Рабочая программа по литературе 10-11 класс. По Б.А.Ланину. Базовый уровень.
рабочая программа по литературе (10 класс)

Рабочая программы и КТП по литературе. 10-11 классы. По Б.Б. Ланину. По ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.docx102.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе ООП СОО МБОУ «СОШ № 107» с учетом УМК по литературе под редакцией Б.А.Ланина.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературе являются:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и  применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их

жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Личностные результаты отражают:

 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

          Метапредметные результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Содержание программы. 10 класс

Введение.

Общая характеристика русской классической литературы XIX века.  

Русская литература первой половины XIX века.

Золотой век русской поэзии.

А.С.Пушкин. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Философское осмысление жизни, творчества, любви, природы. «Погасло дневное светило…»,"Разговор книгопродавца с поэтом", «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия», «Вновь  я посетил..» , «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Подражание Корану» и др. Трагедия «Борис Годунов». Историческая тема в творчестве. Трагическая  судьба властителя. Образ летописца. Традиции классицизма и романтизма; новаторство Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. Развитие в его творчестве пушкинских традиций.  Своеобразие художественного мира Лермонтова.  Противоречивость любовного чувства. Мотив безверия и душевного холода в любовной лирике поэта.«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу», «Сон», «В полдневный жар в долине Дагестана..», « Я  не унижусь пред тобою…», « Нет, не тебя так пылко я люблю» и др.  «Валерик»- рассказ-исповедь ( сочетание батальной и любовной тем). Поэма «Демон».

Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь ( с обобщением ранее изученного)

«Невский проспект». Тема Петербурга в повести. Пирогов и Пискарев – два типа героев. Тема столкновения мечты и действительности. Художественная деталь.

Литература второй половины XIX века. Расцвет русского реализма.

Русская литература второй половины XIX века. Романтизм и реализм. Расцвет русского реалистического романа.

Литературная критика XIX века. Славянофилы и западники.

Александр Николаевич Островский.

А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие пьесы. Жестокие нравы «темного царства», замкнутость и убожество калиновского мира. Незаурядность характера Катерины. Внутренняя борьба героини.  Сущность трагедии Катерины. Второстепенные персонажи, их роль. Драматизм и напряженность сценического действия. Многозначность заглавия драмы. Драма А.Н. Островского «Гроза» в оценке литературных критиков( Добролюбов Н.А. «Луч света в тёмном царстве» (Фрагменты); А.А. Григорьев – После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу" (Фрагменты).

         «Бесприданница»: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини. Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» как попытка современной трактовки пьесы.

Иван Александрович Гончаров.

Этапы биографии и творчества.

Роман И.А. Гончарова «Обломов». 1 глава романа как своеобразная его экспозиция (характер и тон его повествования, значение подробностей). «Свет» и «тени» в характере Обломова .Сюжетная роль второстепенных персонажей. Истоки «обломовщины». Анализ эпизода. Глава «Сон Обломова», её место в художественной системе романа. Обломов и Штольц как контрастные образы. Идейный смысл противопоставления. Обломов и Ольга Ильинская. Любовная линия в романе. Жизнь в доме Пшеницыной. Роман «Обломов» в оценке литературных критиков (Н.А. Добролюбов. "Что такое обломовщина?" (Фрагменты); А.В. Дружинин. "Обломов", роман И.А. Гончарова (Фрагменты). «Лишний человек»  Обломов и его предшественники в русской литературе».

Иван Сергеевич Тургенев.

Очерк жизни и творчества. Основные черты художественного мира. Творческая история романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отражение в роман общественно-политической ситуации в России. «Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Мастерство Тургенева-пейзажиста. Базаров – новый герой в русской литературе. Базаров и П. П. Кирсанов- антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа.. Базаров и Одинцова. Базаров и родители. Болезнь и смерть Базарова.  Базаров как трагический герой.  «Отцы и дети» Тургенева в литературной критике (Д.И. Писарев "Базаров")  Нигилизм Базарова – благотворное начало для личности и общества направление?

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Градоначальники и народ  в изображении М.Е. Салтыкова-Щедрина. Позиция повествователя , способы ее выражения.

         Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола. 

Читательская конференция. «Сказки для детей изрядного возраста». Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

Н.Г. Чернышевский.

Роман «Что делать?» (обзорное изучение). 

Николай Семенович Лесков.

Жизнь и творчество (обзор).  «Очарованный странник». Проблема ценности человеческой жизни. Иван Флягин  как выразитель особенностей национального характера. Мифологическое и национальное в его образе. Особенности сюжета повести. Фантастические элементы, их роль. Смысл названия. Сказовая поэтика произведения.

Из русской лирики XIX века.

Фёдор Иванович Тютчев .

Личность и поэтический мир поэта. Лирика природы в творчестве Тютчева. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия, мотивы противоборства враждебных сил природы и душе человека. Антитеза как один из основных художественных приемов. Любовная лирика в творчестве Тютчева. Любовь как « поединок роковой». Пластическая точность образов, их символический смысл. Человек и история в лирике . «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» , «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь», "О, как убийственно мы любим...", «Природа –сфинск…», «Наш век», «Осенний вечер» и др.

Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Личность и поэтический мир А.А. Фета. Фет и эстетика «чистого искусства». Лирика природы . Любовная лирика в творчестве. Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др.

Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.

Алексей Константинович Толстой.

Личность и поэтический мир А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Изображение картин родной природы, ощущение единства человека и природы. « Мажорный тон». « Колокольчики мои», « Средь шумного бала..»,  «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» и др.

Николай Алексеевич Некрасов.

Жизненный путь поэта. Взгляды Н.А. Некрасова на назначение поэта и поэзии. Тема ответственности поэта за свое  творчество. Гражданский пафос лирики. Духовный облик народа в лирике.  Трагизм любовной лирики, ее диалогичность и экспрессивность.. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...», «Забытая деревня», «Блажен незлобивый поэт» и др.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет. Варианты композиции. Идейное значение и художественные особенности «Пролога». Народное представление о счастье. Поиск счастливого в поэме. Философия народной жизни. Образы Е. Гирина и Я. Нагого. Женская тема и её воплощение в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».

Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского» Тема судьбы России в поэме. Народ и Гриша Добросклонов. Образ дороги и путешествия, фольклорные мотивы, картина пира в роли развязки поэмы.

Эпоха великих романов.

Фёдор Михайлович Достоевский.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Очерк "Пушкин". Почвенничество. Роман «Преступление и наказание», история его создания.

Петербург на страницах романа. «Потрясённый, выбитый из колеи герой», или Раскольников в мире бедных людей.

Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности. Тема наказания в романе. Земной суд. Роль внутренних монологов и снов героя. Образ Порфирия Петровича. Феномен двойников: Лужин и Свидригайлов. Раскольников и Соня:  альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение. Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Тема покаяния в романе. 

Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя. Диалог как основной художественный прием.

Лев Николаевич Толстой.

Личность  Л.Н. Толстого,  мыслителя и художника. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Салон А.П.Шерер».  Эпизоды «Именины у Ростовых» и « Князь Андрей в Лысых горах» ( в чем заключается внутренняя связь трех эпизодов романа). Изображение войны 1805-1807 гг. Настоящая жизнь людей в понимании Толстого.  Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону». Князь Андрей после Аустерлица.

Путь исканий Пьера Безухова. Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. Историко-философские отступления в романе. Кутузов и Наполеон в романе. Бородинское сражение. Изображение партизанской войны,  значение образа Тихона Щербатого. «Мысль народная». Русский национальный характер: Платон Каратаев. Судьбы героев. Образы Пьера Безухова и Натальи Ростовой.  Эпилог романа.

Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.

Зарубежная литература.

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века. Краткие сведения о жизни и творчестве Ф. Стендаля. Роман «Красное и черное» (обзорное изучение) . Краткие сведения о жизни и творчестве Г. Флобера. Роман «Госпожа Бовари»: замысел и воплощение. Аналитическое чтение глав романа ( по выбору)

Содержание курса. 11 класс

Раздел I. Введение.

На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма.

Раздел II. На рубеже столетий.

А. П. Чехов. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). 

«Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», "Студент", "Палата №  6",  «Ионыч».  Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа.

Комедия «Вишнёвый сад». Изображение уходящей России. Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений с действительностью как основа драматического конфликта. Лиризм и юмор А. П. Чехова.

Теория литературы. Драма как род литературы (повторение). Виды драмы. Символическая деталь. Диалог в драме. Связь с другими видами искусства.

Раздел III. Литература первой половины XX  века. Серебряный век русской литературы.

Модернизм и поэтические течения. Символизм, акмеизм, футуризм.

И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт.А.Белый. Ф. Сологуб.  Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. В. Брюсов как один из основоположников символизма в русской литературе.

А. А. Блок. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

 «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика», «Россия», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Коршун», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» .

Образы «страшного мира» в поэзии Блока. Тема Родины, мотив выбора исторического пути, тревожные пророчества в лирике Блока. Новаторство создания и истолкования образа России в поэзии Блока. Трагическая любовь в лирике поэта. Символические детали и конкретность описаний.

Поэма «Двенадцать». Сюжет и композиция поэмы. Образ Революции в поэме. Образы двенадцати, Христа. Евангельские мотивы. Символика образов. Особенности языка и стиля поэмы.

Н. С. Гумилёв. Очерк жизни и творчества (обзор).

         «Памяти Анненского», «Как конквистадор в панцире железном…», «Жираф», «Гиена», «Капитаны», «Слово», «Я и Вы», «Слонёнок», «Заблудившийся трамвай».

 Поэзия Гумилёва как отражение эстетики акмеизма. Мужественность, волевое начало в образе лирического героя. Поиск страны счастья, экзотика дальних стран. Тема любви: жажда прекрасных чувств и призрачность счастья. Вещественность, предметность поэтического мира.

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Листопад» и др. Поэтический мир Бунина.  

«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник », «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки» и др. Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации.  Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина.

«Окаянные дни» (статья).

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве.

«Поединок». Образы офицеров, солдат, полковых дам, Ромашова, смысл названия. Идейно-художественное своеобразие повести.

