"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Захарова Елена Вячеславовна

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._a._i._kuprin._tapyor.doc166.32 КБ
Office presentation icon kuprin._tapyor.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2015 – 2016 учебный год)

«Педагогические идеи и технологии: среднее образование».

Методическая разработка урока по литературе

рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей

Автор: Захарова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №10»

г. Реутов Московской области

  (1)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР»

(рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)

Ход урока

(2)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Совсем недавно мы с вами встретили чудесный светлый праздник: Рождество Христово. Это один из самых почитаемых праздников в России, один из главных праздников православного мира. В России и некоторых других странах Рождество празднуют 7 января.

Вопрос классу:

Давайте вспомним, в чём же заключается празднование Рождества:

  • Празднование заключается в воспоминаниях о светлом дне рождения Иисуса.
  • К рождеству готовятся заранее. 40 дней до Рождества соблюдают пост (с 28 ноября по 7 января). Пост нужен для того, чтобы люди встретили великий праздник с чистой душой и телом.
  • 6 января (этот день носит название «Сочельник») не принято употреблять пищу до появления на небе первой звезды. Это дань Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Иисуса.
  • Вечером в Сочельник принято готовить особые блюда: кутью (особая сладкая каша из пшеницы) и взвар (обычно из чернослива).
  • Все православные христиане собираются в храмах, где проходят богослужения в честь праздника. Служба начинается поздним вечером и длится до раннего утра. Вернувшись из храма, люди начинают праздновать Рождество.
  • На стол принято ставить праздничные блюда, вино... Приглашают гостей.
  • Ряженые подходят к дому и начинают петь колядки (особые песни, содержащие слова прославления праздника и прошение о подаянии), хозяин дома должен непременно открыть дверь и угостить ряженых. В качестве угощения давали сладости, кутью, деньги или любое блюдо с праздничного стола. После этого ряженые благодарят хозяина и поют еще одну колядку с добрыми пожеланиями хозяину и его дому. 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ (СЛОВО УЧИТЕЛЯ)

(3)

Многие писатели обращались к празднику Рождества Христова как к основе для своих произведений. И такие произведения получили название рождественских. Сегодня нам предстоит проанализировать один из рассказов А. И. Куприна и решить задачу: можно ли отнести рассказ А. И.Куприна к циклу рождественских и почему. (Вопрос на доске)

Запишем в тетради: (гиперссылка)            А. И. Куприн «Тапёр» (тетрадь)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Мы открыли произведение, которое вы уже успели все прочитать.

Вопрос классу:

Ну а поскольку речь зашла о празднике, то выясним, есть ли в рассказе атмо сфера праздника? Как писателю удаётся её передать?  

  • суматоха, приготовления, ёлка, суета. Писатель передаёт атмосферу при помощи описания действий, глаголов, описания гостей и хозяев.

РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ.

—        Где происходит действие рассказа? 

В доме семьи Рудневых

-- Что мы узнаем о семействе Рудневых?

Описанию семьи уделяется много места в рассказе: оно хлебосольное; отец любил, чтобы в доме было много гостей, не скупился на угощение, был радушным, добрым хозяином, любил музыку и знал в ней толк. В семье много детей. И дру зья любили бывать в этом доме, так как им всегда были здесь рады.

(4)

(тетрадь: Семья Рудневых: гостеприимная, хлебосольная, всегда рады друзьям)

-- Мы вошли с вами в атмосферу рассказа? Как же называется введение в атмосферу рассказа? 

Вывод: это экспозиция рас сказа. (тетрадь)

—        Опишите детей Руд невых?

(индивидуальная работа: найти в тексте описание Лидии, Татьяны, Тины)

Задание классу:

        -- Кто из сестер больше всех волнуется и почему? Конечно же, младшая из сестер, Ти на, ведь это ее первый бал.

(проверка индивидуального задания: учащиеся читают найденные в тексте описания сестёр) Старшая Ли дия — красавица с чайной розой в волосах, которую прозвали царевной-несмеяной. От нее, кроме наставлений, ничего не услышишь;

Татьяна — полная, веселая, спокойная. Она удивительно умела улаживать внутренние междуусобные войны;

Тина — двенадцатилетняя девочка, добрая и веселая, самая младшая из сестер на этом празднике.

-- Что же случилось перед праздником, почему все так отчаянно волнуются?

Музыкантов все нет!

Вывод: это завязка действия (тетрадь)

  •  Прочитайте описание тапёра, которого привела в дом Дуняша. Какие определения будут ключевыми в этом описании?  
  • бледный, худощавый, в подержанном мундирчике, вихры темных волос, завивающихся «гнездышками», лицо некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами, большие серые глаза — слиш ком большие для такого худенького детского лица...» Они «смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно»).

--Можно ли всё это описание разделить на части? Сколько их будет?

