Урок литературы "Бренная пена морская" (по лирике М. Цветаевой
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Аблаева Афиза Севдиновна

Цель урока: познакомиться с творчеством Марины Цветаевой и с особенностью поэтической манеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tsvetaeva_urok.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«БРЕННАЯ ПЕНА МОРСКАЯ…» ( ПО ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ) . УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ –А. С. АБЛАЕВА Посвящается 115 - летию со дня рождения Марины Цветаевой… Урок литературы 900igr.net

Слайд 2

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. 1892 - 1941

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА : познакомиться с творчеством Марины Цветаевой и с особенностью поэтической манеры. Ход урока

Слайд 4

Рождение Сборник Ее песни Любовь Возвращение Эмиграция Дети Кумир Рождение Сборник Ее песни Любовь Возвращение Эмиграция Дети Кумир

Слайд 5

Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя Марина, Я- бренная пена морская. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Слайд 6

РОДИТЕЛИ ПОЭТЕССЫ Профессор Московского университета, искусствовед, филолог, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств. «Талантливая пианистка, она открыла глаза детям на вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.» Ариадна Эфрон

Слайд 7

Пусть я лишь стих в твоем альбоме, Едва поющий, как родник; (ты стал мне лучшею из книг, А их не мало в старом доме!) «Надпись в альбом» Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из Ее первого сборника «Вечерний альбом» (1910г.) Понравились Максимилиану Волошину, который стал другом на всю жизнь.

Слайд 8

МАРИНА ЦВЕТАЕВА И СЕРГЕЙ ЭФРОН. Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».

Слайд 9

Обвенчались Марина и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя «Марина». Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности – жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге…

Слайд 10

«МНЕ КАЖЕТСЯ…» Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной- Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе.. Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня – не зная сами!- Так Любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не – гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы – не вами! Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Слайд 11

КУМИР ЦВЕТАЕВОЙ Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно – единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… «Стихи к Блоку» Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века, но ее поэтическим кумиром был Александр Блок, свое преклонение она пронесла через всю свою жизнь…

Слайд 12

1913 – 1915 ГОДЫ. «Это было время расцвета Марининой красоты… Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что – то колдовское…» Подарю тебе, дружочек, гребешок. Чтобы помнили подружек мил –Чтобы помнил не часок, не годок – дружки – Есть на свете золотые гребешки. Чтоб дружочку не пилось без меня- Гребень, гребень мой, расческа моя! Нет на свете той расчески чудней: Струны – зубья у расчески моей. Чуть притронешься – пойдёт трескотня Про меня одну, да всё про меня. Чтоб дружочку не спалось без меня- Гребень, гребень мой, расчёска моя.

Слайд 13

ТОСКА ПО РОДИНЕ… Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Ты, в погудке дождей и бед – То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку – на весь тот свет! Здесь – мои обе заняты. В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции…

Слайд 14

ВОЗВРАЩЕНИЕ… В 1939 году Марина Цветаева вернулась, наконец, на родную землю… Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались…

Слайд 15

Учащиеся разделены на три группы: задание к уроку получены заранее. 1 группа учащихся – ведущие готовят к уроку сообщения о жизни М.Цветаевой.) 2 группа учащихся – Чтецы (учат к уроку наизусть стихи М. Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений.) 3 группа учащихся – «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи М. Цветаевой для исполнения на уроке).

Слайд 16

Ход урока: Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Чтец1:Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, моим стихам о юности и смерти -Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Ведущий 1 Автору стихов Марине Цветаевой – двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Слайд 17

Чтец 2 Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. «Красною кистью» Вед2: ( Рассказывает о родителях поэтессы.) Вед 3:(Из воспоминаний М. Цветаевой) «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным… словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке… Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Слайд 18

Чтец 3 Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… -В купели морской крещена – и в полёте Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская!

Слайд 19

Вед 4: После смерти матери интерес к музыке У Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «Быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Вед 1: Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Цветаевой из сборника «вечерний альбом»(1910г.) понравились взыскательным Валерию Брюсову и Максимилиану Волошину .

