Образы греческих богов в литературе XVIII-XIX века
проект по литературе (9 класс)

проект ученицы 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazy_grecheskih_bogov_v_literature_xviii_krasavina_1.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №25

Индивидуальный итоговый проект

Образы греческих богов в литературе XVIII-XIX века

Выполнила: ученица 9 «А» класса

Руководитель: Туз Антонина Владимировна, учитель русского языка и литературы

2020 год

Содержание

Введение………………………………………………………3

Глава 1…………………………………………………………4

Глава 2…………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………..19

Введение

Тема образов богов греческой мифологии в литературе важна тем, что во многих случаях, упоминание  в литературных произведениях греческой мифологии, в особенности богов, может быть неправильно истолковано читателями. К тому же эта тема мало исследована, хотя сама по себе очень интересна. В своей работе я использовала научные статьи, литературно-исторические книги, литературные произведения писателей XVIII-XIX веков. Этим проектом я хотела показать влияние греческой мифологии на литературу этого периода.

Объект исследования – образы мифологических богов: Музы, Афродиты, Аполлона, Зевса, Афины, Эрос.

Предмет исследования – стихотворения поэтов XVIII-XIX  веков, в которых встречаются данные образы.

Цель исследовательской работы - проанализировать необходимость использования античных мифологических образов в стихотворениях поэтов пушкинской поры и понять толкование некоторых отдельных образов в творчестве разных поэтов.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить особенности творчества поэтов XVIII-XIX веков и обращение их к мифологически образам;

2. Рассмотреть, как преобразуются античные образы в поэзии первой половины XIX века;

3. Научиться сопоставлять мифологический образ и поэтический.

Цель работы – выяснить, какой же вклад древнегреческой мифологии в литературу, и узнать значения популярных выражений и сравнений в литературных произведениях.

Глава 1. Религиозные представления древних греков.

Глава 2. Греческие боги в русской литературе XVIII-XIX в.в.

Глава 1. Религиозные представления древних греков

Для начала, раз мы говорим о мифологии, следует узнать, что такое миф?

Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Естественно, что у каждого народа были свои мифы, в совокупности образующие мифологию. Теперь же хочется рассказать о самой знаменитой мифологии – мифологии древних греков

Греки издавна считались одним из самых умных народов. У них уже в древние времена была своя богатая история. Мифология древних греков тесно переплетается с их религией. Она оказала огромное влияние на искусство, культуру и литературу и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический[1] характер греческого многобожия, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения. В том или ином культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические представления.

Мы знаем разные сочетания иерархии божественных существ – «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах – Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина Паллада, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не только из творческого момента, но и из условий исторической жизни.

Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется, благодаря раскопкам и находкам. Теперь нам известно, где и какие почитались боги  или герои, и где и какой почитался преимущественно.

Глава 2: Греческие боги в русской литературе XVIII-XIX в.в.

1.Верховным богом греков издавна считался Зевс-громовержец. Множество его изображений установлено по всей Греции. Так кто же такой Зевс?

Его история начинается с трагедии. Бог времени Крон (Кронос[2]), испугавшись пророчества своей матери богини Земли Геи, которая предсказала ему, что его свергнет его сын, приказал своей жене Рее, чтобы всех младенцев она отдавала ему. Крон проглатывал всех своих детей. Его жена была в отчаянии. Она примчалась к своей свекрови, чтобы спросить у неё совета. Гея придумала план, как обхитрить Зевса. Когда Рея родит ребёнка, то спрячет его на острове Крит, а мужу отдаст камень, завёрнутый в пелёнки. Так она и поступила. Крон не почуял подвоха, а маленький Зевс рос счастливым и здоровым на Крите.

Прошло время. Бог грома и молний возмужал и решил спасти своих братьев и сестёр. Он вооружился помощью титанов и сверг с престола своего отца, заставив выплюнуть всех проглоченных им детей. Крону ничего не оставалось, как подчиниться воле сына. Так высвободились многочисленные братья и сёстры Зевса, такие как Посейдон, Аид и так далее. С тех пор бог-громовержец властвовал на Олимпе.

