Рабочая программа по литературе в 10 классе по ФГОС (Сухих И.Н. "Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса в 2 частях).
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)

календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Рабочая программа по литературе  10 классе по ФГОС   разработана по учебнику  Сухих И.Н. Литература (базовый уровень), учебник для 10 класса в  2 частях, с целью оказания методической помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения, включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературе, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование в соответствии с учебником  Литература 10 класс в 2-х частях,  Сухих И.Н. Литература (базовый уровень), учебник для 10 класса в  2 частях.

 Буду рада, если материал пригодится в работе!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП литература 10 кл.281 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское президентское кадетское училище

имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии

Российской Федерации»

«Согласовано»

МО преподавателей

_________________________                    (указать специализацию)

Протокол заседания №_____

от «___»_______20_______г.

_________/_______________

(ФИО руководителя МО)

«Согласовано»

Зам. начальника училища по УР

от «___»___________20_____г.

__________/_______________

«Утверждаю»

Начальник училища

Конюков Ю.А.____

«_____»__________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 10 А класса

срок реализации программы – 2024-2025 учебный год

Составитель

учитель русского языка и литературы

Нестеренко Ольга Алексеевна

Москва, 2024 г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литература» включает пояснительную записку, содержание  обучения,  планируемые  результаты  освоения  программы по литературе, тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 14.04.2023 N 124-ФЗ (последняя редакция);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568
от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034);

ФОП основного общего образования:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028
от 27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62
от 01.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования» (Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110
от 19.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119
от 21.02.2024 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г.
N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603).

Программа по литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.

Программа по литературе позволит учителю:

  • реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС СОО;
  • определить   обязательную   (инвариантную)   часть   содержания по литературе; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии со ФГОС СОО, федеральной рабочей программой воспитания.

Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе представлены с учётом особенностей преподавания учебного предмета на уровне среднего общего образования, планируемые предметные результаты распределены по годам обучения.

Литература способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров  молодого  поколения,  так  как  занимает  ведущее  место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.

Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно с учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования, происходит углубление межпредметных связей с русским языком и учебными предметами предметной области «Общественно-научные предметы», что способствует развитию речи, историзма мышления, формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.

В федеральной рабочей программе по литературе учтены все этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе.

Цели изучения литературы на уровне среднего общего образования состоят в: – сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и

уважительного отношения к другим культурам;

  • развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов;
  • осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.

Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.

Достижение целей изучения литературы возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего образования и сформулированных в ФГОС СОО.

Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении обучающихся к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этико- нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.

Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью с использованием теоретико- литературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в  дальнейшей  жизни,  направлены  на  расширение  представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов с  использованием  важнейших  литературных  ресурсов,  в  том  числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет).

В соответствии с ФГОС СОО литература является обязательным предметом на данном уровне образования. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы, – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. КЛАСС

Литература второй половины XIX века

А.Н. Островский. Драма «Гроза». И.А. Гончаров. Роман «Обломов». И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И.        Тютчев.        Стихотворения        (не        менее        трёх        по        выбору).        Например,

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…»,

«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») и другие.

Н.А.        Некрасов.        Стихотворения        (не  менее  трёх  по  выбору).        Например,

«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…»,

«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») и другие.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

А.А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и другие.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев»,

«Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и другие.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).

Например, «Очарованный странник», «Однодум» и другие.

А.П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например, «Студент»,

«Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» и другие.

Комедия «Вишнёвый сад».

Литературная критика второй половины XIX века

Статьи H.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров» и других (не менее двух статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением).

Литература народов России

Стихотворения  (не  менее  одного  по  выбору).  Например,  Г.  Тукая, К. Хетагурова и других.

Зарубежная литература

Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г. Флобера «Мадам Бовари» и другие.

Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и другие.

Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», Г. Ибсена «Кукольный дом» и другие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В результате изучения литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

  1. гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной деятельности;

  1. патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность  за  его  судьбу,  в  том  числе  воспитанные  на  примерах из литературы.

  1. духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность  оценивать  ситуацию,  в  том  числе  представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного  принятия  ценностей  семейной  жизни,  в  соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения;

  1. эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;

  1. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;

  1. трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства

с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес  к  различным  сферам  профессиональной  деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;

  1. экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России;

  1. ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования,

у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,  учитывать  его  при  осуществлении  коммуникации,  способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-

литературного процесса;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт.

Базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на   художественные   произведения;   способностью   и   готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлять  причинно-следственные  связи  и  актуализировать  задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией:

владеть  навыками  получения  литературной  и  другой  информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;

создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и другие) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;

владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;

давать  оценку  новым  ситуациям,  в  том  числе  изображённым в художественной литературе;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных

областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии;

для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать        своё        право        и        право        других        на        ошибки        в        дискуссиях

на литературные темы;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

Совместная деятельность

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего общего образования должны обеспечивать:

  1. осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской  и  мировой  культуры,  сформированность  ценностного  отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
  2. осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
  3. сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному

наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;

  1. знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко- культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов  России:  пьеса  А.Н.  Островского  «Гроза»;  роман  И.А.  Гончарова

«Обломов»; роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова; роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман Л.Н. Толстого

«Война и мир»; одно произведение Н.С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А.П. Чехова; не менее двух произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Ч. Диккенса, Г. Флобера, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и другие); не менее одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и других);

  1. сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
  2. способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных  устных  и  письменных  высказываниях,  участвовать в дискуссии на литературные темы;
  3. осознание  художественной  картины  жизни,  созданной  автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  4. сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в каждом классе;
  5. владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне основного общего образования): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо- тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
  6. умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие);
  7. сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике;
  8. владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;
  9. умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

К концу обучения в 10 классе предметные результаты освоения программы по литературе должны обеспечивать:

  1. осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
  2. понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;
  3. сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
  4. знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко- культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской и зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века);
  5. сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений;
  6. способность  выявлять  в  произведениях  художественной  литературы

XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;

  1. осмысление  художественной  картины  жизни,  созданной  автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать читательские впечатления;
  2. сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
  3. овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных  терминов  и  понятий  (в  дополнение  к  изученным

на уровне основного общего образования): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;

  1. умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие);
  2. сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в произведении;
  3. овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;
  4. умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

                       4.   Тематическое планирование

Раздел программы

Количество часов

Количество практических уроков

Повторение и обобщение изученного в 9 классе

3

1

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика.

1

-

Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика.

2

-

Фёдор Иванович Тютчев.

4

-

Афанасий Афанасьевич Фет.

3

-

Иван Александрович Гончаров.

5

-

Александр Николаевич Островский.  «Гроза»

6

1

Иван Сергеевич Тургенев.

7

1

Фёдор Михайлович Достоевский.

10

1

Лев Николаевич Толстой.

15

1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

3

-

Николай Алексеевич Некрасов.

7

-

Николай Семёнович Лесков.

2

-

Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика.

2

-

Антон Павлович Чехов.

9

1

Литература народов России

2

-

Зарубежная проза второй половины XIX века

2

-

Развитие речи

10

4

Внеклассное чтение

2

-

Итоговые КР

4

-

Резервные уроки.

3

-

ИТОГО

102

11

  5.  Календарно – тематический план по русскому языку, 10 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

План

Факт

Повторение и обобщение изученного в 9 классе. (3 ч.)

1

Литература: зачем и для кого?

1

2

Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в.

1

3

Общая характеристика литературы XIX века. "Девятнадцатый век" как культурное единство. Тест№1.

1

Первый  период русского реализма (1820-1830 гг.). Общая характеристика. (1 ч.)

4

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. 

1

5

Входная КР №1

1

Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. (2 ч.)

6

Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей.

1

7

Н. Г. Чернышевский и Н. С. Лесков: два взгляда на путь России.

1

Фёдор Иванович Тютчев. (4 ч.)+1РР

8

Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя.

1

9

Художественный мир Тютчева и тютчевский "мирообраз".

1

10

Тема любви и природы.

1

11

Философская лирика Тютчева.

1

12

РР№1. Чтение стихов наизусть

Афанасий Афанасьевич Фет. (3 ч.)+ 1РР

13

Судьба поэта: Шеншин против Фета.

1

14

"Свои особенные ноты…" (И. С. Тургенев). Художественный мир Фета.

1

15

Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.

1

16

РР№2.  Чтение стихов поэта наизусть.

Иван Александрович Гончаров. (5 ч.)

17

Странствователь или домосед: личность и судьба И. А. Гончарова.

1

18

Роман "Обломов": типы и архетипы. Роль экспозиции в романе И. А. Гончарова.

1

19

"Задача существования" и "практическая истина" (Обломов и Штольц: смысл сопоставления).

1

20

Испытание любовью: Обломов на рандеву. Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?

1

21

Идеал и идиллия. Обломовка и Выборгская сторона. Сон Обломова как ключ к характеру героя.

1

Александр Николаевич Островский. (6 ч.)+1РР

22

"Островский начал необыкновенно" (И. С. Тургенев). "Гроза".

1

23

Жанр, фабула, конфликт, язык.

1

24

"Жестокие нравы" города Калинова: кто виноват?

1

25

Проблема свободы и воли.

1

26

РР№3.  Сочинение-миниатюра по поставленной проблеме.

1

27-28

Спор о "Грозе": временное и вечное. Конспект отрывков из статьи Добролюбова: «Луч света в тёмном царстве» (выборочно).

2

Иван Сергеевич Тургенев. (7 ч.)+ 1РР

29

Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. "Отцы и Дети".

1

30

Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя.

1

31

Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман "Отцы и дети": "Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты". Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты.

1

32

"Долой авторитет!" Базаров и его последователи в романе.

1

33

Базаров на рандеву: испытание любовью. Испытание смертью: смысл эпилога.

1

34

Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой.

1

35

Полемика о главном герое романа "Отцы и дети": оригинал или пародия?  Тест№2.

1

36

РР№4.  Классное сочинение №1.

1

Фёдор Михайлович Достоевский. (10 ч.) +1РР+1ВЧ

37

Судьба и мировоззрение Ф. М. Достоевского: "Я перерожусь к лучшему".