Можно описание мальчика разделить на две части: описание внешности, описание внутреннего мира

(5)

-- На что более обращает внимание писатель? (на описание черт лица, глаз)

-- Как можно назвать такие лица?
(Хорошо, если ребята из многих опреде лений выделят одно — одухотворенное.)

--Каково ваше первое впечатление о му зыканте?

  • «Застенчив, беден и самолюбив». Имен но таким его увидела добрая Таня Руднева.
  • Умен, серьезен, горд. Об этом говорят его глаза и высокий лоб.
  • Он не допустит насмешки над собой и презрительного отношения.

-- Как реагируют домашние на появление в доме этого мальчика?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ 

Попробуем разыграть диалог Лидии и мальчи ка, на что мы обратим внимание при постановке этой сцены? (индивидуальное опережающее задание)

На внутренний мир героев. Высокомерие Лидии, гордость и уверенность мальчика,  отметим, как меняется его поведение: на пряженная неловкость позы исчезла, «большие глаза вдруг блеснули гневом и насмешкой».

Инсценировка эпизода.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ 

И вот Тина ведет мальчика в залу, усажи вает за великолепный рояль...

(Слушание текста со слов: «Реалист взял наугад...» до слов: «…он искал глазами Лидию, но её уже не было в зале»).

Вопрос классу:

  • Как автор передает состояние пианиста, чья голова едва виднелась из-за пюпитра?

При помощи эпитетов, описания лица

  • Каким одним словом можно выразить состояние мальчика?

(Из всех названных учащимися слов выде ляем вдохновение).

  • Как присутствующие реагируют на игру музыканта?

Игра мальчика привлекла слушателей: «зала постепенно заполнилась...»

Отец восклицает: «Какой мастер!», «Прекрасно играете!», «Безбожно заставлять его играть танцы!»

Татьяна восхищена: «Правда отлично игра ет?»

   Лидия ушла. (тетрадь)

(6)

  • Почему ушла? Помните, при каких обстоятельствах мальчик стал играть?

Его обидела недоверием старшая из сестер — Лидия.

(7)

  •  Как вы думаете, почему мальчик стал играть «Венгерскую рапсодию», а не какое-то другое произведение. Легко ли мы ответим на этот вопрос, если никогда не слышали произведение? У нас есть такая возможность.

(слушание рапсодии и ответ на тот же вопрос)

Это красивое, очень сложное произве дение. Оно трудное для исполнителя, требует высокого мастерства, музыкальное произведение Листа соответствует настроению мальчика.

-- Попробуйте передать характер музыки.

торжественное, утверждающее, серьезное — подчеркивает настроение юного пианиста.

-- Как меняется настроение мальчика во время исполнения музыки?

(индивидуальный вопрос)

—        Скажите, а мог бы писатель на этом закончить рассказ? Какие части можно было бы здесь найти?

(8)

  • Кульминацией был бы момент виртуозной игры мальчика,
  • Заключением — победа пианиста.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ 

Но автор, как мы убедились, замечательный психолог, на этом не кончает повествование. Поэтому звучит уже другая музыка. Это марш из «Фауста».

Он раскрывает перед нами двери столо вой и под звуки торжественного марша из «Фауста» ведет к красавице елке, на которой за жигают свечи.

(9)

Задание 3 ряду: Докажите фразой из текста, что всю вторую часть рассказа Куприн наполнил музыкой.

Потрясающее зрелище нарядной ёлки удивляет детей. А что ещё придумал писатель, что полнее раскрыть торжественность момента?

Герой — Аркадий Николаевич Руд нев, любитель и знаток музыки, просит сыг рать марш из «Фауста»..

Проверка задания 3 ряда. 

Вечер начат: и долго будут звучать валь сы, польки, кадрили, а «перед глазами будут мелькать белые, розовые, голубые платьица, короткие юбочки... русые и черные головки в шапочках из папиросной бумаги».

--Кто же таким образом становится ещё одним героем этого произведения?

 (тетрадь)

  • Музыка стала одним из главных действующих лиц.
  • И не только потому, что ее исполняет юный виртуоз.
  • Без музыки мы не мыслим такой праздник, как Новый год, Ро ждество.

(10)

Но тут писатель вводит в дом еще одного гостя. (Определяем, что это своеобразная за вязка второй части рассказа.)

  • Почему появление нового гостя заста вило пианиста повернуть голову к входной двери? Что об этом говорит сам автор?

Мальчик почувствовал волнение, охва тившее всех присутствующих. «Не переставая играть, он увидел, что в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих».

  • Каким мы видим этого человека?
  • Это пожилой господин, «немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн».
  • «Держался он с такой изящной, не уловимо небрежной и величавой простотой, которая свойственна только людям большого света».
  • Что в его облике особенно впечатляло?

Всего замечательнее было его лицо: огромный лоб, изборожденный морщинами, глаза смотрели тяжело, утомленно и недо вольно. Губы энергично и плотно сжаты. Вооб ще лицо было властное и упорное. «Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос. Все это делало характерную голову похожей на льви ную...»