Это краткая история восхождения Зевса на Олимп. Сам же Зевс изображался мужчиной с кудрями до плеч, густой курчавой бородой. Выражение лица его часто было строгим. Также, верховный бог Греков часто был показан сидящем на троне. Он держал в руках молнии и скипетр, символ его власти. Зевса наделили вспыльчивым, грозным характером. В очередной раз здесь показывается отождествление богов с людьми.  Громовержец пользовался уважением всех богов и населявших Грецию существ.

Как верховному богу греков, Зевсу подносились многочисленные дары. На него уповали зачастую, клялись гневом бога и молили пощады именно у него. Люди и боги боялись и уважали Зевса. Они тщательно старались исполнять все правила, придержваться обычаев, таких, как например гостеприимство. Бог молний обладал огромной силой и мог управлять событиями, приказывать другим богам и наказывать провинившихся. В своих произведениях многократно выражался А.С. Пушкин: «По воле Зевеса», что можно было отнести именно к этому проявлению его безграничной силы и власти над событиями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В литературе Зевс упоминался часто. Он был представлен недосягаемым образцом могущества. Также Зевс в большинстве случаев упоминался как прародитель тех или иных богов и муз.

«Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. И горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, чёрные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий бог, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей – удары грома раскатятся по небу, сверкнёт пламенная молния и сотрясётся высокий Олимп».- ещё один пример описания громовержца.

С помощью образа Зевса поэты рисуют нам картины завоеваний и побед, как в общепринятом гражданском смысле, так и в духовном.

Центральное место в творчестве Баратынского занимает элегия, в которой поэт передаёт тончайшие оттенки чувств тоски, разочарования и уныния. Многие его элегии автобиографичны, они отражают мысли, чувства и внутренний мир самого поэта.

Так в его (Баратынского) стихотворении «Элизийские поля» (1820 года) он представляет себе загробную жизнь в виде весёлого праздника в кругу друзей. Образ Зевса здесь означает, что все мы смертны и когда-нибудь умрём. Таков нерушимый закон.

«Закон губительный Зевеса

Велит покинуть мир земной;

Мы встретим вас у врат Айдеса

Знакомой дружеской толпой».

Тот же образ «губительного» Зевса мы видим и в произведениях К. Н. Батюшкова. В руках Зевса жизнь и смерть поэта.

«Что же медлить! Ведь Зевеса

Плачь и стон не укротит.

Смерти мрачной занавеса

Упадёт – и я забыт!» («Привидение», 1810 год)

Иначе представляется Зевс в поэзии А.А. Дельвига. В одном из своих произведений («На взятие Парижа», 1814 год) он проводит сравнение российского императора Александра I с древнегреческим богом молний. Подобно тому, как Зевс боролся с титанами на Олимпе. Александр победил в войне Наполеона Бонапарта.

«Кроткий российский Зевес!

Мрачного сердцем Сизифа

Ты низложил и теперь,

Лавром побед увенчанный,

С поля кровавого битвы

К верным сынам возвратился»!

В этих произведениях Зевс предстаёт перед нами с двух  разных сторон. В одном случае он вызывает некий страх, настроение обречённости, не даёт забыть о недолгом жизненном пути человека на земле. С другой же стороны он предстаёт перед нами в образе великого героя, сильной, бесстрашной личности, хозяина на Олимпе.  Воин, победивший отца своего Крона и титанов, вызывающий желание подражать ему и восхищаться им.

2.Афродита

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр.»- это одна из версий рождения богини Афродиты (В римской мифологии Венеры). Более поздняя версия говорит нам о том, что Афродита -  дочь Зевса и богини Дианы.

В греческой мифологии Афродита являлась богиней любви, красоты, всего женского.  Она входила в число двенадцати великих богов. Также она является богиней плодородия, весны и жизни. Смею заметить, что она также считалась чуть ли не самой прекраснейшей из богинь. Этот факт может подтвердить присуждение ей на суде Париса яблоко раздора, с надписью «Прекраснейшей».

Афродита изображалась греками в виде прекрасной молодой девушки. У неё было округлое лицо, которое по бокам обрамляли светлые кудри, и прекрасное юное тело. Волосы её собраны назад, открывая тонкую и гибкую шею девушки. Богиня любви изображалась как в божественных одеяниях, а конкретно тонкого платья или накидки из белой ткани, так и обнаженной, в любом случае, все, кто пытался показать нам богиню Афродиту наглядно, передавали её необычайную красоту и свежесть.

