Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". (6–10 кл.)
методическая разработка по литературе (9 класс)

Павлова Наталья  Леонидовна

Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". (6–10 кл.)    

·       Цель: Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.

·       Побудить интерес к культуре своего народа.

Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vneklassnoe_meropriyatie_.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". (6–10 кл.)    

  • Цель: Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.
  • Побудить интерес к культуре своего народа.

Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся. 

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «золотой век русской литературы»; 
  • обобщить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; 
  • закрепить знание учащимися текстов стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, закрепить  навыки выразительного чтения.
  • обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
  • предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; 
  • расширять кругозор обучающихся по биографии авторов;
  • творческие способности учащихся; умения работать в группе, коммуникативные УУД.
  • - развитие навыков построения сообщений в устной форме;                                        развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений;                          - развивать навыки устной речи;                                                                                                     - развивать память, внимание, кругозор;                                                                              

Воспитательные

  • воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному; 
  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия. 

Коррекционные:                                                                                                                                                                                                                                         - коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы.                                                                                                                                                                                        Основные принципы работы:                                                                                                                                                                                                                  - принцип вариативности;                                                                                                                  - принцип сотворчества;                                                                                                         - принцип созидательной творческой деятельности;                                                                      - принцип гуманизма.                                                                                                    

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний о    творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; 
  • Мероприятие должно вызвать у детей восхищение и гордость творчеством А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова;                                          Развитие креативных способностей обучающихся  во внеклассной деятельности по литературе;
  • Повышение читательских компетенций обучающихся;
  • Развитие познавательных универсальных учебных действий;
  • Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.
  • Развитие личности во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.
  • Появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,

Технологии: ИКТ, театрализация, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: компьютер,  презентация,

 

Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы".  (6-10 кл.)

Ход мероприятия

 Учитель: Добрый день, уважаемые участники и гости литературной  игры. Сегодня у вас есть уникальная возможность проверить свои знания по русской литературе  золотого века. 

  • Кто из вас знает,  какой временной период называют золотым веком в развитии русской литературы? (XIX век)
  •  Какие известные вам имена писателей и поэтов прославили это время?  (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

Слайд 2. (мелодия вальс П. И. Чайковского «Спящая красавица»)

Учитель: В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов было придумано даже особое обозначение — «золотой век». Есть свой «золотой век» и в русской литературе. Им по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Имена трёх из них знакомы нам с детства. Их заслуги перед литературой и народом огромны.

Словарная работа: какую же эпоху называют золотым веком русской литературы? Золотым его называют потому, что именно в это время было написано большинство известных и читаемых до сих пор произведений. XIX век – это время, которое дало миру великих писателей и поэтов.

Учитель. И сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете их творчество. Итак, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и их герои.

Слайд 3. (инсценировка: на сцене появляются ученики-актёры  А. С. Пушкин (Москвин Максим), М. Ю. Лермонтов (Трубин Даниил), Н. В. Гоголь (Мосин ЕГОР)

А.С.П.: Опять о нас… 

Н.В.Г.: Конечно, о Вас… Вы «Солнце русской поэзии», создатель современного русского литературного языка, автор первого романа в стихах, гениальный поэт русский!

М.Ю.Л.: Вы, Александр Сергеевич – наше всё!

А.С.П.: Спасибо, вам, друзья! А Вы, кажется, Лермонтов. Жаль, что не знаком был с вами лично. Но наслышан: народный поэт, юный могучий талант, истинное дарование, открывшее миру лирический мир чувств, певец борьбы и свободолюбия!

Н.В.Г.: Как же, Александр Сергеевич, Михаил Лермонтов – восходящая луна русской поэзии!

М.Ю.Л.: Благодарю, вас, господа.

А.С.П.: И вы здесь, Николай Васильевич, очень рад. Вот истинный отец русской прозаической литературы. Позабавили нас своими повестями: вот где истинная весёлость, подлинный народный дух.

М.Ю.Л.: Очень многогранная личность: фантаст, патриот, критик-реалист, сатирик. Сколько сюжетов, персонажей!

Н.В.Г.: Всё благодаря Вам, Пушкин. 

А.С.П.: Да, господа, мы классики русской литературы. И даже я не мог предвидеть такую популярность в наше время, да что в наше, и в XXI веке.

Учитель: Ребята, вы, конечно же, узнали этих великих мастеров художественного слова. Такая встреча могла состояться только здесь и сейчас. А вот с произведениями этих классиков вы встречаетесь каждый год на уроках литературы. 

