Конспекты уроков по русскому языку и литературе/ чтению
план-конспект урока (7 класс)

Андреева Елена Сергеевна

Уроки разработаны для обучающихся с легкой степенью УО (ИН) - вариант 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: "Письмо" (7 класс)24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема урока: Письмо

Класс: 7

Тип урока: изучение нового.

Оборудование : образцы личных, деловых, благодарственных, поздравительных писем, треугольники-письма  для каждого обучающегося (с печатным текстом письма), презентация с аудиоматериалами.

Образовательная цель: познакомить с формой  и правилами написания письма, развивать устную и письменную речь обучающихся при ответах на вопросы, при написании писем.

Коррекционная цель: развивать воображение обучающихся при составлении писем неизвестному солдату.

Воспитательная цель: воспитывать патриотизм, чувство уважения к подвигу солдата, вызвать эмоциональный отклик на трагедию войны, дать  почувствовать связь поколений.

  1. Организационный момент.

Добрый день, проверьте готовность. И мы начинаем наш урок.

  1. Вступительная беседа.

- Ребята, писали ли вы когда-нибудь письма?(большинство детей отвечают, что никогда не писали).

-Как вы считаете, а кто-нибудь пишет сегодня письма? (дети отвечают)

-Слово учителя:  

Интернет и мобильные телефоны почти совсем вытеснили письма из жизни людей. Но и сегодня люди пишут письма. Ведь письма бывают не только личные (те, которые шлют родным, друзьям, знакомым), но и  деловые (например, письмо,  полученное из налоговой инспекции, из суда и т.п.), благодарственные (письма, полученные от руководителя за какие-либо достижения) и  поздравительные (письма, в которых содержится поздравление с праздником) – учитель показывает  образцы писем.

-Как вы поняли, зачем люди пишут письма? (дети отвечают, что в письмах сообщают о какую-либо информацию, поздравляют с праздниками, общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями).

- Кто уже понял, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (дети отвечают, что сегодня будем изучать письма).

  1. Cообщение темы и цели урока (обучающиеся делают запись в тетрадь: дата, классная работа, тема урока). СЛАЙД 1

  1. Обучение написанию письма.

Беседа:

Письмо – это письменное сообщение, которое пересылают по почте.

СЛАЙД 2.

В письме выделяют 4 обязательные части:

  1. Приветствие (это слова, с которыми один человек обращается к другому человеку при встрече или здоровается с тем, кому пишет).

- Скажите, какими словами можно поприветствовать человека в письме?

- Каким должно быть это обращение? (дети отвечают: Дорогая, бабушка! Уважаемый учитель! Здравствуйте, мои дорогие! Привет, Максим! т.п.)  - учитель делает акцент, что к разным людям обращаемся по-разному, к учителю по имени и отчеству, к друзьям и близким на «ты», но обращение должно быть вежливым.

  1. Сообщение (Это самая большая часть письма, в ней можно сообщать о новостях, поделиться радостными событиями, сообщить интересную историю из своей жизни).
  2. Прощание (это  слова, которые один человек говорит или пишет другому человеку,  расставаясь с ним).

- Какие слова можно сказать человеку при прощании? (дети отвечают: До свидания! До скорой встречи! Пока!)

            4.   Подпись  (Целую. Жду встречи.  Ваш внук ... Твой надёжный друг ... 14 марта 2009 г.)

 

По ходу беседы обучающиеся делают записи в тетради (примеры приветствий, примеры прощаний и подписей.)

Но сегодня ещё мне хочется поговорить с вами об особенных письмах, о письмах, полученных с фронта, о письмах времён Великой Отечественной войны… (СЛАЙД 3 с включением музыкального сопровождения «Священная война» на слайде 3).

22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецкие войска напали на нашу Родину. Началась самая страшная в истории человечества война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ, выпускники школ становились солдатами, шестнадцати-семнадцатилетние парни и девчонки уходили на фронт. (СЛАЙДЫ 4). Единственная связь фронта и тыла – это письма. Фронтовые письма писались солдатами в промежутках между боями, прямо в окопах. Складывались они особым способом. Вот так. (СЛАЙД 5).

  1. Закрепление полученных знаний.

-Сейчас каждый и вас получит письмо-треугольничек (учитель раздаёт каждому ученику письмо).

-Разверните письмо и прочитайте его (дети разворачивают письма и читают сначала самостоятельно).