Афродита и её образ пеннорождённой богини раскрывается в поэзии XIX века по-разному, в зависимости от того, какие чувства хотел передать поэт.

Рассмотрим некоторые примеры.

В произведении Н.И Гнедича «Гимн Венере» 1807 года представлен наиболее классический образ богини любви.

«Пою златовенчанну, прекрасную Венеру,

Защитницу веселых Киприйских берегов,

Куда ее дыханье зефиров тиховейных

На нежной пене моря чрез волны принесло...

Приветствую тебя я, богиня черноока,

О мать сладкоречива веселий и любви!

Услышь мои ты песни и возлюби меня

Автор сопоставляет здесь рождение богини с рождением гармонии из лона природы («На нежной пене моря чрез волны принесло...»), а в первую очередь – из моря, и, следовательно, рождением самой гармонии.

Он просит её покровительства, ведь Афродита всегда награждает тех, кто верно ей служит.

Совсем другая Афродита предстаёт в произведении К.Н Батюшкова («Послание к Н.И Гнедичу, 1805 год»)

«любимец Афродиты, с свирелью тихою,

С увенчанной главой, вкушает лишь покой,

Лишь радости одни встречает

И розами стезю сей жизни устилает».

Сначала богиня благоволит писателю, но в конце пути Афродита отворачивается от него, и автор просит её покровительства в последний раз.

«Конец борению; увы! Всему конец.

Киприда и Эрот, мучители сердец!

Услышьте голос мой последний и унылый». Из произведения «Изнемогает жизнь в груди моей остылой», 1818 год.

Реалист Е.А. Баратынский возвышает Афродиту, сравнивая творчество поэта с тем, как «некогда возникла Афродита из пенистой пучины вод морских» (Последний поэт», 1835 год). Афродита сопровождает его до самой смерти, не покидая и защищая его:

«И, Афродита гробовая, подходит, словно к ложу сна,

За ризой ризу опуская, к одру последнему она.»

(«Филида, с каждою зимою», 1841 год)

В тоже время этот образ Афродиты лишен ее прежней красоты и гармонии, она «пугает большей наготою своих старушечьих плечей». Так выражается разочарованность Баратынского, его реакция на несбывшиеся мечты и надежды изменить существующую действительность.

3.Афина

Богиня Афина появилась не так, как все остальные боги и богини. Отцом её был Зевс, но матери она не имела. Вот самая популярная версия рождения Афины:

«Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.»

Богиня Афина или ,как её ещё называли, Афина-Паллада была богиней мудрости и знаний, покровительница путников. Она являла собой также образ войны, но гуманной, умной и расчётливой войны без кровопролития. Несмотря на то, что она также была богиней войны, как и Арес, ( не стоит забывать, что они являлись богами разных войн) Зевс очень любил свою дочь.

Афина-Паллада была также прекрасной рукодельницей: она блесяще умела ткать полотна. Об этом также повествует миф об Арахне, в котором гордая девица, которая тоже очень хорошо ткала полотна, совсем загордилась своим умением и посмела бросить вызов самой богине Афине. Многие пытались её переубедить, но непоколебима была Арахна. Афина-Паллада приняла вызов девушки, и они обе соткали прекрасные полотна. Богиня Афина соткала полотно, на котором были изображены Акрополь, её спор с Посейдоном за Аттику и 12 богов Олимпа, включая также отца её Зевса, представленными судьями в этом споре. Арахна же соткала полотно, на котором тоже изобразила олимпийских богов, но показала она из слабыми, одержимыми человеческими страстями,  было явно видно её неуважение и даже презрение к богам.  Ничем не уступало полотно Арахны полотну богини, было оно настолько же прекрасно. Но разгневалась Афина за такое неуважение к богам, разорвала полотно. Арахна не выдержала позора и повесилась. Пришла к ней Афина-Паллада, напоила её соком волшебной травы и сказала: «Да будешь ты вечно ткать, и ткать будут твои потомки».

Тело Арахны сжалось, волосы осыпались, и превратилась она в паука. И теперь вечно ткёт Арахна.