1

38

Роман "Преступление и наказание": "Преступление и наказание" как идеологический роман.

1

39

"Петербургский миф" Достоевского: город и герои.

1

40

"Униженные и оскорблённые" в романе.

1

41

Раскольников как человек идеологический: последние вопросы.

1

42

Раскольников, его двойники, антиподы.

1

43

"Вечная Сонечка". Идея преумножения добра.

1

44

Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой.

1

45

РР№5. Диспут-спор о «свехчеловеке».

44

Испытание идеи: фабульный финал и эпилог романа. Тест№3.

1

47

"Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…" (Ю. И. Селезнёв).

1

48

ВЧ№1. «Братья Карамазовы»

1

49

Итоговая КР №2 за 1 полугодие.

1

Лев Николаевич Толстой. (15 ч.)+1ВЧ +1РР

50

"Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…" (Л. Н. Толстой). Судьба Толстого.

1

51

"Севастопольские рассказы".

1

52

Роман "Война и мир": "Это как Илиада". Проблематика и жанр романа. Смысл заглавия.

1

53

"Война и мир" как "Война и семья": "породы" людей у Толстого.

1

54

1805 год: Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и "незаметные герои". Тест№3

1

55-56

"Диалектика души" и "диалектика поведения" толстовских героев.

2

57-58

"Настоящая жизнь людей". "Между двумя войнами". Анализ эпизодов второго тома.

2

59

Андрей Болконский: "Живая мысль".

1

60

Пьер Безухов: "Живая душа".

1

61

Наташа Ростова: "Живая жизнь".

1

62

Война 1812 года: Бородинское сражение.

1

63

Наполеон и Кутузов. Философия истории.

1

64

"Всё хорошо, что хорошо кончается": эпилог романа.

1

65

ВЧ№2. Урок внеклассного чтения по произведениям об Отечественной войне.

1

66

РР№6.  Классное сочинение №2.

1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (3 ч.)+1РР

67

Ссыльный литератор: Салтыков и Щедрин. Суровый сатирик: путём Эзопа.

1

68

"История одного города": Глупов и Россия. Один город: времена и нравы.

1

69

Повествователь: маски издателя.

1

70

РР№7. Современные нравственные уроки сатиры Салтыкова-Щедрина. Беседа по проблемным вопросам.

Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч.)+ 2РР

71

"Я дал себе слово не умереть на чердаке": судьба Н. А. Некрасова.

1

72

Муза Н. А. Некрасова.

1

73

"Кому на Руси жить хорошо": жанр, композиция и герои поэмы Н. А. Некрасова.

1

74-75

Автор и герои.

2

76

Современность: в поисках счастливого.

1

77

РР№8. Чтение наизусть.

78

РР№9. Классное сочинение №3 по лирике.

1

Николай Семёнович Лесков. (2 ч.)

79

Слово о Лескове. Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.

1

80

Праведники у Лескова. Рассказ "Однодум". "Очарованный странник". Особенности композиции и образ главного героя. Иван Флягин - один из праведников земли русской.

1

Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. (2 ч.)

81-82

Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х гг.

2

Антон Павлович Чехов. (9 ч.)+1РР

83

"Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?" Рассказы: "Я не писатель - я…" (М. А. Булгаков). Чехов - прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни.

1

84

"Суждены нам благие порывы…". "Ионыч".

1

85

"Дама с собачкой".

1

86

Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл. "Палата № 6".

1

87

"Вишневый сад": "В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…" (А. П. Чехов).

1

88

"Удвоенное бытие": герои "Вишневого сада".

1

89

Персонажи: второстепенные и главные.

1

90

"Пьесу назову комедией": проблема жанра.

1

91

Символы: сад и лопнувшая струна.

1

92

РР№10.  Классное сочинение №4 по драматургии.

1

93

Итоговая КР №3 по русской литературе 2п. 19 века

1

Литература народов России (2 ч.) +1РР

94

Произведения из литератур народов России.

1

95

Лирика  К.Л. Хетагурова и Г.Тукая

1

96

РР№9. Чтение наизусть.

1

Зарубежная проза второй половины XIX века. (2 ч.)

97

Зарубежная проза второй половины XIX века. Ч.Диккенс, «Дэвид Копперфилд».

1

98

Зарубежная поэзия второй половины XIX века. Стихотворения А.Рембо, Ш.Бодлера.

1

99

Годовая  КР №4

Резервные уроки. (3 ч.)

100-102

Резерв.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая программа по технологии для 10-11 кл. - В.Д. Симоненко базовый уровень

Рабочая программа по технологии для  10-11 кл. - автор учебника В.Д. Симоненко,  базовый уровень...

Рабочая программа учебного предмета физика среднего общего образования 10-11 кл базовый уровень

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего  общего образования и Примерной программы по физике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Рабочая программа учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) для 10 класса

Рабочая программа  учебного предмета    «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) для 10 класса...

Рабочая программа Факультативного курса: «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» Базовый уровень 10-11 класс

Пояснительная запискаДанный элективный курс составлен на основе программы ОС Габриеляна и  Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства  Дрофа – 2018 г. Программа рассчитан...