Главные вкладки

    План-конспект урока (литература, 9 класс) на тему:
    "Минувшее проходит предо мною" урок внеклассного чтения в 9 классе по произведениям А.С.Пушкина

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Урок внеклассного чтения по историческим произведениям А..С.Пушкина   "Борис Годунов", "Капитанская дочка, ""Полтава" построен в форме игры "Город"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ’’ МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ ’’

    ЛИТЕРАТУРНАЯ   ИГРА  “ ГОРОД “

    по  историческим произведениям  А.С. Пушкина   в 9 классе

    Методическая разработка

    учителя русского языка и литературы  МОУ СОШ №61

    Октябрьского района Ростовской области

    ПОЛОМОШНОВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ.

                                                               

    п. Персиановский

    2008 год

                                                                     

     

                                                                                                         

    ЛИТЕРАТУРНАЯ  ИГРА “ ГОРОД  N “

                                Урок-игра по историческим произведениям А. С. Пушкина

                                  / “Борис Годунов “, “ Полтава “, “ Капитанская дочка “ /

    ЦЕЛИ УРОКА :

    1. Пробудить интерес к историческим произведениям А. С.                                                    Пушкина.

    2. Учить вдумчивому, целенаправленному чтению, умению видеть     роль деталей, эпизодов, пейзажа, анализу выразительных средств языка

    Работать над монологической речью и совершенствовать навыки коллективного обсуждения, развивать навыки творческого мышления.

    3. Воспитывать чувство патриотизма, чувство прекрасного, находчивость, доброжелательность.

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: В  игре “ Город “ используется эффективный универсальный алгоритм. Разнообразие категорий вопросов заставляет учащихся глубоко и детально изучить соответствующие произведения. Например, вопросы “ парк “, “ бюро находок “,  “ трактир “,

    “ вокзал “ направлены на изучение деталей, определения их роли в художественном тексте. Вопросы “ полиция “, “ школа “, “ исторический музей “ заставляют хорошо разбираться в сюжете произведения. Вопросы “ фото “, “парк “ развивают речь  учащихся. Вопросы “ театр “,

    “ салон “ стимулируют фантазию, творческое воображение, артистизм учеников. Вопрос   “библиотека “ учит разбираться в литературоведческих терминах, а вопрос “ памятник “ помогает понять идею автора произведения.

                 Предварительно, в процессе подготовки к уроку класс делится на четыре – пять команд

    / желательно равносильных /. Каждая команда выбирает себе название, связанное с темой урока,

    например: “ Пимен “, “ Самозванец “, “ Полтава “, обосновывает его, готовит эмблему, девиз, инсценировку эпизода, а также по два – три вопроса для противника.

                 Лист ватмана – поле игры – расчерчен на равные клетки / 30 шт. / Каждая клетка имеет свой кармашек, в который помещена карточка с условным обозначением категорий вопроса.

    ХОД ИГРЫ:

    1. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами попали в необычный город  Минувшее, где нам встретятся герои исторических произведений А. С. Пушкина. Как в любом городе, мы можем оказаться на любом перекрёстке, в самом неожиданном месте, встретить и исторических деятелей и простых людей. Ваша задача – не растеряться и найти правильный ответ на вопрос. Пусть победит лучшая команда!
    2. Разыгрывание первого хода. Команда заявляет о себе, объясняют своё название и произносят девиз. Право первого хода представляется команде, заявившей о себе интереснее других. Это определяет жюри старшеклассников или гостей.
    3. Команды делают ходы по очереди, выбирая категорию вопроса по своему желанию. На обсуждение вопроса даётся одна минута. Оценивает ответы жюри. Помощник ведущего отмечает на табло счет   игры.  Если  команда  не знает правильного ответа, то вопрос переходит к другой команде, изъявившей желание ответить на него.
    4. Вопросы, связанные с чтением стихов и отрывков текста, готовят ученики-помощники. Для вопросов “ Бюро находок “ вместе с вопросом предъявляется соответствующий предмет.

    ВОПРОСЫ:

                          “БЮРО НАХОДОК”

    1. Копеечка. Кому принадлежала копеечка? Кто ещё подал названному герою милостыню? Помолился ли он за этого человека?