  • Кто же это?

(Откроем портрет композитора, поме щенный на доске, — Антона Григорьевича Ру бинштейна — великого русского композитора, музыканта, известного всему миру).

--Знал ли его Юрий Азагаров?

Нет.

--А присутствующие?

Да, многие знали его.

--А мы знакомы с этим композитором?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ 

  • Согласитесь со мной, что Куприн не только мастер-психолог, умеющий передать тончайшие переживания человека, но и мас тер портрета? Писатель удивительно точно и ярко передал внешность и характерные особенно сти Рубинштейна глазами своего героя. Вели кий музыкант и композитор словно ожил под его пером.

(Проверка опережающего индивидуального задания: рассказ о Рубинштейне)

--Каково состояние мальчика? Почему ис пуган, изумлен, смущен?

— Как играл мальчик в этот раз? Прочи тайте отрывок выразительно, стараясь пере дать волнение пианиста.

«Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем играл в первый раз. Но понемногу к нему вернулись смелость и вдох новение. Присутствие того властного и не обыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гиб кость и послушность. Он сам чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хоро шо, как в этот раз...»

  • Какова реакция Рубинштейна на игру пианиста?

Постепенно проясняется его хмурое ли цо, смягчается мало-помалу строгое выраже ние губ. И мы знаем почему: мальчик играл превосходно.

  • Вы заметили, что композитор не обмол вился с юным музыкантом ни одним словом? Когда мальчик кончил играть, Рубинштейна уже не было в зале. Как вы думаете, почему?

Вполне вероятно, что великий музыкант вспомнил, слушая игру пианиста, свое детст во, увидел себя выступающим с концертами в Москве, Вене, Лондоне, Будапеште, Берлине... Вспомнил, что в детстве у него не было детст ва, как, вероятно, и у этого скромного талант ливого мальчика с огромными серыми глаза ми на одухотворенном лице.

Может быть, вспомнил, как однажды в Вене, уже достаточно взрослым (ему исполни лось 17 лет) оказался в нужде, просил помощи у Ф.Листа (чью рапсодию сейчас слушал). Но Лист высокомерно отказал, заявив, что талант должен сам пробивать себе дорогу. А как в тот момент ему нужна была поддержка!

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Вероятно, подобные мысли могли пронес тись в голове великого маэстро. Волнение вы нудило его покинуть залу. Но Куприн не гово рит об этом читателю, как бы оставляя за ним право самому сделать вывод.

—        Как завершается рассказ? Кто, по-ва шему, этот талантливый мальчик?

Писатель не назвал нам его имени. Но мы знаем, сколько учеников было у Рубинштейна, скольким он помог на их трудном пути к славе. Одним из талантливых учеников Рубинштейна был П.И.Чайковский. Но это не о нем, ведь в то время Чайковский уже закончил учебу и работал в Московской консерватории. Известны встречи Рубинштейна с молодым Рахманиновым.

В конечном счете, не так уж важно, кто этот мальчик.

О чем заставляет задуматься нас писа тель?

-- О чём же этот рассказ?

(11)

О бедности и богат стве, о добре и милосердии, об отзывчивости и высокомерии, о неожиданных поворотах судьбы, о таланте, который порой требует поддержки и внимания, иначе погибнет. А ещё он о Рождестве, которое может подарить чудо, встречу с чудеснейшими людьми, день, в который могут сбыться самые заветные мечты и желания.(тетрадь)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Вот и ответили мы с вами на вопрос, поставленный в начале урока. Этот рассказ один из цикла рождественских рассказов русских писателей. Верю, что встре ча с героями Куприна сделает нас лучше, отзывчивее на добро и красоту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. И. Куприн «Тапёр» Анализ рассказа

Слайд 3

? Можно ли отнести рассказ А. И.Куприна «Тапёр» к циклу рождественских рассказов?

Слайд 4

Семья Рудневых гостеприимная хлебосольная всегда рады друзьям ЭКСПОЗИЦИЯ РАССКАЗА

Слайд 5

бледный худощавый в подержанном мундирчике лицо, некрасивое, но выразительное большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица...» вихры тёмных волос по обеим сторонам высокого лба они «смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно»)

Слайд 6

« зала постепенно заполнилась...» Отец: «Какой мастер!», «Прекрасно играете!», «Безбожно заставлять его играть танцы!» Тина: «Правда отлично играет?» Лидия: ушла.

Слайд 8

Кульминация Заключение виртуозная игра мальчика победа пианиста

Слайд 10

Антон Григорьевич Рубинштейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение Презентация "Чудесный доктор" А.И.Куприна как рождественский рассказ" для 6 класса Г

Материал, содержащийя в презентации. предназначен для самостоятельного изучения учениками 6Г в условиях карантина....

Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс

Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...

А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Куприна "Чудесный доктор"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная разработка урока позволит достигнуть следующих целей: Цпознавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.практические...

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...