Л. Андреев. «Иуда Искариот». Проблема любви и предательства в повести.

М. Горький. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). 

«Старуха Изергиль».  Проблема смысла жизни в рассказе.

Пьеса «На дне». «На дне» как социально-психологическая, философская драма. Проблематика пьесы. Поиски смысла жизни героями М. Горького. Споры о человеке в пьесе. Лука и Сатин как герои-антиподы. Роль афоризмов, песен, стихов и притч в пьесе.

 «Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции.  

Теория литературы. Способы выражения авторской позиции в драме.

Е.И. Замятин. Жизнь и творчество. Роман «Мы». Жанр антиутопии. Система образов в романе. Благодетель и Интеграл. Проблематика произведения. Символика чисел.

Раздел IV. Литература о революции и Гражданской войне .

М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества.

 «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея. Эпический образ мира и эпический герой. Тема войны и мира в произведении. Образ народа в романе. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство.  Трагедия Григория Мелехова. Тема любви в произведении. Аксинья, Григорий, Наталья. Своеобразие пейзажа, его роль. Особенности языка: стилистическое многообразие, роль диалектизмов.

Б. Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа .Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго».

 «Ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Единственные дни», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь», «Определение поэзии».

Жизнеутверждающее начало в поэзии. «Вневременность» лирики Пастернака. Философская углублённость.

Раздел V. Литературный процесс 20—40-х годов XX века.

В. В. Маяковский. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

«Как делать стихи» (статья). «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «А вы могли бы?», «Мама и убитый немцами вечер», «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Нате».

Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике.

Сатира Маяковского. Вызов мещанству и пошлости в ранней лирике.Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего.

 «Облако в штанах». Образ лирического героя поэмы — поэта-бунтаря.

Теория литературы. Футуризм. Новаторство поэзии В. В. Маяковского.

С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта.

«Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Народно-песенная основа лирики. «Анна Снегина».Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни.

О. Э. Мандельштам. Очерк жизни и творчества.

 «Рояль», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Батюшков», «Горец», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

 Обращение к образам мировой истории и культуры в лирике. Образ Петербурга, страны, времени. Тяготение к традициям русской философской лирики. Ассоциативность предметной детали.

М. И. Цветаева. Очерк жизни и творчества.

 «Моим стихам, написанным так рано…», «Идёшь, на меня похожий…», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Куст».

         Смерть, судьба и творчество как сквозные мотивы в лирике Цветаевой. Образ России и образ поэта в лирике Цветаевой. Эмоциональность и восторженность ранних стихов. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка.

А. А. Ахматова. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного).

«Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смятение», «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить…», «Мне ни к чему одические рати…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Приморский сонет», «Родная земля», «Мне голос был…»

Новеллистичность и психологизм ранней лирики Ахматовой. Тема неразделённой любви. Роль предметной детали в лирике Ахматовой. Её многозначность. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. Тема Родины.

«Реквием». Личная трагедия и трагедия народа. Библейские и современные образы.

Тема памяти и народных страданий. Роль эпиграфа. Смысл названия поэмы. Особенности композиции и стиля поэмы «Реквием». Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха.

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество.

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа. История Понтия Пилата и Иешуа. Тема доносительства и тайного сыска. Тема Пилатова преступления. Образ Воланда и проблема «обаятельного зла» в романе. Встреча с Воландом в судьбе каждого из главных героев. Приёмы сатирического изображения современности. Мастер и Маргарита: тема любви и творчества. Противоборство времени и вечности, жизни и бессмертия. Роль фантастических приёмов. Особенности композиции романа: «роман в романе», отдельные «микророманы».

А. П. Платонов. Жизнь и творчество писателя.

«Сокровенный человек». Значение образа Пухова. Трагическое и смешное в повести.

Раздел VI. Литературный процесс второй половины XX — начала XXI века.

        Три волны русской эмиграции. Периодизация литературы русской эмиграции.

        В.В. Набоков. Сведения о жизни писателя.  «Машенька». Тема времени и двоемирия в романе.

         

Тема Великой Отечественной войны в литературе.

         В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда», В.Л.Кондратьев «Сашка».

Человек на войне и правда о нём.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь». А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь», Я.В. Смеляков «Милые красавицы России», О.Ф.Берггольц «Февральский дневник», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной», М. В. Исаковский «Ой, туманы мои, растуманы!..» Д.Самойлов «Сороковые»

Патриотические мотивы и сила народного чувства  в лирике военных лет. Осмысление подвига и трагедии народа.

        

Литература эпохи «оттепели».

В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы». Особенности «лагерной» литературы.

Натуралистичность описаний. Образы зеков. Испытание человеческих характеров.

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

 «Один день Ивана Денисовича». Преступления тоталитаризма в рассказе. Нравственная позиция Шухова.  

Отражение эпохи в романе «Архипелаг Гулаг» ( обзорное изучение)

Проза деревенская и городская.

В. Г. Распутин. «Последний срок». Тема отцов и детей.

Повесть «Прощание с Матёрой». Поэтизация русской деревни и её жителей. «Малая родина» в душе человека.

