Русские традиции в рассказе А. П. Чехова "Блины".
план-конспект урока (6 класс)

Бадакшанова Елена Анатольевна

Конспект урока по родной русской литературе для учащихся 6 класса. Использована технология смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_chehova_bliny.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Русские традиции в рассказе А. П. Чехова "Блины".

ФИО: Бадакшанова Елена Анатольевна

Место работы: МАОУ СОШ с. Яблочное

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет:  родная русская литература

Класс    6

Тема урока: Русские традиции в рассказе А. П. Чехова "Блины".

Цель  урока: формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, знакомство с традицией печь блины  на Руси,  основываясь на произведении А.П. Чехова.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

Метапредметные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;  выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Предметные: иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые формы и приемы обучения: беседа, прием «Отсроченная загадка», «Ромб ассоциаций», чтение с остановками, работа с иллюстрацией, игра «Карусель»

Необходимое техническое оборудование: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация.

Ход занятия.

1-й этап. Работа с текстом до чтения

1. Прием «Отсроченная загадка». На слайде записаны лексические значения одного и того же слова. Попробуйте отгадать, что это за слово? (Загадано слово «традиция»)

…… все, что устно перешло от одного поколенья на другое. (словарь В.И. Даля)

……. То, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.пУкоренившийся порядок в чем-либо; обычай. .). (словарь Ефремовой)

……. То, что перешло от одного поколения к следующему, что унаследовано от предшествующих поколений ( напр. идеи, взгляды, вкусы, образы действий, обычаи). 2. Обычай, установленный порядок в назначении, в быту. (словарь Ожегова)

Россия – уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своего народа, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

- Давайте назовем эти праздники. (Масленица, Ивана Купала)

2. Прием «Ромб ассоциаций». В тетради  чертится ромб, внутри которого записывается тема текста «Масленица». В углах записываются существительные: Без чего невозможно

                                                       представить масленицу?   Например: блины, чучело зимы,

                                                        народные забавы,   веселье, гости                         

                                         

                                               

                                                                 

Учитель. Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник. Масленица — один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

3. Беседа.

-Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор? Сегодня познакомимся с рассказом А.П. Чехова «Блины». Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения Чехова читали?

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

1. Чтение текста с остановками.

Учитель. - Когда появились блины? Посмотрим, что об этом говорит автор?

Чтение от слов «Вы знаете, что блины живут уже более тысячи лет……. до   …..Но что именно?»

Вопросы.

- Как вы понимаете выражение  Ab ovo ( в буквальном переводе с лат. «с яйца»)? фразеологический оборот, обозначает «с самого начала, с момента возникновения».

- Чем для русского человека являются блины? «в них скрыто еще что-то более высшее, символическое, быть может, даже пророческое...»

Чтение от слов «Не знаю и знать не буду…..  до  …..как прекрасная половина!..»

- Как думаете, о какой тайне идет речь в тексте? (предположения детей)

- Сверим свои предположения с текстом.

Чтение от слов «Как пекут блины?.....  до  ……. или добывает из теста философский камень...»

- Чем отличаются блины, которые пекут мужчины, от блинов, которые пекут женщины?

- Выберите из текста отличие.

Мужские блины

Женские блины

мужские блины не блины, из их ноздрей дышит холодом, впечатление резиновых калош, вкусом далеко отстают от женских

священнодействие, целая сложная система, где существуют свои верования, традиции, язык, предрассудки, радости, страдания.

Учитель. Процесс приготовления блинов Чехов называет  священодействием. А вы видели, как готовят блины? Расскажите.

А теперь прочитаем, что об этом пишет Чехов.

Чтение от слов «Во-первых, ни одна женщина… до конца

Учитель. Чтобы научиться печь настоящие русские блины, нужно запомнить правила. О каких традициях приготовления блинов вы узнали из рассказа А.П.Чехова?

3-й этап. Работа с текстом после чтения.

1. Работа с репродукцией.

Учитель. Обратите внимание на картину из цикла «Псковская Масленица» художника Игоря Шаймарданова. https://parovarovkitchen.ru/articles/natyurmort-s-samovarom-i-blinami

 - Что вы увидели на картине? Попробуйте представить ситуацию, описанную художником. Найдите общее и разницу в рассказе А.П. Чехова и картине И. Шаймарданова.

2. Игра «Карусель».

Класс делится на 3 группы. (Если класс большой, можно сделать 4 группы, добавив еще одно задание). Каждая группа получает лист с заданием. Выполнив, его группы меняются листами, читают задание предыдущей группы, записывают свое дополнение. Работа продолжается до тех пор, пока каждая группа не получит свой листок. Группа обобщает ответы, записывает вывод, готовтся к устному представлению выполненного задания.

Учащимся предлагаются следующие задания.

А) Продолжите фразу.

Блины – это …. (Примерный ответ. Блины – это русская традиция,  история народа, связующее звено между поколениями)

Автор восхищается … (Примерный ответ. Автор восхищается женщинами, которые обладают секретом приготовления лучших блинов на свете. Русская женщина сильная, готовая на подвиг)

Б) В начале марта 2008 года в городе Сенгилее Ульяновской области был установлен памятник Блину. Автор - местный краевед Сергей Петров.

http://russia-open.com/regions/privolzhsk/ulian/TurMar/Senguley/Pamyatnik-Blinu.phtml

- Символом чего, на ваш взгляд, является этот памятник?

В) Ответьте на вопрос. Чему учит рассказ А.П.Чехова «Блины»? (Примерный ответ. Рассказ учит сохранять традиции и обычаи, чтить историю прошлого)

Рефлексия.

Учащиеся оценивают работу по 5-балльной шкале: самооценка «Я», оценка работы в группе «Мы», оценка работы класса «Дело»

Я

МЫ

ДЕЛО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Британские и русские традиции"

Для открытого урока обучающиеся готовили презентации, рассказали о некоторых традициях Британии и России, участвовали в викторине и угостили присутсвующих блинами собственного изготовления....

Сценарий конкурса "Кулинарный поединок"(в русской традиции)

Сценарий конкурса "Кулинарный поединок"(в русской традиции)...

Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

Традиции святочных рассказов в русской литературе

Творческий замысел возник, когда на полке в  библиотеке техникума увидела две книги с похожими названиями. Одна называлась "Святочные рассказы XIX века". а другая - "Святочные рассказы XXI века"....

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...

Традиции святочного рассказа в современной русской литературе

В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....