Урок литературы в 9 классе на тему "Серебряный век русской поэзии"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Форма урока - интерактивная лекция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-интерактивная лекция на тему "Серебряный век русской поэзии" | 10.84 КБ |
serebryanyy_vek_russkoy_poezii.odt | 10.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе на тему «Серебряный век русской поэзии»
П. Есть времена, когда основные художественные открытия совершаются в прозе, что было характерно, например, для второй половины XIX века. Есть периоды, когда именно поэзия с ее мгновенностью ощущения и скоростью воплощения, с яркостью и силой переживания является главным рупором настроений эпохи. Как правило, это свойственно бурным историческим периодам, временам ломки, кризиса, общественных потрясений. Так было в пушкинскую эпоху, так стало в период рубежа XIX-XX веков. Именно к таким временам более всего применима метафора немецкого поэта Г. Гейне, справедливая, конечно, и для поэзии вообще, но именно в эпоху «бури и натиска» ощущаемая с особой силой:
«Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта».
Не случайно эти строчки выбраны эпиграфом к нашему уроку на тему «Серебряный век русской поэзии, целью которого будет ответ на вопрос: «В чем своеобразие «Серебряного века» русской поэзии?»
Начнем наш разговор с характеристики эпохи рубежа XIX-XX веков.
У. (сообщение) Конец 19 — начало 20 века в России — это время перемен, неизвестности, разочарования, ощущения приближения гибели мира.
В начале XX века Россия пережила следующие исторические события: 3 революции, русско-японскую войну, первую мировую войну. Внутриполитическая обстановка в нашей стране была крайне сложна. Очевидна была необходимость перемен, перестройки.
П. Сложная и противоречивая историческая обстановка не могла не отразиться на литературе и искусстве. Таким образом, литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название «Серебряный век».
Серебряный век — это сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, но, прежде всего, в литературе.
У. (сообщение) Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 году статьи Н. Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры, но позже термин «Серебряный век» стал относиться ко всему русскому искусству в целом. В литературном творчестве выражение «Серебряный век» впервые употребила А. Ахматова в «Поэме без героя».
П. Термин «Серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.
Символизм — поэзия намеков, иносказаний. Слово как таковое для символистов утратило свою силу. Оно стало ценным только как звук, как звено в общем построении стихотворения. Реальности символисты противопоставили мир мечты, творчества. Обратимся к стихотворениям поэтов-символистов.
У 1. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения И. Анненского «Не мерещится ль вам иногда...»)
В данном стихотворении поэт создает образ другого мира, таинственного, непознанного («иная среда», «чуткий мир»). В этом мире поэт обретает полную свободу, однако он хрупкий, его можно «спугнуть» или «нарушить словом». По-моему, автор пытается уйти от реальности, которая его отталкивает.
У 2. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения К. Бальмонта «Вечер. Взморье. Вздохи ветра.»)
Это стихотворение привлекает своей музыкальностью: аллитерация на согласные в, б, ч, с позволяет услышать звуки ветра, волн, бури. Мы видим игру со звуками. Стихотворение оставляет ощущение тревожности, безнадежности борьбы. «Челн томленья», «челн тревог»-образ-символ этого стихотворения.
П. В противовес символизму возникает акмеизм. Акмеисты провозгласили самоценность земного реального мира, хотели воспеть его во всем многообразии, появилась любовь к предметам, вещам. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов.
Обратимся к одному из стихотворений поэтов-акмеистов.
У 3. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Жираф»)
В стихотворении «Жираф» отразились впечатления Н. Гумилева от путешествий по экзотическим странам, в частности по Африке. Стихотворение очень музыкально. Особенно потрясло меня в нем описание жирафа:
Ему грациозная стройность дана,
И шкуру его украшает волшебный узор.
Удивляют необычные сравнения: «Вдали он подобен цветным парусам корабля,/И бег его плавен, как радостный птичий полет».
П. Символизм стал предпосылкой еще одному литературному течению «Серебряного века»-футуризму.
Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, проповедовал разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Футуристы выдвинули идею искусства, способную словом преобразовать мир.
Прочитаем и прокомментируем стихотворение поэта-футуриста В. Хлебникова «Там, где жили свиристели».
Какие неологизмы можно выделить в стихотворении?
У. Всемири, поюны, поюнна, вабна.
П.Попробуйте догадаться, что означают эти слова.
Словотворчество — один из принципов футуристов.
Настроения «Серебряного века» русской культуры нашли глубокое отражение в творчестве музыкантов и художников рубежа веков. Символизм в живописи представлен на полотнах М.Врубеля, акмеизм-это творчество К. Сомова , Е. Лансере, футуризм — картины П. Пикассо и К. Малевича.
(Показ репродукций картин данных художников под музыку С. Рахманинова)
Обсуждение общих черт трех течений в поэзии и живописи.
Они были разными, поэты «Серебряного века». Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. Пусть этот урок останется у вас в памяти, как первый урок знакомства с поэзией «Серебряного века».
