Главные вкладки

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

     

     

    Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_5klasse_malchik-zvezda.rar747.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

    Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;

    Задачи:

    Образовательные:

    содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

    создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки.

    Развивающие:

    содействовать развитию речевой деятельности ;

    содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;

    содействовать обогащению словарного запаса.

    Воспитательные:

    содействовать воспитанию культуры речи;

    содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;

    создать условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

     ОБОРУДОВАНИЕ: схема на доске, рисунки детей.

     ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

                                               ПЛАН:

    1.Что может нести людям красота?

    2.Что делает людей некрасивыми?

    3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?

                                             СХЕМА:

    Смотри приложение.                

         АФОРИЗМЫ:

    1.Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.

                                                                                            Фалес

    2.При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

                                                                                           И. Шевелёв

    3.Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.

                                                                                            Ч. Бакстон

                                                 

                                                          ХОД УРОКА:

    1. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:

     - Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя

    О. Уайльда «Мальчик- звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:

    Что такое истинная красота человека?

    Что эта красота несёт миру?

    Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?

    1. Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:

    1.Что может нести красота людям?

    2.Что делает людей некрасивыми?

    3.Какая красота может изменить мир к лучшему?

     На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.

    1. БЕСЕДА УСТАНОВОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

      Каждое произведение литературы – всегда  «ЗАГАДКА». И отгадывать эти «ЗАГАДКИ» порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Чтобы «отгадать» произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, для этого нужно очень внимательно следить за «подсказками» автора, которые помогут разобраться в прочи-

    танном.

      Сказка О. Уайльда тоже своего рода «ЗАГАДКА», она и озаглавлена необычно «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку

      ВОПРОС:

     - Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( Звезда)

    (На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников).

     Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.

         ВОПРОС:

    1. Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глаза-

    ми).

       

    1. А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.

      ВОПРОС:

    1. А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом «ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая».

    Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой – «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.)

     

    ВОПРОС:

    1. А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали

    увидеть Мальчика- звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное).  

       УЧИТЕЛЬ: Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?

    1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.  

     ВОПРОС:

     - Давайте вспомним, как начинается сказка?

    (Лютый мороз, веточки обламывались, Горный Водопад застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда).

     ВОПРОС:

    1. Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 34-35 «Вокруг тебя мир» от слов «Первый сказал…, второй сказал…).

     ВОПРОС:

    1. Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?

     ВОПРОС:

     - А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа? ( «В доме, где живут люди с каменны-

    ми сердцами, всегда будет стужа». ВОПРОС: Как вы понимаете эти слова?)

    1. Итак, Дитя- звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.

     ВОПРОС:

    1. И каким же вырос Дитя-звезда? (описание внешности в тексте стр. 36). После этого вопроса  АНАЛИЗ РИСУНКОВ, в которых дети отразили красоту Мальчика- звезды.

     ВЫВОД: Мальчик-звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.

     ВОПРОС:

    1. Но что принесла красота Мальчику- звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).

     ВОПРОС:

    1. А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом).

     ВОПРОС:

    1. Что принесла красота Мальчика- звезды другим людям?
    2. Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?

    (Другим людям красота Мальчика- звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки). А ЧТО ЖЕ ДЕТИ? ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.

      ВОПРОС:

    1. Так что же может нести красота людям?

    ( Красота Мальчика- звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная кра-

    сота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).

     

    ВОПРОСЫ:

     - Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- звезды?

    ( Встреча с нищенкой).

    1. Как Мальчик- звезда отнесся к своей матери?
    2. Каким вы представляете себе Мальчика- звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

    ( Некрасивы чувства Мальчика- звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолк-

    нул от себя самого близкого на свете человека – МАТЬ).

    1. Как вы считаете, так что же ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?

    ( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).

      ВОПРОС:

    1. Получил ли Мальчик- звезда наказание за свои поступки?
    2. Было ли это наказание страшным для него?
    3. Какие чувства испытываете вы в этот момент?

     ( Да, Мальчик- звезда наказан. И это наказание для него – есть самое страшное, т. к. кро-

    ме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ЗНАЧИТ, ОН ПО-

    ТЕРЯЛ ВСЕ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот мо-

    мент).

      ВОПРОС:

    1. Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема стр. 39)

    ( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).

    1. РАБОТА СО СХЕМОЙ.

     Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?

    ( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)

    1. ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.

    ВОПРОС: - Когда он проявил эти качества?

     Поднимемся выше: 2- ая ступень – СТРАДАНИЕ.

     ВОПРОС: - Когда он страдает? Как?

     ( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-

    ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».

     3 ступень – ТЕРПЕНИЕ.

     ВОПРОС: - Где он проявляет терпение?

     4- ая ступень – МИЛОСЕРДИЕ.

     5- ая ступень – ДОБРО.

     ВОПРОС: - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он соверша-

    ет теперь?

     ( Зайчонка из капкана, прокаженный, которому он отдает монеты, предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИН-

    НОЙ КРАСОТЫ).

     

    5.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

     ВОПРОС: - Какое вознаграждение получает Мальчик- звезда за свою доброту, милосер-

    дие, терпение, страдание в конце сказки?

     ( К нему возвращается красота внешняя).

    1. Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим стр. 45. ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.
    2. НО как прежде ли?

     ( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).

     ВОПРОС:

     - Когда же он стал по- настоящему красив?

     ( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).

     

    1. Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.

     ВОПРОС: - Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»?

    ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки?

     ( Он стал властелином города. См. стр. 46).

     Мальчик- звезда правил недолго. Но ВОПРОС: - За что же помнят его люди?

     ( Не за его красоту, а за его ДОБРОЕ СЕРДЦЕ).

     И образ Мальчика- звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей.

     ВОПРОС: - Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?

     ( Это сочетание ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).

     

    1. ВЫВОДЫ:

     Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внут-

    ренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).

     ОБРАТИМСЯ К АФОРИЗМАМ, над которыми вы работали дома.

     ВОПРОС: - Какой, по вашему мнению, афоризм отражает тему нашего урока?

    1. А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока?

    ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:

    Самолюб никому не люб.

    Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

    Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

     

    У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца. Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?    

                               

     

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

                                       УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В VII КЛАССЕ.

                             ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

                                              ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

                             В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ».

                         

    ЦЕЛИ: 1) дать понятие о пейзаже в литературном произведении;

                 2) определить роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»;

                 3) показать связь человека и природы в произведении «Бежин луг».

                                     ХОД УРОКА:

       

    I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

    - Сегодня мы продолжим изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Мы уже знаем, что этот рассказ вошел в сборник «Записки охотника» и занимает видное место в нем.

     На прошлом уроке мы говорили о том, из каких частей состоит этот рассказ. В ваших тетрадях записан примерный план «Бежин луга». Откройте тетради, посмотрите на план и скажите:

     - Что занимает основное место в рассказе «Бежин луг»?

    (описание сцены у костра, сюда вошли и характеристики мальчиков, и их истории)

    - Сколько историй слышит охотник? О чем они?

    (13 историй: о домовом и лешем, водяном и русалке, оборотнях и вставших из гроба мертвецах, о небесном предвиденье и гаданье о смерти, о таинственных голосах погибших людей (лесника Вавилы и мальчика Васи, т. е. о всякой «нечисти»)).

     Мы видим, что окружающий мир мальчики представляли себе во многом непонятным и загадочным.

    - А с чего начинается и чем заканчивается произведение?

    (поэтическим описанием великолепной среднерусской природы)

     На уроках русского языка и литературы при изучении стилей и типов речи мы знакомились с типом речи, который называется описание. Мы описывали предметы и действия. А сегодня мы познакомимся с описанием природы.

    - А как мы называем описание природы? Каким словом? (пейзаж)

    II. ТЕМА УРОКА.

     Тема нашего урока «Пейзаж в литературном произведении. Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

     Учащимся сообщаются цели урока.

     

     Этот термин встречается не только в литературе, но и живописи. На доске несколько репродукций картин, где изображена природа. Обратите внимание:

     - Как создает пейзаж художник?

    (рисует кистью и красками)

     - А как создается пейзаж в литературе? Что использует писатель?

    (в литературе пейзаж писатель создает словами, используя изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) В литературе есть понятие «образность».

    III. ПОНЯТИЕ О ПЕЙЗАЖЕ.

     - Итак, вы отметили, что рассказ «Бежин луг» начинается и заканчивается пейзажем, или описанием природы.

     Но признайтесь честно, что иногда вы читаете не всё, что написано в произведении. Кое-что хочется пропустить. Например, описания природы. Нам, читателям, интереснее читать диалоги героев или описания их действий, как они борются, побеждают. Хочется побыстрее узнать финал произведения. А некоторые описания (например, описания природы) задерживают действия. И читатель иногда пропускает эти описания. Ведь так?

     

    Но вы должны уяснить, что писатель создает описания природы вовсе не из вредности и не для украшения. Делает он это только тогда, когда это необходимо, когда эти описания помогают раскрыть смысл произведения.

    Вернемся к рассказу «Бежин луг». И. С. Тургенев построил своё произведение так, что ночь с порожденными ею страхами обрамлена светлыми картинами двух прекрасных июльских дней.

     Обратите внимание на схему, записанную на доске.

                                                1 день.

                                      Ночь: сцена у костра,

                                       истории мальчиков. 

                                                2 день.

     В центре этой схемы ночь, 1 рамка – первый день, 2 рамка – второй день. Вот эта рамка и есть обрамление.

     Дома вы должны были найти описания природы, особенное внимание уделить описанию первого дня и второго дня.

     Перечитаем I абзац, обращая внимание на изобразительные средства.

     IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

    1. ЧТЕНИЕ I АБЗАЦА.