В. П. Астафьев.  «Царь-рыба». Э.Хэмингуей «Старик и море». Взаимоотношения  человека и природы.                                                                              

Ю. В. Трифонов. Роман «Дом на набережной». Судьба и человеческое достоинство в жестокие исторические эпохи. Связь времён в творчестве писателя

 В. М. Шукшин . Рассказы: «Чудик», « Раскас», «Микроскоп», « Верую!»

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

 Поэзия второй половина ХХ века.

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве.Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться!», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой…», «Признание». «Некрасивая девочка».

Е. А. Евтушенко. Сведения о жизни и творчестве. «Первый День поэзии», «Неверие в себя необходимо», «Как-то стыдно изящной словесности...». Основные темы и мотивы в творчестве поэта.

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

« Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном-единственном завете...»,  «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь…», «В чем хочешь человечество вини…».      

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдание окружающих. Народность поэзии Твардовского.

                                   

Н. М. Рубцов.  «Видения на холме», «Листья осенние», «В минуты музыки», «Звезда полей», «В горнице», «Тихая моя родина»

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский.  Очерк жизни и творчества.

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») «Стансы», «Рождественский романс», «На смерть Жукова», «Я входил вместо дикого зверя в клетку»

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.Бездуховность окружающего мира и отчуждённость от него лирического героя в ранней лирике. Образ пустоты в поздней поэзии.

         Авторская песня. Темы и жанровое своеобразие песен Б.Ш. Окуджавы, В.С.Высоцкого.

Теория литературы. Аллюзии и реминисценции, «эстрадная» поэзия и «тихая лирика».

Литература конца XX – начала XXI века.

Драматургия конца ХХ века. Проблематика пьесы А. В. Вампилова  «Старший сын».

Литературный процесс 1985—1991 годов.  Возвращение «задержанной литературы». Осмысление русской литературы XX века как единой художественно-эстетической целостности.

Быт и бытие в произведениях современных писателей. (В. С. Маканин, Т.Н.Толстая).

Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов. В. О. Пелевин. Роман «Generation „П“». Поиски нравственного идеала в эпоху подмены жизненных ценностей.

Поэзия рубежа XX— XXI веков. Д. А. Пригов. «Второе банальное рассуждение на тему: быть знаменитым некрасиво», «О, страна моя родная...», «Вот в очереди тихонько стою...» . Т. Ю. Кибиров. «Юноша бледный...», «Умом Россию...», «Столь светлая...» 

Теория литературы. Концептуализм и метареализм; метаметафора, метаморфоза, метабола; центон; интертекст.

Тематический план. 10 класс

Тема

Кол-во

часов

по рабочей программе

Примечание

Введение. 1ч.

Общая характеристика русской классической литературы XIX века.  

1

Литература первой половины XIX века. 9ч.

А.С. Пушкин. Поэзия. Трагедия «Борис Годунов».

3

М.Ю.Лермонтов. Поэзия. Поэма «Демон».

4

Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект»

2

Литература второй половины XIX  века. 39ч.

Обзор русской  литературы второй половины XIX  века

2

А.Н. Островский. Этапы биографии и творчества. Пьеса «Гроза»

9

И.А. Гончаров. Этапы биографии и творчества. Роман «Обломов»

9

И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. Роман «Отцы и дети»

11

М.Е. Салтыков-Щедрин. Этапы биографии и творчества. Сказки. «История одного города» (обзор)

4

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор)

1

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество (обзор).  «Очарованный странник».

3

Наедине с поэтом. 20ч.

Н.А. Некрасов. Этапы биографии и творчества. Поэзия. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

10

Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Поэзия

4

А.А. Фет. Этапы биографии и творчества. Поэзия

4

А.К.Толстой. Этапы биографии и творчества. Поэзия

2

Эпоха великих романов. 28ч.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Роман «Преступление и наказание»

12

Л.Н. Толстой. Этапы биографии и творчества. Роман «Война и мир»

16

Зарубежная литература

Ф. Стендаля. Роман «Красное и черное». Г. Флобера. Роман «Госпожа Бовари» (обзорное изучение)

5

Итого

102

Тематический план. 11 класс

Тема

Кол-во

часов

по рабочей программе

Примечание

Введение . 1ч.

На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма.

1

На рубеже  столетий. 6ч.

А.П.Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад»

6

Литература первой половины XX  века. Серебряный век русской литературы. 26ч.

Символизм. Акмеизм. Футуризм

4

А.А.Блок. Этапы биографии и творчества. Поэзия. Поэма «Двенадцать»

7

И.А. Бунин. Этапы биографии и творчества. Поэзия. Рассказы.

4

А.И.Куприн. Повесть «Поединок»

2

Л. Андреев. Рассказ «Иуда Искариот»

1

М.Горький . Пьеса «На дне»

7

Е.И. Замятин. Роман «Мы».

1

Литература о революции и Гражданской войне

М.А.Шолохов. «Тихий Дон»

9

Б.Л. Пастернак. Этапы биографии и творчества. Поэзия. «Доктор Живаго»( обзор)

3

Литературный процесс 20-40-х годов . 28ч.

