УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Князева Любовь Ивановна

Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные средства, с помощью которых он её выражает. В процессе этой работы мы должны учиться выразительному чтению, художественным пересказам, умению давать развёрнутые ответы на вопросы, умению цитировать текст, в подтверждение своих мыслей.

Каждое произведение литературы – всегда «загадка», и в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов, поэтому каждый из вас вправе высказать свою точку зрения, не боясь, что она будет неправильной. Отгадывает «загадки» всегда лучше тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора. Одной из таких подсказок часто бывает название.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knyazeva_l.i._literatura_-malchik-zvezda.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ШКОЛА  №  15» ОКРУГА МУРОМ

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ

по  сказке  Оскара  Уайльда «Мальчик - звезда»

НА  ОСНОВЕ  КОМПЛЕКСА  «ВОКРУГ  ТЕБЯ  -  МИР»

В 5 КЛАССЕ  

Подготовила:

Князева Л.И.,

учитель русского языка

и литературы

средней школы № 15

2013 год


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Знакомясь с любым художественным произведением, какую цель мы для себя ставим?

(постановка целей самими учащимися)

Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные средства, с помощью которых он её выражает. В процессе этой работы мы должны учиться выразительному чтению, художественным пересказам, умению давать развёрнутые ответы на вопросы, умению цитировать текст, в подтверждение своих мыслей.

Каждое произведение литературы – всегда «загадка», и в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов, поэтому каждый из вас вправе высказать свою точку зрения, не боясь, что она будет неправильной. Отгадывает «загадки» всегда лучше тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора. Одной из таких подсказок часто бывает название.

Сказка английского писателя Оскара Уайльда озаглавлено необычно: «Мальчик – звезда».

Как вы думаете, какое слово в этом название самое загадочное? Почему? А что такое для вас звезда? Назовите (запишите, какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом звезда). Какие возникают ассоциации? Красота, неземная красота, а если это красота, то, что она должна нести людям. Свет, добро, вести за собой, быть «путеводной звездой», образцом красоты, совершенство, идеалом. А у О.Уайльда не просто звезда, а мальчик – звезда. Что обозначает это словосочетание слов.

Работа с текстом

               Как начинается сказка? Чем вас удивили первые страницы произведения О.Уайльда? (красивый лес, лютый холод и разная оценка этой погоды зверями и  птицами. Уже здесь начинаем понимать, что на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения.)

   По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба. Что узнали мы о них из их разговоров?

  Лесорубы стали свидетелями удивительной картины: с неба упала необычно яркая звезда и опустилась неподалёку от них. Надеясь, что это кусок золота, они подбежали к месту падения звезды и обнаружили ребёнка, одетого в плащ из золотой ткани и янтарное ожерелье на нём.

   Что предложил сделать с ребёнком один из лесорубов? Как отнесся к его предложению другой и как оценил это предложение? (оставить – значит совершить злое дело) – стр.35

    Какой была реакция жены лесоруба, когда он принёс в дом младенца? Каким словом оценивает лесоруб поведение жены в данной ситуации? (каменное сердце)

    Какое изобразительное средство использует автор в его оценке? метафора)

Чтение по ролям.

  У неё действительно «каменное сердце» (холодное, равнодушное, безразличное к чужим страданиям)? Что её сдерживало? (свои дети голодные)  В её колебаниях – большая ответственность за свою семью, за этого ребёнка.

   Каким вырос дитя – звезда? Каковы его:

  • внешность
  • поступки

Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды? Какие изобразительные средства помогают передать это чувство? (восхищение красотой, сравнения)

 Соответствует ли его поведение внешности? Кажется ли он вам красивым?

 Что принесла красота Мальчику–звезде, семье лесоруба и их селению? (им красота Мальчика – звезды, принесла зло, потому что у Мальчика – звезды холодная, бездушная, бессердечная красота. Она притягивает, но не радует.)

  А почему автор пишет, что красота принесла ему только зло? Какое зло принесла ему красота?

          Жестокость, гордость и себялюбие направлены не только против окружающих людей и животных, но и против самого – он одинок, поскольку считает себя выше других, он сам не испытывает тёплых чувств – в результате «каменеет» его сердце, и он теряет способность не только к сочувствию, но и к радости. Он разрушает свою красоту – жестокость, злоба искажают красивые черты лица, и оно перестаёт быть прекрасным.)

         А как вы относитесь к поступкам его сверстников? Что, на ваш взгляд, страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика – звезды или полное повиновение ему его сверстников? Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всём?

