Урок-игра "Она была поэтом"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Тема нашего урока: «Она была поэтом». Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве известной  поэтессы 20 века Анне Ахматовой. Урок наш необыкновенный. Это будет урок-игра «Литературное кафе»

Наше кафе литературное. А это значит, что здесь собираются люди, знающие литературу, интересующиеся ею.

 Первый стол у нас занимают окололитературные сплетники. Эти люди всегда все знают.

За другими столами почитатели таланта А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

         Литературное  кафе «Она была поэтом»

          Тема нашего урока: «Она была поэтом». Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве известной  поэтессы 20 века Анне Ахматовой. Урок наш необыкновенный. Это будет урок-игра «Литературное кафе»

Наше кафе литературное. А это значит, что здесь собираются люди, знающие литературу, интересующиеся ею.

 Первый стол у нас занимают окололитературные сплетники. Эти люди всегда все знают.

За другими столами почитатели таланта А.А.

Определенную атмосферу духовности в любом кафе создает музыка. В роли тапера сегодня выступает…

Суета и разговоры посетителей порой создают рабочее настроение у некоторых творческих личностей. В роли писателя Виленкина….

Время от времени кафе будет посещать призрак А. Ахматовой для того, чтобы рассказать о себе, внести ясность в происходящую беседу. Эту роль сыграла…

Итак, мы приглашаем вас в литературное кафе «Она звалась поэтом».

.Сплетники:

- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей!

-Правильно. Они давно исписались.

-Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны!

-Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.

-А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

-Вся страна накануне великих событий , а она про любовь!

- Правильно, правильно! Ахматова? Что-то фамилия знакомая.

-Какая-то странная фамилия.

-Почему же странная? Впрочем , это псевдоним Анны Горенко. Ахматова-фамилия прабабки Анны, татарки

Голос из темноты:

Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец в то время был отставной инженер-механик флота. Очень сильное впечатление детских лет- древний Херсонес. Читать училась по азбуке Л.Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Этих авторов хороша знала моя мама. После окончания гимназии я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Но очень скоро к юридическим наукам охладела.

Сплетники:

-Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию!

-Конечно, декадентские настроения сказались.

Звучит Шуберт «Аве Мария». Стихотворение «Не с теми я, кто бросил эту землю»

Снова сплетники:

-К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Вначале Анна была вместе с ними, а потом перешла в «Цех поэтов», к акмеистам.

-А.А. вчера выступала в Академии. Успех полный.

-Да что она вообще собой представляет? Видел как-то Вся в черном, туфли столетней давности, но держится я вам скажу!

- Простите, а что она читала?

-«Русалку». Ну, помните, «У пруда русалку кликаю..».Звучит стихотворение.

-Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль.

-Да что вы все ,А.А. Кто она вообще?

Музыка Бетховина. «Патетическая соната» Стихот. «Я-голос ваш…»

-Большая радость. Узнали. Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.

- Неправда!

Звучат стихи: «Ветер войны», «Победителям», «Клятва», «Мужество».

Голос из тьмы: Отечественная война меня застала в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести из Ленинграда, с фронта. В июне 1944 года я вернулась домой. Увиденное потрясло меня, я описала встречу с моим городом в прозе.

Звучит песня А. Розенбаума « На дороге жизни».

- Простите, все спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой же она была?

-А что вас интересует: внешность или стихи?

-Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

- Она была поэтом.

Стих. М. Цветаевой «О, Муза плача»…

-Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

Почитатели:

-Тонкая, гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. Она прекрасно ныряла и плавала. В воде она казалась русалкой.

-Блок: «Но рассеянно внимая всем словам, кругом звучащим, вы задумываетесь грустно…»

-Мандельштам: « В пол-оборота, о печаль, на равнодушных поглядела.

-Чуковский: «У А.наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не заносчивость, не спесивость,а именно величавость.

Чтение стих. « Я пью за разоренный дом», «В ней что –то чудотворное горит».

-Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.

-Да, она могла любить, и выразить это в стихах.

Звучат стихи: «Сжала руки под темной вуалью», «Я плакала и каялась», «Настоящую нежность не спутаешь», «Проводила друга до передней»  на фоне «Метели» Свиридова.

Сплетник:

-Судьба безжалостна была к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, потом арестовали сына.

- кажется, что все стихи она пишет о Николае Гумилеве и о себе.

-Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык.

-Поэт был расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой. «Застонал я от сна дурного…»

- У Ахматовой остался сын Лев.

-Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей ,все-таки выжил.

Голос из темноты:»Семнадцать месяцев кричу»..

-Да что вы все кричите: Ахматова, Ахматова.

-Ерунда. Ничего особенного

-стих неплохой ,но мысли, мысли маловато.

-Да кем она была?

-Она была поэтом!

Звучит Бетховен. Голос из темноты: «А  если  когда-нибудь в этой стране…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Поэт мысли - литературный вечер, посвященный поэту Е.А. Баратынскому

Материал для учителей русского языка и литературы....

Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"

Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...