Конспект урока по теме: «Язык художественной литературы»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
Тема урока: «Язык художественной литературы» Тип урока – урок – практикум. Метод по типу познавательной деятельности: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский. Технологии – метод критического мышления, здоровьесберегающие, работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_hudozhestvennoy_literatury.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

17.09

Тема урока: «Язык художественной литературы»

Тип урока –  урок – практикум.
Метод по типу познавательной деятельности: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Технологии – метод критического мышления, здоровьесберегающие, работа в парах.

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.

Задачи урока:

  • образовательные: продолжить знакомство со средствами выразительности языка художественной литературы;  научить критическому чтению и анализу материала; активизировать познавательную активность обучающихся;
  • воспитательные: воспитание чувства любви и уважения к родному языку и литературе; гордости за свой край; формирование понятия экологической культуры языка; эстетическое и нравственное воспитание.
  • развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой,  текстом, произведениями  живописи.

Оборудование: индивидуальные технологические карты обучающихся с заданиями и текстами, статья об изобразительно-выразительных средствах языка художественной литературы, интерактивная доска), презентация  к уроку; картины и иллюстрации к уроку.

Цели

Компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная)

Этапы урока

Метапредметные и внутрипредметные связи

Расширить знания учащихся об особенностях языка художественной речи;

формировать знания о средствах выразительности языка художественной литературы;

учить определять лексические (тропы), синтаксические, морфологические, фонетические средства выразительности;

совершенствовать навыки полного лингвистического анализа художественного текста;

совершенствовать навыки устной, письменной связной речи, развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы;

воспитывать уважение и любовь к родному языку, литературе, живописи.

Выразительно читать текст, делая правильное логическое ударение;

строить развернутое высказывание;

уметь определять в речи художественных произведений тему, главную мысль, находить средства выразительности: лексические, фонетические, синтаксические, морфологические;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную “зоркость”; знание орфоэпических норм;

совершенствовать навыки анализа текста с точки зрения средств выразительности (тропы и фигуры речи);

формировать навыки самоанализа и самоконтроля.

Орг. момент. Сообщение темы и целей.

Повторение изученного материала

Орфоэпическая минутка.

Работа с художественным текстом.

 Минута релаксации.

Словарная работа

 Сочинение-миниатюра с использованием  средств художественной выразительности.

 Итог  урока.

Домашнее задание.

Русский язык: работа по изучению изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы, задания по орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксису.

Литература: использование на уроке фрагмента из текста К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».  

Музыка: фрагмент «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».

Живопись: картина И. Левитана «Тихая обитель».

 

Этап урока

Ход урока

Орг. момент. Сообщение темы и целей.

  Тема сегодняшнего урок:“Язык художественной литературы”. В ходе урока мы не только  будем изучать теоретический материал, но и научимся практически определять те средства выразительности, которые используют мастера слова для создания своих прекрасных произведений литературного искусства.

Перед вами – карты для работы на уроке, в которых есть все необходимые материалы для работы по теме.

Повторение изученного материала.

Работа по

теме урока

1.Орфоэпическая минутка. Задание 1.Поставьте правильно ударение в словах задания 1ваших технологических карт:

кухонный, процент, начать, договор, средства, красивее, включит, звонит, взяла.

2. Итак, тема  нашего урока “Язык художественной литературы”.

Дома вы должны были поработать с  конспектом по статье “Язык художественной литературы».

Каковы же задачи языка художественной литературы?

 А какие основные особенности языка художественной литературы мы знаем?

Какие же языковые средства, создающие образность, эмоциональность и экспрессию речи используются в языке художественной литературы?

Каковы же основные жанры языка художественной литературы?

3.Фрагмент, который мы сейчас услышим,  взят из рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (я просила вас перечитать дома  это произведение), в котором главная героиня-Музыка. Автор этой музыки – Эдвард Григ – великий норвежский композитор. Вот что сказал о Григе П. И. Чайковский: «В его музыке есть что-то нам близкое, родное, находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызвали у Дагни множество картин, похожих на сны.

    Потом она вздрогнула и подняла глаза.  Худой мужчина во фраке, объявлявший программу, сказал:

    - Сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа  Педерсона Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

     Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступившие к горлу слёзы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

 Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее сверкали звёзды

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной, доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос: «Ты счастье! – говорил он. – Ты – блеск зари!».

Как бы Вы озаглавили текст?

Как бы Вы определили основную мысль текста?

 В предложениях 3-4  абзацев подчеркните слова, передающие глубокое волнение Дагни.

Найдите тропы, фигуры речи, синтаксические средства, придающие рассказу особую эмоциональную окрашенность.

4. Беседа по выполненной работе. С какой целью автор использует то или иное средство выразительности? (анализ отдельных примеров с указанием замысла автора).

5.Минута  релаксации.

6.Словарный диктант. Взаимопроверка.

Корзина, симфонический, пьеса, посвящённый, мелодия, стеклянный, корабли.

7.Сочинение-миниатюра.

Как  нам известно, мастера слова создают свои произведения при помощи образов, а художники – кистью. Перед вами картина И. Левитана «Тихая обитель». Постарайтесь её описать, используя изобразительные средства, характерные для языка художественной литературы.

 8.Итог  урока. Итак, какие отличительные особенности имеет язык художественной литературы?

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание: упр.(задания 5,6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Понятие художественной культуры"

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к вводному уроку по курсу "МХК", поможет раскрыть понятия: "художественная культура", "материальная культура" и "духовная культура"....

Конспекты уроков по русскому языку и литературе для средней школы.

Разработки открытых уроков по русскому языку и литературе...

Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"

Разработка урока  предназначена для учащихся 8 класса,по  УМК С.И. Львовой.  Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с...

Конспекты уроков по русскому языку и литературе/ чтению

Уроки разработаны для обучающихся с легкой степенью УО (ИН) - вариант 1....

Конспект урока по башкирскому языку и литературе на тему "Атай икмәге" Ф.Акбулатова (7 класс)

Тема. Фәрзәнә Аҡбулатова “Атай икмәге.”Маҡсат.Ф.Аҡбулатованың биографияһы менән танышыу,”Атай икмәге” хикәйәһенең идея- тематик йөкмәткеһен үҙләштереү; уҡыусыларға икмәкте...

Конспект урока по башкирскому языку и литературе на тему Ә. Еники” Матурлык” хикәясе.

          Дәреснең темасы:  Ә. Еники” Матурлык” хикәясе.  Максат :  1)  Укучыларга “Матурлык” әсәренең эчтәлеген төшенд...