Образовательная практика
методическая разработка по литературе (5 класс)

Череповская Майя Анатольевна

Образовательная практика "Формирование читательской грамотности средствами СДО на основе составного текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_cherepovskaya.docx229.78 КБ

Предварительный просмотр:

Череповская Майя Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Разъезженская СШ»

Образовательная практика

 «Формирование читательской грамотности средствами СДО на основе составного текста»

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Международные исследования приходят к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений.

На современном этапе развития общества интерес к чтению школьников снижается. В настоящее время главной задачей современной школы является воспитание личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, умеющей овладевать новыми знаниями и умениями, свободно и творчески мыслить. Одной из главных составляющих такой личности является читательская грамотность. Следовательно, пред школой ставится задача – пробудить интерес школьников к сознательному чтению.

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.  Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Для этого необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках литературы, но и на других предметах учить ребят добывать и вычленять информацию.

Применение Способа диалектического обучения способствует развитию смыслового чтения, умению извлекать информацию из различных источников, т. е. успешному формированию читательской грамотности учащихся. Способ диалектического обучения позволяет в полной мере развивать логические умения учащихся: формулировать суждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять противоречия и путиих решения.Логические умения развивают способность познавать окружающий мир и овладевать предметными умениями. Всё это положительно влияет на формирование читательской грамотности.

В данной работе представлен блок заданий по формированию читательской грамотности средствами СДО на основе составного текста (рассказ М. Пришвина «Золотой луг» и фрагмент статьи из Википедии).

Цель практики: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках литературы посредством технологии Способа диалектического обучения.

Задачи практики:

  1. изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
  2. пройти курсы повышения квалификации по теме «Работа с учебными текстами: формирование знаний и развитие читательской грамотности»;
  3. выделить направления в организации работы по формированию читательской грамотности;
  4. разработать блок заданий, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО;
  5. использовать данный материал в своей работе с учащимися.

Текст №1

Михаил Михайлович Пришвин

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Текст №2

Одува́нчик (лат. Taráxacum) — род многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae). Типовой вид рода — Одуванчик лекарственный — хорошо известное растение с розеткой прикорневых листьев и крупными ярко-жёлтыми соцветиями-корзинками из язычковых цветков. В ненастную погоду и на ночь корзинка закрывается. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния https://ru.wikipedia.org/wiki/Одуванчик

Задания к текстам

Задание 1

Объяснить лексическое значение слов из рассказа М. М. Пришвина в форме суждений (текст №1): фукнуть, зазеваешься, идти в пяту, забава (по 1 баллу за каждое объяснение, макс. – 4б.).

Ответ: фукнуть – дунуть, сдуть; зазеваешься – заглядеться по сторонам, не заметить чего-либо; идти в пяту – следовать за кем-либо; забава – игра, развлечение.

Читательское умение: 2 группа - понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

Логические умения:формулировать суждение.

Задание 2

Выпишите ключевое понятие текста №2 (1 б.).Сформулируйте содержание данного понятия, указав родовой и видовые признаки (2б.).

Ответ:ключевое понятие – одуванчик. Одуванчик – род многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные; родовое понятие–род многолетних травянистых растений, видовые понятия – семейство Астровые или Сложноцветные.

Читательские умения:1 группа - находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

Логические умения:определение понятия.

Задание 3

Определите стиль текста №1 и стиль текста №2. Докажите принадлежность к определённому стилю речи, сформулировав дедуктивное умозаключение по карточке №6 (по 2 балла за каждое умозаключение, макс. – 4б.)

Ответ: поскольку цель художественного стиля речи – воздействие на эмоции и воображение читателя, а в тексте №1 автор, показывая красоту одуванчика, воздействует на чувства читателя, следовательно, текст относится к художественному стилю речи.

        Поскольку научный стиль речи используется для передачи точной научной информации и для него характерно наличие терминов, а в тексте №2 передана научная информация с помощью терминов - род многолетних травянистых растений, Сложноцветные, носик семянки и т. д.,  следовательно, текст №2 относится к научному стилю речи.

Читательские умения: 3 группа - оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), высказывать и обосновывать собственную точку зрения.

Логические умения:формулировать умозаключение (дедуктивное).

Задание 4

С помощью каких средств автор показывает нам окружающую красоту в тексте №1? Выпишите средства изображения и определите их вид (по 1 баллу за каждый образ и его вид, макс. – 7б.)

