Главные вкладки

    Конспект открытого урока литературы в 11 классе «В.В.Маяковский. Портрет поэта».
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Кезина Елена Витальевна

    Данный урок проводится в 11 классе перед изучением творчества Маяковского. Цель урока - показать неординарность Маяковского, заинтересовать его творчеством.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mayakovskiy_portret_poeta_.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока литературы в 11 «А» классе ГБОУ школа № 543.

    Учитель: Кезина Елена Витальевна

    Тема:

    «В.В.Маяковский. Портрет поэта».

    Цели: 1. Образовательные: познакомить учеников с биографией В.В.Маяковского, показать неординарность Маяковского как личности;

    2. Воспитательные: заинтересовать учащихся творчеством Маяковского, побудить к осмысленному пониманию сложных текстов поэта;

    3. Развивающие: развивать творческие способности, навыки монологического выступления, аргументации собственного мнения.

    Оборудование: мультимедийная установка, плакаты с изображением эмблемы кафе «Бродячая собака», рояля, раздаточный материал.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.
    2. Сообщение целей и задач урока.

    Учитель (редактор газеты): Итак, коллеги, присаживайтесь, начнём наше заседание редакционной коллегии. Говорят, появился новый молодой поэт, и весьма талантливый, Владимир Маяковский. Там поручено подготовит о нём статью. Что будем делать?

    Ученики: (предполагаемые ответы) Надо почитать его стихи, послушать выступления, может быть, взять интервью.

    Учитель: Хорошо, сегодня как раз в артистическом подвале «Бродячая собака» состоится его выступление. Отправляйтесь туда, подготовьте материалы. Вот вам черновики и билеты. Жду от вас статьи. Напечатаем лучшую.

     

    Ученики переносятся в артистический подвал «Бродячая собака».

    1. Основная часть.

    Распорядитель кафе: Сегодня, 18 октября, в нашем артистическом подвале «Бродячая собака» состоится публичное выступление молодого талантливого поэта Владимира Маяковского.

    В класс входят две женщины:

    1 Дорогая, вы слышали про какое-то новое течение, футуризм, кажется?

    2- О, это чрезвычайно интересно!

    1 -Признаться, я ничего не вижу в этом интересного. Это просто какой-то балаган! И зачем они повесили рояль?! Ничего не понимаю.

    2 Сядемте. Надеюсь, сегодня вы все поймете.

    Распорядитель кафе: Уважаемые посетители, вам раздали билеты, на которых написаны признаки различных литературных направлений. Чтобы стать полноценными участниками нашего вечера, вам надо распределить признаки по направлениям.

    Ученики вслух читают признаки и прикрепляют на доске рядом с соответствующим направлением.

    Распорядитель кафе: - Маяковский! Идет Маяковский.

    Входит Маяковский.

    1- И это гениальный поэт?! Пугало какое-то.

    Маяковский (встает перед публикой):

    - Милостивые государыни и милостивые государи! Я - нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих  скромность и приличие.

    Я - циник, от одного взгляда которого надолго остаются сальные пятна

    Я - рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя

    Я - Так вот, господа пишущие и говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать ни в публичных диспутах, ни в проникновенных статьях высокообразованной критики, что я так мало привлекателен. О моей биографии вам лучше расскажет моя поклонница.

    Проект «Биография Маяковского»

    Распорядитель кафе: - Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.

    Маяковский: - Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора. Впрочем, послушайте.

    Маяковский читает «А вы могли бы»

     Маяковский: А теперь я отвечу на все ваши вопросы.

    1- А зачем вы рояль повесили?

    Маяковский:- Потерпите до конца, узнаете.

    Распорядитель кафе: - Как вы себя чувствуете в русской литературе?

    Маяковский: - Ничего, не жмет.

    2 - Маяковский, почему вы себя так хвалите?

    Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.

    1 - Почему вы все пишете о недостатках, о грязи, а не пишете о прекрасном, о розах?

    Маяковский: - Я не могу не писать об этом, потому что в жизни еще очень много дряни. Я помогаю выметать дрянь эту. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них

    Распорядитель кафе:- Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

    Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.