Словарная работа: Кого же называют классиками и почему? Классик - выдающийся, общепризнанный писатель, произведения которого имеют непреходящую ценность для национальной и мировой литературы и культуры.  Например, читать произведения классиков. Начнём игру и узнаем, кто самый лучший знаток их творчества. Учитель: Оценивать ваши знания и творческие способности сегодня будут не просто члены жюри, а корифеи педагогики и литературы.  

Словарная работа: Кого называют корифеем? (слово корифей на стенд) Корифей – выдающийся деятель на каком-нибудь поприще.                                                                Слайд 4. 
Учитель: В XIX веке были популярны разные литературные общества. Участники их собирались вместе, читали свои произведения, обсуждали. Наши команды сегодня – тоже литературные общества. Название своё вы получили накануне. Расскажите о себе.      Домашнее задание команд.  (представление команд, д/з команд «Сообщение о каком-либо лит»)

1 команда «Зелёная лампа»: В 1817-20-х гг., находясь на службе в Коллегии иностранных дел, Пушкин  участвует в литературном кружке "Зелёная лампа". Это литературно-просветительское общество, влиявшее на общественное мнение. Зелёный – символ надежды, лампа – символ просвещения, участники носили красные колпаки – символ  свободолюбия.

2 команда «Звезда»: Во время обучения в Неженской гимназии Гоголь с одноклассниками решили издавать свой журнал. Гоголь был выбран редактором и просиживал целые ночи, разрисовывая заглавные листы. 1 числа каждого месяца Гоголь часто громко прочитывал всему классу свои и чужие произведения. Этот журнал назывался «Звезда».

Сегодня вы работаете в группе, значит,  работаете интерактивно, т.е. во взаимодействии, как одно целое. Капитаны команд поднимают руку, если команда готовы отвечать, называют того, кто отвечает.  

 Учитель: Друзья мои, прекрасен ваш союз,
Коль уважаете и слышите друг друга!

Учитель: Ну что ж начнём игру. 

Слайд 5.    Первая страница «Биографическая». Слово классикам.

А.С.П.: Какая спокойная у вас жизнь, Гоголь: переехал из Малороссии в Петербург – и всё – русский писатель! 

Н.В.Г.: Вас-то побросало, Пушкин: всё ссылки, ссылки… А всё из-за вашего вспыльчивого нрава! 

М.Ю.Л.: А вот я, господа, наслаждался горами Кавказа, лечебными водами Пятигорска…

А.С.П.: Слыхал, что не только по болезни…

Задание-тест по биографии.  Каждая команда выбирает конверт, в котором тест по биографии классиков. За три минуты выполняет задания и отдаёт жюри. (3 мин.) Проверка жюри. Правильные ответы раздаются командам.    Слайд 7-проверка

1.Соотнесите  названия имений с именами писателей

Михайловское                            Н. В. Гоголь

Васильевка                                 М. Ю. Лермонтов

Тарханы                                     А. С. Пушкин

2. С   именами каких писателей связаны данные образовательные учреждения?

  • Нежинская гимназия
  • Царскосельский лицей
  • Московский Благородный пансион

3. Кто занимался воспитанием А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя?

  • Арина Родионовна
  • Елизавета Алексеевна Арсеньева
  • Марья Ивановна

Надежда Осиповна (урожденная Ганнибал) Слайд 6. Интерактивное задание (1 балл): 3 представителя от команд на доске  соотносят даты жизни с авторами.  Слайд 7-проверка

Слайд 12.  Страница Поэтическая. Слово классикам.

А.С.П.: Я могу по памяти воспроизвести любое своё сочинение.

М.Ю.Л.: Думаю, я тоже.

Н.В.Г.: И неудивительно, рифмы ваши поистине совершенны!

Поэтическая страница. Продолжить стихотворение.  

Слайды 12 -23.

Слайд 12. 

1.  «У лукоморья дуб зелёный…»

Слайд 13-14

«Я помню чудное мгновенье».

Слайд. 15  «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

Слайд 16.    «Мороз и солнце,
День чудесный…»

Слайд  17.   «Белеет парус одинокий…»

Слайд 18 – 19.  

 «Сижу за решеткой в темнице сырой»

 «Погиб, поэт! – невольник чести – …»

Слайд 20 - 21. «Старик! Я слышал много раз».

Слайд 22.  «Погиб, поэт, - невольник чести»

Слайд 23. «Я к вам пишу – чего же боле?»

Испытание 3. «Найти автора произведения»

Слайд 24 – 29.