Этот миф прекрасно доказывает и то, что Афина-Паллада была очень грозной богиней.

Изображалась же она воительницей, на её голове всегда сиял шлем с пушистыми перьями. В правой руке она держала копьё, а в другой – щит. Также, очень часто у неё в руках была статуэтка в виде крылатой женщины, держащей венок, или сова. Волосы богини собраны под шлем, а часть из них была убрана назад.

В литературе же она  представлялась по-разному. Её образ богини мудрости редко сочетался с еёвнешним видом.

Например Н.И Гнедич писал:

«Пою великую, бессмертную Афину,

                    Голубоокую, божественную деву,

                    Богиню мудрости, богиню грозных сил,

                    Необоримую защитницу градов,

                    Эгидоносную, всемощну Тритогену,

                    Которую родил сам Дий многосоветный,

                    Покрытую златой, сияющей броней.

                    Оцепенение объяло всех богов,

                    Когда из Зевсовой главы она священной

                    Исторглась, копием великим потрясая,

                    Во основаниях вострепетал Олимп

                    Под крепостью ее; земля из недр своих

                    Стон тяжкий издала, весь понт поколебался,

                    Смятен до чермных бездн; на брег побегло море;

                    Гиперионов сын средь дня остановил

                    Бег пышущих коней, доколь с рамен своих

                    Оружье совлекла божественная дева.

                    Возрадовался Дий рождением Афины.

                    О громовержцева эгидоносна дщерь,

                    Приветствую тебя. Услышь ты голос мой,

                    И впредь ко мне склоняй твой слух благоприятный,

                    Когда я воспою тебе хвалебны песни.» («Гомеров гимн Минерве»,1807 год)

Здесь изображено наиболее классическое, но грозное представление богини Афины. Автор показывает Афину грозной защитницей, воительницей. Она сотрясает землю своим копьём, её гнева боятся даже боги («Оцепенение объяло всех богов»). Автор восторгается её силой и могуществом.

Совершенно другую Афину-Палладу преподносит нам А.А. Блок.

«Ты, о, Афина бессмертная

С неумирающим Эросом!

Бог бесконечного творчества

С вечно творящей богинею!

О, золотые родители

Всевдохновенных детей!

Ты, без болезни рожденное,

Ты, вдохновенно-духовное,

Мудро-любовное детище,

Умо-сердечное - ты!

Эроса мудро-блаженного,

Мудрой Афины божественной,

В вечном общеньи недремлющих,

Ты - золотое дитя!»

(«Последняя часть философской поэмы» 11 февраля 1901 год )

Здесь  Афина предстаёт, как возвышенный образ творчества, знаний, идей. Автор искренне восхищается ею, её возвышенности, чистоте, недосягаемости («Бог бесконечного творчества…», «Ты, без болезни рождённое, Ты, вдохновенно-духовное»). Блок взывает к Афине, как к далёкому, но прекрасному образу мудрости и сердечности. Казалось бы, два несовместимых понятия? Но Автор приписывает их обоих богине мудрости, тем самым вызывая у читателя невольное восхищение Афиной.

4.Аполлон

Аполлон был сыном Зевса и Латоны, о чём повествует миф о его рождении:

«Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию4 и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.»

Аполлон изображался молодым мужчиной, со светлыми, а точнее золотистыми кудрями, лавровым венком на голове. Всюду показывается его прекрасно сложенное молодое тело. В руках бог света часто держит золотой лук (его известное прозвище «стреловержец») или золотую кифару.

Аполлон прекрасно играл на кифаре, много известных музыкантов пытались переиграть его, но каждый проигрывал, не в силах превзойти златокудрого бога, и был жестоко наказан за дерзость.

Также, Аполлон прекрасно стрелял из лука, и получил огромную славу, расправившись со злобным змеем (или драконом) Пифоном, гонявшим его мать по поручению Геры.

Образ Аполлона (так же его называют Фебом) в стихотворениях поэтов пушкинской поры.

Божество света, сын Зевса и Латоны, брат-близнец богини Артемиды, Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими, карает преступников, почему часто изображается с луком и стрелами. . 