    2- Маяковский, ваши стихи неприятно слушать, хочется уйти с вечера!

    Маяковский: - С моих вечеров еще никто не уходил.

    Распорядитель кафе:- Ваши стихи мне непонятны.

    Маяковский: - Ничего, ваши дети их поймут.

    Распорядитель кафе: - Нет, и мои дети их не поймут.

    Маяковский: - А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, а они будут похожи на нее?

    1 - Пушкин понятнее вас.

    Маяковский: - Пушкина читают сто лет.Но современники говорили, что от чтения Пушкина скулы болят. До того трудным казался тогда его язык. В наше время, конечно, приятно его почитать - нет слов. Это добросовестнейший поэт. Квалифицированный читательдолжен знать Пушкина, но не следует впадать в крайности и читать только его. Я лично очень люблю Пушкина.

    2- А часто ли вы заглядываете в Пушкина?

    Маяковский: - Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть.

    1- А все же, Маяковский, а кто будет читать ваши стихи после вашей смерти?

    Маяковский: - Вы. А если не вы, то ваши дети. Я верю, "мой стих громаду гор пробьет", и я буду беседовать с грядущим поколением, "как живой с живыми говоря".

    Ну, на остальные вопросы ответить не успею. Приходите за ответами через 100 лет.

    1 - Позвольте, но зачем же вы рояль повесили?

    Маяковский: - Так чтобы заинтересовать вас и заставить высидеть всех до конца нашего вечера.

    2- Маяковский! Вы что, полагаете, что мы все идиоты?

    Маяковский: - Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного Всего хорошего. (уходит)

    1- Нет, это просто неслыханная наглость, хулиганство! Да он отъявленный хулиган. Что он себе позволяет?!

    2- Милая, вы его совсем не знаете. Публика, знающая его только по выступлениям, понятия о нем не имеет. В жизни это совсем другой человек. В сущности, он очень застенчивый. Скандалист на эстраде, он в жизни самый скромный человек из всех наших писателей. Говорят, он очень боится одиночества, и поэтому много выступает, всегда стремится быть на людях.

    Учитель: Итак, на выступлении поэта вы побывали. А что же о Маяковском говорят те, кто его знает? Давайте обратимся к их записям.

    Ученики представляются людьми, которые знали Маяковского, пересказывают содержание полученных на дом отрывков.

    1. Револьд Банчуков. Цветы от Маяковского

            О любви Владимира Маяковского к Лиле Брик все помнят по двум причинам: с одной стороны, то была действительно великая любовь великого, поэта; с другой - Лиля Брик со временем превратила статус любимой женщины Маяковского в профессию. И уже никому не давала забыть, об их странных и порой безумных отношениях; о букетике из двух рыжих морковок в голодной Москве; о драгоценном автографе Блока на только что отпечатанной тонкой книжечке стихов, - обо всех иных чудесах, которые он подарил ей.

            А ведь Маяковский творил чудеса не только для нее одной, просто о них постепенно забыли. И, наверное, самая трогательная история в его жизни произошла с ним в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву. Между ними не могло быть ничего общего. Русская эмигрантка, точеная и утонченная, воспитанная на Пушкине и Тютчеве, не воспринимала ни слова из рубленых, жестких, рваных стихов модного советского поэта, "ледокола" из Страны Советов.

           Она вообще не воспринимала ни одного его слова, - даже в реальной жизни. Яростный, неистовый, идущий напролом, живущий на последнем дыхании, он пугал ее своей безудержной страстью. Ее не трогала его собачья преданность, ее не подкупила его слава. Ее сердце осталось равнодушным.

           И Маяковский уехал в Москву один. От этой мгновенно вспыхнувшей и не состоявшейся любви ему осталась тайная печаль, а нам - волшебное стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой" со словами:

    "Я все равно тебя когда-нибудь возьму -

    Одну или вдвоем с Парижем!"    