-Посмотрите на СЛАЙД 6. На нём вы видите то же самый текст, но это письмо настоящее, написанное солдатом. (Учитель просит прочитать текст выразительно вслух какого-то одного ребёнка, остальные следят за чтением по слайду или по ранее выданным письмам. Фоном мелодия «Письма войны», включение на СЛАЙДЕ 6 ).

-Кому оно адресовано это письмо?

-Найдите в письме части, о которых мы сегодня уже говорили (приветствие, основное содержание письма, прощание и подпись) – дети отвечают, что письмо написано сыну, в основной части говорится про желание победить немцев и вернуться домой, есть прощание, подпись).

Предлагаю каждому из вас написать письмо неизвестному солдату, и рассказать, как мы относимся к их подвигу, поблагодарить за Победу над фашизмом (СЛАЙД 7).

- С чего вы начнёте? (с приветствия)

- Как можно обратиться к солдату? (Дорогой защитник! Здравствуй, неизвестный солдат! Здравствуй, мой дорогой прадедушка!)

- О чём будем писать в основной части? (Дети с помощью учителя формулируют слова и слова сочетания, которые помогут написать письмо: в школе рассказывают о войне и подвигах, не побоялся врага, не жалея сил вступил в бой, страдал от холода и голода, тобой гордятся, помнят подвиг, ценим, что ты для нас сделал).

- Как закончим письмо? (прощание: спасибо за мир, спасибо тебе за мирное небо! Спасибо тебе, солдат! Я всегда буду помнить тебя!)

- Какую подпись сделаем? (С уважением, твой правнук ___. С глубоким уважением___. С благодарностью___.)

Пока дети пишут письма – фоном мелодия «Письма войны» (включение на СЛАЙДе 7).

Затем учитель показывает, как свернуть письмо треугольником. Обучающиеся сдают письма-треугольнички.

  1. Подведение итога урока.

СЛАЙД 8. Сегодня мы познакомились с письмами.

- Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома?

-Какие правила написания писем вы узнали?

Домашнее задание (на карточках):

1) расставить части письма в правильной последовательности (для обучающихся 1,2 педгруппы );

2) Соединить части приветствия (для обучающихся 3,4 педгруппы)

Приложение

Текст письма- треугольничка (= СЛАЙД 7):

Дорогой Юра!

Твои два письма и рисунки получил. Я не думал, что ты так хорошо умеешь писать, считать и рисовать. Вероятно ты ходишь в школу и там научился всему, ведь тебе теперь шесть лет.

Хотелось-бы мне посмотреть, как ты делаешь танки, броневики и самолёты. Они, кажется, получаются у тебя хорошие. Ну что-ж, нам нужны танки и самолёты, чтоб окончательно разбить и уничтожить немцев. Когда мы их уничтожим, я приеду домой и тогда вместе будем читать книжки, ходить на лыжах, ловить рыбу, купаться и так далее.

Пиши мне чаще.

Поцелуй маму. Передай привет от меня дедушке и бабушке.

Твой папа.

8 ноября 1942 года.

Домашнее задание:

расставить части письма в правильной последовательности (для обучающихся 1,2 педгруппы ):

Я хочу поблагодарить тебя за мир, подаренный нам. Не щадя своей жизни, не жалея сил, ты сражался за нас, за будущее нашей Родины. Из учебников и фильмов, по рассказам выживших солдат я узнала, что вам приходилось недоедать, не досыпать, мерзнуть в окопах.  И вот благодаря тебе, солдат, мы живем в мире почти семьдесят лет, учимся, растем, общаемся, путешествуем по разным странам, городам.

Не только в нашей стране, но и странах Европы, установлены памятники и мемориалы Неизвестному солдату. Это знак уважения и бесконечной благодарности воину-освободителю.

Дорогой солдат!

Спасибо тебе, солдат!

С уважением и памятью Иванова Маша, 7 класс.

Соединить части приветствия (для обучающихся 3,4 педгруппы):

Привет

Неизвестный солдат

Здравствуйте

Мои дорогие

Уважаемая

мамочка

Здравствуй

Дима

Приветствую вас

Иван Петрович

Любимая

Мария Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по русскому языку и литературе для средней школы.

Разработки открытых уроков по русскому языку и литературе...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспект урока по английскому языку на тему «Чтение буквы i и ir. Развитие навыков чтения.» (2 класс)

Конспект урока по английскому языку на тему «Чтение буквы i и ir. Развитие навыков чтения.» (2 класс)...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...