К.Н. Батюшков очень часто использует в своем творчестве образ Аполлона. В своем знаменитом стихотворении «К Тассу» (1808 год) он говорит, что поэт, который достиг определенных высот в своем творчестве – «любимец Аполлона».

«В Феррару с музами Феб юный ниспустился,

Назонову тебе он лиру сам вручил

И гений крыльями бессмертья осенил.»

Сам Батюшков жалеет, что связался с Аполлоном, что был причислен к «Фебовым сынам»:

«Я чересчур болтлив: я с Фебом подружился,

А с ним ли бедному поэту сдобровать?»

(«Послание к Н.И. Гнедичу», 1805 год)

Сам Аполлон также не любил его:

«Терпенье и труды ведь любит Аполлон –

А друг твой славой не прельщался,

За бабочкой смеясь, гонялся».

(«Послание к Н.И. Гнедичу», 1805 год)

Реалист Е.А. Баратынский говорит об Аполлоне, что он сам считает, кому раздавать свои награды и давать вдохновенье.

«Так своенравно Аполлон

Нам раздает свои награды;…

Ему отказан дар певца,

Трудится он, а Феб хохочет.»

Чтоб очаровывать сердца», 1821)

Можно сказать, что через образ Аполлона поэты передают свое отношение к искусству в целом, а также показывают, какое творческое состояние переживает поэт в конкретное время: сопутствует ему успех или он находится в творческом кризисе.

5.Музы.

     

«Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с музами. Юные прекрасные Музы – дочери Зевса и Мнемосины, богини памяти, постоянные спутницы Аполлона»6. Считалось, что музы обладают даром предсказывания. Этим же даром они награждали своих любимцев.

Знакомясь с поэтическим творчеством поэтов «золотого века», мы обратили внимание на наиболее частое использование образа Музы. У каждого поэта своя Муза. Романтик К.Н. Батюшков связал свою мечту о счастье с ценностями "земного мира". В этом жизнелюбии, оптимизме, несмотря на скептицизм, и заключалась особенность его лирики. Вот некоторые упоминания о музах в стихотворениях Батюшкова: «С тех пор, как с музами, к несчастью, обращаюсь, покоя не на час…» («Послание к стихам моим», 1804 год); «Льстец моей ленивой музы!...» (П.А.Вяземскому, 1810 год); «…Спешу восстановить алтарь и муз и граций, сопутниц жизни молодой…» («Беседка муз», 1817 год). Уже позже, разочаровавшись в идее о том, что поэзия может изменить существующий мир, Батюшков горестно восклицает «Нам музы дорого таланты продают…» («Гезиод и Омир, соперники»1827 год). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ранняя муза Батюшкова - любимая и желанная спутница поэта, но позднее она доставляет наряду с удовольствием и много трудностей, ведь результаты творчества не всегда оправдывал ожидание автора.

Совсем другая Муза у представителя того же романтического направления Дельвига. Он готов класть на ее алтарь «красу цветов, при пенье радостных стихов».

«С благоговейною душой

Поэт, упавши на колени,

И фимиамом и мольбой

Вас призывает, о камены,

В свой домик низкий и простой!

Придите, девы, воскресить

В нем прежний пламень вдохновений…»

(«Музам», 1821 год)

Музы Дельвига сильные, яркие создания, способные наделить своего любимца талантом и вдохновением. Они дают ему силы жить, творить и даже противостоять смерти.

«Смерть, души успокоенье! Наяву или во сне

С милой жизнь разлученье объявить слетишь ко мне?

Утром вечного союза ты со мной не заключай!

По утрам со мною Муза, с ней пишу я – не мешай!»

(«Смерть, души успокоенье…», 1830 год)

Музы Дельвига предстают в неконкретном очеловеченном образе, а как раз в античном понимании помощниц творчески одаренных людей.

В этом же значении музы предстают в стихотворении его друга Евгения Баратынского «Пиры» (1820 г.):

«… Сберемтесь дружеской толпой

Под мирный кров домашней сени:

Ты, верный мне, ты, Дельвиг мой,

Мой брат по музам и по лени…»


Для представителя гражданского направления Н.М. Языкова муза – прежде всего хранительница его души от «пучины бытия». Она его «бессмертный ангел вдохновенья».

«Муза лиры! Ты прекрасна, ты мила душе моей;

Мне с тобою не ужасна буря света и страстей.

