Открытый урок по чтению 9Б класс В.Маяковский
методическая разработка по литературе (9 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

Урок по теме "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маякоским на даче...."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9b_12.02.2025_chtenie_mayakovskiy.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Фролова Н.В.

Открытый урок по чтению по теме:

 «Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».»

АООП общего образования (вариант 9.1)

Урок проведен 12.02.2025 в 9Б классе.

Учитель: Дорофеева О.В.

Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.

Цели урока:

- Познакомить учащихся с творчеством В.В. Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.

- развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся.

- воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени. Какие качества характера вы знаете?

Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии?

Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.В.Маяковского и постараемся увидеть, в чем поэт видит предназначение своего поэтического дара, а также какими средствами выразительности языка он пользуется, чтобы дать нам это понять. Кроме того, я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете забывать такие качества личности, как вежливость, трудолюбие, терпимость, потому что они очень нам пригодятся.

  1. Объявление темы урока. Целеполагание.

Чтение эпиграфа на доске:

Поэзия –

вся! –

езда в незнамое.

- Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. В чем она заключается?

(Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)

- Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего?

(Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека)

- Все ли стихотворения могут затронуть души читателей? Что нужно, чтобы это случилось?

(Необходимо подбирать такие слова, фразы, которые как можно точнее передают те или иные явления, чувства)

  1. Актуализация ранее изученного.

Поэзия - вся! - езда в незнаемое. - сказал Маяковский

Удивительные слова! Необычные! Непривычные! «Незнаемое»... Приведите синонимы к этому слову. (Незнакомое, неизвестное, неизведанное...)

В одной строке — восхитительная метафора! Маяковский сравнивает поэзию с увлекательным, интересным путешествием по просторам таинственной страны, имя которой — поэзия, и только тот путешественник насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым, восприимчивым к поэтическому слову. Как вы думаете, зачем нам, людям, нужна поэзия? (Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное...)

Роль поэта в жизни общества, предназначение его поэзии – вопрос, волновавший множество писателей в разные времена. Сегодня на уроке мы должны с вами увидеть, как понимает эту тему В.В. Маяковский.

Писатель очень серьезно относился к своему поэтическому дару, многие его поэтические произведения и статьи были написаны именно на эту тему. В частности, одна из его работ –  «Как делать стихи». Давайте теперь посмотрим, какие принципы, этапы работы над стихотворением выделил поэт.

(сообщение по его статье «Как делать стихи»)

Из данного сообщения, как вы поняли, что было очень важно для поэта в процессе создания стихотворений?

Действительно, поэт был требователен к себе и относился к своему призванию как к очень тяжелому труду.

Давайте же посмотрим, какой мир поэтических образов создает писатель. Для этого прослушаем отрывок из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», слова из которого стали эпиграфом к нашему уроку:

— Поэзия

      — вся!—

           езда в незнаемое.

Поэзия —

        та же добыча радия.

В грамм добыча,

           в год труды.

Изводишь

       единого слова ради

тысячи тонн

        словесной руды.

Но как

     испепеляюще

              слов этих жжение

рядом

   с тлением

         слова-сырца.

Эти слова

      приводят в движение

тысячи лет

        миллионов сердца.

Как поэт понимает сущность поэтического творчества согласно данному отрывку? Что вам кажется необычным?

(Сравнивает поэзию с производственными процессами – «добыча радия»; «слово-сырец», «словесная руда». Утверждает, что труд поэта ничуть не легче труда чернорабочего, ведь конечная цель – затронуть сердца и души людей – не из легких)

Действительно, В.В.Маяковский говорит, что работа поэта требует огромной ответственности и трудолюбия, ведь от нее зависит нравственное воспитание, прозрение людей.

Давайте теперь поближе познакомимся с миром образов поэта. Откройте стр. 351 вашего учебника. Перед вами стихотворение В.В. Маяковского – «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?

(О приключении, о чем-то необычном, невероятном)

Прочитаем подзаголовок. Как вы думаете, для чего автор не просто указывает место действия в названии, но еще и приводит точное его место в подзаголовке?

(установка на правдоподобие, хочет убедить читателей, что подобное происходило на самом деле)

Еще не прочитав стихотворение, что вы можете сказать по его названию. Как вы думаете, какими особенностями это произведение будет обладать?

(сочетание правды и вымысла, черт реального и сказочного, фантастического)

  1. Работа с текстом.

- Давайте прочитаем это стихотворение.

(чтение стихотворения)

Данное стихотворение интересно уже тем, что оно сюжетно. И его можно разделить на несколько частей.

-. Несмотря на то, что перед нами лирическое произведение, в нем можно выделить композиционные части как, например, в рассказе.

1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта».

2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"». 3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».

1. «Обыденная работа поэта».

- Напомните, что принято называть в литературоведении гиперболой и метафорой. (Преувеличение, скрытое сравнение.)

- Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)

- Чем обосновано употребление оборота «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)

- С каким чувством поэт произносит фразе «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.)

- Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко...

- В начале лета 1920 года Маяковский впервые поселился в Пушкино, где снимал дачу на Акуловой горе перед большим заливным лугом. Всмотритесь внимательно в описание местности, где будет разворачиваться поэтическое действо.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою

А низ горы – деревней был

Кривился крыш корою.

Как вы себе ее представляете? (Внизу горы, где расположена дача поэта, - деревня. Судя по всему, небогатая: низкие дома, кривые кровли. Поэт озирает округу свысока - вот почему так хорошо ему видна эта «кривизна» крыш.)

- Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему. Куда каждый вечер уходит солнце? (Поэт предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)

- Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.)

- Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!)

2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение «на чай».

- Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что предвещает такое начало? («И так однажды...» - это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...)

- Как поэт выражает свою злость? («Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...)

- Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу: «Слазь!», «довольно шляться», «дармоед»? (Поэт, удрученный жарой, изнурительным трудом художника-агитатора, считает несправедливым обыденный порядок с «восходом» и «заходом» солнца, ему захотелось пристыдить светило за его «бесполезный» труд в жаркий июль.)

- Справедливы ли такие слова поэта? (Наверное, нет. Солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...)

- Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.)

- Есть такой фразеологизм - сколько лет, сколько зим. Как это выражение интерпретирует поэт? («Не знай ни зим, ни лет» - тяжелый, рутинный труд, ни отдыха, ни выходных. Под пером мастера даже обычные выражения приобретают новые очертания, придавая повествованию глубокую убедительность и яркость.)

- Сам Маяковский, когда читал свое стихотворение со сцены, старался не кричать, не повышал голоса, чтобы передать экспрессивную силу словам, адресованным солнцу, а произносил слова и фразы спокойно, с едва заметным пренебрежением.

- Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...» Замечательное наблюдение! Оно поможет вам при чтении отрывка правильно подобрать интонацию: от пренебрежительного раздражения - к примирительному и дружелюбному тону. )

Как вы понимаете неологизм поэт «златолобо»? (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звука-ми [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце - живое!)

Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)

3. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

- Нарисуйте словами, как вы представляете себе «шествие солнца»? Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»? (Огромное светило шагает по земле... лучами! Оно приходит к поэту «по доброй воле», не рассердясь на бранные слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца масса»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачиваются его лучи. Оно устало, «дух переведя», говорит «басом»...)

Какое событие произошло с солнцем впервые? («Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».)

- Верно, «не поэт устремляет завороженный взгляд в космос, а небесное светило запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости».

- Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденности? («Чаи гони, / гони, поэт, варенье». Солнце не смущает непривычная обстановка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж, «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее!)

- Можно считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве? Гостеприимен ли он? (Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уголок скамьи». )

- Но не странным ли кажется жест поэта «на самовар», когда летняя «жара с ума сводила»? (Нет, хотя пить в жару чай, пусть даже с вареньем, не совсем комфортно, но, может быть, «самовар» здесь как символ гостеприимства, как, впрочем, и «чай» и «варенье»...)

- Действительно, мы словно видим этот пузатый, начищенный до блеска, с трубой для углей, «грузный», пыхтящий самовар. Почему же рассеиваются страх и скованность в поэте? (Из солнца струится «ясь» — свет, ясность.)

- О чем и как ведут беседу поэт и солнце? (Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» - о работе. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.)

- Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? (Он уже «на ты» сосветилом,«дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и нескучным: «Болтали так до темноты».)

- Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»? (Это слова из призыва солнца к поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет, развеем серую скуку буден.)

- Верно. Поэт и солнце делают одно дело: несут свет и добро людям. Солнце - животворной радостью своих лучей, поэт - светом своей поэзии.

Я буду солнце лить свое

а ты – свое

стихами.

4. «Поэтическое кредо поэта».

- В заключительной части стихотворения мы словно видим... два солнца: меркнет «стена теней», «ночей тюрьма», отступает «серый хлам» бытия под натиском «стихов и света». Усталое солнце заменит поэт. Почему же в финале стихотворения поэт заводит речь о «ночи», «тени»? (Возможно, чтобы ярче высветить силу поэзии, которой не страшна никакая тьма, «снова день трезвонится».)

В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?

Светить всегда,

светить везде...

- Яркая метафора Маяковского «поэзия - солнце» вырастает в емкий образ-
символ: поэзия - свет, день. Но поэзия —это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый точный и справедливый.

А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы обращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами? (Да, все стихотворение насыщено призывами, обращениями, лозунгами. Это не случайно. Поэт видел перед собой своего читателя.)

Я думаю, своим стихотворением Маковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам. Ведь не зря героем его стихотворения становится солнце...

Нам еще предстоит впереди встреча с этим гениальным поэтом, который с трепетом относился к своему читателю, который «болел» за то, чтоб в мире стало «больше поэтов / хороших и разных», а понимать и чувствовать стихи — это не меньший труд, чем писать их.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Обобщая все, что вы услышали и узнали на уроке попробуем создать свое мнение о поэте Маяковском необычным способом.. Поэтапно: сначала составьте как можно больше слов из имени Владимир Маяковский. Выделите опорные слова. Подберите к ним синонимы, антонимы, ассоциации. Попробуйте их связать в высказывание.

Мир, маяк, око, лира, даль, рай, лик, солист, воск.

Солист Синонимы: ведущий, первый, певец

Антонимы: хорист, рядовой.

Ассоциации: властный, единственный, победитель, громкий, звучащий, основатель.

Синонимы: властелин, великан

Антонимы: забытый, губитель

Ассоциации: яркий, путеводитель, буря, уникальный.

Маяковский твердый, ведущий вперед, властный, яркий, своюлиру отдает массам, любит свое дело, освещает путь вперед.

Оценки: за умение анализировать литературное произведение, выявлять авторскую концепцию, за творческий подход при выполнении заданий

  1. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения по ролям.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....

Конспект открытого урока литературы в 11 классе «В.В.Маяковский. Портрет поэта».

Данный урок проводится в 11 классе перед изучением творчества Маяковского. Цель урока - показать неординарность Маяковского, заинтересовать его творчеством....

Открытый урок по литературе 7 класс. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче"

Открытый урок по литературе 7 класс. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче"...

Открытый урок по чтению 9А класс Ю.Коваль "Приключения Васи Куролесова"

Открытый урок по чтению в 9А классе, проведен 5.04.2024...

Открытый урок по чтению 9Б класс Шолохов

М.Шолохов "Судьба человека"...