Традиции рождественского рассказа в современной литературе.Н.Ключарева "Юркино Рождество"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Трухачева Елена Евгеньевна

Урок литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_rasskazu_n.klyucharevoy.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 11 классе

 «Традиции рождественского рассказа в современной литературе»

Цель: выяснить, насколько прочны традиции рождественского рассказа 19 века в современной литературе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с рассказом «Юркино  Рождество»
  • Работать над умением анализировать прочитанное произведение
  • Научить выражать личностное отношение к проблеме

Развивающие:

  • Способствовать овладению видами речевой деятельности, основами культуры речи
  • Развивать эмоциональное восприятие учащихся
  • Развивать память, восприятие, мышление

Воспитательные:

  • Формировать духовную культуру учащихся
  • Воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке
  • Показать красоту православной культуры и её роль в формировании общечеловеческого идеала

Используемые технологии: технология развития критического мышления,  личностно-ориентированная технология.

Ход урока:

1. Приветствие класса и гостей.

2. Введение в тему.

Я предлагаю начать наш разговор с просмотра фрагмента фильма «Кукла» режиссера Ильи Литвака. А почему мы начинаем с этого, вы объясните сами.

- просмотр фрагмента.

- Как вы думаете, чем закончится эта история? ( К счастью, радостно)

- О чем она рассказывает?

- И таких историй немало. И мы с вами уже традиционно в конце декабря- начале января обращаемся к таким историям. Это- рождественские рассказы. А сегодня в рамках школьных лет у нас завершающий рождественский урок. Рождество-волшебный праздник. В рождество должно произойти чудо- добрая неожиданность со счастливым концом.

Первое чудо- это возвращение в детство, когда вы рисовали добрых ангелов, писали друг другу поздравления.

3. Рождественские рассказы 19 века.

Давайте вспомним, как все начиналось. Я просила вас выбрать самый эмоциональный отрывок из ранее прочитанных рассказов. Зачитайте их, поделитесь сегодняшними восприятиями, чувствами.

- «Девочка со спичками» -
- «Мальчик у Христа на елке» -
- «Зверь»
- «Христос в гостях у мужика».

Эти рождественские рассказы 19 века, основоположником которых стал Чарльз Диккенс.

 Он говорил: «Рождество- это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами».

Это было сказано в 19 веке.

Работая над рассказами 19 века, мы определили основные черты рождественского рассказа. (выберите главные черты)

 А что происходит сейчас? В жизни и в литературе. На этот вопрос нам ответят новые рассказы.

Сохранили ли современные произведения признаки рождественских рассказов?

Перед вами листы, разделенные на 2 разные по цвету части. Есть ли предположения, что они символизируют? ( добро и зло)

- далее вся работа ваша будет заполнением этого материала.

4. Анализ  рассказа Н.Ключаревой «Юркино Рождество»

- выразите свое отношение к рассказу глаголом

Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды.

Давайте негромко несколько раз произнесем слово «обида». Какое слово вам слышится в нем?

- Беда.

Давно в России было слово «обедить» (ударение на «и»),  то есть одарить кого-то бедой.  Со временем слово претерпело изменения, и теперь оно звучит, как обидеть. ОБИДА- это действительно беда.

- Какие чувства мы испытываем, когда нас обидели?

- Что такое месть? Как это слово трактуют разные словари.( работаем со словарем). Все толкования связаны со словом ЗЛО.

Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох, разных возрастов. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Что делать: отомстить обидчику или удержаться от этого желания?

А как вы считаете? Отомстить или простить?

Именно эти вопросы- в центре рассказа Ключаревой.

Напомните сюжет произведений.

Столкновение добра и зла- в этом и есть конфликт.

Чем представлено ЗЛО? ( пьянство, грубость, ….)

Чем представлено ДОБРО?

Анализ рассказа «Юркино Рождество»

Прием «Чтение с остановками»

1.Когда начались проблемы в семье Юрки? («Когда это началось, он ходил в первый класс».)

Как звали Юркиного товарища? (Герка.) Только я пока знаю, что Герку можно назвать товарищем с большой натяжкой, потому что в самые трудные моменты жизни его не было рядом с Юркой.

Когда «позор окончательно вылез наружу»? («Когда Юрка перешёл в пятый класс».)

