Методическая разработка "Система уроков по лирике С. А. Есенина в 9 классе с применением технологий личностно-ориентированного обучения"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Елена Анатольевна Лепешева

Данный материал может быть использован при подготовке к урокам литературы по лирике С.А. Есенина в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_esenina_9_kl.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

                Система уроков по изучению лирики С. А. Есенина в 9 классе

          В ходе работы над темой «Творчество С. А. Есенина» в 9 классе реализуются следующие дидактические задачи:

Воспитательные: способствовать

  • воспитанию духовно развитой личности;
  • формированию коммуникативной культуры;
  • расширению нравственно – эстетических ориентаций школьников

Развивающие: способствовать

  • развитию творческих способностей;
  • совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Образовательные: способствовать

  • формированию личностного отношения к творчеству С. А. Есенина;
  • совершенствованию умений анализа и интерпретации стихотворного произведения, навыков грамотной устной и письменной речи учащихся.

        Предлагаемая система уроков по изучению творчества С. А. Есенина в 9 классе, построенная с учетом технологий личностно – ориентированного обучения, выглядит следующим образом:

  1. Урок – композиция «Гой ты, Русь, моя родная…»
  2. Урок – практикум «Природа и человек в лирике С. А. Есенина»

       Такая система уроков предусматривает постепенное  вхождение в художественный мир поэта с учетом способов формирования личностного отношения к С. А. Есенину, одним из которых является и разнообразие методических форм уроков, отраженное в данном планировании.

        Урок – композиция относится к эмоционально – образным формам урока. Такая форма, на наш взгляд, является удачной, поскольку позволяет максимально погрузиться в художественный мир поэта и сделать урок насыщенным и ярким. Способами формирования личностного отношения к поэзии С. А. Есенина на таком уроке являются такие, как создание эмоционально – личностной установки, организация самостоятельной творческой деятельности учеников, право выбора видов деятельности.

      Урок – практикум должен углубить знания школьников и помочь создать целостное впечатление о художественном мире С. А. Есенина. При этом если на первом уроке изучения творчества поэта ученики высказывали свои первые впечатления о стихах С. А. Есенина, то на втором уроке анализ поэтических произведений становится более подробным и тщательным. Для этого учителем заранее даются вопросы, позволяющие глубже проникнуть в ткань художественного произведения, задания исследовательского характера.

        Покажем методику проведения данных форм урока.

                                      Тема 1. «Гой ты, Русь, моя родная…»

Эпиграф 1.

«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою». С. А. Есенин.

Эпиграф 2. «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». С. А. Есенин.

Содержание урока:

Знакомство с творчеством С. А. Есенина с привлечением воспоминаний современников, чтение и интерпретация стихотворений по выбору учеников.

Цель:

Познакомиться с личностью и творчеством С. А. Есенина, рассмотреть тему Родины в его поэзии.

Задачи урока:

  • формирование личностного отношения к С.А. Есенину и его творчеству;
  • развитие навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей учеников;
  • воспитание чуткого, внимательного отношения к родной природе.

Концепция: показать С. А. Есенина  как тонкого лирика, творчество которого объединено одной большой любовью к природе и родине, выраженной в метафоре «страна березового ситца». Показать как от отдельных пейзажных зарисовок, от изображения мира природы как космической Вселенной С. А. Есенин переходит к стихотворениям, где природа является средством  выражения глубоких философских раздумий поэта. Группа экскурсоводов проводит экскурсию по малой родине поэта, рассказывает о встрече С. А. Есенина и А. Блока.

Способы организации деятельности учащихся.

1.Группа редакторов знакомит со сборником стихотворений С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» и сочинениями – миниатюрами о восприятии стихов поэта о родине.

2.Выразительное чтение и интерпретация стихотворений.

3.Запись темы, эпиграфов, ярких эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, основных выводов в тетрадь.