В.В.Маяковский. Этапы биографии и творчества. Поэзия. «Облако в штанах»

5

С.А.Есенин. Этапы биографии и творчества. Поэзия. «Анна Снегина»

3

О.Э. Мандельштам. Этапы биографии и творчества. Поэзия

2

М.И.Цветаева. Этапы биографии и творчества. Поэзия

3

А.А.Ахматова. Этапы биографии и творчества. Поэзия. «Реквием»

6

М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

7

А.П.Платонов. «Сокровенный человек»

2

Литература о революции и Гражданской войне . 12ч.

М.А.Шолохов. «Тихий Дон»

9

Б.Л. Пастернак. Этапы биографии и творчества. Поэзия. «Доктор Живаго»( обзор)

2

Литературный процесс второй половины ХХ – начала ХХI века. 29 ч.

Русская эмиграция. В. Набоков

2

Тема Великой Отечественной войны в литературе – 4ч.

Поэзия и проза о ВОВ. В.С.Гроссман, В.П.Некрасов

4

Литература эпохи «оттепели» - 5ч.

В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы».

2

А.И.Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Роман «Архипелаг Гулаг» (обзорное изучение)

3

Проза деревенская и городская – 6ч.

В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

2

В.М.Шукшин. Рассказы

1

В.П.Астафьев. Рассказ «Царь-рыба»  Хэмингуей  «Старик и море»

2

Ю.В. Трифонов. Роман «Дом на набережной» (обзорное изучение)

1

Поэзия второй половины ХХ века – 7ч.

Е.Евтушенко. Этапы биографии и творчества. Поэзия

1

Н.А. Заболоцкий. Этапы биографии и творчества. Поэзия

1

А.Т.Твардовский. Этапы биографии и творчества. Поэзия

2

Н.М.Рубцов. Этапы биографии и творчества. Поэзия

1

И.А.Бродский. Этапы биографии и творчества. Поэзия

1

Авторская песня

1

Литература конца ХХ – начала ХХI века – 5ч.

А.В.Вампилов. «Старший сын»

1

Литературный процесс 1985—1991 годов.  

1

 В. С. Маканин,  Т.Н.Толстая

1

Русский постмодернизм

1

Поэзия рубежа XX— XXI веков.  

1

Итого

99

Учебно-методические средства обучения

  1. Русский язык и литература. Литература: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: «Вентана-Граф»,  2019.-384 с.: ил.
  2. Русский язык и литература. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: «Вентана-Граф»,  2019.-384 с.: ил
  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс. – 3-у изд, переработ. И доп. – М.: ВАКО, 2013. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
  4. Журналы: « Литература  в школе» и « Литература»- приложение к газете « Первое

   сентября»

  1. Интернет-ресурсы:  http:|| school – collection.edu.ru, .http:|| www.school.edu.ru, http:|| www.edu.ru, http:|| www.gramota.ru,  http:|| www.wikipedia.ru

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

№ п/п

Дата урока

Тема урока

Примечание

План

Факт

1

Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века.  

Литература первой половины XIX века. 9ч.

2

Золотой век русской поэзии. А.С.Пушкин. Особенности пушкинского лирического героя.  Философское осмысление жизни, творчества, любви, природы.

3

 Трагедия «Борис Годунов». Историческая тема в творчестве. Трагическая  судьба властителя.

4

Образ летописца. Традиции классицизма и романтизма; новаторство Пушкина.

5

М.Ю.Лермонтов. Развитие в его творчестве пушкинских традиций.

6

Своеобразие художественного мира Лермонтова.  Противоречивость любовного чувства. Мотив безверия и душевного холода в любовной лирике поэта.

7

«Валерик»- рассказ-исповедь ( сочетание батальной и любовной тем)

8

Поэма «Демон». Образы демона и главной героини. Чтение наизусть

9

Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь ( с обобщением ранее изученного). «Невский проспект». Тема Петербурга в повести.

10

«Невский проспект». Пирогов и Пискарев – два типа героев. Тема столкновения мечты и действительности. Художественная деталь.

Литература второй половины XIX века. Расцвет русского реализма. 39ч.

11

Русская литература второй половины XIX века. Романтизм и реализм. Расцвет русского реалистического романа.

12

Литературная критика XIX века. Славянофилы и западники.

Александр Островский

13

А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества

14

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие пьесы. Жестокие нравы «темного царства», замкнутость и убожество калиновского мира.Анализ 1 действия пьесы.

15

Незаурядность характера Катерины. Анализ 2 действия пьесы.

16

На чьей стороне правда? Анализ 3 действия пьесы.

17

Сила и слабость характера Катерины. Анализ 4 действия пьесы. Второстепенные персонажи, их роль. Драматизм и напряженность сценического действия.

18

Внутренняя борьба героини.  Сущность трагедии Катерины.  Анализ 5 действия пьесы.

19.

Многозначность заглавия драмы. Драма А.Н. Островского «Гроза» в оценке литературных критиков.

20

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.

ДС

21

«Бесприданница»: система художественных образов, основной конфликт, трагизм судьбы главной героини. Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» как попытка современной трактовки пьесы.

Иван Гончаров . 9ч.

22

И.А. Гончаров. Этапы биографии и творчества.

