Метод проектов как эффективная форма развития функциональной грамотности. Из опыта работы.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Антосюк Любовь Михайловна

В материале рассказывается, как можно провести проектные уроки в 5 классе на занятиях по изучению литературы родного края. Для проекта выбраны рассказы мурманского писателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_antosyuk_lm.docx51.55 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как эффективная форма

 развития функциональной грамотности.

Из опыта работы

     Сегодня метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и многие предметники используют этот метод в своей практике. На мой взгляд, именно на таких уроках есть все возможности развивать функциональную грамотность.

Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и  рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремлённость, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
  • здоровьесберегающий.

На основании критериев можно определить разные виды образовательных проектов:

  КРИТЕРИЙ

        ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Предметно-содержательная область

монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

Продолжительность

Краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные

По числу участников

индивидуальные, групповые, классные.

По месту выполнения

на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.

П характеру контактов между участниками

 Внутриклассные,  внутришкольные,  региональные,
межрегиональные,   международные.

    Метод проектов – это деятельность школьников, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение исследовательской и социально значимой проблемы. Проект предусматривает сочетание индивидуально-творческой и самостоятельной познавательно-поисковой работы.

   Проект – это работа над выбранной темой, где главным является содержание и представление результатов.

   Проектная деятельность включает основные принципы компетентностного подхода:

- повышение мотивации к изучению предмета;

- воспитание положительного отношения к учению;

- воспитательная и образовательная ценность;

- удовлетворение потребности школьников в самореализации;

- значимость выполняемых заданий;

- деятельностный подход;

- повышение ценности полученных результатов для учащихся;

- осознанность процесса обучения;

- формирование умений интегрировать все полученные ранее знания, умения и навыки;

- личностный интерес в выборе проблемы и темы.

    Эти принципы лежат и в основе метапредметности и читательской грамотности как основы функциональной грамотности.

    В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотивацию деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности  является поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.

         Проблема проекта                       «Почему?»                                Актуальность                              

                                                      (это важно для меня )              проблемы - мотивация

        Цель проекта                               «Зачем?»                                  Целеполагание

                                                      ( мы делаем проект)

        Задача проекта                            «Что?»                                      Постановка задач

                                                     (для этого мы делаем)

        Методы и способы                  «Как?»                                        Выбор способов и

                                                   (мы это можем делать)               методов, планирование                                      

        Результат                                «Что получится?»                    Ожидаемый результат

                                                                                                 (как решение проблемы)

     

      Результатом работы является «продукт», то есть средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный продукт должен быть представлен в каком-то практическом виде, например, презентации.

   Этапы работы над исследовательским проектом включает в себя:

  1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы.
  2. Возможно выдвижение гипотезы исследования (предположения, которое формулируется с целью последующей проверки).
  3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности.
  4. Определение способов оформления результатов исследования.
  5. Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования проблемы, полученных данных.
  6. Подведение итогов, оформление результатов исследования.
  7. Презентация исследовательского проекта в выбранной форме.
  8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования.

                             Метод проектов на уроках литературы родного края

                                                               Из опыта работы

   Главная цель уроков литературы – воспитание читателя. Эту цель мы преследуем и на уроках литературы родного края.  Но для  формирования читателя  необходимо стимулирование интереса к чтению, развитие умений самостоятельно оценивать произведение. Этим целям вполне отвечают уроки внеклассного чтения, уроки литературы родного края.

Формы таких уроков  могут быть самыми разнообразными: обзор, беседа, литературная композиция, конференция, путешествие, диспут, театрализация  и т.д.

   В связи со снижением в настоящее время интереса к художественной литературе определённая часть учащихся, к сожалению, не приобщается к дополнительному чтению.

Так, родителям 5б класса были предложены вопросы по чтению учащимися различных книг: 1.Любит ли читать ваш ребёнок? 2. Какие книги обычно читает? 3.Посещает ли библиотеку? 4.Что такое «чтение» для вашего ребёнка?

 Родители отвечали так:

Иргалеева И:

1. Борис любит читать.
2. Сказки, фантастику, романы.
3. Библиотеку не посещает.
4. Чтение сегодня для моего ребёнка - это понимание и содержание.

Пронина Н:

1.Настя не очень любит читать, больше любит смотреть и слушать,

2.предпочитает читать комиксы, аниме;

3.в библиотеку ходит очень редко, если уж очень надо;

4.чтение сегодня для моего ребёнка-это мои нервы, одним словом, муки для родителей.

Хачатрян А:

1.Сильва любит читать.

 2.Предпочитает рассказы

 3. В библиотеку ходит.  