        Зло часто бывает внешне привлекательным. Повиноваться легче, чем противостоять жестокости. Мальчик – звезда вёл себя так, потому что постоянно чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить своё превосходство над ними.

Вывод Красота – это сокровище. И надо уметь ею распоряжаться. Важно, чтобы красота несла миру свет и тепло, а не зло и жестокость и неблагодарность. Иначе она разрушает не только окружающий мир, но и сама себя, т.е. такая красота перестает восприниматься как красота.

Рассмотрим вторую часть сказки.

  1. Какой эпизод вы считаете в ней главным? (встречу Мальчика – звезды с матерью).
  2. Как выглядела эта женщина? Почему? Когда мы начинаем догадываться, что перед нами не простая нищенка, а мать Мальчика – звезды?
  3. Что испытывала, что чувствовала женщина, когда Мальчик - звезда швырял в неё камнями и насмехался над ней? Что означает ужас в её глазах?

 

Инсценировка эпизода «Разговор с матерью»

Вопросы (предварительные) на восприятие

а) почему, по мнению Мальчика – звезды, нищенка не могла быть его матерью?

 б) Действительно ли мать Мальчика – звезды некрасива?

Почему Мальчик – звезда назвал её уродливой?

  в) Поверил ли сам Мальчик – звезда в то, что эта женщина – его мать?

 г) Как автор оценивает поведение героя в этой ситуации? Почему мать не смогла достучаться до его сердца?

 д) Каким вы представляете Мальчика – звезду в этой сцене: красивым или некрасивым? Почему? Назовите предшествующие эпизоды, в которых Мальчик – звезда казался вам некрасивым.

Вывод Человек может стать некрасивым по разным причинам. Это может быть болезнь и страдания. И тогда он вызывает наше сочувствие, сострадание. Но бывает, что в облике внешне красивого человека проступает злоба, жестокость, которые закрывают его красоту, и он кажется нам некрасивым, непривлекательным, о таких людях не зря говорят, что у них отталкивающая внешность.

   

  1. За что и какое наказание понёс Мальчик – звезда?
  2. Изменился ли Мальчик – звезда в конце сказки? Обрёл ли он свою прекрасную внешность? Преображения героя коснулись только его внешности?

Послушаем сжатый пересказ эпизода

  • Каким было отношение окружающих к нему? Какие слова из текста перекликаются с одним из афоризмов, написанных на доске?
  • Какие слова появляются в словаре автора, когда он рисует, как тает «каменное сердце» мальчика? (заплакал, стал просить прощения, позабыл про свою беду, сжалился, снова пожалел)
  • Какой приём, характерный для русской народной сказки, использует автор, показывая преображения героя? (троекратные повторения).

Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т.е. непривлекательным.

Выразительное чтение эпизода преображения героя и встречи его с родителями?

  1. Что больше всего ценит Мальчик – звезда в конце сказки? (любовь и прощение родителей, возможность помогать людям)
  2. Что несёт его правление людям? (Добро и милосердие, которое меняют окружающий мир к лучшему)

Соответствует ли теперь его внешность его поступкам?

Вывод Что же может и должна нести людям красота? В чём истинная красота человека?

    Красота должна нести людям свет и добро, а не зло и жестокость. Истинная красота человека в гармонии его внешнего и внутреннего мира.

 Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»

  1. Что общего между стихотворением Заболоцкого и сказкой О.Уайльда «Мальчик – звезда?»
  2. Есть ли какая- то связь между сказкой О.Уайльда и произведениями, изученными на внеклассном чтении: сказкой Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и сказкой А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Домашнее задание

Сочинение- миниатюра « Что есть истинная красота человека»;

«Над чем заставило задуматься произведение О.Уайльда  «Мальчик-звезда»

Методическая разработка урока литературы в 5 классе на основе комплекса «Вокруг тебя - мир», по теме: «Что есть истинная красота человека?» ( по сказке  О.Уальда « Мальчик-звезда»).

Автор: Князева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Место работы: общеобразовательная школа №15, г.Муром, Владимирской области.

Адрес школы: 602256, Владимирская область, г.Муром, улица Колхозная,35.

e-mail: school_15_@mail.ru

Телефон мобильный: 8-915-756-04-70.

Рабочий: 8 (49234) 4-05-80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».

Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"

Адаптированный сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" можно использовать в рамках Недели английского языка...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"

Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....

Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…» 5 класс

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2 Предмет:      литератураКласс:           5Тема урока: Вн...