Я горжусь твоим участьем, ты чаруешь жизнь мою, -

И, забытый рано счастьем, я утешен: я пою!»

(«Чужбина», 1823 год)

Николай Михайлович Языков всегда верил, что искусство способно многое сделать для торжества справедливости. Его Муза – это воительница и защитница.

«Богиня струн пережила богов и грома и булата;

Она прекрасных рук в оковы не дала

Векам тиранства и разврата.»

(«Муза», 1824 год)

Таким образом, мы видим, что образ Музы в творчестве каждого отдельно взятого поэта носит различные характерные черты, но объединяет их то, что все они являются, так или иначе, помощницами в развитии поэтического дара.

6. Эрот (Эрос)

Сын Афродиты часто упоминается в литературе, так как это очень известный персонаж.

Эрос - божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Существует множество мифов и легенд о происхождении Эроса. В римской мифологии он наиболее часто упоминается, как сын Марса и Венеры. Некоторые легенды утверждают, что его родителями были Ирис – хранительница радуги и Зефир – бог северного ветра. В финикийских преданиях он – сын Хроноса и Аштарты. По наиболее распространенной версии в греческой мифологии матерью Эроса является прекрасная Афродита – богиня любви, а отцом Арес – бог войны.

Но существует и более древняя версия. Согласно наиболее древним легендам этот бог появился на свет задолго до рождения Ареса и Афродиты. Он – дитя Хаоса, вылупившееся из яйца ночи. Он сам и есть творец древних богов и крылатых существ.

В ранних изображениях Эрос предстает в виде крылатого мужчины с великолепным торсом и прекрасной внешностью. В более поздних описаниях он уже упоминается, как миленьких пухленький мальчик с крыльями. Часто у него в руках появляются золотые лук и стрелы, которые он посылает в людей, заставляя их влюбляться друг в друга.

К образу Эроса часто прибегали поэты.

Например, поэт и учёный XIX в М.В Ломоносов.

«Ночною темнотою

Покрылись небеса,

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятной перервался

В начале самом сон.

«Кто так стучится смело?» —

Со гневом я вскричал.

«Согрей обмерзло тело, —

Сквозь дверь он отвечал. —

Чего ты устрашился?

Я мальчик, чуть дышу,

Я ночью заблудился,

Обмок и весь дрожу».

Тогда мне жалко стало,

Я свечку засветил,

Не медливши нимало

К себе его пустил.

Увидел, что крилами

Он машет за спиной,

Колчан набит стрелами,

Лук стянут тетивой.

Жалея о несчастье,

Огонь я разложил

И при таком ненастье

К камину посадил.

Я теплыми руками

Холодны руки мял,

Я крылья и с кудрями

До суха выжимал.

Он чуть лишь ободрился,

«Каков-то, — молвил, — лук,

В дожде, чать, повредился».

И с словом стрелил вдруг.

Тут грудь мою пронзила

Преострая стрела

И сильно уязвила,

Как злобная пчела.

Он громко рассмеялся

И тотчас заплясал:

«Чего ты испугался? —

С насмешкою сказал, —

Мой лук еще годится,

И цел и с тетивой;

Ты будешь век крушиться

Отнынь, хозяин мой».» («Ночною темнотою…» 1747год)

Здесь автор нам ясно передаёт известную черту характера данного бога- хитрость. Эрос (в данном случае Купидон) воспользовался тем, что он промок и нуждается в помощи, а позже пронзил грудь поэта стрелой любви. В то же время здесь виднеется и мораль: любовь может поразить любого, когда её совсем не ждешь.

Есть также и другой знаменитый образ Эроса:

«Сегодня, добрые мужья,

Повеселю вас новой сказкой.

Знавали ль вы, мои друзья,

Слепого мальчика с повязкой?

Слепого?.. Вот? Помилуй, Феб!

Амур совсем, друзья, не слеп:

Но шалуну пришла ж охота,

Чтоб, людям на смех и на смех и назло

Его безумие вело.

