Уроки литературы в 5 классе по произведению А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Морозова Светлана Викторовна

В конспектах уроков литературы по программе ГИ. Беленького по произведению А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" рассматривается связь народной и авторской сказки, их идейной направленности.

(В основе уроков -технология Е.Н.Ильина).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки литературы в 5 классе

по произведению А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Цели и задачи урока:

*продолжить работу по развитию  общепредметных умений учеников извлекать информацию и  перерабатывать текст;

*формировать и развивать универсальные способы деятельности учеников

( самостоятельные и групповые формы обучения);

*совершенствование самоанализа деятельности, отработка коммуникативных навыков общения.

Тип урока: смешанный урок с использованием  аналитической беседы и комплексного анализа текста..

Технологии:

элементы проектной технологии, группового обучение, коллективного обучения, личностно-ориентированного, игрового – иллюстративное чтение.

Оборудование:

учебник 5 класс 1 часть «Литература» под редакцией Г.И.Беленького.

                                                 Ход  урока:

Мобилизующий этап урока:

Вступление учителя ( 2 минуты):

 Мы с вами приступаем к изучению творчества Александра Сергеевича Пушкина. Каждый  учебный год  будет поднимать нас на ступень выше к Парнасу Пушкина и его друзей-поэтов, и каждый год мы будем делать всё новые и новые открытия. Вот и сегодня попытаемся узнать что-то новое о русском национальном поэте.

Выступления учеников с сообщениями (элемент проектной технологии):

Выступление 1 (3 минуты):

  « В четверг, 26 мая 1811 года, Александру Пушкину исполнилось 12 лет. Первой его поздравила Ариша (как звали господа няню поэта). Она подстерегла минуту, когда он проснулся, подошла осторожно, чтобы не слышно было её тяжёлых шагов, к постели, поцеловала ему руку и с улыбкой положила на табурет красную рубашку собственной работы с вышивкой на вороте и на обшлагах – подарок ко дню рождения своего питомца.

    -Носи на счастье,- сказала она,- не верь молве: в мае родиться – век  маяться. Счастье – пташка вольная, но его заслужить надо. А ты наденешь рубашечку и станешь, как  королеввич».

     Счастье надо заслужить! – этот урок няни Пушкин запомнит на всю жизнь.

Арина Родионовна поведала много сказок поэту не только в его детские годы, но и во время его ссылки. Зимой у камина в Михайловском он услышал от неё много «преданий старины глубокой», но о Руслане знал с детства: рыцарь счастье обязан заслужить».

Открытие темы (3 минуты):

 Вы, наверное, из сообщения догадались: что нам предстоит узнать сегодня?

- Мы будем учить Пушкина.

- Мы знаем его сказки.

- А я могу прочитать наизусть «У лукоморья дуб зелёный»

Отлично, но когда вы узнали о поэте?

- В детстве мы с бабушкой читали его сказки.

- А мы с родителями ездили в Михайловское, я видела «домик няни», он в бане был.

-Мы учили это стихотворение в начальной школе.

Значит, вы узнали многое ещё в детстве, что же нового узнаем сегодня на уроке?

 

Выступление  (3 минуты):

« На день рождения Александру Сергеевичу подарили  Томик Флориана, сказки Гамильтона, графическую мифологию во французском издании с картинками. Тётушка Елизавета подарила модный нравоучительный роман « мадемазель Жанлис». Бабушка, Мария Алексеевна, говорившая с внуком по-французски, подарила книгу с французским рыцарем на первой странице».

   Ему вспоминаются  летние дни в Захарове, где вечерами бабушка рассказывала о своих предках. Она хорошо помнила арапа, Абрама Ганнибала, крестника Петра первого:

- Об Африке тужил. Ему семи лет не было, когда его турки увезли. А он такой  храбрый был, всё собирался  княжество своё африканское добывать. Да кто знает, было ли оно».

   Эти вечера в Захарове поэт часто вспоминал. Ему нравились рассказы о рыцарском характере предка, о его храбрости, смелости. На страницах подаренных книг сражались со злом именно такие герои».

Обсуждение, оценка выступлений и беседа по итогам  (4 минуты):

(элемент технологии проблемного обучения)

Итак, вы узнали, чему учила питомца няня Арина Родионовна, вспомните:

- Она ему сказки рассказывала.