    - Итак, мы увидели описание погожего летнего дня.

    Какое чувство вызывает эта картина?

    (чувство радости, спокойствия. В этом описании мы видим только небо, именно там и сейчас ищет приметы землепашец. Оно не только поэтично, но и точно до последней крохотной детали, В этом отрывке автор смотрит на природу глазами труженика- крестьянина, который хорошо знает народные приметы, Неслучайно отрывок заканчивается словами: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба».)

    Найдем изобразительные средства.

    Эпитеты: небо ясно, прекрасный день, знойная засуха, светлое солнце, приветно лучезарное солнце, лиловый туман, могучее светило, алое сияние, трогательная кротость, чистый воздух, золотисто-серые облака, потемневшая земля.

     Метафоры: земля не пылает пожаром, засверкает змейками, вихри-круговороты, играющие лучи.

     Олицетворения: хлынули играющие лучи, кроткий румянец, облака проникнуты светом и теплотой, гуляют вихри.

     Сравнения: блеск облака подобен блеску кованого серебра; облака не трогаются с места, подобно островам; облака, как дым; вечерняя звезда, как бережно несомая свечка.

    ВЫВОД: это описание насыщено эпитетами, много сравнений.

    2. За картиной дня идет описание вечера и скитаний заблудившегося охотника. Попробуем с вами проследить шаг за шагом путь охотника. И обратим особое внимание на то, как передано его состояние. Проследим, как меняется картина природы и настроение охотника. ЧТЕНИЕ II АБЗАЦА со слов: «… я решился, наконец, вернуться к себе домой».

                                     ПРИРОДА                                  ЧЕЛОВЕК

    1. Неизвестные места…                              1. … остановился в недоумении. … оглянулся,        

                                                                           спустился с холма.

    2. Неприятная сырость…                            2. …точно вошел в погреб.

     

    3. … густая мокрая трава…                        3. … жутко.

    4. …пустынное поле…                                4. … я остановился, пошел вправо, странное        

                                                                             чувство овладело мной, сердце у меня сжалось.

    5. … ночь росла, как грозовая туча.

    6. … отовсюду лилась темнота.

    7. … все чернело и утихало.

    8. … вздымался угрюмый мрак.

    - Мы увидели, как ночью знакомые места становились таинственными: кругом было смутно, угрюмо, глухо. Природа такая кроткая, ясная и приветливая днем, ночью становится совсем другой. Из-за этого сразу меняется настроение охотника.

    - А не меняется ли наше настроение, когда меняется погода? Сравните наше настроение в светлый и в пасмурный день.

     Значит, человек – часть природы, и все, что в ней происходит, отражается в нашем настроении и на наших чувствах.

    - Так какую роль играет пейзаж в литературном произведении?

    (Пейзаж помогает писателю вызвать определенное настроение у читателя, а читателю помогает понять чувства и переживания литературного героя. Следовательно, между пейзажем и душевной жизнью героя всегда есть связь. Отделить природу от человека нельзя. Человек и природа взаимосвязаны.)

    3. В следующей основной части текста произведения, которую мы назвали «В ночном» также есть описания природы.

    - Какие описания вы нашли?

    (Это путь ребят в ночное и описание яркого пламени костра.)

    - Для чего дано описание ночи?

    (Этот пейзаж подготавливает читателя к быличкам, которые охотник услышит у костра. Ночная природа создает ощущение таинственности. Мальчики увлеченно рассказывают, а рядом с ними продолжает жить своей жизнью природа.)

     Например, после рассказа Ильюши о домовом Павлуша слышит, как в реке плеснула щука, а с неба звездочка покатилась. Или после рассказа Ильюши и Павлуши о Тришке идет описание ночи.

     А в конце рассказа ребята слышат посвист куличков в небе.

     В рассказе «Бежин луг» мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра. Эти силы добра в этом рассказе олицетворяет природа. И заканчивает свое произведение И. С. Тургенев описанием начинающегося дня.

    4. ЧТЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО АБЗАЦА.

     Здесь Тургенев изображает природу, как живое существо. Этот пейзаж завершает произведение на радостной, мажорной ноте, хотя есть в нем и неожиданный постскриптум – справка о трагической гибели Павлуши.

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

     - Итак, сборник «Записки охотника» и вошедший в него рассказ «Бежин луг» - это прекрасный, грозный и непостижимый мир природы, окружающий человека.

     Тургенев воспитывал в себе умение видеть и слышать все, что находится вокруг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведениям Михаила Пришвина.

    Урок литературы в 6 классе с творческими отчетами групп по заданным произведениям....

    Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"

    Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»

    Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные сред...

    "Минувшее проходит предо мною" урок внеклассного чтения в 9 классе по произведениям А.С.Пушкина

    Урок внеклассного чтения по историческим произведениям А..С.Пушкина   "Борис Годунов", "Капитанская дочка, ""Полтава" построен в форме игры "Город"...