Безумие ведет Эрота…» («Амур и Гименей» 1826 год)

А здесь представлена ещё одна черта любви. Через Эроса показано, что любовь может поразить кого угодно, она никому не подвластна и непредсказуема. Эти два свойства отображаются через ребячество юного бога и его «безумие». Также любовь может и мучиться, испытывать неудобства и боль от неё. Автор видит любовь разящей, неконтролируемой, способной принести много страданий

(«Но шалуну пришла ж охота,

Чтоб, людям на смех и на смех и назло

Его безумие вело.

Безумие ведет Эрота…»).

Заключение

В заключение хочется сказать о том, что, конечно, греческая мифология внесла определённый вклад в литературу. Её героями вдохновлялись самые известные поэты, её сюжеты были перенесены во множество книг, сочинено огромное количество сказок, и это ещё не всё. Благодаря греческой мифологии, в особенности её знаменитым богам, русская поэзия приобретает свою возвышенность, утонченность. Даже самые обычные явления описываются чем-то недосягаемым, благодаря знаменитым образам мы имеем представление о прошлом страны Греции и обогащаем нашу литературу.

Цель моей работы - проанализировать необходимость использования античных мифологических образов в стихотворениях поэтов XVIII-XIX веков и понять толкование некоторых отдельных образов в творчестве разных поэтов, достигнута.

Я проанализировала образы в стихотворениях поэтов XVIII-XIX веков и узнала, что всем поэтам удалось в той или иной степени выразить свои чувства в своих же стихотворениях через образы мифологических богов. Возрождение античности в России проходило в несколько этапов, но подлинное, творческое освоение классического наследия древних произошло в первой четверти XIX века, в предромантическую и романтическую эпохи.

Задачи, которые были поставлены в работе, выполнены:

- Я изучила особенности творчества поэтов XVIII-XIX веков и обращение их к мифологически образам;

- Мной были выделены мифологические образы в стихотворениях поэтов Батюшкова, Языкова, Баратынского, Гнедича, Пушкина, Ломоносова, Блока;

- Я сопоставила мифологический и поэтический образ Музы, Афродиты, Аполлона Зевса, Афины, Эроса в стихотворениях вышеперечисленных поэтов.

В дальнейшей своей работе над этой темой я хочу изучить их творчество, а также другие мифологические образы, используемые этими поэтами, ставя перед собой, возможно новые цели и задачи.

Список литературы

  1. https://rustih.ru/- сайт стихов поэтов 19 века.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki - страница онлайн энциклопедии «Википедия»
  3. Степанов Н.Л. «Поэты пушкинской поры» Антология./ Редакция Г. Колосовой. - М.: изд-во «Художественная литература», 1972;
  4. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987;

5. Большой Энциклопедический словарь/ Гл.ред. А.М.Прохоров. – М., научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1998;

6. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»./ Под редакцией Л.Н.Скворцова. – М., изд-во Мир и образование, 2014;

7. Кун Н.А. «Боги, дети богов». – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014;

8. «Е.А. Баратынский, Стихотворения и поэмы» - М.: изд-во «Художественная литература», 1971;

9. «К.Н. Батюшков, сочинения» - М.: изд-во «Художественная литература», 1955;

10. «Дельвиг А.А. Сочинения: стихотворения; статьи; Письма»/Сост., вступ. ст., комент. В.Э.Вацуро. – Л.: Худож.лит., 1986.

11. Роговер Е.С. «Отечественная война 1812 года в творчестве русских писателей XIX века» - журнал «Литература в школе», 2012, № 10.


[1]Антропоморфизм - перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевленные предметы, явления.

[2]  Это игра слов. Кронос по-гречески означает «время»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Греческие Боги

Греческие Боги...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Тест "Греческие боги" 5 класс

Тестирование для 5 класса...

Посвящение в гимназисты "Под покровительством греческих богов"

Методическая разработка для посвящения 5х классов в гимназисты в Греческом стиле. Включает интерактивные конкурсы и подвижные игры....

Тест по литературе 9 класс "Литература XVIII века

Тест предназначен для учащихся 9 класса с целью  выявления знаний в разделе "Литература XVIII века" по учебнику Меркина Г.С....

Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы и русской литературы XVIII века. 9 класс

Контрольная работа для обучающихся 9 класса после освоения материала о древнерусской литературе и литературе 18 века, о литературных направлениях классицизм и сентиментализм....