Какая судьба, по мнению соседей, ожидала Юрку? (Попадёт в детдом или колонию.)

Прогнозируя развитие сюжета, высказывают даже предположение, что это Юрка в конце концов сопьётся и попадёт в психушку, а мать опомнится и станет его спасать – это и будет рождественское чудо, более естественное, чем то, которое, вероятно, задумал автор, но и более невозможное. Это понимали все, за исключением разве что внуков-дошкольников. Тем более что на горизонте уже появилась «инспекторша по делам несовершеннолетних», это первый толчок к пропасти, поскольку визит её изначально носил «угрожающий» характер.

2.Вспоминаем свои рассказы-прогнозы и отыскиваем ошибки (обсуждение).

«Но горестный бубенчик плачет под самым сердцем, не давая забыть, что этому никогда не бывать...» Юрка прощается со своей мечтой, теряет веру, это так страшно...

Снег скрипнул «виновато», значит, может быть, мать всё-таки исправится и вернёт Юрке потерянную мечту... Он же «последним невероятным усилием», но поверил в это, а мать заплакала... слёзы как искупление вины...

– Что будет с Юркой дальше?

– Если детдом, то это слишком банально, ради этого не стоило и рассказ начинать... Должно же произойти чудо! Неужели отыщутся какие-нибудь родственники? А вдруг – за границей? Приедет потом Юрка в Россию успешный, богатый, родителей простит и заберёт с собой, там их вылечит от алкоголизма, и все будут счастливы...

Что-то обидно за Россию: как чудо, так обязательно за границей. Хотя, может быть, автор не случайно упоминает католическое Рождество...

А дальше мы начинаем работу с ромашкой (шесть лепестков – шесть типов вопросов)

1. Простой вопрос. Как решил вопрос с финансами пятиклассник Юрка Кривов? (Сдал вторую комнату студенту Алексу. Интересно, что во времена нашей молодости такой выход из тупиковой ситуации с финансами ребёнку и в голову не мог бы прийти, хотя... У В.Г.Распутина в рассказе «Уроки французского» мальчик тоже нашёл своеобразный способ получения денег, чтобы выжить.)

2. Уточняющий вопрос. Классная руководительница, жалуясь завучу на Юрку, сказала, что «от него вся инспекция несовершеннолетних в шоке». Почему? (Юрка «потребовал, чтобы родителей из квартиры выписали!»)

3. Интерпретационный (объясняющий) вопрос. Почему «в 16 лет, получая паспорт, Юрка взял себе новую фамилию: Юрьев, образовав её от собственного имени. А отчество изменил на “Алексеевич” в честь вечного студента Алекса»? (Юрка рвёт генетическую нить, он не хочет нести дальше память о семье Кривовых, а, возможно, таким образом Юрка пытается доказать, что он – другой и, став взрослым, никогда не повторит путь Кривова-бати.)

4. Творческий вопрос. Как сложилась бы жизнь Юрки, если бы его поступок послужил родителям уроком и отрезвил их навсегда? (Это из области фантастики, но, думается, он бы стал самым любящим сыном на свете и ни за что не покинул родителей в старости, потому что вместе пережитая беда крепче всего сплачивает людей.)

5. Оценочный вопрос. Плохо или хорошо поступил Юрка? (Это самый трудный вопрос, и на него нельзя ответить однозначно. Он поступил плохо, потому что отказался от родителей, понимая, что они могут погибнуть. Он поступил хорошо, потому что рядом с такими родителями он сам мог погибнуть.)

6. Практический вопрос (один из самых важных: когда-то В.Г. Распутин говорил, что «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним своё отношение»). А вы могли бы проделать то, что проделал Юрка? (Замок бы сменить сумела, а вот остальное...)

Учитель.

– Чем, по-вашему, закончится рассказ? Почему-то все посчитали, что чудо будет заключаться в примирении Юрки с родителями.

Закончив чтение, учитель спрашивает о проблемах, поднимаемых автором. Их много, по каждой можно выстроить отдельный урок. Называются следующие

– проблема пьянства (не главная, но ведущая);

– как выжить ребёнку в жестоком мире взрослых, когда все (родители, школа, друзья, соседи, общественность) против одного;

– проблема характера (как научить ребёнка карабкаться в гору, а не катиться с горы);

– проблема прощения («милость к падшим»);

– проблема дружбы.