На слайде задание выполняет 1 из представителей команды (по 5 произведений), задание на соответствие произведений и авторов. 

Слайд 30. Испытание 4. Страница театральная. Конкурс на лучшую сценку.

 Слово классикам.

А.С.П.: Знаете, господа, наши книги в будущем будут не только читать.

Н.В.Г.: Да ещё и инсценировать в театре!

М.Ю.Л.: И обязательно снимут кино!

А.С.П.: Вот бы посмотреть… посмотрим инсценировки!

Задание(4 балла).  Посмотрите сценку,  назовите произведение, автора, эпизод, героев.

Испытание 5. Дуэль капитанов.

Слайд  31.  Слово классикам.  Угадайте героев произведений!  

А.С.П.: Хорош ваш Хлестаков, Гоголь! И со мной на короткой ноге, врёт и не краснеет, точно без царя в голове.

М.Ю.Л.: А Ваши женские образы - Маша Миронова, Татьяна Ларина – скромны, искренни и как способны любить! Восхищаюсь вашими женскими образами.

Н.В.Г.: Знали бы Вы, Пушкин, каков  Калашников – вот где истинная смелость, мужество!   

Условие:  капитаны зачитывают отрывки из  литературных произведений, угадывают  героев. Если капитан не справляется с заданием, оно переходит команде-сопернице.

Угадайте  героев произведений.  

1.На первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи, и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действия. Емельян Пугачев «Капитанская дочка» А.С. Пушкин

2.Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чахарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась. Петр Гринев «Капитанская дочка» А. С. Пушкин

3. Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал. Мцыри М. Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

4."Стыдно тебе, старый пес, что ты, не взирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего, приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили".  Андрей Гаврилович Гринев Пушкин «Капитанская дочка».

5.  Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста».   Владимир Дубровский Пушкин А. С. «Дубровский»

6.Вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет". А. Швабрин А. С7 Пушкин «Капитанская дочка».

7. «Вдруг толпа раздалась в обе стороны – 
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец.
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает…»
 (М.Ю.Лермонтиов «Песня про купца Калашникова»)

8. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…

Мария Миронова А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

9.Молодой человек лет  двадцати  трех,  тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в  канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без  всякого соображения.   Он   не  в  состоянии  остановить   постоянного  внимания  на какой-нибудь  мысли.  Речь  его  отрывиста,  и  слова  вылетают из  уст  его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту  роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.    Хлестаков Н.В. Гоголь «Ревизор».

 10.  Такие обиды  чинит,  что описать нельзя.

Постоем совсем заморил,  хоть  в  петлю полезай. Не  по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит:  "Ах ты, татарин!" Ей-богу!  Если  бы, то  есть,

чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда  исполняем: что следует на  платья супружнице его и дочке - мы против этого не  стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого  мало - ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадет,  все берет. Купец о Городничем Н. В. Гоголь «Ревизор»

11.   «…нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат…» Акакий Акакиевич Н. В. Гоголь «Шинель»

12. «Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»?  К. П. Троекуров А. С. Пушкин «Дубровский»

Испытание 6. Страница Творческая. Слово классикам.

Слайд №32-34.

А.С.П.: Вы знаете, Николай Васильевич, почему ваши первые повести не сразу стали популярными?    

Н.В.Г.: А Вы знаете?

А.С.П.: Я же Пушкин! Я всё знаю! У них не было достойной рекламы!

ЗАДАНИЕ  для команд.  СОСТАВИТЬ  ТЕКСТ РЕКЛАМЫ

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  Учитель зачитывает рекламу-образец поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… С детства всем знакомы эти строки. Так начинается известная поэма великого поэта. Вы верите, что добро побеждает зло?  Вы любите приключения?  Тогда эта волшебная сказка-поэма для вас! Эта история о настоящих чувствах, о любви смелого витязя и прекрасной княжны. На пути к своему счастью героев ждут многие испытания: завистливые соперники, злые чары колдуна, козни старухи-ведьмы и даже смерть и чудесное возвращение к жизни  главного героя. Влюблённые стойко, мужественно преодолевают все преграды, благодаря вере в любовь, в  добро! Читайте и наслаждайтесь.

О каком произведении идёт речь?  («Руслан и Людмила», А. С. Пушкин)

Задание (5 баллов): За пять минут составить рекламу одному из произведений по жребию. (повесть «Капитанская дочка»,     комедия «Ревизор»)    

 Соперники, Вам произведение узнать и автора назвать! Рекламным агентам  составленный текст выразительно прочитать! (участники зачитывают рекламу, соперники называют произведение и автора)

Испытание 7.  Страница вещественная.

