Статья по произведению Д. Сабитовой "Три твоих имени"
статья по литературе (10 класс)

Мухаметдинова Резеда Фаритовна

Роман рассказывает о трудном жизненном пути одной девочки, оставшейся без родителей и выросшей в детском доме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_proizvedeniyu_sovremennoy_literatury.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Три имени – три жизни…»

 По роману Д.Сабитовой «Три твоих имени»

  1. Введение. Дина Сабитова – современная детская писательница

          В современной детской литературе не так много авторов, которые посвящают свои произведения чувствам детей и их мироощущению. Одной из таких является Дина  Сабитова – современная детская писательница, прозаик. По образованию филолог-языковед, кандидат филологических наук, автор пяти  книг, обладатель премии Заветная мечта”  в 2007 г. Произведения Дины Сабитовой адресованы детям и подросткам, они затрагивают достаточно серьезные проблемы родительско – детских отношений, сиротства, усыновления и приемных семей. Дина Сабитова стала известна благодаря своим произведениям: «Цирк в шкатулке», «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни», «Сказки про Марту», «Где нет зимы».

    Цель моей работы -  познакомить читателей с одной из таких книг, привлечь  их внимание к проблемам детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

  1. Основная часть.

    В романе «Три твоих имени» мы знакомимся с тремя девочками – Риткой, Марго и Гошкой. Они оказались в условиях социального сиротства, без поддержки родных и близких людей. Эта книга  вовсе не про усыновление или сиротство. Автор пишет о том, как ребенок ощущает и познает окружающий мир, как он воспринимает поступки взрослых, как выглядит мир в детских глазах и показывает внутренний мир ребенка.

  1. Ритка – маленькая девочка лет семи, она живет  с младшей сестрой Гелькой и с родителями в деревне. Оба родителя не живут – выживают, тратят последние деньги на выпивку, живут только для себя, не заботясь о детях. Девочка пока ничем не отличается от других. Но у неё уже закрадываются мысли: «Почему у нас не как у людей?». Хоть в доме и беспорядок, Ритка все равно поможет, вымоет и почистит, создаст атмосферу свежести и будет стараться изо всех сил, чтобы было как у людей.   И о младшей сестренке заботится Ритка: она  кормит сестренку,  рассказывает сказки на ночь, следит за здоровьем.  

      Соседи знают, видят, как живет эта семья, но не вмешиваются в их жизнь, остаются равнодушными и к судьбе этих маленьких детей. Но есть и сердобольные соседи.  Соседка Вера Муратовна, часто приглашает Ритку  к себе в гости,  кормит ее, разговаривает с ней, учит вязать, готовить, убираться и рассказывает интересные истории.

Девочка чувствует себя счастливой, ей много не надо, рядом всегда добрая соседка, родители живы, и есть любимая младшая сестренка. Но случилось страшное: в доме произошел пожар, Ритка не успела убежать из дома, так как ей было страшно потерять свой новенький рюкзак. Из пожара её спас отец. Потушить пожар помогли соседи, помогли и с вещами. Семья перебралась на некоторое время в сарай, все остались живы. Директор школы обещал помочь с ремонтом дома, предоставил доски и инструменты. Но не все так хорошо, как кажется…

   2. Другую девочку, с именем королевы, зовут Марго. Она попала в детдом, когда её родители погибли в пожаре. Получив сильные ожоги, она чудом выжила. Далее повествование об этой девочке  ведется разными людьми: медсестрой, воспитательницей, учительницей, такими же ребятами, как она сама. Вот ей вернули её портфель, вот она испугалась укола, и её выписали за излишние догонялки, вот её записали в лагерь, там она познакомилась с ребятами и подралась с одной девочкой. Вот Марго приютила медсестра и новый пес радуется, что девочка пришла со школы и идет с ним гулять.  Несмотря на то что Марго приемная, у пса появилась привязанность к этой девочке, он думает о ней и переживает за неё, ждет её каждый день после школы, чтобы провести время вместе. И он не может ей ничем помочь, когда слышит, как ругаются родители, не знают что делать с девочкой. У приемного отца умерла мама, оставив дом в наследство, и перед родителями стоит выбор: взять Марго с собой в новый дом и начать все с начала, или же отдать обратно в детдом.

