Открытый урок по чтению в 8 классе по теме: А.Н.Толстой "Русский характер"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Абидова Лэйсэн Мунировна

Урок чтения по произведению А.Н.Толстого «Русский характер» посвящен героям, которые жертвуют своей жизнью ради спасения Родины во время Великой Отечественной войны и в настоящее время на Украине в Специальной военной операции. Этот урок воспитывает патриотические чувства учащихся на примерах мужества и героизма главных героев произведения. Данный урок рассчитан на учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.n.tolstoy_russkiy_harakter.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 8 классе коррекционной школы VІІІ вида

Тема урока: А.Н. Толстой «Русский характер»

Дидактическая цель: анализ поступков главных героев произведения и понимание красоты и силы русского характера. Обогащение знаний учащихся о героическом прошлом и настоящем своего народа.

Задачи: 

Образовательная: чтение заключительной главы рассказа «Русский характер» и обобщение знаний учащихся по данному произведению; формирование навыка выразительного и осмысленного чтения и анализа текста.

Коррекционно-развивающая: коррекция недостатков развития устной речи путем анализа содержания текста; развитие памяти, внимания, умения сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитание нравственно-патриотических качеств, чувство гордости за свой народ.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений.

Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; развитие мыслительных процессов в соответствии с индивидуальными возможностями.

Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, умения преодолевать затруднения при ответах, используя направляющую помощь педагога.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом. Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: презентация, карта «Курская битва», таблички со словами (черты характера).

Ход урока.

І. Организационный момент.

Доброго дня всем! Сегодня в нашем классе присутствуют гости – педагоги нашей школы. Прошу вас на уроке быть внимательными, активными и показать себя только с лучшей стороны.

ІІ. Целеполагание и мотивация.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, кому оно посвящено.

Из-под Москвы и Ленинграда
На босу ногу в сапогах.
В слегка потёртой гимнастёрке
Он был везде, на всех фронтах.
Он всё пронёс: и боль, и муки,
И страх, и ужас той войны.

И все утраты, все разлуки
В морщинах, шрамах воплощены.

- Кому посвящено это стихотворение? (стихотворение посвящено солдату)

Сегодняшний урок я начала с отрывка из стихотворения Валерия Короленко «Солдату - Победителю».

Этот урок мы посвятим всем тем, кто 77 лет назад воевал против фашизма. И сейчас, в настоящее время, наши мужественные солдаты, которые ненамного старше вас, борются с фашистским неонацизмом на Украине за жизнь и свободу простого народа.

Прошу всех встать и почтить минутой молчания всех погибших во время Великой Отечественной войны и во время Специальной военной операции на Украине.

Минута молчания. (слайд 2)

ІІІ. Повторение пройденного материала.

- Ребята, какое произведение мы с вами изучаем?  (слайд 3)

- Вспомним историю написания этого рассказа. Когда был написан этот рассказ? В какое время?

- Как А.Н.Толстой написал этот рассказ? (Он часто встречался с военными людьми, которые рассказывали ему различные истории с поля боя)

- Больше всего таких истории А.Н. Толстому рассказал боец Иван Сударев, автор истории о Егоре Дрёмове, друг Егора. И так появился сборник рассказов, куда вошёл и рассказ «Русский характер».

- Как назывался этот сборник? («Рассказы Ивана Сударева») (слайд 4)

- Кто главный герой произведения?

- Что случилось с Егором Дремовым в ходе танкового сражения?

- В какой битве он получил ранения?

- Посмотрите на карту и найдите на ней город Курск. Курская битва проходила под деревней Прохоровкой. (слайд 5)

Послушайте сообщение о Курской битве (индивидуальное домашнее задание).

Курская битва — это самое крупное в военной истории танковое сражение. Одна из важных битв Великой отечественной войны. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. В Курской битве участвовали около 2 миллионов человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов. Курской битвой завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

IV. Проверка домашнего задания.  

Сегодня у нас заключительный урок по произведению А.Н.Толстого «Русский характер».

- Какое домашнее задание вам было задано?

 1) Выразительно прочитать 2-ю главу рассказа А.Н.Толстого "Русский характер";

 2)  Знать содержание прочитанного, ответить на вопросы;

 3) Пересказать встречу Егора Дрёмова с Катей Малышевой. (слайд 6)

- Прочитаем вторую главу рассказа и постараемся передать все чувства и переживания Егора Дрёмова в родительском доме.

Учащиеся выразительно читают вторую главу рассказа по абзацам. Во время чтения учитель задаёт вопросы по содержанию прочитанного.

 Работа по вопросам:

- Сколько вёрст прошёл пешком Егор Дрёмов? Сколько это примерно километров?

 - О чём думал Егор, когда наблюдал в окно за мамой? (слайд 7)

 - Почему Егор назвался чужим именем?

