Открытый урок по чтению 9Б класс Шолохов
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

М.Шолохов "Судьба человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_v_9b_klasse_mart_sholohov.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Фролова Н.В.

Открытый урок по чтению по теме:

 «М.А.Шолохов «Судьба человека».

АООП общего образования (вариант 9.1)

Урок проведен 11.03.2025 в 9Б классе.

Учитель: Дорофеева О.В.

Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.

Тема урока: М.А. Шолохов. «Судьба человека». (Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра).

Цель урока: учить постигать идейный замысел произведения и  авторскую позицию путём анализа текста.

Задачи:

Обучающие:

- показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть  авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»

Развивающие:

- развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Тип урока: Урок закрепления.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, портрет М.А. Шолохова, художественный текст рассказа «Судьба человека», учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной.

Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.

Ход урока.

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,

языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих

       условиях — это трудное дело.

И.С. Грачева

  1. Организационный момент.

Приветствие. Озвучивание темы урока.

  1. Слово учителя.

    Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.

   Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

- Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования?

  1. Беседа

- В чем состоит жанровая особенность произведения Шолохова?

(По жанру «Судьба человека» - рассказ. Рассказом называют повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Особенность шолоховского рассказа в том, что перед нами проходит вся жизнь Андрея Соколова на фоне истории нашего государства. Это роднит рассказ с эпопеей. Можно сказать, что «Судьба человека»- рассказ-эпопея.)

- На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(На три части: 1. Довоенная жизнь. 2. Война. 3. Первые послевоенные месяцы.)

- Как жил до войны наш герой?  В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

(Работа, жена, дети)

- Кем работает Андрей Соколов на фронте?

(шофер)

  1. Новое знание

Сообщение учителя.

Плен. Исторический комментарий.

       К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 мил. красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

        Сталин считал всех пленных изменниками, называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

        Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

  1. Работа с текстом. Чтение и обсуждение прочитанного.

Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода по ролям).

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

- Зачем прежде чем расстрелять предложил выпить?

- Как ведет себя пленник?

- Кто побеждает в этом смертельном поединке?

- Почему победил Андрей Соколов?

  1. Физкультминутка.

Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)

Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)

Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)

Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки.)

Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)

Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)

Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)

Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)

  1. Просмотр отрывка из фильма Бондарчука «Судьба человека»

Обсуждение.

- Что такое судьба?

  1. Подведение итогов.

- Кто такой патриот? Что такое любовь к Родине?

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

 Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

  1. Домашнее задание. Пересказ рассказа (в сокращении) М. Шолохова «Судьба человека»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....

Открытый урок по чтению 9А класс Ю.Коваль "Приключения Васи Куролесова"

Открытый урок по чтению в 9А классе, проведен 5.04.2024...

Открытый урок по чтению 9Б класс В.Маяковский

Урок по теме "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маякоским на даче...."...