Урок по рассказу Е. Носова "Кукла" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Ларюшкина Наталия Вячеславовна

Урок по рассказу Е. Носова "Кукла" предназначен для учащихся 7 класса.

Работа проводится в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla_otkrytyy_urok.doc54.5 КБ
Office presentation icon evgeniy_nosov_kukla.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Тема урока.                          «Если ты слеп, если твоя душа глуха…».

Цели урока:

образовательные: 

познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;

выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;

показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

развивающие: 

уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Методические приемы: применение метода «шести шляп» при  анализе произведения

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Добрый день. Сегодня мы будем работать в группах. Предлагаю вам выбрать листок с номером группы.
(ребята делятся на 6 групп, рассаживаются )

Презентация «Кукла» с использованием музыки.

  1. Актуализация.

 

Какие темы и проблемы мы обсуждали на последних уроках литературы?

(мы говорили о сострадании, милосердии)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?    ( ответы учеников )

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

(Зачитает ученик)

По-японски КУКЛА -     НИНГЁ, то есть  «образ человека».

-  Итак,  тема нашего урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

 Но сегодня, как я уже сказала, мы работаем в группах. При обсуждении рассказа будем использовать шесть шляп. Итак, каждая группа получает свою шляпу и задание. На подготовку 5 минут. Затем представитель от группы отвечает на вопросы. При желании каждый может примерить на себя шляпу и дополнить ответ.

( работа в группах )

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Работа со словарем Ожегова.

  • Глумиться-издеваться
  • Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого
  • Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
  • Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь        

                  ( из «Словаря русского языка»

                           С.И.Ожегова)

Зачитайте описание куклы.

         В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает  Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни?  Как вы относитесь к этому?  

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

 Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

 («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

 Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла.  Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
        Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

 (похоронить)

Читает учитель.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
        И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
--- Всего не закопать...

- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

Так кто же должен бороться со злом?

(все люди)

Как называют человека, который не хочет замечать зло?

(равнодушный)

К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

вывод 

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского:

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.

 Остановитесь, люди!

Если ты слеп, если душа твоя глуха…

Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти.

  1. Рефлексия.

Какими мы должны быть?  ( неравнодушными, милосердными).

Я желаю вам добра, внимания и мира.

 Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

 

Домашнее задание.

Прочитать рассказ Носова «Живое пламя». Составить вопросы

- по содержанию

- по смыслу

- на которые затрудняюсь ответить

Вероника Тушнова

КУКЛА

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,                                                Некуда от странной мысли деться:              

и разлуки не поймет она...                                                             это не игрушка, не пустяк,—                                            

Так хоть этой крохотной потерей                                            это, может быть, обломок детства

дотянулась до нее война.                                                         на железных скрещенных путях.

                                                       

                                                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

Слайд 2

Цели урока выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»; показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру; формировать понимание поступков, мотивов поведения людей; воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Слайд 3

Евгений Иванович Носов Главная тема произведений Е.И. Носова – жизнь современной русской деревни, нелегкий крестьянский труд.

Слайд 4

(«Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).

Слайд 5

« Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило ».

Слайд 6

(«миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

Слайд 7

… это не игрушка, не пустяк,— это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.

Слайд 8

Акимыч Рассказчик Кукла Неизвестный, растерзавший куклу Дети – ученики Влюбленные Мамаши с колясками Учителя

Слайд 9

Нравственный выбор: – неизвестный , так как он совершил кощунство. – учителя , профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы. – мамы , главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей? – влюбленные , будущие родители, но они тоже глухи к добру. – дети-ученики , от взрослых зависит, какими они будут. – кукла , она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла. – рассказчик , он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа. – Акимыч , он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

Слайд 11

Пороки человеческой личности: Равнодушие Жестокость Безответственность

Слайд 12

Закончите предложение: Я понял(а), что…

Слайд 13

Вывод: «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»

Слайд 14

Главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости

Слайд 15

Домашнее задание: Прочитать рассказ Е.И. Носова «Живое пламя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...

Презнтация к уроку по рассказу "Кусака" 7 класс

Презнтация к уроку  по рассказу "Кусака"  7 класс...

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....