 - Почему мама Егора Дремова не узнала своего сына по голосу? Докажите ответ строками из текста.

- Как вы думаете, почему отец, Егор Егорович, так спокойно отреагировал на приезд сына?

- А почему за ужином мать пристально следила за его рукой с ложкой? (слайд 8)

- Как и где спал Егор Дремов? О чем он думал? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (слайд 9)

- Как прошла встреча Егора с Катей? Этот эпизод рассказа я задавала вам на пересказ. Расскажите, как прошла встреча Егора с Катей Малышевой

(слайд 10)

Вопросы после пересказа:

- Почему Егор решил твердо уйти в этот же день?

- С каким чувством он покинул родной дом? Ответ прочитайте.

- Когда Егор покидал свой отчий дом, он был угнетён. Что значит «был угнетён», как по- другому можно сказать?

-Какой вывод можно сделать по второй главе рассказа?

-Нелегкое выпало испытание на долю Егора Дремова, но это был человек сильного характера. И что было дальше, мы узнаем, прочитав заключительную главу рассказа.

V. Подвижная минутка.

- В нашем классе, в разных местах развешены таблички со словами, обозначающими различные качества характера: положительные и отрицательные.  Ваша задача: найти и собрать таблички со словами, которые обозначают положительные качества, характерные для героев рассказа «Русский характер».

скромность

честность

трусость

трудолюбие

эгоизм

смелость

предательство

верность

лень

благородство

мужество

милосердие

Учащиеся выбирают таблички с положительными качествами характера и вывешивают их на доску

- Какие черты характера присущи главному герою, Егору Дремову? А какие его маме?

Ребята, эти положительные черты характера помогли героям рассказа «Русский характер» выстоять ради жизни на земле, победить фашистов, перенести все невзгоды и мучения во время ВОВ. Этими качествами обладают и наши отважные бойцы, участники Специальной военной операции на Украине.

VІ. Изучение нового материала.

Приступим к чтению заключительной, третьей главы рассказа А.Н. Толстого "Русский характер".  В конце урока вы должны будете мне ответить, в чем же заключается великая сила русского характера.

  1. Словарная работа.

Ребята, в тексте встретятся слова, значение которых может быть вам незнакомо. Прочитаем эти слова и разберём их значение. (слайд 11)

Невежество – недостаток знаний, необразованность, неумение правильно вести себя с другими людьми. Егор Дремов посчитал себя невежей, так как скрыл от своих родителей, что он их родной сын.

Полигон - участок для боевой подготовки войск, а также для испытания различных видов оружия.

  1. Первичное восприятие текста.

Чтение третьей главы рассказа «Русский характер» учителем.

  1. Проверка первичного восприятия текста.

- Ребята, счастливый ли конец у этой истории?

- Какой момент рассказа изобразил художник на иллюстрации?

  1. Повторное чтение и анализ третьей главы произведения.

Чтение текста учащимися «по цепочке».

Вопросы по тексту, анализ произведения.

- Куда вернулся Егор после отпуска на Родину?

- Как его встретили боевые товарищи?

- О чем писала мама Егору?

- Как вы думаете, прав был Егор Дремов, скрывая от близких свое несчастье?  

- Когда написал Егор ответное письмо матери?

- За что он извинялся?

- Где находился Егор, когда приехали его родные? (слайд 12)

- Как произошла встреча Егора с мамой и Катей?

- Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой?

 Катя Малышева была мудрой девушкой и могла видеть прекрасное не в лице человека, а в его поступках.

 Сегодня на уроке мы много раз употребляли слово "характер". Что же такое русский характер? Что об этом говорит сам А. Н.Толстой? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

- В чьих поступках проявился русский характер?

- Чем красивы поступки этих людей?

- В чем же сила русского характера? (слайд 13)

Ребята, самое удивительное в русском человеке, это его характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - стойкий, когда надо - милосердный. Но всегда благородный и мужественный.

VІІ. Подведение итогов урока.

- Что вас затронуло больше всего в этом произведении?

- Какой вопрос мы поставили себе во время урока? (В чем заключается сила русского характера)

- Мы смогли ответить на этот вопрос?

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Благодарю всех за внимание и активное участие.  Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.                                                                                                    

 VІІІ. Домашнее задание. Прочитать заключительную главу рассказа «Русский характер» по ролям, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБЖ в 8 классе на тему: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера, Общая характеристика"

Презентация предназначена для электронного сопровождения урока по предмету Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе. основным лейтмаотвом урока является противоречие между сущностью чрезвычайн...

Открытый урок в 7 Б классе по теме "Деепричастие". Презентация урока

Конспект урока русского языка по теме, которая вызывает затруднение у учащихся с использованием краеведческого материала....

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по информатике 4 класс по теме «Знакомство с компьютером» - технологическая карта урока. ФГОС...

Открытый урок в 10 б классе по теме «Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»».

laquo;Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»»....