Вводим понятия: художественное время-?

                                  Художественное пространство-?

- Каковы проблемы , поставленные автором? 

(Круг проблем очень широк: проблема выбора в критической ситуации, проблема добра и зла, ответственности человека за свою судьбу и судьбу своих близких, проблема взаимоотношений в семье, в обществе)

-Каково идейное содержание  рассказа? (Важно человеку оставаться человеком в любой жизненной ситуации, что бы ни случилось, то есть строить жизнь по законам любви)

- Какие уроки не усвоил Юрка?   ПРОБЛЕМА!

(обидеть человека можно мгновенно, а, чтобы исправить ошибку – нужно время)

- Какие опорные слова помогают понять состояние мальчика? ( Ёлка-     колокольчик – горестный бубенчик)

Ёлка – воспоминание о празднике, счастливом прошлом, которое пробуждает колокольчик, но он понимает, что этого уже нет. Поэтому горестный бубенчик плачет  у него под сердцем.

- Спросим у Юрки, почему он просит мать купить ему ёлку?

(Ему очень хочется, чтобы вернулось то время, когда они были вместе)

-Как чувствует себя Кривиха? (Ей жалко сына, и она чувствует себя виноватой, обещая купить ёлку)

- Легко ли мальчику было поверить в то, что она завтра купит ему ёлку? Как автор описывает состояние мальчика?

(« Юрка зажмурился, сжался и – последним невероятным усилием -   поверил.»)

- Какой эпизод является кульминацией?

(Родители послали Юрку в ларёк, но, когда он пришёл домой, дверь была закрыта. Он не смог её открыть, потому что они, пьяные, заснули. И всю морозную рождественскую ночь Юрка провёл неизвестно где.)

- Почему автор не говорит, где ночевал мальчик?

(Читатель сам дорисует картину, чтобы сильнее прочувствовать Юркину трагедию)

- После этой ночи Юрка принимает решение: выгнать родителей из дома.

Оправдано ли решение мальчика?

«Сотворим человека по образу Нашему и подобию…»

Бог сотворил человека по Своему образу. Сотворили ли родители Юрки этот божественный образ?

Посмотрите на слова апостола Павла (слайд 9)

«Разве вы не знаете, что вы Храм Божий? Храм Божий свят, и этот Храм – вы..»

 - Что произошло с храмом души?

(Он разрушается. Из жизни ушло самое главное, на чём держится человеческие отношения, - любовь. А ведь Бог даёт каждому из нас свободу выбора  между добром и злом)

-Какой закон нарушил Юрка?

(Закон уважения взрослых, закон любви: «Чти отца и мать свою..)

-  И вот наступает Рождество.

«Рождество он не переносил с тех  самых пор… Но тут что-то другое , непривычное откликнулось в нём на ненавистное слово»

Что же с ним случилось? Спросим у Юрки?

( Он вспомнил о ёлке и решил сам купить ёлку и принести её в палату)

- Можно ли сказать, что образ ёлки символичен?

(Это образ примирения, Возвращается праздник, радость, надежда. Мать говорит ему: «Давай лучше ты будешь моим сыном» И он соглашается.)

  1.  Выводы

К какой мысли подводит нас автор?

Возвращается любовь, тепло человеческих отношений. Юрьев прощает мать, снова становится сыном. То переживание, которое пришлось перенести Юрке, сделало его человеком, заставило задуматься о ценности любой человеческой жизни. В любой сложной ситуации нужно оставаться человеком, как бы трудно тебе не было.

Какие строчки вы подобрали созвучные этому рассказу?

!. Так сохранились ли традиции святочного рассказа в произведениях современной литературы?

Зачем нам, живущим в 21 веке, нужны эти рассказы?

Мне почему-то кажется, что эти книги попали к нам в руки не случайно.

А вам?

- творческие задания: буклет, эссе

Итоги урока.

Домашнее задание.

«Умею ли я прощать?»

«За все ли можно простить?»

«Обращение к юному читателю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции святочного рассказа в современной русской литературе

В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....

Комплект информационно-дидактических материалов к теме "Традиции рождественских праздников. Лепка поморских козуль".

Данная подборка информационно-дидактических материалов представляет собой три мультимедиа-презентации, объединенные одной тематикой. Материалы предназначены для знакомства обучающихся с новой темой и ...

"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)...

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...