- Она говорила, что он будет счастливым, если не поверит сплетням о рождённых в мае.

- Она говорила, что за счастье надо бороться, оно просто не даётся.

А чему поэта учила бабушка, Мария Алексеевна?

-Мария Алексеевна научила читать французские книги.

-Бабушка рассказывала о его прадеде, Арапе Петра 1, что он храбрый был

     Как вы думаете, что из этих уроков детства более запомнилось Александру Сергеевичу Пушкину?

   

                                            Счастье надо заслужить.

                                   Рыцари – люди честные и смелые.

Работа с текстом – 14 минут

Но правы ли мы с Вами, делая такой вывод?

 Давайте нашу тему запишем в тетради и проверим, читая строки поэмы.

  Читает наизусть вступление ученик, который сказал, что помнит наизусть строки поэмы, остальные следят по учебнику (страница 106-107)        

Как вам кажется, откуда  поэт взял  героев волшебного Лукоморья: из сказок няни или из книг бабушки?

Группа 1: выпишите из вступления имена всех сказочных персонажей?

Группа 2: выпишите из вступления описание сказочной страны, где обитают герои Лукоморья.

 

Герои:

Леший. Русалка, невиданные звери (следы), 30 витязей и Черномор, Королевич, царь Кащей, колдун -Черномор, Баба Яга, царевна и серый волк.

Пейзаж:

«…там лес  и дол, видений полный…»

«…там на заре нахлынут волны на брег песчаный и пустой…»

«…через  моря, через леса…»

Вывод:

-правы ли мы, считая, что все герои взяты поэтом только от няни? А Черномор из какой народной сказки?

Обсуждение (4 минуты)

Обратите внимание на Королевича – это герой  европейских сказов о рыцарях. А Черномор  найден самим поэтом, в этом одно из отличий литературной и народной сказок.

 А теперь вспомним два урока из детства:

                                        Счастье  надо заслужить.

                          Рыцарь должен быть честным и смелым .

 Эти уроки детства и стали ключом к его поэме «Руслан и Людмила». Может быть, для некоторых  они послужат тоже своеобразным уроком.

А пока подумайте, почему сказочные герои очутились не в сказке, а в поэме?

Что необычного во вступлении:

-стихотворное начало.

Это верно подмечено. А какие чувства к этим героям испытывает автор?

-они ему знакомы с детства, и он их любит.

Вы правы: кот рассказал сказку, которая поэту понравилась, и он охотно с ней делится. Необычное начало.

Работа с литературоведческим термином (6 минут)

Так что же такое поэма?

Читаем определение на странице 105, выписываем в тетрадь определение.

 С чего начинается завязка сюжета?

(Технология коллективного обучения)

   Чтение на странице 107-108 ,

 комментарий:

 словарная работа: гридница, Лель, баян. Венец, Владимир-солнце.

 Необычный зачин: в сказках народных всё заканчивается свадьбой героев, а у Пушкина всё только начинается, почему?

Ответы учеников суммирует учитель:

« Свадьба – это счастье, оно вначале – дар Руслану, а его, помните, надо заслужить, и рыцарь обязан преодолеть всё- это и есть основная мысль поэмы».

Вывод записывается в тетрадь.

Домашнее задание (комментарий и запись -2 минуты):

 1 ряд – кто ещё отправится на поиски Людмилы (самостоятельно в сборнике поэм А.С.Пушкина  «песню вторую» прочитайте и составьте портрет Рогдая,  Ратмира и Фарлафа);

 2 ряд – «песня третья» прочитайте и составьте письменный план «Испытания Руслана».

3 ряд из «песни третьей» подготовьте письменный план и пересказ «История Головы»

Перспективное задание на третий урок: Носов «Витя Малеев в школе и дома» 6инсценировка поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Урок подходит к завершению( 4-3 минуты)

Мне понравилось, как вы работали, но интересно услышать: что нового вы узнали на этом уроке  или на что обратили внимание:

- Что у Пушкина дед-арап.

-А дядька Черномор и колдун – один и тот же герой?

- Что у Пушкина была бабушка, Мария Алексеевна.

