Учебная деятельность
материал

Гудкова Наталья Филипповна

С целью обучения молодых коллег современным педагогическим методам и технологиям было проведено открытое занятие по теме «Применение инновационных технологий», где был обобщен личный опыт. Были проведены открытые уроки по темам: «Имя существительное», «Наречие»; составлены методические разработки и методические карты по всем темам практических занятий для УД «Русский язык» и «Литература». 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

по учебной дисциплине Русский язык и литература. Литература

               Тема: «Золотой век» русской литературы

                           Специальности  34.02.01 Сестринское дело

                                                             33.02.01 Фармация

Чита, 2019

Методическая разработка составлена на основании

рабочей программы по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Литература»

Автор методической разработки:

Преподаватель высшей квалификационной категории_______ Н.Ф.Гудкова…

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии

«Общеобразовательные дисциплины»

Протокол № от «03.09…»       2019г.

              Председатель ЦМК                        


Место проведения – учебный кабинет

Тип занятия – повторение и обобщение знаний

Форма проведения –   теоретическое занятие

Необходимое оснащение:

-проектор;

-ноутбук

Время проведения – 90 мин.

Цели занятия:

-повторить историко-культурный процесс и периодизацию русской литературы 19 века;

-основные направления русской литературы первой половины 19века.

Задачи:

-воспитание личностных качеств: умение работать в коллективе, умение слушать и выделять главное, давать оценку своей работе;

-метапредметные умения: добывать информацию, анализировать, классифицировать, делать выводы;

-предметные знания: повторить периодизацию русской литературы 19 века; развитие живописи, музыки этого периода; два способа изображения жизни в литературе: романтизм и реализм в первой половине 19 века


ЛЕКЦИЯ №1

« Золотой век» русской литературы.

19 век иногда называют «золотым веком» русской литературы. В самом деле, именно в это время творили писатели, принесшие мировую славу русскому художественному слову. Продолжая лучшие традиции древности и 18 века, они создали произведения, которые оригинальностью мысли, накалом чувств, глубиной проникновения в психологию человека, постановкой коренных проблем развития общества, красочностью и выразительностью языка не только оказывали мощное воздействие на своих современников, но и продолжают волновать читателей наших дней.

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» заложил основы русской реалистической литературы. М.Ю.Лермонтов создал первый русский психологический роман – «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь в прозаической поэме «Мертвые души» нарисовал широкую панораму российской действительности.

Вслед за этими фундаментальными произведениями русской литературы появились значительные творения Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л.Толстого, Чехова. Поэзия получила новый импульс в творчестве Тютчева, Фета, Некрасова, А.К.Толстого. А.С.Грибоедов и А.Н.Островский своими драматическими произведениями способствовали расцвету русского театра.

М.Горький писал:

«Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников. И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!

В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле. ( М. Горький. Разрушение личности. 1909)

Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть ваша – Достоевский; Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков все силы, всю жизнь потративший на то, чтобы создать «положительный тип» русского человека, и, наконец великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, так не похожие друг на друга, как это может быть только у нас, на Руси.

Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 веке, но и поражающее разнообразие их. (М.Горький. О русском искусстве.1917).

Два способа изображения жизни в литературе.

Вы читали поэму М.Лермонтова «Мцыри». Вспомните трагические приключения юноши-горца, его чувства, вызванные кавказской природой:

Кругом меня цвел Божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли…

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул…

За три года до появления лермонтовской поэмы Пушкин опубликовал свои записки «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».

В этих записках тоже есть зарисовки кавказской природы: «Первое замечательное место есть крепость Минарет. Приближаясь к ней, наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, обросшими липой и чинаром. Это могилы нескольких тысяч умерших чумою. Пестрелись цветы, пораженные зараженным пеплом. Справа сиял снежный Кавказ; впереди возвышалась огромная, лесистая гора…Дорога наша сделалась живописна. Горы тянулись над нами. На их вершинах ползали чуть видные стада и казались насекомыми. Мы различили и пастуха, быть может русского, некогда взятого в плен и состарившегося в неволе. Мы встретили еще курганы, еще развалины».

Сразу бросается в глаза разница между двумя описаниями Кавказа. И дело не только в том, и далеко не в том, что первое написано стихами, а второе прозой. Важнее то, под каким углом зрения рассказчики смотрят на окружающий мир. В первом случае природа полна неразгаданных тайн; во втором она тоже необычна. Но Лермонтов хотел показать трагедию исключительного, думающего о свободе, и не сломленного обстоятельствами жизни человека.