Слайд  37 – 48.

Слово классикам.

А.С.П.: Юный Лермонтов, Вы никогда не снимаете военную форму?

М.Ю.Л.: Как и Вы, свой цилиндр.

А.С.П.: А что у вас Гоголь, есть любимая вещица?

Н.В.Г.: У героев моих таких вещиц много, я же мастер художественных деталей. А у меня есть только мой знаменитый нос, господа.

Задание: Аукцион, участники должны назвать, кому из литературных героев принадлежит вещь.

  • Рефлексия.
  • Что узнали нового о М. Ю. Лермонтове, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе?
  • Какие новые слова-литературные понятия усвоили?
  • Какое задание выполнять было интересно?
  • Какое задание выполнять было трудно?
  • Как вы оцениваете свои знания сегодня?

Учитель: Об этой встрече вспоминает мир:
Три гения встречаются, как братья.
И мы в мечтах идём навстречу к ним,

Слово классикам.

1 ученик (Гоголь):    Вот голос Гоголя:
“Я, Пушкин, часто думал о тебе,
Твои читал я сказки и поэмы,
Мечтал о встрече – пусть в моей судьбе
Такое счастье будет непременно.

2 ученик (Пушкин) Спасибо, Лермонтов, за твои стихи, 
Спасибо за великие творенья.
Хотел бы я преподнести цветы
За каждый слог в твоем стихотворенье.

3 ученик (Лермонтов): Хотел бы я, чтоб люди всей земли
Нас помнили без зависти и лести,
Читая книги, с нами рядом шли,
Думая о доблести и чести”. 

Учитель:      Читайте классиков,  друзья!
Великих корифеев золотого века!
Цените дружбу, долг, любовь,
Воспитывайте в душах Человека    

Слайд  52  Спасибо за игру! Награждение. Слайд  53  Информационные источники.

Слайд 53  Информационные источники.

Список информационных источников.

  1. В презентации использованы отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя. 
  2. Иллюстрации художников И.М.Тоидзе, Ф.Д.Константинова, К.И.Рудакова, П.М.Боклевского, П.П.Соколова, М.Ю.Лермонтова, О.А.Кипренского, И.Е.Репина, Ф.О.Будкина, Ф.А.Моллера 
  3. П.И.Чайковский  Вальс из балета «Спящая красавица» 

Биографическая страница Задание 1.

Тест по биографии А. С. Пушкина

1. Укажите годы жизни  А. С. Пушкина.

а) 1802 – 1841                                                                                                                                                        б) 1789 - 1829                                                                                                                                                 в) 1799 - 1837                                                                                                                                                              г) 1840 – 1875

2. В каком городе родился  А. Пушкин?

 а) В Петербурге                                                                                                                                                  б) В Москве                                                                                                                                                                в) В Туле                                                                                                                                                                               г) В Орле                

3.  Как звали прадеда Александра Пушкина?

а) Мурат Нахимов

б) Александр Крижановский

в) Абрам Ганнибал

4. В каком учебном заведении получил образование А. С. Пушкин?

а) в Царскосельском лицее

б) в Московском университете

в) в Петербургском училище

5. Один из лицейских друзей посетил А. Пушкина в Михайловском, его Пушкин назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кто это?    

а) А. Дельвиг                                                                                                                                                                 б) К. Данзас                                                                                                                                                           в) В. Кюхельбекер                                                                                                                                                  г) И. Пущин

6. В присутствии какого известного поэта А. Пушкин читал свое стихотворение          «Воспоминания в Царском Селе» на экзамене в Лицее?                

а) В. А. Жуковского                                                                                                                                                 б) Г. Р. Державина                                                                                                                                                    в) А. Н. Радищева                                                                                                                                                            г) А. С. Грибоедова

7. В каком литературном обществе не был задействован А. С. Пушкин?

а) «Зеленая лампа»

б) «Московские вечера»

в) «Арзамас»

8. Как звали жену А. С. Пушкина?

а) Наталья Гончарова

б) Анна Керн

в) Татьяна Ларина

9. Кто был соперником Пушкина по дуэли?

а) Маркиз де Барант                                                                                                                                                  б) Жорж Дантес                                                                                                                                                             в) Николай I                                                                                                                                                                    г) Пётр Чаадаев      

10. Где похоронен А. С. Пушкин?