           Ей остались цветы. Или вернее - Цветы. Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил в банк на счет известной парижской цветочной фирмы с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов - гортензий, пармских фиалок, черных тюльпанов, чайных роз, орхидей, астр или хризантем. Парижская фирма с солидным именем четко выполняла указания сумасбродного клиента - и с тех пор, невзирая на погоду и время года, из года в год в двери Татьяны Яковлевой стучались посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: "От Маяковского".

          Его не стало в тридцатом году - это известие ошеломило ее, как удар неожиданной силы. Она уже привыкла к тому, что oн регулярно вторгается в ее жизнь, она уже привыкла знать, что он где-то есть и шлет ей цветы.

           Они не виделись, но факт существования человека, который так ее любит, влиял на все происходящее с ней: так Луна в той или иной степени влияет на все живущее на Земле только потому, что постоянно вращается рядом. Она уже не понимала как будет жить дальше - без этой безумной любви, растворенной в цветах. Но в распоряжении, ocтавленном цветочной фирме влюбленным поэтом, не было ни слова про его смерть.

           И на следующий день на ее пороге возник рассыльный с неизменным букетом и неизменными словами: "От Маяковского".

           Говорят, что великая любовь сильнее смерти, но не всякому удается воплотить это утверждение в реальной жизни. Владимиру Маяковскому удалось. Цветы приносили в тридцатом, когда он умер, и в сороковом, когда о нем уже забыли.

             В годы Второй Мировой, в оккупировавшем немцами Париже она выжила только потому, что продавала на бульваре эти роскошные букеты. Если каждый цветок был словом "люблю", то в течение нескольких лет слова его любви спасали ее от голодной смерти. Потом союзные войска освободили Париж, потом, она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские вошли в Берлин - а букеты все несли.

             Посыльные взрослели на ее глазах, на смену прежним приходили новые. Цветы от Маяковского стали теперь и парижской историей.

              Киевский инженер Аркадий Рывлин услышал эту историю в юности, от своей матери, мечтал попасть в Париж. Татьяна Яковлева была еще жива, и охотно приняла своего соотечественника. Они долго беседовали обо всем на свете за чаем с пирожными. В этом уютном доме цветы были повсюду - как дань легенде, и ему было неудобно расспрашивать седую царственную даму о когдатошнем романе ее молодости: он полагал это неприличным. Но в какой-то момент все-таки не выдержал, спросил, правду ли говорят, что цветы от Маяковского спасли ее во время войны? Разве это не красивая сказка? Возможно ли, чтобы столько лет подряд... - Пейте чай, - ответила Татьяна - пейте чай. Вы ведь никуда не торопитесь?

            И в этот момент в двери позвонили. Он никогда в жизни больше не видел такого роскошного букета, за которым почти не было видно посыльного, букета золотых японских хризантем, похожих на сгустки солнца. И из-за охапки этого сверкающего на солнце великолепия голос посыльного произнес: "От Маяковского".

    У рассыльных привычный труд, -

    Снег ли, дождик ли над киосками, -

    А букеты его идут

    Со словами: от Маяковского.

    Без такого сияния,

    Без такого свечения

    Как не полно собрание

    Всех его сочинений.

    Стихи Аркадия Рывлина.

    "ПАРИЖСКАЯ ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО", Револьд БАНЧУКОВ (Германия), "Вестник" №9(216), 27 апреля 1999

    2. Ви́ктор Андроникович Ману́йлов 

    И вот однажды мне посчастливилось увидеть Маяковского. Не на экране, не на фотографии, не на киноплакате. Живого. Случилось это так. Как-то раз я зашел в мастерскую художника Евгения Александровича Львова. Он собирался к Маяковскому в РОСТА и предложил мне сопровождать его. Я с радостью согласился, и мы отправились на Сретенку, где неподалеку, в Милютинском переулке, находилось Российское телеграфное агентство, РОСТА. Впрочем, РОСТА говорилось по привычке. В начале 1921 года Художественный отдел РОСТА влился в Главполитпросвет. Мы поднялись на пятый этаж и вошли в большую комнату, в которой работал Маяковский.