 Пушкин смотрит на природу глазами путешественника, стремящегося воспроизвести ее особенности, ее краски так, чтобы это стало близко, понятно, доступно, наглядно самому обыкновенному человеку. Первый способ изображения жизни (исключительные герои в исключительных обстоятельствах) называют романтическим, второй – реалистическим (от лат.realis – действительный, вещественный).

Романтизм стал одним из основных направлений в мировой и русской литературе в первой половине 19 века.

Романтизм и классицизм

И романтизм, и реализм во многом противостояли классицизму.

Если классицисты отдавали предпочтение разуму и стремились к правдоподобию, то писатели-романтики главное внимание уделяли чувствам , страстям и принцип правдоподобия соблюдали не всегда, а реалисты, в свою очередь, заменили этот принцип принципом правды изображения.

Взаимосвязь романтизма и реализма

К 40-м годам 19 века романтизм стал уступать свое ведущее положение в литературе реализму. Но романтизм не умер.

Многие его художественные достижения восприняли писатели – реалисты (внимание к необычному в жизни, к глубинам человеческой души, напряженность сюжета и т.п.).

Одни и те же писатели могли выступать и как романтики, и как реалисты. Например, в «Тарасе Бульбе» Гоголя военные сцены носят романтический характер, бытовые же эпизоды (в семье Тараса, в Запорожской Сечи) реалистичны.

Романтизм и реализм по-своему сказались в живописи:

романтические работы К.П.Брюллова и реалистическая живопись И.Е.Репина, В.И.Сурикова

-Сообщения о художниках (предварительное задание)

Вопросы романтизма и реализма – труднейшие в искусстве; многие из них не решены до сих пор. Вы пока получаете лишь самые первые сведения о литературных направлениях и способах изображения жизни в литературе.

А для чего нужно знать особенности романтического и реалистического изображения жизни?

Во-первых, для того, чтобы лучше представлять себе историческое развитие литературы: эти способы возникли в определенных условиях и, обогащаясь, во многом определили своеобразие литературы на каждом историческом этапе.

Во-вторых, для того, чтобы воспринимать художественные произведения как замыслил их автор.

Вопросы:

  1. Назовите несколько знакомых вам романтических произведений русских или зарубежных писателей. Обоснуйте свой выбор.
  2. Назовите несколько известных вам реалистических произведений Гоголя, Тургенева, Чехова. Какие их особенности позволяют говорить о них как о произведениях реалистических?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Г.И.Беленький и др. Учебник для общеобразовательных учреждений, 9 класс, М., Мнемозина, 2018.



Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

ГПОУ «Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

Тема: Мастер-класс по применению инновационных технологий

Составила

Преподаватель Гудкова Н.Ф.

Чита-2018

Участники: преподаватели ЧМК

Место проведения: кабинет

Материалы и оборудование:

-ноутбук и проектор для презентации;

-раздаточный материал по теме

Цель: применение на занятиях некоторых инновационных технологий

Задачи: показать на примере одного занятия «Технологию критического мышления»

Тема занятия: Имя существительное

Ход занятия

1.Приветствие. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

2.Все, кто сидит за первыми шестью столами, помогите мне, пожалуйста, провести сегодня занятие. Не пугайтесь и не отказывайтесь.

Нужно быть уверенным в себе!

Можно сказать: «Сделаем, как получится». А можно: «У нас все получится!»

Даем себе установку: у нас все получится!

Сейчас мы возвратимся на несколько лет назад и окажемся в 10 классе своей школы на уроке русского языка.

Я –учитель, вы- мои  ученики.

Меня зовут Наталья Филипповна, а как зовут вас – напишите на листочке свое имя и поставьте его на стол.

3.Итак, сегодня у нас обобщающее занятие.

Тема: Имя существительное (записываю на доске)

-Это новая для вас тема? (предполагаемый ответ- нет)

Вспомним все, что мы знаем об этой части речи (начинаю оформлять кластер)

А) То, что отвечает на вопросы: кто это? что это?

Т.е. называет предмет, явление, живые существа;

Б)Какие признаки можем выделить у имени существительного?;

Уже из названия этой части речи видим: имя.

Вы написали свое имя, оно принадлежит только вам, ваше собственное имя.

Значит, один из признаков: существительное может быть – собственным.

