Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Камчатка-край родной, любимы!"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Данное мероприятие знакомит обучающихся с культурой и литературой Камчатки. Дети познакомятся с местными фольклорными произведениями, стихотворениями, которые воспевают эту прекрасную землю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._meropriyatie.docx | 393.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Озерновская СОШ №3
Внеклассное воспитательное
мероприятие на тему:
«Камчатка- край родной, любимый!»
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Манеева Н.С.
Озерновский,2022
Цели:
● расширение и углубление знаний учащихся о малой Родине;
● знакомство с фольклорными произведениями, поэзией родного края;
● воспитание чувства патриотизма, любви и бережного отношения к родному краю, Родине, к людям, прославляющим эту Землю;
● развитие познавательного интереса, умения наблюдать, анализировать;
● отработка навыка выразительного чтения наизусть поэтического текста.
Задачи:
1. развивать у учащихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших товарищей;
2. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира;
3. Расширять кругозор воспитанников.
(звучит видеоролик песни «Тихая Родина» группы «Любе»)
Приложение 1.
Структура мероприятия
1.Вступление
Ведущий
Добрый день, я рада Вас приветствовать на нашем мероприятии!
Мы с вами живем в удивительной стране, имя которой – Камчатка. Не любить ее невозможно: уникальная природа, чистый воздух, реки, вулканы, редкие животные и птицы. Долина гейзеров, которая по праву считается 8 чудом света. Это земля первопроходцев, мифов и легенд.
Камчатка – край родной, любимый,
Суровый, но неповторимый.
Манишь ты вдаль своим величием
Вулканов белых безразличием
И хоть краса твоя безмолвна,
Но омывают берег волны,
И лишь порой, за много дней,
Чуть вздрогнув, скажешь ты о ней.
На камчатской земле испокон веку проживали коренные малые народности – ительмены, коряки, эвены, алеуты, чукчи. У них была своя культура, свои обычаи, свои традиции, свои верования. А создателем своей земли и всего, что есть на ней, эти народности считали ворона Кутха, все его почитали, поклонялись ему, приносили ему жертвы.
Чтец №1 Легенда о сотворении Земли
Давно - давно это было, так давно, что никто и не помнит когда. Летел однажды ворон Кутх над большой водой – над морем, летел и шибко устал. А где отдохнуть? Кругом вода. Тогда Кутх сложил крылья и упал в море. Нырнул он глубоко-глубоко и вытащил со дна огромный камень. Сел на него, отдохнул, осмотрелся. А что? Большую землю-камень вытянул Кутх из большой воды. Целую страну.
Решил ворон Кутх остаться здесь навсегда. Стал он горы строить огнедышащие, русла для рек клювом долбить. Напустил в леса зверей, рыб и птиц всяких. И чтобы не замерзло все живое на рожденной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух. И людей сотворил Кутх, чтобы в согласии с природой жили: охотой да рыбалкой промышляли. Ремёслам разным обучил, да веселым нравом наделил, чтоб без грусти и печали жизнь подольше сохраняли.
И только убедившись, что на созданной им земле смогут жить крепкие духом дети Кутха, Великий Ворон окутал легкой дымкой таинственную эту
страну, а сам вернулся на небо и о себе оставил лишь сказки да воспоминания для потомков, что это было когда-то…
Ведущий
Да, прекрасную землю создал Кутх.
- На что похож наш полуостров, ребята? (Правильно, на рыбу)
Название полуострова происходит от фамилии казака землепроходца Ивана Ивановича Камчатова. Вначале так называлась река - Камчатка, она самая длинная и протекает посредине полуострова, а потом Камчаткой стал называться и сам полуостров.
Есть у народов Камчатки красивая легенда. Посреди курильского озера стояла когда-то высокая и красивая гора- вулкан Алаид. Окрестные горы и вулканы завидовали красавцу Алаиду и бранили его и солнце, что они загораживают небесное пространство. Надоело Алаиду выслушивать злобные сплетни, ушел он из озера и нашёл себе новое место в Охотском море возле Курильского острова. Тогда бросилась вода озерная вслед Алаиду, да не догнала его. Так появилась на Камчатке речка Озерная. Но сильна была в Алаиде любовь к родной земле, и оставил он в озере свое сердце. Так и стоит он теперь посреди Курильского озера.
Чтец №2 Чтение легенды об Алаиде
“Когда-то давным-давно на южном краю Камчатки жило целое племя красивых, белоголовых гор – вулканов. Они были довольно горделивым народом, потому, что выше и сильнее их не было никого на Камчатке. Среди них особенной красотой выделялся один вулкан – Алаид. Он был самым высоким и красивым среди племени и остальные вулканы ему страшно завидовали, говоря, что из-за “этого высоченного зазнайки, нам не видно неба”. Из-за этой зависти вулканы ругались и ссорились между собой. Да так, что огонь и пепел поднимались к небесам, а небеса гневались и отвечали молниями. А тем более, что любовь самой красивой девушки среди вулканов принадлежала Алаиду. И тем больше росла злоба вулканов на Алаида. И решили тогда вулканы, что нужно выгнать Алаида с Камчатки. Тогда, по их мнению, в мире все изменится. Они собрались и выгнали Алаида из племени, повелев, чтобы нога его не ступала на землю Камчатскую. Обиделся Алаид на соплеменников и ушел в море. А уходя, вырвал свое каменное сердце и оставил его любимой. След, по которому шел Алаид, остался на земле длинной бороздой. Любимая долго плакала за Алаидом и пролила столько слез, что образовалось целое озеро, которое люди называют Курильским, и слезы из этого озера потекли по следу, оставленному Алаидом. Так образовалась река Озерная. А любимая Алаида укрыла сердце своего возлюбленного посреди озера из своих слез. Оно и поныне лежит там, большое, любящее сердце каменного великана».