а) в Москве                                                                                                                                                          б) в Петербурге                                                                                                                                                      в) в Пскове                                                                                                                                                            д)  в Псковской области в Святогорском монастыре                                                                                                                                              

Тест по биографии Н. В. Гоголя

1. Укажите годы жизни Н. В. Гоголя:

а) 1808 - 1865

б) 1809 - 1852

в) 1810 - 1871

2. Где родился Н. В. Гоголь?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Полтаве  

г) в местечке Большие Сорочинцы на Украине

3. В какое учебное заведении поступил в 1821 г. Н. В. Гоголь?

а) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Нежинская гимназия

4. Как назывался школьный литературный журнал, организатором и участником которого был Гоголь-гимназист?

а) «Пчела»

б) «Звезда»

 в) «Северная заря»

г) «Метеор литературы»

5. Какая роль особенно удалась Гоголю в школьном спектакле?

а) трагическая

б) комическая мужская

 в) комическая женская

6. После окончания Нежинской гимназии Н.В. Гоголь начал службу в департаменте:

а) образования

б) иностранных дел

в) юстиции

7. Сюжет к какой комедии был подсказан Н. В. Гоголю в письме А. С. Пушкиным?

а) «Ревизор»;

б) «Шинель»;

б) «Вечера на хуторе близ Диканьки».

8. Какое произведение принесло Н. В. Гоголю известность?

а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

б) «Тарас Бульба»

в) «Ревизор»

г) «Мёртвые души»

9. Почему личность Гоголя называют загадочной?

а) потому что он писал и фантастические, и сатирические произведения

б) потому что считал себя русским писателем, хотя был украинцем

в) потому что вокруг факта его смерти и похорон было много необычного

10. Где похоронен Н. В. Гоголь?

а) на Украине

б) в Петербурге

в) В Москве на Новодевичьем кладбище

Творческая страница. Задание 6  

СОСТАВИТЬ  ТЕКСТ РЕКЛАМЫ  ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Задание: Составить текст рекламы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» по плану.

Соотнесите фрагменты текста и пункты плана: у вас получится реклама.

  1. Известная цитата из произведения.
  2. Краткое содержание произведения.
  3. Идея произведения.
  4. Зачем нужно прочитать это произведение?

Фрагменты текста.

С таким напутствием отправляет отец своего сына Петрушу на службу. Смысл этих слов становится понятен герою спустя долгое время. Судьба готовит ему много испытаний: он учится признавать свою вину, прощать, любить, преодолевать свой страх перед подлецом-соперником, перед предводителем крестьянского бунта. Мальчишка, гонявший по крыше голубей в первых главах повести постепенно становится смелым, отважным, честным, порядочным офицером. Он верен своей чести, любимой девушке, дочери капитана Белогорской крепости,  и Отечеству.

Автор показывает нам путь взросления героя, объясняет, что в жизни есть важные ценности – это честь, совесть, милосердие и любовь.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Прочитав эту повесть, вы поймёте, что жизнь каждому человеку предоставляет выбор.  От того, как мы поступим в определённой ситуации, зависит наше будущее. Самое главное не предавать себя, свои чувства.

Задание : Составить текст рекламы комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Соотнесите фрагменты текста и пункты плана: у вас получится реклама.

  1. Известная цитата из произведения.
  2. Краткое содержание произведения.
  3. Идея произведения.
  4. Зачем нужно прочитать это произведение?

 «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

В начале произведения автор показывает нам небольшой уездный городок, жителям которого живётся очень плохо. Дороги худые, в больницах не лечат, а калечат, на почте вскрывают письма, полицейские избивают всех без разбору, а в суде не найдёшь справедливости. Кругом взяточничество, лицемерие. Справедливость пришла, откуда не ждали. Все чиновники города были наказаны глупым, наглым, лживым авантюристом. Комизм ситуации состоит в том, что наказание чиновники получили от такого же проходимца, как и они сами.

Автор высмеивает пороки общества, показывает изнанку власти, порочность её представителей. Удивительно то, что среди персонажей нет положительного героя. Самым благородным лицом в своей комедии автор считает смех. Правда, это смех сквозь слёзы…

Чтение комедии доставит много интересных и смешных минут читателю. И вместе с тем заставит посмотреть на себя со стороны, задуматься о своих недостатках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке....

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)

               Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)

(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...

Внеклассное мероприятие на тему «Знатоки русской литературы».

Цель внеклассного меропрития: создать условия для развития интеллектуальных способностей обучающихся в области литературы. Данную разработку рекомендуется использовать вовнеурочной деятельности, во вр...