- Что счастье не всем даётся, особенно если родился в мае

- А почему мы говорим, что он родился в мае, а в учебнике записано, что 6 июня?

Мне понравились  вопросы о дате рождения и о Черноморе.

 С ответов на них  начнём следующий урок: может, кто-то уже  знает ответ.

Звонок…

                             

         

                              Рыцарь должен быть честным и смелым.

Цель и задачи урока:

   Обучающая:

 *комментированное чтение и аналитическая беседа обогатят представление учеников о сюжете и героях;

   Развивающая:

 *исследование текста и сопоставление с сюжетами народных сказок помогут формированию общепредметных навыков: анализ – рефлексия – вывод - создание

собственного текста (письменной творческой работы);

   Воспитательная:

 *идейная направленность поэмы: за счастье надо бороться, а рыцарь обязан быть храбрым  и доблестным – служит формированию гражданской позиции ученика – читателя.

Оборудование: мультимедийное оборудование для просмотра слайдов презентации к уроку.

                                                    Ход урока.

Мобилизующий этап урока (1 минута):

    Вы готовились к сегодняшнему уроку, и мне, и вам хочется узнать, какие «открытия» вы сделали, читая поэму. Расскажите, пожалуйста, кто, кроме  Руслана, отправился по приказу Владимира - солнышко искать Дочь его, Людмилу?

Слушаем домашние задания учеников и одновременно заполняем таблицу (приготовить заранее с помощью слайдов №1-4)  (7 минут):

Фарлаф: «…И важно подбочась, Фарлаф,        1

                     Надувшись, ехал за Русланом.        1

                     Он говорит: «Насилу я        1Фарлаф –  заносчив,

                     На волю вырвался, друзья!        1        хвастлив,

                     Ну, скоро ль встречусь  с великаном?        1

                     Уж то-то крови будет течь…»                  

         

Рогдай: «…Рогдай  угрюм, молчит - ни слова…        1

                    Страшась неведомой судьбы                     1

                    И мучась ревностью напрасной,                1 Рогдай – труслив,

                    Всех больше беспокоен он,                        1         ревнив,

                    И часто взор его ужасный                          1

                    На князя мрачно устремлён…»

Ратмир: «…радостный Ратмир:                                     1

                    Сейчас коней своих седлаем;                      1 Ратмир – жаждет боя.

                    Мы рады весь изъездить мир…»             1   ищет приключений.

Руслан: «…Руслан уныньем как убит;        1

                    Мысль о потерянной невесте         1 Руслан – переживает потерю,

                    Его терзает и мертвит…»                              1                мечтает спасти,

                                                                                                                Желает помочь

   

 Учитель:

(аналитическая беседа – элемент технологии проблемного обучения- 1 минута)

Давайте вспомним, о чём узнали на прошлом уроке.

Какие  уроки из  сказки усвоил поэт и какие идеи оставил в поэме?

       «За счастье надо бороться!»

       «Рыцарь должен быть смелым и храбрым!»

Кто, на ваш взгляд, готов счастье добывать в серьёзном бою – объясните свою позицию, используя цитаты.

Кто из рыцарей кажется вам смелым. Храбрым и почему?

 Итак, только Руслан и Ратмир готовы к смелым поединкам, но только Руслан понимает, за что он идёт в бой.

    Учитель:

 Четверо рыцарей отправляются в путь .

 (вспомните героев ДЮМА «Три мушкетёра и Дартаньян). Но ведь это начало сказки – герои идут в путь- это композиционное развитие сюжета.

Наши ребята (2-й ряд) готовили дома историю похода  Руслана  за счастьем, послушаем их пересказ 3 песни (3 минуты + 1 минута):

 Ученик (с тетрадью):

 «Руслан встретил на своём пути старика, который рассказал, что похитил Людмилу

колдун Черномор. Старец предсказал победу Руслану, но для этого нужно было не трусить, а смело идти вперёд.

  Потом  на Руслана напал Рогдай, которого Руслан победил. Это был первый бой на пути к счастью.

Потом Руслан попал на поле боя и сразился с головой. Это был его второй бой. А потом Голова ему рассказала про Черномора, и Руслан отправился дальше».