    Ответ: Копеечку дали юродивому Николке, но её отняли дети, и Николка попросил царя Бориса зарезать детей, как царевича Дмитрия. Когда Борис подал ему милостыню, Николка отказался молиться “за царя-ирода”.

    1. Частый гребень, веник, алтын денег. Кому принадлежали эти предметы?

    Ответ: Василиса Егоровна по бедности давала их Марье Ивановне в приданое.

    1. Пакет с доносом. Кто и на кого написал его?

    Ответ: Кочубей написал этот донос Петру 1 на гетмана Мазепу, обвиняя его в предательстве.

                          “ФОТО”

    1. “А лет ему от роду 20. А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая”. – Чей это портрет?

    Ответ: портрет самозванца Гришки Отрепьева.

    1. Вспомните стихотворный портрет Петра 1 в поэме “Полтава”?

    Ответ: “….               Из шатра

                   Толпой любимцев окруженный,

                    Выходит Петр. Его глаза

                   Сияют, Лик его ужасен.

                   Движенья быстры. Он прекрасен,

                   Он весь, как божья гроза . ”

    1. “Она свежа, как вешний цвет,

             Взлелеянный в тени дубравной,

             Как тополь киевских высот

            Она стройна. Её движенья

            То лебедя пустынных вод

            Напоминают плавный ход,

            То лани быстрые стремленья.

            Как пена, грудь её бела.

            Вокруг высокого чела,

            Как тучи, локоны чернеют.

            Звездной блестят её глаза.

            Её уста, как роза рдеют”.

                    Чей это портрет?

    Ответ: дочери Кочубея – Марии.

                        “ ПОЛИЦИЯ “

    1. “И все тошнит, и голова кружится

      И мальчики кровавые в глазах “.

             В чьей смерти повинен Борис?

    Ответ: Царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, после смерти отца был отправлен на жительство в город Углич, где умер при весьма загадочных обстоятельствах. У Пушкина в “Борисе Годунове” в соответствии с версией И. М. Карамзина в гибели царевича был повинен Годунов.

    1. Вы помните дуэль Гринева  и Швабрина ? Что послужило  её причиной и поводом?

    Ответ: Поводом послужила критика Швабрина на стихи Гринёва и грубые, подлые слова в адрес  

                Маши. Причиной её была зависть, ревность, самолюбие и подлость отвергнутого Машей

                Швабрина.

    1. Почему Григорий Отрепьев имел смелость назваться царевичем Дмитрием?

    Ответ: Почему что хотел стать царём, используя веру народа в чудесное спасение истинного царевича и полученную от Пимена информацию о темных обстоятельствах гибели Дмитрия, а также потому, что верил в своё высокое предназначение.

                         “ПАРК”

    1. Узнайте пейзаж. Какие события происходят на его фоне?

               “Тиха украинская ночь

                 Прозрачно небо. Звезды блещут

                 Своей дремоты превозмочь

                 Не хочет воздух. Чуть трепещут

                 Серебристых тополей листы.

                 Луна снебесной высоты

                 Над Белой Церковью сияет  

                 И пышных гетманов сады

                 И старый замок озаряет.”

    Ответ: Это пейзаж из “Полтавы”. В эту ночь в замке Мазепы в ожидании казни в тяжком  раздумье сидят Кочубей. Прекрасный пейзаж противопоставлен мрачным чувствам героя.

    1. “Ветер между тем  час от часу становился сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжко подымалась, росла и постепенно облагала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. Всё исчезло. “Ну, барин, - закричал ямчик, - Беда! Буран!” Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.”

    Ответ: Это описание бурана из “Капитанской дочки”. Образность языка, наличие метафор, эпитетов, сравнений подтверждает это: “снежное море”, олицетворение: “туча облегла небо”, “ветер завыл” и т.п.

                         “ШКОЛА”

    1. Вспомните наставление отца П. Гринева.

    Ответ: “…Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отказывайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

    1. Кого Петр 1 называл своими учителями после Полтавского боя?

