Внеклассное мероприятие «Изображение Великой Отечественной войны в русской литературе»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Внеклассное мероприятие «Изображение Великой Отечественной войны в русской литературе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_shchegol_l.a.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

                      70-летию Великой Победы посвящается…

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе на тему "Изображение Великой Отечественной войны в русской литературе"

 Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 13
 г. Ставрополя, Щеголь Л.А.

Пояснительная записка.

      Урок литературы « Изображение Великой Отечественной войны в русской литературе»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на  изучение этой темы . Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о русской литературе  таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.
     Форма урока - урок-концерт. Учащимся было предложено почувствовать себя в роли создателей такого урока: самим осуществить выбор  произведений о Великой Отечественной войне, подготовить к ним  иллюстрации, презентации,  проявить исполнительское мастерство.

Область  применения  разработки:  урок,  внеклассное  мероприятие, классный час.
Возраст обучающихся: 15-17 лет

Цели и задачи:

  1. Дать обзор произведений о  ВОВ.
  2. Показать, что литература соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирических  героев.
  3. Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной и выразительной речи, умение слушать, проявлять исполнительское мастерство.
  4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны.

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
  2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы .
  3. Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

Оборудование:

  • Выставка  книг  о ВОВ.
  • Фотовыставка.
  • Иллюстрации.
  • Презентация.
  • Видеозаписи  художественных фильмов, снятых по произведениям русских писателей.

ТСО:    Компьютер. Мультимедиапроектор.   Видеомагнитофон.

Эпиграф урока:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

      Ребята! Сегодня, накануне Великого праздника, мы поговорим  с вами в не совсем обычной форме о четырех огненных годах, о подвигах тех, кто 1418 дней честно исполнял свой долг.
      Эпиграфом к нашему уроку стали строки, написанные Твардовским, обращенные и к нам :
                             Прошла война, прошла страда,
                             Но боль взывает к людям:
                             Давайте, люди, никогда
                             Об этом не забудем.
Да , трудно забыть об этом… О гибели близких, родных, любимых. О дорогих местах, превращенных в пожарища. О чувствах гнева, скорби, ожидания, веры, ненависти и любви, охвативших людей того поколения. Мы с вами не видели (и это очень хорошо) ужасов войны, но знаем, какая смертельная опасность нависла в июне 1941 г. над нашей страной и какой ценой была завоевана победа. И знаем это благодаря нашей литературе, благодаря фильмам, созданным по книгам, благодаря поэзии, песням. И мне хотелось бы, чтобы урок прошел в виде концерта, где прежде всего проявятся ваши знания, ваши умения, ваше исполнительское мастерство.

Презентация.

 Кадр № 1.

 

          

 

 

 Из истории ВОВ:
     22 июня 1941 г. началась ВОВ –фашистская Германия вероломно напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь  нашей страны. Под угрозой оказалась столица. В 1943 году произошел переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в руки Красной Армии. 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая Германия капитулировала.
Цена победы очень велика:  погибло около 
27 млн. человек. 

Ученик, подготовивший рассказ о романе М.А.Шолохова «Они сражались за Родину»:

     В мае 1943 г. на страницах “ Правды “ началось печатание нового романа Шолохова “ Они сражались за Родину“. Главы этого романа вводили читателя в атмосферу фронтовых будней, напряженных боев летнего отступления на втором году великой народной битвы.

      В донской степи идут кровопролитные бои с превосходящими силами противника. Бойцы выбиваются из последних сил, но сохраняют свою часть как боевую единицу. Со страниц этого шолоховского повествования встает образ воюющего народа, силы которого в годину военных испытаний подверглись самой жестокой проверке.
        (Включается видеомагнитофон, демонстрируется отрывок из кинофильма
        «Они сражались за Родину»).

Ученица, исполняющая песню «Тёмная ночь».

И выжить в этих  тяжёлых условиях солдатам помогали огромная любовь к Родине, вера в Победу, верность родных и близких. ( звучит песня )

Презентация.