 4. От чтения  получает удовольствие

Лысакова Н:

1. Если интересно, то Ростислав читает. 

2. Любит читать энциклопедии. 

3. В библиотеку ходит. 

4. Чтение – это вечернее времяпрепровождение

Краснер А:
1. Читать Дарина не особо любит.
2. Любила читать сказки и рассказы для младшей сестры .
3. В библиотеку ходит редко.
4. Чтение дополнительное  – это, к сожалению, большая редкость.

Попова А:

  1. Саша любит читать.
  2. Детективы и приключения.
  3.  Нет. Все книги в нашей семье покупаются.
  4.  Чтение сегодня для моего ребёнка - это необходимость

Зайцева С

1). Да, Софья любит читать.

2). Рассказы о животных, юмористические и приключенческие рассказы

3). В библиотеку ходит регулярно

4). Чтение - способ и проводник познать себя и окружающий мир

 Гусева М:

1.Ваня читает, когда есть настроение и время

2.О спорте, о войне, детективы, комиксы

3.Библиотеку посещает, но редко

4.Это развлечение

Варлашин А:

1.Любит ли читать ваш ребёнок? Назар- не очень, но иногда увлекается, не оторвать.

2.Что он предпочитает читать? Приключения, энциклопедия, Библия.

3.Посещает ли ваш ребёнок библиотеку? Да, но редко: дома много книг.

4.Продолжите фразу: «Чтение сегодня для моего ребёнка – это……» необходимость, чаще вынужденная.  

      Таким образом, обобщая все ответы родителей, можно сказать, что для 76% ребят чтение – тяжёлая обязанность. Поэтому многие дети имеют низкую технику чтения, затруднения в понимании текстов, нарушения в логических операциях.

      Заинтересовать художественным произведением учеников, включить в работу каждого из них можно с помощью применения  метода проекта на уроках литературы родного края.

      Лучше  использовать  групповую форму (каждая группа в классе работает над своей частью проекта). Участвовать в проекте должны все школьники.

      Учебные проекты лучше планировать на один урок, какую-то часть работы можно дать домой.  На втором уроке возможна доработка и защита проектов.

      На всех этапах подготовки и проведения урока учитель выполняет роль консультанта.

     Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Покажем, как мы подготовили учебный проект в 5 классе.

Учебный проект в 5 классе

по рассказам Василия Зайцева «Димка» и «Печень акулы» из

сборника рассказов мурманских писателей  «Выше нас – одно море»

Предмет: литература.

Участники проекта: ученики 5б класса.

Тип  проекта: информационно-исследовательский, творческий, парный,  краткосрочный.

Диагностические цели проекта:

  1. Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  2. Развивать критическое мышление;
  3. Совершенствовать навыки работы в команде;
  4. Учить умению понимать проблему и намечать пути её решения.

Методические задачи проекта:

  1. Познакомить учащихся с рассказами Василия Зайцева;
  2. Подвести учащихся к пониманию содержания, проблем рассказов, их идейного смысла;
  3. Воспитывать любовь к книге, формировать читательский вкус, бережное отношение к книгам, уважение к авторам;
  4. Расширять читательский кругозор, словарный запас учащихся;
  5. Обогащать представления учащихся о мире, о взаимоотношениях людей;
  6. Формировать представления ребят о морских профессиях;
  7. Развивать умение анализировать текст, высказывая свою собственную точку зрения;
  8. Воспитывать доброту, понимание, отзывчивость в ребятах.

Планируемый результат работы – создание сборника детских  отзывов о прочитанных книгах, иллюстраций к прочитанным рассказам, тестов и викторин, «морского» словарика, создание карты и схемы.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

В конце учебного года по курсу «Литература родного края» в 5 классе по  программе  3 часа отводится на создание учебных проектов.

1. Выбор темы проекта.  Тема определилась, когда мы сходили с детьми в детскую библиотеку на встречу с кандалакшским поэтом и писателем Олегом Семёновичем Бундуром. Он рассказал о своём путешествии на Северный полюс, показал фотографии, видеозаписи. И ребятам захотелось прочитать морские рассказы.

2.Постановка цели и задач, определение плана действий.

Цель: прочитать рассказы и подготовить отзывы, викторины, тесты, «морской»  словарь, иллюстрации, схему, карту.

Задачи:

1.        Познакомить учащихся с рассказами Василия Зайцева;

2.        Проанализировать рассказы, пересказать содержание.

3.   Распределить задания по работе над рассказами между учащимися в группах.

4.         Подготовиться в группах к отчёту по работе.

3.Планирование работы.