(Подведение итогов урока, выставление оценок)
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе на тему «Серебряный век русской поэзии»
П. Есть времена, когда основные художественные открытия совершаются в прозе, что было характерно, например, для второй половины XIX века. Есть периоды, когда именно поэзия с ее мгновенностью ощущения и скоростью воплощения, с яркостью и силой переживания является главным рупором настроений эпохи. Как правило, это свойственно бурным историческим периодам, временам ломки, кризиса, общественных потрясений. Так было в пушкинскую эпоху, так стало в период рубежа XIX-XX веков. Именно к таким временам более всего применима метафора немецкого поэта Г. Гейне, справедливая, конечно, и для поэзии вообще, но именно в эпоху «бури и натиска» ощущаемая с особой силой:
«Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта».
Не случайно эти строчки выбраны эпиграфом к нашему уроку на тему «Серебряный век русской поэзии, целью которого будет ответ на вопрос: «В чем своеобразие «Серебряного века» русской поэзии?»
Начнем наш разговор с характеристики эпохи рубежа XIX-XX веков.
У. (сообщение) Конец 19 — начало 20 века в России — это время перемен, неизвестности, разочарования, ощущения приближения гибели мира.
В начале XX века Россия пережила следующие исторические события: 3 революции, русско-японскую войну, первую мировую войну. Внутриполитическая обстановка в нашей стране была крайне сложна. Очевидна была необходимость перемен, перестройки.
П. Сложная и противоречивая историческая обстановка не могла не отразиться на литературе и искусстве. Таким образом, литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название «Серебряный век».
Серебряный век — это сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, но, прежде всего, в литературе.
У. (сообщение) Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 году статьи Н. Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры, но позже термин «Серебряный век» стал относиться ко всему русскому искусству в целом. В литературном творчестве выражение «Серебряный век» впервые употребила А. Ахматова в «Поэме без героя».
П. Термин «Серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.
Символизм — поэзия намеков, иносказаний. Слово как таковое для символистов утратило свою силу. Оно стало ценным только как звук, как звено в общем построении стихотворения. Реальности символисты противопоставили мир мечты, творчества. Обратимся к стихотворениям поэтов-символистов.
У 1. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения И. Анненского «Не мерещится ль вам иногда...»)
В данном стихотворении поэт создает образ другого мира, таинственного, непознанного («иная среда», «чуткий мир»). В этом мире поэт обретает полную свободу, однако он хрупкий, его можно «спугнуть» или «нарушить словом». По-моему, автор пытается уйти от реальности, которая его отталкивает.
У 2. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения К. Бальмонта «Вечер. Взморье. Вздохи ветра.»)
Это стихотворение привлекает своей музыкальностью: аллитерация на согласные в, б, ч, с позволяет услышать звуки ветра, волн, бури. Мы видим игру со звуками. Стихотворение оставляет ощущение тревожности, безнадежности борьбы. «Челн томленья», «челн тревог»-образ-символ этого стихотворения.
П. В противовес символизму возникает акмеизм. Акмеисты провозгласили самоценность земного реального мира, хотели воспеть его во всем многообразии, появилась любовь к предметам, вещам. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов.
Обратимся к одному из стихотворений поэтов-акмеистов.
У 3. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Жираф»)
В стихотворении «Жираф» отразились впечатления Н. Гумилева от путешествий по экзотическим странам, в частности по Африке. Стихотворение очень музыкально. Особенно потрясло меня в нем описание жирафа:
Ему грациозная стройность дана,
И шкуру его украшает волшебный узор.
Удивляют необычные сравнения: «Вдали он подобен цветным парусам корабля,/И бег его плавен, как радостный птичий полет».
П. Символизм стал предпосылкой еще одному литературному течению «Серебряного века»-футуризму.
Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, проповедовал разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Футуристы выдвинули идею искусства, способную словом преобразовать мир.
Прочитаем и прокомментируем стихотворение поэта-футуриста В. Хлебникова «Там, где жили свиристели».
Какие неологизмы можно выделить в стихотворении?
У. Всемири, поюны, поюнна, вабна.
П.Попробуйте догадаться, что означают эти слова.
Словотворчество — один из принципов футуристов.
Настроения «Серебряного века» русской культуры нашли глубокое отражение в творчестве музыкантов и художников рубежа веков. Символизм в живописи представлен на полотнах М.Врубеля, акмеизм-это творчество К. Сомова , Е. Лансере, футуризм — картины П. Пикассо и К. Малевича.
(Показ репродукций картин данных художников под музыку С. Рахманинова)
Обсуждение общих черт трех течений в поэзии и живописи.
Они были разными, поэты «Серебряного века». Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. Пусть этот урок останется у вас в памяти, как первый урок знакомства с поэзией «Серебряного века».
(Подведение итогов урока, выставление оценок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".
Цели урока: -воспитание любви к родной природе...
Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Урок литературы в 6 классе по теме «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» , по УМК В.Я. Коровиной...
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...
Презентация "Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века"
Презентация...
Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии
Презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении Хокку...