Открытый урок по чтению 9Б класс Шолохов
план-конспект урока по литературе (9 класс)
М.Шолохов "Судьба человека"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Фролова Н.В.
Открытый урок по чтению по теме:
«М.А.Шолохов «Судьба человека».
АООП общего образования (вариант 9.1)
Урок проведен 11.03.2025 в 9Б классе.
Учитель: Дорофеева О.В.
Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.
Тема урока: М.А. Шолохов. «Судьба человека». (Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра).
Цель урока: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.
Задачи:
Обучающие:
- показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»
Развивающие:
- развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать.
Воспитывающие:
- воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.
Тип урока: Урок закрепления.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, портрет М.А. Шолохова, художественный текст рассказа «Судьба человека», учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной.
Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.
Ход урока.
Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих
условиях — это трудное дело.
И.С. Грачева
- Организационный момент.
Приветствие. Озвучивание темы урока.
- Слово учителя.
Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.
- Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования?
- Беседа
- В чем состоит жанровая особенность произведения Шолохова?
(По жанру «Судьба человека» - рассказ. Рассказом называют повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Особенность шолоховского рассказа в том, что перед нами проходит вся жизнь Андрея Соколова на фоне истории нашего государства. Это роднит рассказ с эпопеей. Можно сказать, что «Судьба человека»- рассказ-эпопея.)
- На какие части можно условно разделить рассказ героя?
(На три части: 1. Довоенная жизнь. 2. Война. 3. Первые послевоенные месяцы.)
- Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?
(Работа, жена, дети)
- Кем работает Андрей Соколов на фронте?
(шофер)
- Новое знание
Сообщение учителя.
Плен. Исторический комментарий.
К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 мил. красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
Сталин считал всех пленных изменниками, называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."
- Работа с текстом. Чтение и обсуждение прочитанного.
Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.
(Выразительное чтение эпизода по ролям).
- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
торжественного ужина?
- Зачем прежде чем расстрелять предложил выпить?
- Как ведет себя пленник?
- Кто побеждает в этом смертельном поединке?
- Почему победил Андрей Соколов?
- Физкультминутка.
Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)
Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)
Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)
Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки.)
Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)
Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)
Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)
Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)
- Просмотр отрывка из фильма Бондарчука «Судьба человека»
Обсуждение.
- Что такое судьба?
- Подведение итогов.
- Кто такой патриот? Что такое любовь к Родине?
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Домашнее задание. Пересказ рассказа (в сокращении) М. Шолохова «Судьба человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.
Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...

Открытый урок по чтению 9А класс Ю.Коваль "Приключения Васи Куролесова"
Открытый урок по чтению в 9А классе, проведен 5.04.2024...

Открытый урок по чтению 9Б класс В.Маяковский
Урок по теме "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маякоским на даче...."...