Понятие

Средства изображения

Вид

1

луг

золотой

эпитет

позеленел

описание состояния

2

одуванчики

сжал лепестки

олицетворение, описание состояния

раскрывает ладони

олицетворение, описание состояния

ложились спать

олицетворение, описание состояния

вставали

олицетворение, описание состояния

3

солнце

взошло

описание состояния

Читательские умения: 1 группа - находить и извлекать одну или несколько единиц информации; 3 группа - оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

Логические умения: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Задание 5

Найдите в текстах 1 и 2 информацию, позволяющую отразить причинно-следственные связи. Запишите не менее 2-х примеров причинно-следственной связи по образцу: причина -…; следствие - … (по 2 балла за каждую верную пару фактов из текстов, отражающих причинно-следственные связи, макс. - 4 б.)

Ответ:

Текст №1

  • Причина –созревание одуванчиков; следствие – забава детей.
  • Причина – наступление вечера; следствие – луг позеленел.
  • Причина – восход солнца; следствие – луг золотой.
  • Причина - спать одуванчики ложились вместе с детьми, и вместе с детьми вставали; следствие – одуванчик стал одним из самых интересных цветов.

Текст №2

  • Причина – ненастная погода, наступление ночи; следствие – корзинка одуванчика закрывается.
  • Причина - наличие множества волосков у одуванчика; следствие – одуванчик может перелетать в воздушных потоках.

Читательские умения: 2 группа - устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –  контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Логические умения: выявлять причинно-следственные связи.

Задание 6

Найдите в текстах №1 и №2 аргументы, подтверждающие истинность тезиса:

  • Одуванчик – один из самых интересных цветов.

Ответ:

  1. Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрываются и луг становится золотым, а вечером зеленеет (текст 1).
  2. В ненастную погоду и на ночь корзинка одуванчика закрывается (текст 2).

Читательские умения: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (тезис – пример), находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

Логические умения: построение речевого высказывания.

Задание 7

Как доказать, что один из братьев в тексте №1 младше, а другой – старше?

Ответ: поскольку один из мальчиков шёл впереди, а дугой в пяту (позади), следовательно, Серёжа был старше, а рассказчик младше.

Читательские умения: 2 группа - формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу,устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –  контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Логические умения: выявлять причинно-следственные связи.

Задание 8

Соотнесите содержание текста №1 и №2 с иллюстрацией. Как доказать, что иллюстрация соотносится с содержанием текста?

1

2

3

4

C:\Users\itr\Desktop\img4.jpg

C:\Users\itr\Desktop\Череповская\семинар по СДО 17.06\картинки одуванчики\slide-5.jpg

C:\Users\itr\Desktop\Череповская\семинар по СДО 17.06\картинки одуванчики\oduvandoloy8.jpg

C:\Users\itr\Desktop\Череповская\семинар по СДО 17.06\картинки одуванчики\cvety-rastenia-makro-foto-leto-sad-rossia-oduvancik-oduvanciki-naturmort-et.jpg

Текст №_________

Текст №________

Текст №________

Текст №________

Ответ: поскольку в тексте №1 говорится про луг, усыпанный золотыми одуванчиками, а на иллюстрации №2 изображён луг с растущими на нём жёлтыми одуванчиками, следовательно, иллюстрация 2 соответствует содержанию текста №1.

Поскольку в тексте №2 говорится о строении одуванчика, а на иллюстрации №1 показано строение цветка, следовательно, иллюстрация №1 соответствует содержанию текста №2.

Читательские умения: 2 группа - соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

Логические умения: построение речевого высказывания.

Разработанные задания направлены на формирование читательской грамотности, составлены на основе двух текстов разных стилей. Работа соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

 Развитый читатель должен уметь извлекать информацию из текста, на её основании строить простые суждения, а также строить собственные рассуждения на основании прочитанного, интерпретировать информацию, данную в тексте. Человек с такими качествами востребован в современных реалиях. Именно поэтому формирование читательской грамотности – одна из главных задач современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение практических задач исследовательского обучения на уроках ИЗО в образовательной практике современной начальной школы.

В предлагаемой статье описаны методические приёмы исследовательского обучения школьников 1-4 классов. Предлагаются практические работы  с различными материалами для мини-исследований, интересные ...

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

Образовательная программа инновационной образовательной практики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской  «Архитектор»...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...

Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов». Региональный атлас образовательных практик Красноярского края

Региональный атлас образовательных практик Красноярского края Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов»...