Открытый урок по чтению 9А класс Ю.Коваль "Приключения Васи Куролесова"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

Открытый урок по чтению в 9А классе, проведен 5.04.2024

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_koval_kurolesov_9a_5.04.2024.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Фролова Н.В.

Открытый урок по литературному чтению по теме:

 «Юмористический детектив» (Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова»)

АООП общего образования (вариант 9.1)

Урок проведен 5.04.2024 в 9А классе.

Учитель: Дорофеева О.В.

Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.

Задачи:   Формирование читателя, развитие эмоциональной отзывчивости.

                    

Образовательные результаты:

Метапредметные УУД - создать условия для решения проблемного вопроса на основе сотворчества; стимулировать познавательные мотивы средствами творческой интерпретации материала; воспитывать толерантность по отношению к окружающим,  создать атмосферу для инициативного речевого общения.

Личностные УУД - понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;  самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные УУД: анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к произведению, давать собственную интерпретацию

Тип урока: приобретение новых знаний на основе уже имеющихся с привлечением догадки и интуиции.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Ю.И. Коваля и его произведением «Приключение Васи Куролесова». Узнаем, кто такой детектив, какими качествами он должен обладать и почему называют произведение Ю.Коваля юмористическим детективом.

  1. Биографическая справка

История создания.

«Приключения Васи Куролесова» — повесть известного советского писателя Юрия Коваля, опубликованная в 1971 году. Юмористический детектив, рассказывающий о том, как простой деревенский парень Вася Куролесов помог милиции города Карманова поймать шайку мошенников.

Первая часть детективной трилогии, продолжением которой служат повести «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова». Эта часть наиболее известна и переиздавалась множество раз. В 1971 году Юрий Коваль был удостоен за эту повесть третьей премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей, а в 1981 году по ней был снят одноимённый мультфильм.

Сюжет повести «Приключения Васи Куролесова» во многом навеян рассказами отца писателя о его работе в милиции — до войны Иосиф Яковлевич Коваль был начальником уголовного розыска города Курска, во время войны работал в Москве в отделе по борьбе с бандитизмом, а потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области.

Не являются вымышленными фамилии сыщиков Болдырев и Куролесов, они относились к реальным милиционерам, работавшим с И. Я. Ковалём.

В отличие от большинства других повестей Юрия Коваля, «Приключения Васи Куролесова» были сразу изданы в виде отдельной книги, без предшествующего журнального варианта. Повесть стала на момент её публикации самым крупным произведением Коваля.

В 1971 повесть была удостоена третьей премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу.

  1. Беседа

- Кто такой детектив? (Сыщик, который расследует преступление, жанр литературы или кинематографа)

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать детектив? (Главные качества детектива: память, наблюдательность, внимательность, храбрость, смекалка, логическое мышление)

- Давайте вспомним известных детективов и сыщиков. Как их зовут, кто их придумал. Как называется мультфильм, в котором встречается этот сыщик? (Шерлок Холмс Конан Дойля, Эркюль Пуаро Агаты Кристи, сыщики из мультфильма «Следствие ведут колобки», сыщик из мультфильма «Бременские музыканты»)

  1. Новое знание. Чтение 1 главы «В деревне Сычи»

Чтение 1 главы, обсуждение сюжета и главных героев.

- Как зовут главного героя (Вася Куролесов)

- Как вы думаете, почему автор дал ему такую фамилию?

- Что означает слово «куролесить»?

- Как зовут маму главного героя? (Евлампиевна)

- Кто такой механизатор? (Специалист, ремонтирующий сельскохозяйственную технику)

  1. Физкультминутка.

В деревне

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

  1. Работа с фразеологизмами.

Тёртый калач

«Тёртым калачом» называют опытного бывалого человека, много повидавшего в своей жизни, много пережившего и побывавшего в разных сложных жизненных ситуациях. Конечно же, это человек в основном уже в возрасте, и по нему видно, что он прожил непростую жизнь и накопил огромный багаж жизненного опыта, побывавший во многих передрягах и закаливший в них свой характер. У окружающих такой человек вызывает доверие, с ним надёжно и спокойно, с таким можно «хоть в огонь, хоть в воду».

Происхождение выражения «Тёртый калач»

Существует две версии происхождения выражения «тёртый калач» и обе связаны с изготовлением хлебобулочных изделий, а конкретно, как нетрудно догадаться, калачей, которые издавна пеклись на Руси. Калачи были очень популярны в русском народе, без них не обходился не один праздник.

Поскольку «тёртый калач» считался наиболее вкусным, а способ замеса теста был самым трудоёмким и тяжёлым из всех видов калачей, поэтому именно он и стал прототипом для сравнения с опытным, бывалым человеком.

Существует и другое объяснение возникновения фразеологизма «тёртый калач». Оно также связано с изготовлением калачей, которое никак нельзя отнести к лёгкому труду. А самой долгой, кропотливой и отнимающей наибольшие усилия считалась операция с замесом теста, когда требовалось его долго и упорно тереть и мять. И чем добросовестнее была выполнена эта работа, тем пышнее, мягче и вкуснее становился калач. В связи с этим существует пословица «Не тёрт, не мят, не будет калач».

По этой версии в основу выражения «тёртый калач» заложено не сорт какого-то определённого калача, а сам процесс подготовки любого калачного теста, от которого в большей степени зависело качество конечного продукта.

Стреляный воробей

Стреляный воробей – это человек с богатым жизненным опытом, тот, кто прошёл много испытаний и знает, как вести себя в сложных ситуациях.

Как и многие другие идиомы, фраза «стреляный воробей» «откололась» от полноценной пословицы-первоисточника. Этот первоисточник в нашем случае звучит так: «Стреляного воробья на мякине не проведёшь». От этой же пословицы образовался ещё один фразеологизм «на мякине не проведёшь». Возникает вопрос о том, кто и для чего стрелял в воробья, если представить себе прямой смысл этого высказывания.

Согласно исследованиям историков и этнографов, традиции стрелять по воробьям в русском народе не было. Так что вести родословную нашей идиомы от охотничьей забавы не совсем правильно. Более вероятно, что «родителями» яркой идиомы стали выражения «старый воробей» и «стреляная дичь».

  1. Чтение 2 главы «Тёртый калач»

Чтение главы по ролям.

  1. Детективная игра «Вытащи из мешка вещественные доказательства»

Один ученик вытаскивает из мешка предметы и не называя предмета объясняет остальным. (Монета, пчела, ус)

  1. Домашнее задание

- Подготовьте выразительное чтение по ролям диалога Васи Куролесова с мамой. Найдите в тексте упоминание предметов, которые вытащили из мешка.

  1. Рефлексия

Что вы узнали нового на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс.

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс....

Открытый урок по чтению в 7 классе

Конспект открытого урока разработан в соответствии с программными требованиями, индивидуальными особенностями учащихся. Данный урок может быть полезен учителям - предметникам, работающим по программе ...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....