23

Роман И.А. Гончарова «Обломов». 1 глава романа как своеобразная его экспозиция. «Свет» и «тени» в характере Обломова.

24

Истоки «обломовщины». Анализ эпизода. Глава «Сон Обломова», её место в художественной системе романа.

25

Сюжетная роль второстепенных персонажей.

26

Обломов и Штольц как контрастные образы Идейный смысл противопоставления.

27

Обломов и Ольга Ильинская. Любовная линия в романе.

28

Жизнь в доме Пшеницыной.

29

Роман «Обломов» в оценке литературных критиков.

ДС

30

Урок-семинар. «Лишний человек»  Обломов и его предшественники в русской литературе».

Иван Сергеевич Тургенев. 11ч.

31

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Основные черты художественного мира.

32

Творческая история романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отражение в роман общественно-политической ситуации в России.

33

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

34

Базаров – новый герой в русской литературе. Споры Базарова и П.П.Кирсанова

35

Споры Базарова и П.П.Кирсанова.  Базаров и П. П. Кирсанов- антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа.

36

 «Испытания героя». Базаров и Одинцова.

37

Базаров и родители.

38

Болезнь и смерть Базарова. Базаров как трагический герой.  

39

Семинар  «Отцы и дети» Тургенева в литературной критике. Нигилизм Базарова – благотворное начало для личности и общества направление?

40

 Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

41

 Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

КС 1

М.Е. Салтыков-Щедрин.5ч.

42

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

43

«История одного города». Градоначальники и народ в изображении М.Е. Салтыкова-Щедрина.

44

Позиция повествователя, способы ее выражения. Сатира, сарказм.

45

Композиция, идейный смысл произведения. Город-гротеск в изображении писателя.

46

Читательская конференция. «Сказки для детей изрядного возраста». Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

Николай Семенович Лесков. 3ч.

47

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество (обзор).

48

«Очарованный странник». Иван Флягин  как выразитель особенностей национального характера. Мифологическое и национальное в его образе.

49

«Очарованный странник». Проблема ценности человеческой жизни. Особенности сюжета повести. Фантастические элементы, их роль. Смысл названия. Сказовая поэтика произведения.

Наедине с поэтом. 20ч.

Фёдор Иванович Тютчев . 4ч.

50

Ф.И. Тютчев. Личность и поэтический мир поэта. Пантеизм Тютчева

51

Лирика природы в творчестве Тютчева Антитеза как один из основных художественных приемов.

52

Любовная лирика в творчестве Тютчева. Любовь как « поединок роковой». Пластическая точность образов, их символический смысл.

53

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева «Нам на дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» Чтение наизусть.

Афанасий Афанасьевич Фет. 4ч.

54

Личность и поэтический мир А.А. Фета. Фет и эстетика «чистого искусства».

55

Лирика природы в творчестве А.А.Фета. Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы.

56

Любовная лирика в творчестве А.А.Фета. Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Чтение наизусть

57

Сопоставительный анализ лирики  Фета и Тютчева. Сочинение

ДС 3

Алексей Константинович Толстой. 2ч.

58

Личность и поэтический мир А.К.Толстого. Изображение картин родной природы, ощущение единства человека и природы.

59

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Николай Алексеевич Некрасов. 10ч.

60

Жизненный путь Н.А. Некрасова.

61

Взгляды Н.А. Некрасова на назначение поэта и поэзии. Тема ответственности поэта за свое  творчество.

62

Гражданский пафос лирики .Духовный облик народа в лирике Н.А. Некрасова.

63

Трагизм любовной лирики, ее диалогичность и экспрессивность.

64

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет. Варианты композиции. Идейное значение и художественные особенности «Пролога».

65

«Кому на Руси жить хорошо»: народное представление о счастье. Поиск счастливого в поэме.

66

Философия народной жизни. Образы Е. Гирина и Я. Нагого.

67

Женская тема и её воплощение в поэме.Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».

68

Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского»

69

Тема судьбы России в поэме. Народ и Гриша Добросклонов. Образ дороги и путешествия, фольклорные мотивы, картина пира в роли развязки поэмы.

Эпоха великих романов- 30ч.

Фёдор Михайлович Достоевский. 12ч.

70.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Почвенничество.

71

Роман «Преступление и наказание», история его создания.

72

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

73

«Потрясённый, выбитый из колеи герой», или Раскольников в мире бедных людей.

74

Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности.

75

Тема наказания в романе. Земной суд. Роль внутренних монологов и снов героя. Образ Порфирия Петровича.

76

Феномен двойников: Лужин и Свидригайлов.

77

Феномен двойников: Лужин и Свидригайлов.

78

Раскольников и Соня:  альтернатива индивидуалистическому бунту – христианское смирение.

79

Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

80

Тема покаяния в романе. Диалог как основной художественный прием.

81

Классное сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

КС2

Лев Николаевич Толстой. 16ч.

82

Личность  Л.Н. Толстого,  мыслителя и художника.

83

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

84

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизод «Салон А.П.Шерер».

85

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизоды «Именины у Ростовых» и « Князь Андрей в Лысых горах» ( в чем заключается внутренняя связь трех эпизодов романа)

86

Изображение войны 1805-1807 гг.