Местное население Камчатки было суеверным народом. До наших дней дошли различные поверья. Познакомьтесь с некоторыми из них.
Чтец №3
1.Гостю навстречу бросали головешки или же жареных гольчиков-от поверия.
2.Провожая гостя, вслед тайком бросали угольки, чтобы не сглазили или же дома не было несчастья.
3.Через дорогу зверь перебежит- возвращайся: несчастье будет.
4.На закате в лесу плакать не надо: себе боли наживешь.
5. Когда кушаешь, смеяться нельзя- сделаешь боль другим.
6.Искры из печки летят -гости приедут.
7.Паучок задом наперед ходит- гости будут.
Ведущий
Коренные жители сложили немало загадок о камчатской Земле.
Послушайте и отгадайте корякские и ительменские загадки.
Чтец №4
1.Что значит тундровый наперсток? (нора евражки)
2.Все время ест и не наестся? (дверь)
3.Белые рукавички на дереве висят? Кто это? (куропатки)
4.Зеленая, горькая, людей от болезней лечит. (медвежья желчь)
5.Ветвистая, по берегам рек растет, краску дает. (ольха)
6.Желтый, круглый, как луна, бита палкою спина, коль хозяин его бьет- сам танцует и поет. (бубен)
Ведущий
Среди древнейших жителей полуострова выделяется чукчи, коряки, которые успешно занимались оленеводством и морской охотой.
Чукчи значит «богатый оленями». Живут чукчи не только на Чукотке, но и на Камчатке, причем они перебрались сюда настолько давно, что считаются одним из коренных народов полуострова. Изначально чукчи были охотниками на оленей и достигли в этом промысле мастерства, что камчатских чукчей стали считать бедняками, если у них нет стада из 100 голов. Основной промысел оседлых коряков – морскую охоту, – чукчи также освоили успешно.
Далекими зимними вечерами слагали коренные жители Камчатки сказки.
Сейчас послушайте чукотскую народную сказку «Хвост»
Чтец №5
Идёт белый медведь по ущелью, голову опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле ноги переставляет. Смотрит, под горой лиса сидит и что-то ест.
— Что ты, лисонька, ешь?
— Хвост, — отвечает лиса.
Ущелье — узкая и глубокая долина в горах. Здесь: во льдах.
— Хвост? Какой хвост? Что-то я не понимаю.
— А тут и понимать нечего. Свой хвост.
— Свой?
— Ну да!
— А как же ты без хвоста жить будешь?
— Глупый ты! — рассмеялась лиса. — Хвост не камень — отрастёт. Ты его сколько ни ешь, а он опять такой же будет… Мне не впервой!
— Вот оно как, — удивился медведь. — И почему я этого раньше не знал?
— Потому и голодаешь, что не знал…
Обрадовался медведь, что наконец поест, потянулся к своему хвосту и так хватил острыми зубами, что почти весь его оторвал.
С тех пор и остался медведь без хвоста.
Ведущий
Ительмены— эта народность живет на западном побережье Камчатки, в Корякском автономном округе.
Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени Тлинкиты, живущими на Аляске. У обоих племен общий Бог – ворон Кутх – творец земли и всего живого на ней. Также у ительменов много общего и с другим знаменитым индейским племенем Навахо.
А сейчас мы отправимся гулять по тундре, и она вам расскажет одну очень красивую старинную ительменскую легенду «Сузвай», но с печальным концом.
Чтец №6
Ранней весной, тундра начинает пробуждаться от зимней скованности. Далеко в хребты уходят парни делать баты - лодки, чтобы летом ловить рыбу и возить её домой. Да, мало ли для чего нужны рыбакам баты?
В один из таких солнечных, весенних дней отправились к далеким хребтам многие парни из ительменского села. Были с ними два брата - оба красивые, стройные, сильные. Старшего звали Сузвай, а младшего - Миль.
Когда старший брат пел, оживала, звенела тундра и пели все вокруг, очарованные его голосом. Когда младший брат начинал танцевать, никто не мог побороть искушения пройтись вместе с ним в ительменском танце.
Всем были хороши братья: всегда веселы, довольны и счастливы. Но пришло неожиданное горе. Полюбили братья девушку Лач, что в переводе с ительменского обозначает «солнышко». Лач была заводилой на всех праздниках, всегда веселой была Лач и её улыбка сводила братьев с ума, потому что не могли они понять, кому улыбается девушка. Все танцевали парами, а они - втроем. И как весенний цветок, улыбалась юношам Лач, горячие глаза её приводили их в трепет.