    Владимир Владимирович, с расстегнутым воротом, в белой рубашке и в летных серых брюках, лежал на огромном листе бумаги прямо на полу поперек всей комнаты. Два стола, заваленные бумагами и бланками с красками, стояли у приоткрытых окон. Около Маяковского на разостланном листе газеты кисти и несколько банок с краской.

    На миг привстав на колени, Владимир Владимирович оторвался от работы: "Простите, очень спешу, надо сегодня же сдать". И он указал на лежащий под ним плакат, на котором только начал раскрашивать намеченные контуры фигуры. Плакат разоблачал происки Малой Антанты и призывал к бдительности: "Товарищи, подходите и гляньте! Мелочь объединяется в Малой Антанте".

    Е.А. Львов представил меня, сказал, что я не попал в университет и теперь буду посещать лекции Валерия Брюсова в ЛИТО на Поварской, спросил что-то про Черемных и стал прощаться. Я собрался уходить вместе с Львовым. Но Владимир Владимирович удержал меня: "Не спешите, мы еще побеседуем, а тем временем вы поможете мне. Вот видите, эти места надо закрасить".

    Львов ушел. Я неуверенно взялся за кисть. Маяковский поднялся с плаката и уступил мне место.

    - Вот тут покройте суриком, — сказал, закуривая, Маяковский, — а вот эти штаны — жженой умброй.

    К своему стыду, я не знал названий красок. Маяковский заметил мою растерянность и указал на красную с желтоватым оттенком: "Для начала вот эту". Я набрал на кисть слишком много краски, не дал ей стечь обратно в банку и начал сто, что не донеся кисти до нужного места, разбрызгал громадную кляксу.

    - Так, так, очень хорошо, — подбадривал меня Владимир Владимирович, --вы внесли существенную творческую поправку. Пожалуй, так будет значительно лучше. Не робейте, размазывайте, размазывайте, только не переходите черту. Мы просто поменяем цвета. Ведь иногда и в живописи от перемены слагаемых сумма не меняется. Путь штаны на это раз будут красными.

    Я успокоился. С Маяковским было легко. Он часто иронизировал. С некоторыми его парадоксами я не мог согласиться, но его доброжелательность и непринужденность сразу располагали к нему. За несколько дней до этого я в первый раз разговаривал с Валерием Яковлевичем Брюсовым. Его эрудиция, величественная снисходительность и суховатая вежливость подавляли. Я попросту сказал об этом Маяковскому.

    - Да, да, он у нас метр. Ну что же, послушайте Брюсова. Только ведь он учит тому, что уже известно человечеству. Стихосложение и поэзия не совсем одно и то же. Ведь поэт всегда открывает что-то новое, то, что, кроме него, никто не знает.

    Я спросил, как бы возражая: "Разве Брюсов — не поэт?"

    • Да, конечно, он немало сделал для русской поэзии, конечно, великий труженик. Он заслуживает глубокого уважения. Учитесь, учитесь, но идите своим путем.

    3. Николай Тихонов.

    В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не для денег родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.

    1918 год - Барышня и хулиган. Режиссёры фильма Владимир Маяковский и Евгений Славинский. В основе сюжета рассказ Эдмонда дАмичиса «Учительница рабочих». Сценарий Владимира Маяковского, в главной роли он же.

    Владимир Маяковский очень любил животных, особенно собак. Как-то раз он подобрал на улице бездомную собаку и назвал её Щен. Часто в записках Лиле Брик подписывался именно так — Щен.

    Зайдя за сцену в перерыве одного выступления в 1926 г., писатель Николай Тихонов был изумлён, увидев уже знаменитого, великого Маяковского, который ходил, заложив руки за спину. В полном одиночестве он бродил взад-вперёд и имел вид страшно усталого человека. Он был просто мрачен. Позднее сорвались чтения в Тифлисе, когда Маяковский из-за крайнего переутомления и болезни горла попросил перенести свой творческий вечер. «Непрерывные выступления, иногда по три раза в день в больших нетопленых помещениях вынуждают меня уехать из Тифлиса, прервав свои доклады и чтения».

    Он абсолютно не щадил себя, в последние годы количество его выступлений перед публикой, боготворившей поэта, зашкаливало - до 118 в год! Я подсчитала: в 1927 г. у него было 144 чтения!!

