Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Марина Валерьевна Ортнер

Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_skazke_oskara_uaylda.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 5 классе  по сказке

Оскара Уайльда «Мальчик – звезда».

Цели: 1. Изучение литературной сказки английского писателя, обучение навыкам анализа художественного произведения. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

2. Развитие речи учащихся через выборочные пересказы, развернутые ответы, инсценировки, участие в дискуссии, развитие мышления, развитие памяти  и эмоциональной сферы.

3. Воспитание доброты, внимательного отношения к матери, уважительного отношения к чужому мнению, поощрение творчества.

                                    Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей урока.

- Ребята, сегодня мы с вами попробуем разобраться  возможна ли истинная красота без доброты, без чувства ответственности за свои поступки; продолжим развивать умения анализировать прочитанное произведение.

Отгадать загадку:

Вечером цветут, утром вянут, днем спят, ночью пробуждаются.

 ( звезды).

  1. Беседа.

   - У вас у каждого на столе лежат звезды. Это была первая загадка. Их сегодня на уроке будет много. Ведь в каждом произведении литературы немало загадок, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всего сможет тот, кто внимательно следит за подсказками автора. Одной из таких подсказок часто бывает название произведения.

Итак, запишем тему урока в тетрадь.

 - Ребята. А что вы представляете себе, когда слышите слово звезда?

( звезда эстрады, путеводная звезда, кремлевские звезды, звезды- другие миры Галактики, падающая звезда- исполнение желаний).

- Таким образом, слово звезда напоминает о неземной красоте. Это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое. Что может нести людям такая красота?

( свет, вести за собой, может быть путеводной, может быть образцом красоты).

- Чем удивляют первые страницы сказки? В какой мир нас погружают?

( мир лютого холода, царящего в красивом, нарядном, зимнем лесу. Холод, как правило, вызывает ассоциации со злом, непониманием, отчужденностью).

- Согласны ли вы, что очутились в мире зла? Зачитать стр. 33- 34.

( нет, в морозном лесу добрые чувства заморожены не у всех. Рогатые совы даже восхищаются такой погодой , маленькие горлинки считают своим долгом придерживаться красивого романтического взгляда на мир, шепча, что эта земля готовиться к свадьбе; белочки и кролики прячутся в свои жилища и греют друг друга; дятел относиться ко всему философски; коноплянки жалеют старушку зиму; один лишь волк злиться, да и то на правительство)

- Таким образом найденный в студеном лесу мальчик может оказаться как дитя зла, так и дитя добра. Путь к нему лесорубам указала падающая звезда. Пока мы не знаем, какой жизненный путь уготован мальчику, но дважды возникает спор о его судьбе.

Как вы думаете почему? Отчего взрослым трудно приютить чужое дитя?

(они чувствуют ответственность за его судьбу, и они бедны, поэтому сомневаются, смогут ли прокормить и воспитать дитя, явно более богатые, чем они.)

       - Лишь один из лесорубов решается взять ребёнка с собой. Почему?

Как отнеслась жена лесоруба к появлению ещё одного ребёнка? Почему она отказывалась принять его?

 (эта женщина оказалась очень чутким и ответственным человеком. Она почувствовала, что если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдёт счастье. Ведь , по словам лесоруба, « в доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»).

       - И так в какую семью попадает мальчик?

 (добрую, трудолюбивую, заботливую, любящую)

      - Каким должен был вырасти ребёнок в такой семье?

 ( добрым, похожим на родителей, понимающим)

      - Проследим каким вырос наш герой?

 (себялюбивым, гордым, жестокосердным, совершает отвратительные поступки: швыряет камнями в бедняков, издевается над животными, помыкает своими сверстниками.)

      - А почему он вырос таким? Его правильно воспитывали?

     - А что такое гордыня?

   Гордыня считалась издавна одним из главных человеческих пороков. Человек, охваченный гордыней, ставящий себя выше других, в итоге был обречён на непонимание и полное одиночество.

     Мальчику – звезде была дарована красота.

    - Но как он воспользовался этим Божьим даром?

 (он притягивал к себе людей, любил находиться в центре внимания)

     - Он притягивал их , но согревал ли он людей? А как вы понимаете холодная красота?

     - А почему же дети, с которыми он общался, становились «столь же жестокосердными»?

 (зло имеет свойства заманивать в свои сети, очень часто прикрывает себя красивой маской, может распространяться , разрастаться как снежный ком. Вот почему так важно уметь распознать его)      

  1. Работа с иллюстрациями.  На доске выставка детских рисунков к этой сказке, это было домашнее задание (мальчик звезда любуется своим отражением, он был точно околдован своей красотой.)

             

  1. Пересказ легенды о Нарциссе (инд.зад.)

Люди, ставящие себя выше других всегда бывают наказаны. Давайте послушаем легенду о Нарциссе, который был наказан богиней Афродитой за то, что отвергал любовь других людей, влюбился в свое отражение и умер от одиночества.

 

- Зло совершил и мальчик- звезда – он отверг любовь своей матери. Посмотрим этот эпизод в исполнении ваших одноклассников.

6. Инсценировка эпизода от слов «Гляньте!..» до слов «Тогда женщина встала…»

 

- Давайте попробуем разобраться, почему он так поступил?

 ( она была нищенкой, бедно одетой).

- Ребята, а что такое мать? Всегда ли наши матери выглядят так, как мы хотели бы?

- Мы порой, к сожалению, помогаем рождению и развитию зла в человеке. Человек растет среди других людей и в общении с ними невольно воспитывает себя под их влиянием.

- Кто виноват в том, что мальчик- звезда таким вырос? Только ли его родители?

- Как вы думаете, повлияли  ли сверстники мальчика- звезды на развитие в нем жестокости и себялюбия?

 ( да, он чувствовал поддержку сверстниками своих безжалостных поступков, никто всерьез его за жестокость не наказывал, даже не выражал неодобрения)

- Оказывается, равнодушие, невмешательство, молчание тоже могут порождать зло. Тем более, что злым ведь быть намного легче. Внешне зло очень привлекательно. Мстить легче, чем простить; прикрикнуть легче, чем  промолчать. Выдержать и сказать спокойно. И повиноваться легче, чем противостоять жестокости..

- А может ли красота помочь в борьбе со злом? ( да, к мнению красивого человека прислушиваются быстрее, ему чаще всего подражают).

- Получается, что красота- это сокровище. Но распорядиться ею можно по- разному. Очень важно, чтобы красота несла миру, людям свет и тепло,  а не эгоизм, неблагодарность, зло и жестокость. Иначе красота разрушает сама себя и разрушает окружающий мир, перестает быть красотой. Так жизнь наказала мальчика – звезду.

7. Чтение  от слов «Тогда женщина встала…» до слов «А на утро он встал…»

- Как теперь стали относиться к нему  окружающие его люди?

- Почему птицы и звери отказываются ему помогать?

-Можно ли считать все случившееся с ним наказанием?

- Как он пытается вымолить у матери прощение? И о чем это говорит? ( раскаяние).

     - С момента раскаяния мальчика- звезды и начала его скитаний сказка становится похожей на народные волшебные сказки.. Докажите это.

( герой отправляется в путь ,проходит через испытания, ему попадаются волшебные существа( колдун) , попадает в чужой мир ( волшебный лес, сад), помогает заяц, которому он спас жизнь, совершает доброе дело, которое говорит о том, что он стал другим; герой вознаграждается).

- Ребята. Эта сказка напоминает притчу. А что такое притча?

- Поучительная история. Если в народной сказке героя ждет в конце в качестве награды богатство, красивая жена, внешнее перерождение, то в сказке – притче важнейшей наградой , заслуженной страданиями становится духовное перерождение, а главным эпизодом – момент прощения героя матерью с отцом.

8. Давайте найдем этот эпизод сказки.   Чтение от слов « И, сказав это, он отвернулся…» до слов «Вот твоя мать…».

- Но на этом сказка не заканчивается. Докажите, что мальчик- звезда стал красив не только внешне, но и внутренне ?

(начал совершать красивые поступки, стал милосерден, стал бережно обращаться с животными и птицами).

Чтение конца произведения.

- Почему он правил недолго?

( слишком тяжелые испытания выпали на его долю, все хорошее слишком недолговечно).

9. Итог урока.

- Итак, возможна ли истинная красота без доброты, без чувства ответственности за свои поступки?

- Ребята, у вас у каждого на столе лежат звезды. Напишите на одной из них, какие качества характера вы хотели бы изменить в себе. А на другой- какие качества хотите приобрести в результате работы над собой.

10. Домашнее задание. Пересказ любого эпизода сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...