Применение средств наглядности и ТСО: альбом фотографий «В Константинове», фотографии С. А. Есенина разных лет, сборники стихов С. А. Есенина, романс на стихотворение С. А. Есенина «Выткался на озере…»

Домашнее задание к уроку:

1)коллективное: выразительное чтение стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Сыплет черемуха снегом», «Выткался на озере…», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и других по выбору учащихся.

2)групповые:

- подобрать стихотворения к сборнику «Гой ты, Русь, моя родная»;

- написать сочинения – миниатюры о своем восприятии данных стихов;

-подготовить сообщения на темы «Есенинское Константиново», «Встреча С. Есенина и А. Блока».

3)индивидуальные

-подготовить выразительное чтение и интерпретацию стихотворений: «Сыплет черемуха снегом», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая».

                                                    Ход урока

       Начнем первый урок изучения поэзии С.А. Есенина со вступительного слова учителя, которое создаст эмоционально-личностную установку на восприятие творчества поэта. Это слово должно быть предельно простым и искренним, чтобы пробудить интерес к личности и творчеству С.А. Есенина.

      «С. Есенин – самый популярный и читаемый в России поэт. Его стихи любимы не только нашими, но и зарубежными ценителями поэтического слова. Писательская судьба С. Есенина вызывает неиссякаемый интерес читателей, большинство его стихов положено на музыку.

       Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой выразил бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник.

       Он не мыслил своей жизни без поэзии, он жил, чтобы петь, и пел, чтобы жить. «Пусть вся жизнь моя за песню продана», - сказано не ради красного словца. То же самое поэт повторит перед смертью и не в стихах: «Остались одни лишь стихи. Я все отдал им». В этом великий подвиг Есенина – поэта.

      « Со времени Кольцова земля не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем С. Есенин…», - слова М. Цветаевой. И корни его были здесь, на нашей родине. В любви к родному краю он не раз признавался в своих стихах».

        Сразу за вступительным словом следует введение темы, эпиграфов, которые являются словами самого С.А. Есенина и позволяют ученикам попытаться самостоятельно определить цель урока и увидеть структуру занятия. «Что нас больше всего будет волновать сегодня?» - этот вопрос настраивает на размышление и активизирует интеллектуальную деятельность учеников. В ходе беседы приходим к ответу на вопрос: личность поэта и тема родины в его творчестве.

        Одной из интриг урока - композиции является игровой момент: кабинет преображается  в литературную гостиную, где за столиками сидят группы исследователей творчества С.А. Есенина, среди которых есть экскурсоводы, редакторы и литературоведы. Таким образом, представлена на занятии групповая работа.

        Предваряющее урок групповое домашнее задание было следующим:  

  • группа экскурсоводов готовила экскурсию по малой Родине поэта, селу Константиново; сообщение о встрече С. Есенина и А. Блока;
  • группа редакторов готовила к изданию сборник стихотворений С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»;
  • группа литературоведов готовила интерпретацию стихотворений С. А. Есенина: «Сыплет черемуха снегом…», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…».

        Группа экскурсоводов, представленная двумя учениками, знакомит класс с небольшими сообщениями, подготовленными с использованием литературы, указанной учителем или самостоятельно подобранной. Приведем пример подобного сообщения.

       «На высоком правом берегу красавицы Оки раскинулось село Константиново - село, в котором прошло детство замечательного русского поэта, село, с которым С. Есенин был связан всем сердцем.

        У каждого из нас в понятие родины входит что – то свое: для Есенина – это Рязанщина.

        Выйдите на берег Оки, и вы сразу ощутите высоту птичьего полета, где «только синь сосет глаза», где «льется по равнинам березовое молоко» и «пеной рос заря туманится».

С. Есенин с детства любил природу. В те далекие годы он уже иными, чем мы  глазами смотрел на все окружающее, открывал для себя, а позднее и для нас, необычное в обычном».

        Рассказ должен обязательно сопровождаться демонстрацией альбома с видами Рязанщины.

        После эмоционального выступления чтеца – экскурсовода ученики вместе с учителем приходят к выводу об источниках, которыми питалось творчество С. А. Есенина. «Красота рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки воспитали самобытного лирика, творчество которого близко к народно – песенным традициям, в нем отразились и народные песни, и эпические сказы, и даже частушки».