Шли годы. Приехали как-то братья на берег речки, где думали они строить баты. А вокруг красота неописуемая: цветет, дурманит крепким запахом черемуха, деревья зеленеют на хребтах, белоснежные лебеди плещутся в теплых, никогда незамерзающих озёрах.
Но мрачны и неразговорчивы братья: стоит перед их глазами образ прекрасной Лач. Решили братья построить бат, чтобы рыбачить на нем вместе. Долго работали они - днём работают, ночью при свете луны. Наконец, готов бат, остаётся спустить его на воду. Постарались братья, на славу сделали бат.
- Ну-ка, брат, ляг в бат, проверь - достаточна ли ширина, - говорит младший старшему. Лег Сузвай. Тут выбил Миль распорки, и бат закрылся, осталась только узкая щель. Понял старший брат, что попал он в ловушку и закричал: - Не губи меня, ведь ничего я не сделал тебе плохого!
Но бат, в котором он был заживо похоронен, уже несся по быстрой реке. Никто не смог помочь Сузваю, только слышали люди его любимую песню, доносившуюся сквозь шум реки. А младший брат безумно хохотал, катаясь по земле, рвал на себе волосы. Поняли люди, что сошел он с ума. Привели его домой, но не долго прожил он, одержимый безумием.
Долго плакала красавица Лач, часто сидела она у реки. И казалось ей, что улыбаются ей из воды братья и зовут её к себе.
Целыми днями сидит Лач над рекою, названной в память о погибшем - Сузвай, и зовёт братьев. Но только эхо доносится до несчастной женщины, да испуганные рыбы уплывают вглубь реки.
Много времени прошло с того печального времени, но и по сей день течет по тундре Сузвай, бережно храня свои тайны, тайны небольшого, но богатого древними традициями ительменского народа.
Ведущий
Камчатский край восхитителен, прекрасен, красив. Мы с вами живем в одном из красивейших мест на Земле.
Для каждого из нас Родина начинается с того места, где мы родились. Это место еще называют «малой Родиной».
Человек не может по-настоящему считаться патриотом, гражданином, если не обладает знаниями об истории своей страны, края, места, где он родился и вырос.
Удивительную красоту Камчатки воспевают в своих произведениях и современные камчатские писатели и поэты.
Среди них можно отметить Татьяну Ефимову. Послушайте стихотворение «Моя Камчатка»
Чтец №1
Что такое Камчатка?
Что такое, всё-таки, Камчатка?
Край студёных рек, высоких гор.
Край вулканов в белоснежных шапках,
И прозрачных голубых озёр!
Здесь зима и лето часто дружат!
Снег - в июне, грозы - в январе!
Кипятком ошпарить может лужа!
И медведя встретишь во дворе!
Здесь циклон сугробами накажет
И уйдёт себе на материк,
А вулкан, прокашлявшись, покажет
И зелёным взрывом разнотравье
Буйно, ароматно зацветёт!
А грибов и ягод урожаи
Не одно лукошко соберёт!
Ох, Камчатка..! Все её повадки
Невозможно просто описать!
Вот влюбиться, можно без оглядки!
Красоты подобной не сыскать!
Ведущий
Камчатская земля – эта земля удивительных людей, которыми мы гордимся по праву. Это колыбель талантов, которая дала стране известных литераторов, талантливых танцоров, самобытных художников и композиторов, воспевших красоту своей «малой родины». История края соткана из тысяч будней и праздников оленеводов, рыбаков, охотников, геологов, строителей, врачей, учителей.
Нам выпало большое счастье- жить в одном из красивейших уголков нашей страны - Камчатке. Любите и берегите свою малую Родину во благо ее процветания!
(Песня о Камчатке. Приложение2)
Мы благодарим Вас за внимание! До новых встреч!
Во время проведения мероприятия была использована презентация. (Приложение 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе «Певцы родной земли Симбирской»
Внеклассная работа по предмету - неотъемлимая часть учебно-воспитательной работы и подчинена общим целям образования и воспитания. К 70-летнему юбиленю Ульяновской области и 365-летию Симбирска-Ульяно...
Внеклассное мероприятие по литературе «Певцы родной земли Симбирской» презентация
Презентация к внеклассному мероприятию по литературе "Певцы родной земли Симбирской"...
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Викторина "По страницам любимых книг"
Не секрет, что играя , ученик не только развлекается, проводя с удовольствием время, но и учится. Литературная викторина " По страницам любимых книг", предназначенная для учащихся 5-6 классов, позволя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! РОДНОЙ ЯЗЫК!»,
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА «МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! РОДНОЙ ЯЗЫК!»
Мероприятие по литературе разработано для учащихся 6 классов...
Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе "Мои любимые сказки"
В игровой соревновательной форме учащиеся обобщают знания о русских народных сказках...
Внеклассное мероприятие по литературе: Игра – викторина «По страницам любимых книг».
Внеклассное мероприятие по литературе: Игра – викторина «По страницам любимых книг»....