Открытый урок литературы по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Мартынова Ольга Петровна

Открытый урок литературы по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон" в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 7 классе

Тема: Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества.

Цели  урока: воспитывать творческого читателя, формировать общечеловеческие и личностные ценности  учащихся.

Образовательный аспект:  повторение, обобщение, обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе. 

Развивающий аспект: развитие навыков анализа художественного текста, совершенствование исследовательских навыков и коммуникативных умений, развитие творческих способностей  и речи учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание у учащихся нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему), формирование  непримиримого отношения  к человеческим порокам (хамелеонству, коррупции).

Задачи урока:

  • проанализировать рассказ «Хамелеон»,
  • найти скрытый в подтексте смысл рассказа,
  • определить тему и идею рассказа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации  знаний.

Словарная работа: хамелеон, хамелеонство,  сатира, коррупция, коррупционер.
Оборудование:  иллюстрации к рассказу «Хамелеон», решето, компьютеры, презентация к уроку.

Эпиграф урока:

В человеке всё должно быть прекрасно:

 и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов

Слайд 1

Ход урока

1.Подведение к теме, цели урока.

В русскую литературу Чехов вошел прежде всего как автор коротких юмористических рассказов.

Сегодня мы продолжим знакомство  с Чеховым-юмористом, обратимся к рассказу «Хамелеон», (слайд2) с которым вы уже знакомы, а сейчас поделитесь впечатлениями:

-Понравился рассказ или нет? (смешной, забавный…)  с каким бы цветом вы сравнили свои эмоции.

-Какие вопросы возникли при чтении? (Над чем смеётся Чехов? Почему так назвал свой рассказ?  Какова тема и идея рассказа? Чему учит нас писатель?) (слайд 3)

Вот главные проблемные вопросы, на которые мы с вами должны ответить в ходе урока. Давайте обратимся к тексту. Откройте учебники на стр. 301.

4. Анализ рассказа

             1)Фронтальный опрос:

А) Где происходит действие? (на базарной площади – СЛАЙД 4)

Б) Кто герои рассказа? (полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, белый борзой щенок, толпа – СЛАЙД5 )

В) В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других рассказов Чехова, лежит анекдот, короткая занимательная история. Расскажите, какая именно?

(Сюжет рассказа такой: мастера золотых дел Хрюкина укусила за палец собака. Полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кто хозяин собаки – от этого зависит его решение. В конце рассказа все узнают, что это собака «генералова брата» -

(СЛАЙД №6).

На первый взгляд, всё понятно и просто: вроде бы обыденный сюжет, ничем не примечательный. НО! Не так всё просто у Чехова!

Давайте попробуем найти скрытые в подтексте намёки автора и разобраться, в чём смысл рассказа. Сейчас мы с вами поработаем в группах.

2) Работа в группах (проверка опережающего задания)

Каждая группа проведёт своё небольшое исследование по рассказу «Хамелеон».

 (СЛАЙД №7).Для этого вы получаете исследовательские листы.

1 группа работала над характеристикой главных героев. (СЛАЙД № 8)

 

Группа № 1.

Характеристика главных героев

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Охарактеризуйте Очумелова: портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, сколько раз меняет своё решение и от чего оно зависит, ваше отношение к герою.

2.Охарактеризуйте Хрюкина: портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, ваше отношение к герою.

1. «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» - так описывает автор главного героя.

 В начале рассказа Очумелов возмущен, разгневан нарушением постановления, кричит: «Собаку нужно истребить! Я этого так не оставлю!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх.

При этом он остается  заискивающим перед вышестоящими чинами. В конце рассказа Очумелов, узнав, что собака принадлежит  брату генерала, становится добрым и ласковым, всё его лицо заливается улыбкой умиления: «Ишь ты, Господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...»  

Он готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой. Очумелов потерял всё, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Поэтому он 6 раз меняет своё решение в зависимости от чина предполагаемого хозяина собаки.

Вывод: Очумелов для Чехова — отвратительное и безобразное воплощение порядка, построенного на неравенстве. Как было дело, кто в действительности виноват — это не имеет  никакого значения. Кто сильнее, тот и прав.

2.Ещё один главный герой рассказа – «человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец». Это  Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком, как выясняется, за дело. Герой решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как вздорного человека и откровенную «свинью».

