открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Кологрив Елена Владимировна

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Otkrytyy_urok_literatury_v__5.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в  5 –в классе по сказке

К. Паустовского «Теплый хлеб».

1. Вызов.

Слайд 1. Разные портреты писателя. Посмотрите внимательно: что вы можете сказать об этом человеке.

Это портрет К. Паустовского, автор сказки «Теплый хлеб», с которой вы познакомились дома.

- Какие еще пр-ния писателя вы читали? О чем они?

-Если бы вам понадобилось пересказать сказку «Т.Х.» одним пр-ем, как бы вы это сделали? (В сказке говорится о том,…….   Как один мальчик поссорился с конем, и из-за этого деревня, в которой они жили, должна была погибнуть, но добрые люди помогли мальчику исправить положение).

2. Стадия осмысления

Итак, сказка «Т.Х.». Она написана через 9 лет после победы в В.О. войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

- Как вы понимаете значение слова «хлеб»? (Это житейская необходимость, потребность).

- Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб». Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ?

Слайд 2. Теплый от старославянского – жар, огонь. Т.О., теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, кот. рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.

-Где происходят события? (В деревне Бережки)

_Что вы можете сказать о названии деревни* ( Образовано от слов «беречь», оберегать»).Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

- Закончите пр-ние: Приносить людям добро – это значит …..

Кластер                                          мир    

                              Хор.поступки                                          свет

мама                                                                                          солнце

                                                         Добро    

                     радость                                        

                                           счастье                            любовь

Слайд 3    Он (Паустовский) не  был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра.  В.Шкловский.

- Какое словосочетание показалось  странным? Неужели творить добро трудно?

На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.

Определим круг героев.

Кто главный герой, вокруг которого происходит действие?

                                                                                        сорока

                                   бабка

мельник

                                                            ФИЛЬКА                                  конь

ребята        

                                                                                                       ветер

старики                                        

- Что можете рассказать о главном герое? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!».

- Что означает эта фраза?

В один из дней (читаю текст) в калитку Филькиной избы постучался конь. Да непростой. Что это был за конь?  Раненый. Конь-солдат. Раненых всегда выхаживали, заботились о них.

_А что же сделал Филька? Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, , закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христорадником.

_Кто такой дьявол? Подберите синонимы( нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт).

- А кто такой христорадник?  СЛАЙД 4

-А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья.

-А вы знаете, что обозначает имя Филипп? СЛАЙД 5  Филипп – греч. – любитель лошадей.

Соответствует ли имя мальчика его поступкам?

Сравнительный анализ эпизодов.

  1. Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…»),
  2. Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…»)

!-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и дасть людям жизнь – хлеб.

2-й – ревер, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор?  Олицетворение.

Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек 0 часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.

- Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи?  (чтобы задумался над тем, что совершил).

-Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, боязливый, НОЧЬЮ побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему?

_Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это  характеризует?

_ Что советует Панкрат герою ?  СЛАЙД 6  ПАнкрат – всесильный). ПАнкрат предлагает раскаяться. Что это значит?  (отречься о  дурной прежней жизни, сознательно начав новую)

-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).

- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст : в воздухе запахло весной…-    Тепло.  Ласка, любовь,добро….

_Чему посвящены последние строки рассказа? (покаянию Фильки. Примирению с конем).

Это очень трогательный момент : момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

  1. Рефлексия.

- Как бы вы теперь объяснили название сказка Паустовского?

Д.З. ответить на вопрос: Чему уит сказка «Теплый хлеб»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Открытый урок литературы «Твори добро…» по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»

Технологическая карта урока литературы «Твори добро…» по рассказу  Л.С. Петрушевской «Котенок Господа   Бога»...

Открытый урок в 11 классе по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»

Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.Главное для меня при работе с де...