа

Человек из народа

Ограниченность умственного кругозора (примеры из текста)

Языковые особенности героев

спонтанность и неподготовленность речи

неправильное построение предложений; просторечия

спонтанность и неподготовленность речи

Использование  обсценной лексики, жаргонизмов, просторечия; неправильное построение предложений.

Отношение к времени и пространству

Описывает события в данный условно-художественный момент, фиксируя свое состояние, она переживает происходящее заново, а не анализирует прошлое.

Анализирует то, что происходит здесь и сейчас.

Образ слушателя

Вступает в диалог, задает вопросы

Редуцирован образ слушателя. Герою приходится задавать риторические вопросы, обращенные либо к себе, либо к автору. собеседник дяди Кости никак себя не проявляет.

Отношение автора

Близок к герою

Отстранен от героя. Иронизирует над героем

Пример таблицы об авторе

Этапы творчества

Комментарий учащихся

Имя автора. Краткая биография

Антон Понизовский

Произведения

«Обращение в слух», «Принц инкогнито»

Оценка критиков

На роман «Обращение в слух» откликнулись многие известные критики. Роман получил как положительную, так и отрицательную оценки.

II. Работа с текстом

У каждой группы на столах лежат отрывки произведения «Левша». Прочитайте, определите в какой повествовательной форме написан рассказ (в форме сказа). Кто автор? Вернемся к нашему кластеру и убедимся, что сказ как тип повествования используется и в постмодернистской литературе. Давайте вспомним, какие особенности сказа мы знаем. В группах записать особенности (2 мин). Затем проверить по слайду. Внести данные в кластер.

Зачем используется сказ писателями? Кто еще из русских писателей обращался к сказовой манере повествования? Для чего? Давайте обратимся к первым двум сказам романа. И попытаемся заполнить таблицу.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. С кем из этих двух рассказчиков Вам бы хотелось общаться? С Ниной Васильевной или дядей Костей? Почему? Какими нравственными качествами наделены герои? Напишите. Как относятся слушатели этих рассказов к героям? Каково отношение Феди и Белявского к этим героям? О чем они спорят? (о России, о противоречивости русского характера)

Какими качествами, по вашему мнению, должен быть наделен человек? (Ответы учеников). Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас поработал и читателем, и философом, и экспертом. И прежде чем вы ответите на вопрос: «Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?», я бы хотела вас попросить прочитать два высказывания о своеобразии русского характера, одно – философа серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника – М.Задорнова.

Н. Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»

М. Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим. Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны. Ленивые, но энергичные. Устаем на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».

А теперь вопрос: «Какие основные черты русского характера и русского менталитета вы можете назвать?»

(Ответы учеников)

Поистине

Умом Россию не понять….

…В Россию можно только верить…

Ф.И.Тютчев

– Кого из героев изученных литературных произведений вы можете назвать истинно русским?

(Ответы учеников)

Давайте обратимся к нашим героям и попробуем заполнить таблицу примерами из текста романа.

Черты характера, качества героев

Нина Васильевна

Дядя Костя

Сострадание

Прощение

Религиозность

Трудолюбие

Бунтарство

?

?

?

Вывод. Самостоятельно сделайте вывод по данной таблице. Учащиеся в группе готовят небольшое выступление. Выступает один учащийся из группы. Что по А. Понизовскому «русский характер»? Каково значение сказовой манеры повествования в произведении? Можем ли мы сказать, что А. Понизовский продолжает развивать сказовую традицию в литературе?

Где на этой шкале находятся герои? А где находитесь вы на этой шкале? Самооценка.

Рефлексия.

Вернемся к нашему кластеру «Постмодернизм» и ответим на вопросы: 1) что нового  узнали? 2) как повествовательная манера писателя позволяет раскрыть концепцию русского национального характера? 3) какие жизненные уроки извлекли? 4)Что же главное в русском человеке, какие черты русского характера вы видите у себя?

Домашнее задание. Охарактеризуйте точку зрения Федора и Белявского относительно русского национального характера. Какие художественные приемы постмодернизма использует автор в романе? Найдите в тексте романа примеры аллюзий, симулякров и т. д. При выполнении данного задания обратитесь к вашим словарям. 

 


Приложение 2

Примерный кластер, который может составить учащийся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе

Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Конспект урока А.С.Пушкин роман "Евгений Онегин"

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему....

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

План-конспект урока "Белый клык" по роману Джека Лондона

Конспект урока по домашнему чтению для студентов II курса....