Кадр № 2.  (фотографии битвы под Москвой)

Ученик, подготовивший рассказ о романе Ю.Бондарева «Горячий снег»:

     Русские писатели, посвящая свое творчество войне, старались не только отразить исторические события, но и показать нравственный мир человека.
Взаимосвязь между нравственным миром человека и историей стремится исследовать в романе «Горячий снег» Ю.Бондарев (1969 г.). Показывая панораму исторической битвы, переломившей весь ход Отечественной войны, автор прослеживает и эволюцию персонажей романа. Образами своих главных героев, Кузнецова и его друзей , генерала Бессонова писатель убеждает, что победа стала следствием духовного богатства советского человека, раскрывшегося в нем в годину тяжких испытаний, когда каждый почувствовал и осознал слитность своей жизни с жизнью всего народа, свою нравственную ответственность за исторические судьбы Родины.

(включается видеомагнитофон, демонстрируется отр. из кинофильма   «Горячий снег».)


Презентация.

Кадр № 3
( фотографии оккупированной врагом территории)

Ученик, подготовивший наизусть стихотворение
К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»:

Презентация.

Кадр № 4

(фотографии женщин на войне)

Ученица, подготовившая  информацию о женщинах в годы войны.

Учитель:

Ученик, подготовивший информацию о повести Б.Васильева «А зори здесь тихие..»

Учитель:

Презентация.

 Кадр № 5
( фотографии о песнях военных лет)

Заключительное слово учителя:

Война вошла в жизнь людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках защищать жизнь, других она подняла в тылу на героический труд во имя победы. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести . В таких условиях от литературы – и поэзии, как ёе наиболее мобильного отряда,- время потребовало строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

(Звучит стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» К. Симонова с видеороликом
через проектор.)

  Говорят : «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. Они были  медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Проводив на фронт мужа, сына , брата, они по 10-12 часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей. Об этом подвиге советских женщин сказал М.Исаковский в стихотворении «Русской женщине».
  ( стихотворение звучит в исполнении ученицы)

       

 

     О жизни русской женщины на оккупированной территории говорится в повести В.Закруткина «Матерь человеческая».
      В её  основе лежит реальный факт.
- Что же заставляет молодую женщину думать о жизни и обо  всем живом?
  (звучит наизусть отрывок из повести «Матерь человеческая».)

     Именно ради этого, ради будущего, ради счастья детей погибали миллионы русских  людей.
 Ради этого гибнут и героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…».

Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками 5 девушек.
Но они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.
          (включается видеомагнитофон, демонстрируется отр. из кинофильма
                         «А зори здесь тихие…)

  В годы войны многие стихотворения  уже в первые дни-месяцы войны стали песнями.

В.Лебедев-Кумач «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

 

М.Исаковский «Огонек»

Видеозапись- хроника, песня «Огонек»

 А.Сурков «Землянка»

(Учащиеся исполняют песню под гитару.)

     Да, война – чудовищное бедствие, которое не щадит ни детей ,ни женщин, ни стариков. Но ведь у детей должно быть детство, они должны расти и жить под мирным небом, учиться, просто радоваться жизни! Пока на нашей планете не установился прочный мир. Еще летят бомбы, взрываются мины и гранаты, еще гибнут и остаются калеками дети! И строки о войне не перестают волновать всех тех, кому дорог мир.  

Поэтому:    Давайте, люди, никогда
                                        Об этом не забудем…!

Домашнее задание:

На выбор:
1.Анализ стихотворения о ВОВ.
2.Творческий проект на тему: « ВОВ в русской литературе»
3. Отзыв об уроке.
4. Сочинение-призыв: « Скажем НЕТ войне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по Великой Отечественной войне

Разработка внеклассного мероприятия по Великой Отечественной войне. Цели мероприятия: содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения, гордости за свою страну; познакомить учащихся с событиями В...

Презентация внеклассное мероприятие по Великой Отечественной войне

Презентация внеклассное мероприятие по Великой Отечественной войне. Данная презентация посвящена подвигам героев ВОв. Состав работы: иллюстрации,описание и гиперссылки на видео ознаменитых героях на в...

Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне "Аллея Памяти".

Внеклассное мероприятие "Аллея Памяти" посвящено защитникам города Кропоткина от немецко-фашистских захватчиков и является одним из продуктов проекта " Память в наших сердцах" о наших земляках- участн...

Внеклассное мероприятие посвященное Великой Отечественной войне (викторина) "Мы будем помнить!"

Разработка внеклассного мероприятия, посвязенного Великой Отечественной войне в форме игры-виторины....

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...