Хрюкин корыстолюбив: мечтает «сорвать штраф» с хозяина собаки: «Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну!» Сначала он пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»).  Хрюкин  то уверенно отстаивает свои права, то заискивает перед  Очумеловым, но в конце рассказа,  убедившись в том, что сила не на его стороне, рабски присмирев, умолкает.

Учитель: А какие приёмы использует автор при описании своих героев?  

На этот вопрос ответит 2 группа.

Группа № 2.  

Юмористические приёмы  в рассказе «Хамелеон» (СЛАЙД № 9)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Найдите в рассказе «Хамелеон» юмористические приёмы.

2.Приведите примеры из текста.

«Хамелеон» относится к жанру юмористического рассказа. Делая свои произведения смешными, Чехов использует различные юмористические приёмы:

1. Приём «говорящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая  важную черту в его облике или характере. Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелов ( от слова очуметь - потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее; одуреть), а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу и свинскому поведению.

2.Речь персонажей тоже один из юмористических приемов. В рассказе много просторечных и жаргонных выражений. Например, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака— нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность.

3.Художественная деталь - шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то одевает в зависимости от собственного состояния. Шинель для Очумелова – символ власти: с ней  он чувствует себя всемогущим.

Учитель: Свой рассказ Чехов назвал «Хамелеон». А есть ли это слово в тексте? (нет) Тогда почему возник такой заголовок? Может быть,  автор что-то перепутал?

 В этом нам поможет разобраться 3 группа, которая исследовала вопрос о смысле заглавия рассказа.

Группа № 3.

 Смысл заглавия рассказа(СЛАЙД № 10)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Найдите 2 значения слова хамелеон в толковом словаре.

2.Какое из этих значений раскрывается в рассказе Чехова?

3.Кого из героев можно назвать хамелеоном?

Чтобы объяснить смысл заглавия рассказа А.П.Чехова, мы обратились к толковому словарю. Оказывается, что слово Хамелеон  имеет 2 значения: 1)  разновидность ящериц, способных  менять свой цвет в зависимости от окружающей среды  2) переносное значение: Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии в зависимости от обстановки.

Мы считаем, что в рассказе Чехова раскрывается второе значение этого слова: человек – хамелеон – это полицейский надзиратель Очумелов, который 6 раз меняет своё мнение по поводу собаки. Сначала он советует Хрюкину не оставлять дела, добиваясь справедливости, а щенка немедленно истребить (зачитать отрывок на стр. 302 со слов «Чья собака?») Но сообщение о том, что собака генеральская, магическим образом меняет ход дела  ( зачитать отрывок на стр. 302 со слов «Генерала Жигалова?»)

Таким образом, автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Как ящерица- хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и Очумелов меняет свое мнение в угоду обстоятельствам. 

Учитель:  Как ещё по-другому называют человека-хамелеона? ( двуличный, человек-флюгер: куда ветер подует, туда и он поворачивается, крылатое выражение: семь пятниц на неделе).

Имя героя рассказа «Хамелеон» давно стало нарицательным, в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство». Что оно означает и встречается ли это явление в нашей современной жизни?

Об этом нам расскажет 4 группа.

Группа  № 4

Тема рассказа(СЛАЙД №11 )

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Что такое «хамелеонство»?

2.Встречается ли в нашей современной жизни это явление?

Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание,  приспособленчество.

            Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.

  • Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
  • Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
  • Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

Хамелеонство Очумелова — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».

Хамелеонство – обычное явление в нашей жизни, потому что до сих пор есть люди, которые готовы стоять на коленях, заискивать, угождать тем, кто выше их по положению, социальному статусу. Такие люди смотрят на обстоятельства с точки зрения "Где мне лучше?", "Где я получу прибыль?", "Где мне дадут должность повыше?", и в зависимости от этого меняют свою позицию в политике, политических событиях, предают своих  друзей, и поддерживают врагов. Они льстят, лицемерят, нагло врут.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что главная тема рассказа – хамелеонство. Но оказывается,  не только это хотел показать в своём рассказе Чехов. 5 группа работала  с ещё одним понятием – коррупция и объяснит, как оно связано с данным произведением.

(СЛАЙД № 12 )

Группа № 5. (Папка  « В помощь исследователю»)

Антикоррупционная направленность рассказа «Хамелеон»

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Что такое коррупция?

2.Назовите формы коррупции.

3.Кто чаще всего подвержен коррупции?

4.Кто в рассказе «Хамелеон» является коррупционером?