       Эмоциональное восприятие лирики С. А. Есенина невозможно без прослушивания романсов на стихи поэта, поэтому предложим прослушать романс «Выткался на озере…».

Зададим ученикам вопрос: «Удачно ли сочетается в нем музыка и поэзия?» Школьники без труда сделают вывод о фольклорности, песенной основе стихов С. А. Есенина.

       Целостное представление о личности поэта не может создаться без просмотра его фотографий разных лет. В ходе беседы выясняем, что у С. А. Есенина была типично русская внешность: светлые вьющиеся волосы, голубые глаза.

       Другой экскурсовод рассказывает классу о встрече  С. Есенина с А. Блоком, по достоинству оценившим талант молодого крестьянского поэта; выразительно читает стихотворение «Запели тесаные дроги…», которое особенно понравилось А. Блоку.

       Группа редакторов должна представить результаты самостоятельного знакомства с поэзией С. А. Есенина, отраженные в творческой работе. Ученики получили следующие индивидуальные задания к уроку:

  • главный редактор должен написать вступительную статью к сборнику стихотворений, в которой отражено его восприятие поэзии С. А. Есенина;
  • индивидуальные интерпретации стихотворений.

       Самостоятельная творческая работа со стихами С. А. Есенина позволит выявить первичное восприятие лирики поэта. Предлагая ученикам подобные задания, учитель предоставляет им возможность для свободного высказывания собственных мнений.

       Ученики – редакторы должны не только отобрать, на их взгляд, лучшие стихи С. Есенина о Родине, но и аргументировать свой выбор, объяснить, в чем своеобразие образа Родины в творчестве поэта. Если в работах девятиклассников не будет достаточной глубины восприятия поэзии С. А. Есенина, учитель в ходе беседы должен скорректировать отношение учеников к поэту.

        Вторая часть урока будет посвящена реализации индивидуальных заданий: выразительному чтению и интерпретации стихотворений, отбор которых продиктован необходимостью показать эволюцию образа Родины в творчестве С. А. Есенина. Ученики выразительно читают и интерпретируют стихотворения «Сыплет черемуха снегом…», «Я покинул родимый дом…», « Отговорила роща золотая…».  

       Если девятиклассники показывают субъективное, поверхностное восприятие данных стихотворений, учитель обращается к классу с рядом вопросов и в ходе беседы приводит учеников к выводам, отражающим многогранность, философскую глубину лирики С. А. Есенина.

        Например, к стихотворению «Отговорила роща золотая…» можно предложить такие вопросы:

  1. Как развивается в стихотворении мотив отговорившей рощи?
  2. Почему, говоря о своей неудавшейся жизни, поэт использует метафору «не жаль души сиреневую цветь»?
  3.  Какие метафоры позволяют говорить о сближении лирического героя с образом дерева?

        Таким образом, самостоятельный анализ стихов позволяет увидеть глубину восприятия, оригинальность или шаблонность и, следовательно, дает возможность думать об индивидуальных путях воздействия на формирующуюся личность.

       Ученикам также предоставляется право выбора стихотворений для выразительного чтения.

       На данном уроке удачно сочетание индивидуальной, коллективной и групповой видов деятельности учащихся.

       Занятие заканчивается на эмоциональной ноте прослушиванием романса «Отговорила роща золотая…».

                    Тема 2. «Природа и человек в лирике С. А. Есенина»

Эпиграф 1.

«Все мы яблони и вишни Голубого сада» С. А. Есенин.

Эпиграф 2. «Поэзия С. А. Есенина – узловая завязь самой природы с сущностью человека»

 Содержание урока:

Чтение  и анализ стихотворений С. А. Есенина о природе и животных.

Цель:

Познакомиться со стихами С. А. Есенина о живой и неживой природе, показать, как в поэтическом мире С. А. Есенина соотносится природа и человек, проанализировать использованные поэтом изобразительно – выразительные средства.