  1. Поиск материала, опрос учащихся, подбор материала.
  2. Подбор методов работы: чтение, обсуждение, анализ, иллюстрирование, составление схем, карты.
  3. Работа с рассказами.
  4. Оформление работы.
  5. Подготовка электронной презентации для выступления.

Реализация проекта

1.Проведение  опроса среди сверстников  и анализ его результатов.

Детям предложены вопросы: Какое произведение выбрать: стихи, сказки, рассказы?

О ком или о чём хотели бы прочитать?   Далее на доске предложено написать 2 слова  или нарисовать что-то  – ассоциации со своим желанием. Чаще всего в рисунках и словах было: океан, море, моряк.

Дети предложили найти рассказ какого-нибудь мурманского писателя о моряках.

Выбрали сборник под названием «Выше нас – одно море». Взяли два рассказа Василия Зайцева. С рассказом «Печень акулы» работали девочки в парах, «Димка» - мальчики в парах.

2.  Знакомство с автором и рассказом.

Изучение творческой  биографии писателя  при помощи интернет-ресурсов и чтение, обдумывание художественного произведения.

http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%97%D0%90%D0%99%D0%A6%D0%95%D0%92_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 

Василий Зайцев - журналист,  работавший  в  Мурманске, автор нескольких стихотворных книжек  для детей и сборника рассказов.

На уроке дети прочитали рассказы, они небольшие по объёму.

3. Задания группам.

Обе группы получили задание:

- Определить тему рассказа (о чём рассказ).

- Определить главную мысль рассказа.

- Определить проблемы (что хотел сказать автор в этом рассказе, какую проблему осветить).

 В группах

- составить «морской» словарь, т.е. выписать из рассказа морские термины, объяснить их,

- подобрать вопросы для викторины,

- составить вопросы для теста,

- подобрать эпизод в рассказе, к которому дома приготовить иллюстрацию.

Задание группам мальчиков:

- составьте и нарисуйте схему движения писем и телеграмм, следя за логикой повествования.

Задание группам девочек:

- из атласа по географии сделать копию карты Европы. Нанесите на эту карту маршрут путешествий пса Димки. На каких судах плавал Димка?

4. Создание презентации к отчёту.

Поиск иллюстративного материала для создания презентации.

После работы с заданиями необходимо сделать презентацию – отчёт о работе.

Каждая группа подбирает иллюстративный материал к своему отчёту по рассказу для подготовки презентации.

5.Подготовка выступления.

Выбрать в группе ответственного за выступление. Подготовить отчёт о работе.

Презентация:

 https://cloud.mail.ru/public/hL2J/tnt7PySdH

6. Создание продукта:  отзывы, викторины, «морской» словарик, тесты, иллюстрации к прочитанным рассказам, схема, карта.  

7. Выступление на фестивале «Фейерверк проектов».  Данный проект мы подработаем и представим на конкурс проектов.

Во время занятия учитель просматривает работу групп, отвечает на вопросы учащихся, подсказывает что-то, помогает, если нужна помощь.

   Оцениваются следующие предметные компетенции: понимание прочитанного рассказа, правильное определение темы и проблемы рассказа, умение работать со словом, определять, находить значение слов, читать, комментировать отрывки из рассказа, переводить словесную информацию в схему, карту.

межпредметные компетенции: умение работать в группе, полнота, аргументированность, убедительность ответов, эрудиция, межпредметные связи, культура речи, чувство времени, ответственное отношение, готовность к дискуссии, контактность.

Результаты проекта представляет вся группа, выступает ответственный от группы. (Работы см. в презентации).

Таким образом, работая в группах над проектами, учащиеся проходят все этапы формирования читательской грамотности: нахождение и извлечение информации из текста, интерпретация и интеграция информации, осмысление и оценка содержания и формы, использование информации из текста.

Использованная литература
1.     О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Воронеж: 2010

2.      И.С.Сергеева. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

3.      Герасимова О.В. Проектная деятельность в воспитательной работе/ О.В. Герасимова// Среднее профессиональное образование-2006.

4. Классификация школьных проектов   https://infourok.ru/statya-klassifikaciya-shkolnyh-proektov-4242003.html  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев

А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА  В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...

Метод проекта как часть деятельностного подхода в обучении (из опыта работы)

Вашему вниманию представлена технологическая карта проекта   Составление справочника «Старославянская лексика в стихотворениях А.С. Пушкина»Материалы для работы взяты с мультимедийного контента п...

«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков учеников начальной школы»

Метод  проектов  является  часто  обсуждаемой  темой.  Метод  проектов  можно  применять  не  только  для  обобщающего  урока, ...

Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы

В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии -  метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО по теме «Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы» (из опыта работы)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМОпо теме«Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы»(из опыта работы)...

Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность фор...