    4. Мать поэта.

    Мать поэта вспоминала: «Я ему читала стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, «Записки охотника» Тургенева, сказки Льва Толстого, Чехова. Я специально подбирала ему такие произведения, в которых описывались свобода, тяжёлое положение народа, заметив, что такие произведения его особенно интересовали». Володя, как и отец, наизусть читал целый ряд произведений Гоголя и отрывки из его комедий.

    В 1902 г. в гимназии города Багдади учитель был изумлён до чрезвычайности. «Этот странный мальчик Маяковский удивляет меня своими ответами и вопросами. Когда я спросил: «Хорошо ли было для Адама, когда бог после грехопадения проклял его и сказал: «В поте лица своего будешь ты есть хлеб свой», - Маяковский ответил: «Очень хорошо. В раю Адам ничего не делал, а теперь будет работать и есть. Каждый должен работать». Мальчику было девять лет.

    5. Николай Асеев.

    Ему нравился роман «Мартин Иден» Джека Лондона. Владимир видел в герое общее с ним. Выходец из бедной семьи, с огромной силой воли и невероятным талантом и упорством, он достиг вершины литературной славы. В случае с Маяковским трудно понять, откуда в молодом человеке развился гениальный дар поэта с блистательным чувством юмора, ритма, меткости и какой-то поистине неземной силы. Однако труд этот был адским. Иногда какая-нибудь рифма занимала у него целый день. Записывал он чаще всего на папиросных коробках...

    Как-то на Кузнецком мосту он окликнул Марину Цветаеву. Та сказала, что уезжает за границу к мужу, спросила, что передать. «Что правда - здесь», - сказал он, пожал руку и зашагал дальше. Она смотрела ему вслед и думала: оглянись он и крикни: «Да полно вам, Цветаева, бросьте, не уезжайте!» - она осталась бы, и, как зачарованная, зашагала бы за ним, с ним, навсегда.

    Увидев однажды Есенина, Маяковский, потрясенный, пришел к поэту Н. Асееву.

    - Я видел Сергея Есенина, - с горечью и затем горячась сказал Володя, - пьяного! Я еле узнал его. Надо как-то, Коля, взяться за Есенина. Попал в болото. Пропадёт. А ведь он чертовски талантлив.

    Позднее сказал: «У нас поэты слишком увлекаются водкой. А зря!»

    В ответ на записку о Есенине, после смерти Сергея, Маяковский бросил: «Мне плевать после смерти на все памятники и венки. Берегите поэтов!»

    Учитель: Да, очень интересная личность. И стихи у него прекрасные. Мне, например, нравится вот это стихотворение.

    Запись выступления Маяковского с чтением стихотворения «Послушайте»

    Учитель: Мне кажется, что написать такое мог только человек, очень серьёзно задумывающийся о жизни. Это человек с тонкой и ранимой душой, чуткий к любой боли, упорно ищущий ответы на самые сокровенные вопросы. Что же вы можете сказать о господине Маяковском?

    Выступление учеников.

    1. Подведение итогов.

    Учитель: Подведём итоги. Сегодня вы получили представление о личности Владимира Маяковского, составили рабочие материалы. Жду от вас статьи. Лучшая работа будет напечатана в нашей газете. Давайте теперь снова вернёмся в наше время. (Несколько слов о моём отношении к творчеству Маяковского и его личности). В завершение нашего урока предлагаю вам послушать современную песню, исполненную очень популярным исполнителем, песню на слова… Маяковского.

    Прослушивание композиции «Лиличке» в исполнении группы «Сплин»

    Учитель: «…Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг…» Какие удивительные слова! Сколько в них любви и нежности… Вот такой он. Владимир Владимирович Маяковский.

    Домашнее задание: Написать статью о Маяковском


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

    Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

    Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"

    gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...

    Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.В. Маяковский

    Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.В. Маяковский....

    Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

    Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

    Два "Пророка" (конспект открытого урока литературы в 10 классе)

    Сравнительный анализ двух одноимённых стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова....