Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы
занимательные факты по русскому языку (6 класс) по теме

Капустян Галина Михайловна

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в ходе Недели  русского языка и литературы                                                  

        «ЯЗЫК  МОЙ -  ДРУГ  МОЙ»

Вступительное слово учителя :                                                                                                   О, бедный мой язык родной,                                 Ну, ладно б только бюрократ-
О прелесть русской речи чистой.                          Кувшинное тупое рыло.

Кто не глумится на тобой -                                      Но журналист, но депутат
Шпана, чиновники. лингвисты...                           Язык недавно исказили.
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:                                   От сердца я хочу воззвать
"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,                      Ко всем, кто сын России верный:
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".                  Пора не начать , а начать
Ну, ладно б жулик, или вор,                                  Язык наш очищать от скверны.
Иль алкаши и наркоманы,                                      Друзья, следите за собой,
Но педагог, но прокурор,                                        Когда по- русски говорите.
Но дикторы с телеэкрана!..                                    Ведь это наш язык родной,
Рабочий и интеллигент                                            Его для внуков сохраните!
Родную речь, как шавку лупят:
"ОсУжденный и инцеНдент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".

ВЫ  услышали слова Евгения Весника, которые очень точно, правильно отражают его отношение к такому удивительному явлению в жизни человека, как язык.

Язык сопровождает нас везде.  С помощью его мы передаем чувства, опыт, общаемся  друг с другом.  Не зря давно существует выражение « Язык мой – друг мой»  а иногда можно услышать следующее выражение: «язык мой – враг мой». Все зависит от того, как мы обращаемся с нашим языком. Вот   мы сегодня и поговорим об истории языка, некоторых его явлениях,  правилах употребления слов.  

  Сообщение ученика:

  Грамота – это умение писать и читать. В народе давно говорят: «Грамота- второй язык».  Простые люди  при царской власти мечтали научиться читать и писать, тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что без грамоты, как без свечки в потемках. Прошло более ста лет с тех пор, за это время жизнь изменилась так, что образование доступно для каждого.  В нашей стране  открыт доступ к просвещению и культуре для всех. Право на образование закреплено Конституцией страны.

Учитель:  Послушайте,как учились грамоте на Руси.

Ученик:  Древнерусская школа. Длинный стол, на стене полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они босы. За столом учитель, а перед ним ученик на коленях, он отвечает урок. Занятия начинались в 7 утра и заканчивались поздно вечером.

Каждый ученик получал задание : зубрить  азбуку, читать по складам,  читать часослов. Учили букву по ее названию : А- аз, Б- буки, В- веди и т.д.

Стихотворение       «Как церковный грамотей в старину учил детей»

В старину учились дети-         Этот нож не без причины

 Их учил церковный дьяк                                  Назывался перочинным:

Приходили на рассвете         Очиняли им перо,

  И твердили буквы так:        Если не было остро.

 А да Б –как АЗ да Буки        Трудно грамота давалась

В как веди, Г- глаголь.        Нашим предкам в старину.

И учитель для науки         А девицам полагалось не учиться ничему.

 По субботам их порол.        Обучались лишь мальчишки.

Вот такой чудной вначале        Дьяк с указкою в руке

 наша азбука была!        Нараспев читал им книжки

Вот каким пером писали                                                         На славянском языке.

 Из гусиного крыла.

О том, как учился грамоте Алеша Пешков рассказывается в книге  «Детство» А.М.Горького.

Посмотрите отрывок из книги  

 Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бодро позвал меня:

- Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?

- Буки.

- Попал! Это?

- Веди.

- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,- это что?

- Добро.

- Попал! Это?

- Глаголь.

- Верно! А это?

- Аз.

Вступилась бабушка:

- Лежал бы ты, отец, смирно...

- Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!

Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо моё тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

- Земля! Люди!

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: \"земля\" походила на червяка, \"глаголь\" - на сутулого Григория, \"я\" - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я вспотел и кричал во всё горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, он мял книгу и хрипел:

- Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

- Это вы кричите...

Мне весело было смотреть на него и на бабушку: она, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щёки, смотрела на нас и негромко смеялась, говоря:

-Да будет вам надрываться-то!..

Дед объяснял мне дружески:

- Я кричу, потому что я нездоровый, а ты чего?

И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:

- А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!

Наконец он шутливо столкнул меня с кровати.

- Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...

Интересная  смешная нелепая ситуация  описана в  комедии Фонвизина «Недоросль». Посмотрите отрывок из нее.

Правдин (взяв книгу) … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

     Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

     Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прила-

гательное?

     Митрофан. Дверь, котора дверь?

     Правдин. Котора дверь! Вот эта.

     Митрофан. Эта? Прилагательна.

     Правдин. Почему же?

     Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чула-

на неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Г-жа Простакова: Что? Каково, мой батюшка?

Правдин:  Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Грамматика менялась с годами , и подтверждением этого является следующий рассказ.

                                                              «Седьмой падеж»

Приди ко мне ,брате, в Москов, - обращается Юрий Долгорукий  к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

 Формы звательного падежа  встречаются в художественных произведениях, например, у А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?»

В современном языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением ( в качестве обращения).

Игра «Во всех падежах и числах»

Со словом дело придумать предложения (пословицы и крылатые выражения), употребив его во всех падежах и числах.

Например :Дело словом не заменишь

        Не спеши языком, торопись делом.

Слово учителя:  Послушав все, что сегодня мы говорили о языке, можно сделать вывод : Язык- явление развивающееся,  нужно постоянно изучать его,  беречь, как сказано в стихотворении Весника, прозвучавшем в начале мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

"Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)

               Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Аукцион орфограмм (внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)

(внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы)...

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  с...


 

Комментарии

Капустян Галина Михайловна

Мероприятие рассчитано на учеников 5-7 классов. содержит интересные познавательные материалы по истории русского языка. Проводится с привлечением сценок, стихов, познавательных конкурсов.