 Задачи урока:

- формирование личностного отношения к творчеству поэта;

- развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; творческих способностей учеников;

- воспитание чуткого, внимательного отношения к родной природе.

Концепция:

Показать, что в лирике С. А. Есенина передан уникальный взгляд на природу, которая одушевляется, уподобляется человеку и является полноправным героем творчества поэта; показать, что мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы.

Способы организации деятельности учащихся.

1.Выразительное чтение и анализ стихотворений о неживой и живой природе: «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», «Я пастух, мои палаты» и других по выбору учеников.

2.Анализ образа дерева в стихах С. А. Есенина.

3.Запись темы, эпиграфов, основных выводов в тетрадь.

Применение средств наглядности и ТСО: сборники стихов С. А. Есенина.

Домашнее задание к уроку:

1)коллективное: выразительное чтение стихотворений «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», «Я пастух, мои палаты».

2)групповые:

- чтение и анализ пейзажных стихотворений;

- чтение и анализ стихов о животных;

-прочитать стихотворения «Зеленая прическа…», «По – осеннему кычет сова…», «Хорошо под осеннюю свежесть…» и др., найти в них образ дерева и подумать, как он связан с образом лирического героя.

Ход урока

   Начнем урок со вступления, создающего эмоционально – личностную установку на восприятие творчества С. А. Есенина. Уместно будут звучать слова М. Горького: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире».        Это высказывание позволит логично перейти к вводу темы и эпиграфов урока, часть одного из них закрыта. В конце урока ученики должны открыть его, разгадав смысл высказывания. Работа с эпиграфом – способ активизации интеллектуальной деятельности учеников.

       Предваряющее урок дифференцированное домашнее задание было следующим:

                 1) групповые задания:

  • найти в стихах С. А. Есенина образы дерева и подумать, как они связаны с образом лирического героя;
  • анализ стихотворений о природном мире и о животных: «Там, где капустные грядки…», «Сохнет стаявшая глина…», «Зеленая прическа…»; «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».

2) коллективные задания:

  • выразительное  чтение и анализ стихотворения «Я – пастух, мои палаты…» и других стихов о природе и животных по выбору учеников.

       Обращение в начале урока к маленькой лирической миниатюре «Там, где капустные грядки…» позволяет в ходе беседы отметить главную отличительную особенность есенинского видения мира природы – ее одушевленность.

      Далее учитель реализует групповое домашнее задание, в котором задействован почти весь класс. Ученики выразительно читают и анализируют стихотворения сначала о природном мире, потом о животных.

      Анализ стихотворений – самостоятельная творческая работа учащихся. Подобные задания позволяют свободно высказывать свое мнение о стихотворении.

      Выступление учеников первой группы заканчивает отчет о выполнении группового исследовательского задания, которое заключалось в следующем: необходимо было найти в стихотворениях образ дерева и посмотреть, как он соотносится с образом человека, лирического героя. Вместе с учителем ученики приходят к выводу, что в поэтическом мире С.А. Есенина образ дерева соединяет человека и природу в единое целое.

         Вторая часть урока посвящена выразительному чтению стихотворений о животных. В ходе анализа  ученики приходят к выводу, что любовь к миру переходит у С.А. Есенина в жалость ко всему живому, боль от незащищенности «братьев наших меньших».

         Для реализации цели урока обращаемся к стихотворению «Я - пастух, мои палаты…». Оно отражает есенинское видение мира: человек в нем предстает странником, путником, пребывающим в гармонии с миром растений и животных.

         На заключительном этапе урока ученики делают выводы, записывают их в тетрадь и подбирают слова ко второму эпиграфу, часть которого была закрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

«Изображение пространства» 6 класс с применением технологии Личностно-ориентированного обучения

«Изображение пространства» 6 класс с применением технологии Личностно-ориентированного обучения...

Урок географии с применением технологии личностно-ориентированного обучения.

Разработка урока из курса географии 9 класса с применением методов личностно-оринтированное обучения.Тема урока:    Народы России. Культура, религия и быт....

Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского в 5 классе» (из опыта работы)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собс...