87

«Война и мир». Настоящая жизнь людей в понимании Толстого.

88

Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону»

89

Князь Андрей после Аустерлица

90

Путь исканий Пьера Безухова. Безухов и Элен Курагина

91

Путь исканий Пьера Безухова. Масонство Пьера.

92

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

93

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

94

Бородинское сражение. Изображение партизанской войны,  значение образа Тихона Щербатого.

95

«Мысль народная». Русский национальный характер: Платон Каратаев.

96

Судьбы героев. Образы Пьера Безухова и Натальи Ростовой.  Эпилог романа.

97

Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

КС3

Зарубежная литература.5ч.

98

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века.

99

Краткие сведения о жизни и творчестве Ф. Стендаля. Роман «Красное и черное» (обзорное изучение)

100

Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель –нереализованный человек

101

Краткие сведения о жизни и творчестве Г. Флобера. Роман «Госпожа Бовари»: замысел и воплощение.

102

Роман «Госпожа Бовари». Аналитическое чтение глав романа ( по выбору). Проблема пошлости жизни. Провинциальные нравы

11 класс

№ урока

Дата урока

Название раздела, тема урока

Примечание

план

факт

Введение. 1ч.

1

На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма.

На рубеже столетий. 6ч.

2

А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Рассказы Чехова. «Студент».

3

Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

4

Анализ рассказа «Ионыч». Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа

5

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Основа драматического конфликта.

6

Изображение уходящей России. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Смысл названия пьесы.

7

Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова.

КС-1

Литература первой половины ХХ века. Серебряный век русской литературы. 26ч.

8

Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А.Белый, Ф. Сологуб.

9

В. Брюсов как один из основоположников символизма в русской литературе.

10

Акмеизм. Н. С. Гумилев. Мужественность, волевое начало в образе лирического героя. Поиск счастья. Вещественность, предметность поэтического мира.

11

Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм.

12

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.   Образы «страшного мира» в поэзии Блока.                                                                                                

13

 Новаторство создания и истолкования образа России в поэзии Блока. «На поле Куликовом», «Россия»

14

Трагическая любовь в лирике поэта. Симво-лические детали и конкретность описаний.

15

Поэма «Двенадцать». Образ Революции в поэме.  

16

Евангелистские мотивы. Символика образов

17

Поэма «Двенадцать». Сюжет и композиция поэмы. Особенности языка и стиля поэмы.

18

Чтение наизусть стихотворений А.Блока.

19

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина.  

20

Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации. «Господин из Сан-Франциско».  

21

Трагичность любви в произведениях Бунина. «Легкое дыхание», «Чистый понедельник »

22

 «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина.

ДС 1

23

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве. «Поединок». Образы офицеров, солдат, полковых дам, Ромашова, смысл названия.

24

Идейно-художественное своеобразие повести

25

Проблема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

26

М. Горький. Жизнь и творчество.

27

Проблема смысла жизни в «Старухе Изергиль».

28

Горький-драматург. «На дне» как социально-психологическая, философская драма. Проблематика пьесы.

29

Поиски смысла жизни героями М. Горького. Споры о человеке в пьесе.

30

Лука и Сатин как герои-антиподы. Роль афоризмов, песен, стихов и притч в пьесе.

31

Классное сочинение по творчеству М. Горького.

КС2

32

«Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции.   Послереволюционное творчество.

33

Е.И. Замятин. Роман «Мы». Жанр антиутопии. Система образов в романе.

Литература о революции и Гражданской войне. 12ч.

34

М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества.

35

 «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав).

36

«Тихий Дон» - роман-эпопея. Эпический образ мира и эпический герой.

37

Тема войны и мира в произведении. Образ народа в романе.

38

Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство.  Трагедия Григория Мелехова.

39

Тема любви в произведении. Аксинья, Григорий, Наталья.

40

Своеобразие пейзажа, его роль. Особенности языка: стилистическое многообразие, роль диалектизмов.

41

Классное сочинение  по роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».

42

Классное сочинение  по роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».

КС 3

43

Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве. «Доктор Живаго». История создания и публикации романа.

44

Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго».

45

Жизнеутверждающее начало в поэзии. «Вневременность» лирики Пастернака. Философская углублённость.

Литературный процесс 20—40-х годов XX века. 28ч.

46

В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта.

47

Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике.

48

Сатира Маяковского. Вызов мещанству и пошлости в ранней лирике

49

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего.

50

Поэмы «Облако в штанах». Образ лирического героя поэмы — поэта-бунтаря. Чтение наизусть.

51

С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта.

52

Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Народно-песенная основа лирики.

53

«Анна Снегина».Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. Чтение наизусть.

54

О. Э. Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве. Обращение к образам мировой истории и культуры в лирике. Образ Петербурга, страны, времени.

55

Тяготение к традициям русской философской лирики. Ассоциативность предметной детали.

56

М. И. Цветаева. Жизнь и судьба. Смерть, судьба и творчество как сквозные мотивы в лирике Цветаевой.

57

Образ России и образ поэта в лирике Цветаевой. Эмоциональность и восторженность ранних стихов.

58

 Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка.

59

А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве. Новеллистичность и психологизм ранней лирики Ахматовой.

60

Тема неразделённой любви. Роль предметной детали в лирике Ахматовой. Её многозначность.

61

Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. Тема Родины.

62

«Реквием». Личная трагедия и трагедия народа. Библейские и современные образы.

63

Тема памяти и народных страданий. Роль эпиграфа. Смысл названия поэмы.

64

Особенности композиции и стиля поэмы «Реквием». Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха. Чтение наизусть

65

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя.

66

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа.

67

История Понтия Пилата и Иешуа. Тема доносительства и тайного сыска. Тема Пилатова преступления.

68

Образ Воланда и проблема «обаятельного зла» в романе. Приёмы сатирического изображения современности.

69

Мастер и Маргарита: тема любви и творчества. Противоборство времени и вечности, жизни и бессмертия.

70

Роль фантастических приёмов. Особенности композиции романа: «роман в романе», отдельные «микророманы».

71

Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

ДС 2

72

А. П. Платонов. Жизнь и творчество писателя.

73

«Сокровенный человек». Значение образа Пухова. Трагическое и смешное в повести.

Литературный процесс второй половины XX — начала XXI века. 29ч.

74

Три волны русской эмиграции. Периодизация литературы русской эмиграции

75

В.В. Набоков. Сведения о жизни писателя.  Тема времени и двоемирия в романе  «Машенька».

 Тема Великой Отечественной войны в литературе. 4ч.

76

 Поэзия Великой Отечественной войны (К.М.Симонов, М.В.Исаковский, Я.В.Смеляков и др.)

77

 Поэзия Великой Отечественной войны (Я. В. Смеляков, О.Ф. Берггольц, С.С. Орлов и др.)

78

Человек на войне. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда».

79

Человек на войне. В. С. Гроссман Роман «Жизнь и судьба».

ДС 3

Литература эпохи «оттепели». 5ч.

80

Особенности «лагерной» литературы. В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы».

81

Натуралистичность описаний. Образы зеков. Испытание человеческих характеров.

82

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Преступления тоталитаризма в рассказе. Нравственная позиция Шухова.

83

Отражение эпохи в романе «Архипелаг Гулаг»

84

Урок-конференция по книге А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг».

Проза деревенская и городская. 6ч.

85

В. Г. Распутин. «Последний срок». Тема отцов и детей.

86

Повесть «Прощание с Матёрой». Поэтизация русской деревни и её жителей. «Малая родина» в душе человека.

87

В. М. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

88

Взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева  «Царь-рыба».

89

Взаимоотношения человека и природы в произведениях Э. Хэмингуэя « Старик и море».

90

Ю. В. Трифонов Роман «Дом на набережной». Судьба и человеческое достоинство в жестокие исторические эпохи. Связь времён в творчестве писателя.

Поэзия второй половины XX века. 6ч.

91

Е. А. Евтушенко. Сведения о жизни и творчест-ве. Основные темы и мотивы в творчестве поэта.

92

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Основные темы и мотивы в творчестве поэта.

93

Лирика Твардовского. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений.

94

Лирика Твардовского. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих. Народность поэзии Твардовского.

95

Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира Рубцова. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

96

И. А. Бродский. Очерк жизни и творчества.

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Тема одиночества человека в “заселенном пространстве”. Чтение наизусть.

97

Авторская песня. Б.Ш.Окуджава. В.С. Высоцкий. Жанровое своеобразие песен Окуджавы, Высоцкого.

Литература конца XX – начала XXI века. 5ч.

98

Драматургия конца ХХ века. Проблематика пьесы А. В. Вампилова  «Старший сын».

99

Литературный процесс 1985—1991 годов.  Возвращение «задержанной литературы»

100

Быт и бытие в произведениях современных писателей. (В. С. Маканин, Т.Н.Толстая).

101

Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов (В.Ерофеев, В.Пелевин).

102

Поэзия рубежа XX— XXI веков. Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров, С. М. Гандлевский, О. А. Седакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

Рабочая программа по литературе для 7 класса базовый уровень (Г.И.Беленький)

Предлагаю разработки рабочей программы по литературе для 7 класса (базовый уровень) и по русскому языку (В.В.Бабайцева)  . Рабочие программы включают в себя пояснительную записку, планирование уч...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по литературе для 7 класса (базовый уровень) (индивидуальное обучение)

Рабочая  программа по литературе составлена  на основе  Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе...

Рабочая программа по литературе для 10 класса (базовый уровень, 3 часа, программа под ред. В.Я. Коровиной, к учебнику под ред. Ю.В. Лебедева)

Рабочая программа по литературе для 10  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литерату...

Рабочая программа +КТП по литературе. 10-11 классы. По Б.А.Ланину. Профильный уровень. ФГОС

Рабочая программа + КТП по литературе. 10-11 классы. По Б.А.Ланину. Профильный уровень. ФГОС...

Рабочая программа по литературе в 10 классе по ФГОС (Сухих И.Н. "Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса в 2 частях).

календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)Рабочая программа по литературе  10 классе по ФГОС   разработана по учебнику  Сухих И.Н. Литература (базовый уровень), у...