  Учитель:

«Ребята, а помните вопрос прошлого урока: Черномор во вступлении и в поэме - один и тот же герой?

 Чтобы ответить, сначала послушаем пересказ «Истории Головы» (слайды №5-6)

 (4 минуты):

Ученик (с тетрадью):

«Голова рассказала, каким доблестным рыцарь бал когда-то человек, но его предал брат-карлик. Заставив витязя брата отыскать богатырский меч,  Карла - чародей , хитростью и коварством убил брата и завладел мечом. А потом, отрубив Голову, оставил её в поле стеречь меч. Руслану меч достался в бою, и Голова попросила отомстить за него».

  Учитель:

(аналитическая беседа – 3 минуты + запись в тетрадь-3 минуты)

«Заметили разницу в портретах героев: Черномор во вступлении - дядька богатырей. Другой Черномор - карлик – чародей. Мы с вами тоже проявили терпение, чтобы достичь цели и найти ответ на наш вопрос. У нас был ещё вопрос о дне рождения поэта – кто понял: почему няня упоминала май, а мы говорим об июне?. В 1924 году было официально принято решение о переходе с  григорианского на юлианский календарь. И дни сдвинулись.  Но всё-таки Пушкин помнил о народной молве, поэтому Руслану приписал другую судьбу: «О, витязь! Ты храним судьбою».

*Каким предстал Руслан на поле боя?

*Какие черты характера проявил витязь перед боем с головой? После?

 Запись в тетрадях учеников со слайда № 7 (6 минут)

«Руслан проявляет смелость  и честность в первом бою, мужество и отвагу в бою с Головой – он воплощение добра.

Пушкин своего героя называет «витязь славный», «наш герой», «проворный витязь» - поэтому мы понимаем, как он дорог поэту»

А каким предстал Черномор в рассказе Головы? ( Чтение - страница 109- и составление цитатного портрета,  запись в тетрадь):

«Черномор жесток и коварен. Он карлик-колдун. Его сила не в нём, а в его бороде».

 Учитель:

( 14 минут + 2 минуты на дом. задание)

Руслан отправился весной на поиски Людмилы, встретился с Головой – осенью.

Какие доспехи нашёл герой  на поле боя:

Работа с синонимами: доспехи, латы, панцирь – кольчуга.

Работа с историзмами: копьё, щит.

Аналитическая беседа, объяснение учителя:

«Обратите внимание: Руслану не сразу подошёл меч – почему?

По своей силе витязь превосходит других богатырей, но и испытания ему выпадают серьёзные на пути к счастью. Руслан Победит ЧЕРНОМОРА и освободит Людмилу- конец поэме? Нет. Третий бой героя был с Черномором. Руслан проявил русскую удаль и победил коварного волшебника . Дважды в поэме А.С.Пушкин  описал этот бой:  в начале поэмы (вспоминаем, читаем наизусть) и в песне 5.

Но бой с карликом не завершение сказки. Вспомните уроки из детства поэта: за счастье надо бороться, и рыцарь обязан быть смелым и честным. Про смелость Руслана мы говорили много. Но тот, кто читал поэму , знает, что Фарлаф напал на спящего героя и убил рыцаря. Только «живая» и «мёртвая» вода, как в народных сказках няни , оживит витязя, и сказка закончится пиром.

 Зачем же нужно было включать этот эпизод с предательством Фарлафа?

Мы должны были понять: рыцарь не может быть лживым, он не имеет права на подлость».
Итог урока записываем в тетрадь (слайд №8):

«Почему А.С.Пушкин назвал историю Руслана – « преданиями славы и добра»?

План ответа:

Уроки детства в сказках няни и бабушки?

Чем Руслан похож на русских богатырей и средневековых рыцарей?

Почему А.С.Пушкин считал, что его поэма о славе и о добре?

Домашнее задание: чтение сказки на  стр 122 (вопросы №6 и 7)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

тест по литературе 6 класс по произведению А.С.Пушкина "Дубровский".

Итоговая контрольная работа  роману А.С. Пушкина «Дубровский». Задания с выбором ответа...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Тест по произведению А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Тест по литературе по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" для учащихся 5 класса...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по предмету Литературное чтение. Тема: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича  по предмету Литературное чтение...