3. Третья девочка – 14-летняя Гошка кажется, на первый взгляд. независимой и самостоятельной. Девочка живет в детдоме, её прошлые родители не захотели взять ее с собой в новый дом. Эти люди побоялись взять на себя ответственность за жизнь девочки, ведь нужно опеку оформлять и приютить Гошку на всю оставшуюся жизнь. Они не захотели этого. Девочка осталась совсем одна. Но у нее появился шанс обрести семью - в детдом приехало телевидение, ее могут показать по телевизору. Гошку заметили несколько женщин.   Но роман оборвался ровно на том месте, когда к Гошке приехала её будущая мама. Сейчас девочке необходима любовь и поддержка со стороны взрослых: родителей, близких, друзей. Но вместо них – пустота. Никого нет рядом. Ни родителей, ни близких, ни друзей. Ей очень трудно. Мы не можем сказать, как сложится в дальнейшем её судьба, будет ли она счастлива, сможет ли она любить и передавать душевную теплоту людям, которые в свое время не смогли ей дать то же самое.

   

Ш. Заключение

       Книга разделена на три части, каждая из которых о периоде жизни девочки, названная тем именем, которым её назвали в этот период жизни. В первой части Ритка только идет в школу, во второй Марго уже в третьем классе, а в третьей части Гошка совсем большая, ей уже 14лет. И хотя каждая из историй заканчивается хорошо, следующая начинается с того, что было бы, если бы предыдущая часть заканчивалась плохо. Произведение я считаю неоконченным, автор оставил нам возможность придумать продолжение истории.

     К сожалению, в нашем обществе и сейчас многие дети выброшены на произвол судьбы, предоставлены сами себе. Для них создаются условия в детских домах, приемных семьях, но это не может восполнить пустоту отсутствия родительской любви. Из-за этого у таких детей, оказавшихся на грани любви и равнодушия, будет в душе пустота, отчаяние, душевная пропасть, которую очень сложно будет заполнить. Иногда на их пути встречаются такие люди, благодаря которым дети-сироты обретают полное счастье. А взрослые, взявшие на себя ответственность воспитания таких детей, должны понимать, что в их руках вся жизнь ребёнка, и только от них зависит, какая судьба их ждет.

     Главная героиня на протяжении всей книги получает новое имя, так как ей встречаются разные люди, каждый из которых пытается увидеть в маленькой девочке что-то свое, какое-то свое нереализованное желание в жизни.  

    Три разные девочки – Ритка, Марго и Гошка, и у каждой есть шанс стать счастливой.  Но это один и тот же человек и перед каждой сменой жизни приходится делать выбор. В жизни у этой девочки уже есть 3 имени, а сколько их всего будет в дальнейшем? Мы, к сожалению, сказать не можем. Писательница в своем произведении хотела показать, что каждый маленький человек имеет право на счастье. Это зависит от людей, которые встретятся у неё на пути: добрых, злых, хороших, плохих, отзывчивых, равнодушных, внимательных и безучастных по отношению к живущим рядом с нами людям.

     Книга приоткрывает другой мир, скрытый от глаз обычного человека, показывает, как воспринимает этот мир ребенок и что он чувствует по отношению к себе в таких случаях и призывает всех нас к состраданию, участию, поддержке и пониманию окружающих нас и взрослых и детей.

   

                                               

IV.   Литература:

  1. Список финалистов второго сезона Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». (стр.1)
  2. Н.Агапова, ZOLOTOgroup, макет серии, 11. / изд-во «Розовый жираф», издание на русском языке.
  3. Андрюшина Е.В., Семья и здоровье подростка // Народонаселение – 1988. - №2., - с. 55-59.
  4. Асеев В.Г., Возрастная психология – Иркутск, ИГПИ, 1989. – 195 с.
  5. В мире подростка / Под ред. Бодалева А.А. сост. Борисов Г.Б – 2-е изд. Стереотип. – М.: Медицина, 1982.- 294 с.
  6. Эльконин Д.Б., К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.- 1971.- №4. -с. 6-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель, перед именим твоим..."

Выступление на окружном фестивале педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"...

Статья "Учитель! Перед именем твоим..."

1 сентября - дата, которая никого не оставляет равнодушным. Кто-то вспоминает прошлое, для кого-то звук школьного звонка – это будничное настоящее, а для кого-то – будущее. Статья подтверждает фа...

Конкурсная программа "Праздник твоего имени"

Конкурсная программа "Праздник твоего имени"...

Статья "Фестиваль семейных коллекций "Мир твоих увлечений" и методическая разработка фестиваля

     Фестиваль реализовал одно из направлений деятельности музея гимназии. Это двухнедельный  марафон, в ходе которого ученики и учителя получают возможность посетить выстав...

Праздник твоего имени

Праздник твоего имени Клубный час, посвящённый именинникам.Цели:-   познакомить детей с различными именами и их значениями, развивать способность ценить разные имена;-   воспи...

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"...

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...