                   “И за учителей своих

                     Заздравный кубок поднимает”.

    Ответ: Карла 12 и его генералов.

                         “САЛОН”

    1. За одну минуту сочините буриме:     ……….бой

                                                                      ………шведа

                                                                      ………одной

                                                                      ………беседа

    1. Вспомните, где звучала песня:

                    “Не шуми, мати зелёная дубравушка,                

                     Не мешай мне, молодцу, думу думати”.

    Ответ: Эту песню слышит Гринев на совете единомышленников у Пучгачёва.

    3. Расскажите стихотворение А. С. Пушкина или спойте романс на его стих.        

                         “БИБЛИОТЕКА”

    1. Что такое реализм? Какие произведения Пушкина написаны этим методом?

    Ответ: Реализм – художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни, стремится к правдивому отражению действительности. “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”.

    1. К какому жанру относится “Борис Годунов”? Дайте понятие этого жанра.

    Ответ: К жанру “трагедии”. Трагедия – драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

    1. Что такое метафора? Приведите два примера из стихов Пушкина.

    Ответ: Метафора – вид тропа, основанный на уподоблении одного предмета другому по сходству или по контрасту.

                         “ТРАКТИР”

    1. Чем угостил Гринёв Пугачёва – вожатого и какие это вызвало последствия?

    Ответ: Стаканом вина. В последствие за это Пугачёв пощадил Гринёва во время своего мятежа.

    1. Какой из известных исторических деятелей “изволил за обедом скушать двух жареных поросят”, …” а в бане показывал царские свои знаки на грудях.”

    Ответ: Пугачев.

                         “ВОКЗАЛ”

    1. Назовите дату Полтавского боя?

    Ответ: 8 июля 1709 г.

    1. Годы Пугачёвского восстания?

    Ответ:1773 – 1775 г

    .3.Назовите точную дату рождения и смерти Пушкина?

    Ответ: 6 июня 1799 г. – 10 февраля 1837 г.

                         “ТЕАТР”

    1. Каждая команда готовит небольшую инсценировку из произведений Пушкина. / Сцена в трактире из “ Бориса  Годунова” ,сцена встречи  Гринёва и Пугачёва во время бурана, Марина и Мазепа /

                         “МУЗЕЙ”

    1. С кем из героев Пушкина связана отмена Юрьева дня?

    Ответ: Борис Годунов отменил Юрьев день.

    1. Рассказывает ли Пушкин о казни Мазепы?

    Ответ: Да, но не в поэме, а в примечаниях к ней. 9 ноября 1708 г. состоялась казнь персоны /куклы/ Мазепа через повешение, т.к. сам изменник сумел бежать к шведам.

    1. В музее сохранился подлинный текст калмыцкой сказки, рассказанной Пугачёвым Гринёву, но  он прочитывается с трудом. Не могли бы вы рассказать эту сказку и объяснить  её смысл.

                       ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

           В конце игры подводятся итоги. Каждый участник команды – победителя получает высшую оценку. Кроме того, отмечаются активные  участники игры, которые тоже получают соответствующие оценки. Учитель произносит заключительное слово.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина "Вся жизнь - один чудесный миг"

    Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина...

    Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина

    Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина(2 часть)...

    Урок литературы в 9 классе по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».

    На данном уроке прививается навык аналитического чтения произведения; учащиеся приходят к раскрытию образа главного героя романа, прослеживаются этапы формирования характера П. Гринева; формируется пр...

    Уроки литературы в 5 классе по произведению А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

    В конспектах уроков литературы по программе ГИ. Беленького по произведению А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" рассматривается связь народной и авторской сказки, их идейной направленности.(В основе уроков ...

    Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Знакомство с героями.

    Эту презентацию можно использовать на первом уроке при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В нгей прекрасный иллюстративный материал  материал для знакомства с главными героями....

    Урок литературы в 8 классе по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Тема: « Моральный суд над Дуней Выриной».

    Урок проводится в форме суда, что вызывает большой интерес у ребят, ведь современное телевидение позволяет наблюдать процесс ведения суда достаточно часто, и дети сами легко распределяют роли накануне...