Слайд 20

Чтец 4: Пусть я лишь стих в твоем альбоме, Едва поющий, как родник; (Ты стал мне лучшею из книг, А их не мало в старом доме!) Пусть я лишь стебель, в светлый миг Тобой, желающим, не смятый; (Ты для меня цветник богатый, Благоухающий цветник!) Пусть так. но вот полуистоме Ты над страничкою поник… Ты вспомнишь всё… Ты сдержишь крик… -Пусть я лишь стих в твоем альбоме! «Надпись в альбом»

Слайд 21

Вед. 5: Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда. Привычные к степям глаза, Привычные к слёзам глаза. Зеленые – солёные – Крестьянские глаза. « Глаза» Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?» Милый читатель! Смеясь, как ребёнок, Весело встреть мой «Волшебный фонарь». Искренний смех твой, да будет он звонок И безотчетен, как встарь.

Слайд 22

Вед 6:Как поэт и личность марина Цветаева развивалась стремительно. За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника стихов: «Волшебный фонарь»(1912г.) и «Из двух книг» (1913г.), созданные при содействии Сергея Эфрона. Чтец 5: Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности – жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз. Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно – бесполезны!- Под крыльями раскинутых бровей- Две бездны. В его лице я рыцарству верна, -всем вам, кто жил и умирал без страху!- Такие в роковые имена – Слагают стансы и идут на плаху.

Слайд 23

Вед 2: В стихах Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где всё ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично. Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам,- Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром,- И какой героический пыл На случайную тень и на шорох… И как сердце мне испепелил Этот даром истраченный порох. О, летящие в ночь поезда, Уносящие сон на вокзале… Впрочем, знаю я, что и тогда Не узнали бы вы – если б знали, - Почему мои речи резки В вечном дыме моей папиросы,- Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой. «Вы, идущие мимо меня…»

Слайд 24

Вед 3: Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи Марины Цветаевой. Среди них стихотворение «Бабушке». Сестра Анастасия вспоминает:»В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

Слайд 25

Чтец 6: вот как об этом говорит Марина Цветаева. Бабушке. Продолговатый твёрдый овал, Черного платья раструбы… Юная бабушка! - Кто целовал Ваши надменные губы? Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица - Локоны в виде спирали. Темный, прямой и взыскательный взгляд, Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей – сколько? - В ненасытную прорву земли, Двадцатилетняя полька! День был невинен, и ветер был свеж, Темные звёзды погасли. -Бабушка! - Этот жестокий мятеж В сердце моём – не от вас ли?..

Слайд 26

Вед. 4: Стихи Цветаевой мелодичны… Вед. 5: Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало её любимым. Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» Чтец 7: Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили. Такой уж почёт, что ближайшим друзьям - Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева – ручищи по швам – Жандармские груди и рожи. Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет. С проходного двора – Умнейшего мужа России. « Поэт и царь»

Слайд 27

Вед 6: ( Рассказывает о друзьях – поэтах начала XX в.) Чтец 1: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно – единственное движенье губ. Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит. И назовет его нам в висок Звонко щёлкающий курок. Имя твоё – ах, нельзя! - Имя твоё – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок. «Стихи к Блоку»

Слайд 28

Вед.1:(Рассказывает о детях поэтессы) Исполняется или прослушивается в записи песня «Гребешок» Вед.2 : В 1922 году Цветаева вместе дочерью уезжает… Эмиграция встречает её как единомышленницу. Но затем всё изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи. «… Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи… не доходят…» ( Из воспоминаний Цветаевой.) Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. И не спасут ни стансы, ни созвездья. А это называется – возмездье За то, что каждый раз, Стан разгибая над строкой упорной, Искала я над лбом своим просторным Звёзд только, а не глаз… «И не спасут ни стансы…»+

Слайд 29

Находясь 17 лет в эмиграции, Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине». Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… Чтец 2: В стихи, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти: Русской ржи от меня поклон…

Слайд 30

Вед.4: Тяжёлые удары судьбы… Начало войны… Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года. (В исполнении А.Пугачёвой звучит « Уж сколько их упало в эту бездну…» Марина Ивановна Цветаева – поэт «предельной правды чувства».Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…»

Слайд 31

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Методические рекомендации по литературе. 9-11 классы; А.А. Саакьянц. Марина Цветаева. Автобиографическая проза; Журнал «Литература в школе» №5 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

УРОК ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПО ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ (2 ЧАСА)

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметит...

Урок-литературно-музыкальная композиция по лирике М.Цветаевой.

Конспект можно использовать на уроках литературы в 11 классе....

Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"

Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...

Конспект театрализованного урока по лирике М. Цветаевой.

Школьная программа по литературе для 11-ого класса  в теме «Русская  литература в 20-40-е годы» включает изучение поэзии А.А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама,М. Цв...