1. Коррупция  — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

2.Формы коррупции:

  • Взятка
  • Растрата
  • Мошенничество
  • Вымогательство
  • Злоупотребление должностными полномочиями

3.Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.).

4. Мы считаем, что в рассказе «Хамелеон» можно коррупционером назвать полицейского надзирателя.  По закону он должен наказать виновника, но Очумелов этого не делает, так как собака принадлежит брату генерала. Значит, полицейский противоречит законодательству, плохо исполняет свои служебные обязанности. Кроме этого он злоупотребляет своим служебным положением. В начале рассказа  сказано, что за полицейским надзирателем, в руках у которого «узелок», городовой несет решето, «доверху наполненное конфискованным крыжовником». Эти детали говорят о том, что Очумелов  небескорыстно устраняет «беспорядки» в городе. Крыжовник на базаре конфискован далеко не в пользу государства.  Узелок в руках Очумелова-  это подарок-взятка от тех, кто торгует на базаре.

Вывод: Очумелов – коррупционер, потому что берёт взятки и злоупотребляет своим служебным положение.

Учитель: вот мы и попытались найти скрытые в подтексте намёки автора и подошли к самому главному вопросу: В чём же смысл рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Даю слово 6 группе.

Группа  № 6. (СЛАЙД №13)

Идея рассказа «Хамелеон» (Папка  « В помощь исследователю»)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Над чем смеётся  А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»? Смех писателя весёлый и добродушный или злой и гневный? ( смотри значение слова сатира в словаре)

 2.Определите идею рассказа.

3. Когда был написан «Хамелеон» и в чём его актуальность в наши дни?

Чехов  не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее. Поэтому он  высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо. Рассказ «Хамелеон» уморительно смешной, забавный, но смех Чехова не весёлый и добродушный, а злобный,  сатирический.

Сатира (СЛАЙД №14)- гневное осуждение (обличение) и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. В своём рассказе автор обличает такие пороки, как лицемерие, чинопочитание, выслуживание перед начальством и  грубость по отношению к нижестоящим, коррупция.

 Идея рассказа: мы думаем, что данным рассказом Чехов пытается вызвать  чувство негодования, презрения к таким стражам порядка, как Очумелов, который  служит не закону, а высоким чинам.

Таким образом, смешной, забавный рассказ становится гневным обличением действительности времён Чехова. «Хамелеон»  был написан в 1884 году. Прошло ?  лет, но рассказ не потерял своей актуальности: хамелеонство, продажность чиновников, их пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество – обычные явления нашей современной жизни.

Что вы можете сделать? Как повлиять на ситуацию?(слайд 15)

Учитель: Прошло уже 138 лет со дня написания рассказа «Хамелеон», но  по - прежнему он доставляют читателям радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни.  Чехов  предупреждает: будьте внимательны, нет ли среди вас хамелеонов, справедливы ли вы в жизни, от чего зависит ваше собственное решение?

После анализа произведения какие эмоции добавились? Добавились ли цветовые ассоциации?

Учитель: Дети, скажите честно, кто не хотел читать рассказ? Прочитал, потому что нужно было выполнить задание. Без желания.  (Дети встают или поднимаю руки, Объясняют почему).

Учитель: А как можно заинтересовать читателя, на ваш взгляд? ( дети отвечают, в том числе называют посмотреть видео о рассказе)

Учитель: Вот давайте сейчас попробуем составить свой маленький видеоролик- буктрейлер по рассказу «Хамелеон».  Давайте подберём материал для буктлейра вместе, а наши технические специалисты сделают видеоролик.

Слайд 16- картинки к буклейлеру

Слайд 17 – Фразы к видеоролику

Слайд 18 – мелодия.

Технические специалисты работают за компьютером с установленной программой.

5.Подведение итогов. (Слайд 19 – эпиграф)

Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него  те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Лесть, подхалимство,  грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.

Перед вами цветок.  Как вы думаете, символом чего может он быть на нашем уроке? Возьмите у себя на партах  стаканчики с водой-  с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, честность, порядочность,  милосердие, бескорыстие. 

Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Просмотр ролика.

РЕФЛЕКСИЯ.Оценивание.

6. Домашнее задание

Написать творческую работу на тему: «А если бы…» (придумать другую концовку рассказа «Хамелеон»).

Создать буктрейлер к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"

ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: помочь обучающимся понять сложный мир вз...