А слово – СТОЛ? Тоже существительное (отвечает на вопрос что это?, называет предмет), но может принадлежать не одному лицу, поэтому называется – нарицательным. Это еще один признак.

Нарицательные существительные могут быть:

-конкретные (дом -дома, заяц –зайцы);

-отвлеченные (здоровье, ходьба, смех);

-вещественные (молоко, азот, сливки);

-собирательные (листва, молодежь)

В) Существительные могут быть одушевленные – неодушевленные;

Г) Могут иметь склонение;

Д) Род;

Е) Число;

Ж) Падеж.

-Какие признаки можно назвать постоянными, а какие – непостоянными?

Мы вместе составили план работы , но этот план рассчитан на 1,5 часа, а у нас только 30 минут, поэтому обратимся только к категории рода.

Определить род существительного во многих случаях легко.

Стол, стул –м.р.

Доска, лампа – ж.р.

Окно, небо – ср.р.

А такие существительные, как БРА, АВЕНЮ, ШИМПАНЗЕ? Какого рода эти существительные?

Все это вы изучали в средних классах школы. Теперь восстановим в памяти, систематизируем этот материал.

Перед вами теоретический материал по этой теме. Поработайте над ним.

Каждый прочитанный абзац отметьте определенным значком:

+  хорошо знаю

!  выучить

?  что значит, не понимаю

W  думал иначе

На работу – 5 минут.

У кого больше  плюсов? Радует

У кого появились вопросы? Смогли разобраться?

 Если есть восклицательные знаки – есть над чем работать!

Проведем устную разминку.

Я называю существительные, а вы – род существительного.

ПАЛЬТО, ТЮЛЬ, ВУАЛЬ, СОПРАНО, ЛЕБЕДЬ, ПРОРУБЬ, КОФЕ, ШИМПАНЗЕ, ТБИЛИСИ, ГЕОРГИН - ГЕОРГИНА, МАНЖЕТ – МАНЖЕТА, ПЕНАЛЬТИ.

Интересная справка.

Отнесенность существительных к одному из трех родов в целом сохраняется с 11 века, хотя в некоторых случаях в истории языка произошло перераспределение.

Например, слова ПЕРСТЕНЬ, ИСПУГ, ЛЕБЕДЬ, ГУСЬ в древнерусском языке относились к ж.р., а слова БОЛЬ, КОРЬ, ПЕЧЕНЬ, ПЕЧАТЬ, ГОРТАНЬ, СТЕПЕНЬ – к м.р.

Существительные образуются разными способами: берем сущ.ЛЕС, добавляем суффикс _ОК, получаем новое слово – ЛЕСОК, добавляем приставку – ПЕРЕ-, получаем слово ПЕРЕЛЕСОК.

Но иногда мы можем просто поиграть, и из разных букв , написанных произвольно, составить слово.

Поиграем?

  1. Что это за слово в «переводе» на русский?
  2. Выбираем  рекордсмена! (Соединить правый и левый столбики, должно получиться 9 существительных)

А теперь начертите 2 шкалы (1- как понял, 2 – как работал) и дайте себе оценку (по пятибалльной шкале)

Спасибо всем за работу!

Снова возвращаемся на ул. Анохина, 71. Теперь мы вновь коллеги. Определимся, какую технологию мы применяли на занятии.

Включаем презентацию.

Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать

Коко Шанель.

Технология критического мышления

Что понимается под технологией критического мышления?

Критическое мышление – тот тип мышления,  который помогает критически относиться  к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, ответственности за собственные решения.

Основа технологии критического мышления – это три стадии организации учебного процесса.

  1. Этап «вызова».

На этом этапе «вызываются» из памяти имеющиеся знания и представления об изучаемом (актуализация знаний), определяются цели рассмотрения той или иной темы.

  1. Этап осмысления (или реализация смысла) .

Обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Студент задумывается о природе изучаемого объекта, учиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этом этапе с помощью ряда приемов обучающийся уже может самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

  1. Этап размышления (рефлексия) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют знания, перестраивают первичные представления, чтобы включить в них новые понятия.

Функции 3-х этапов технологии критического мышления.

-Вызов.

-Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

-Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания.

-информационная ( получение новой информации по теме);

-систематизационная  ( классификация полученной информации)

Рефлексия

-коммуникационная ( обмен мнениями о новой информации);

-информационная (приобретение новых знаний);

-мотивационная (побуждение к дальнейшему поиску информации);

-оценочная (выработка собственной позиции оценки процесса).

Данные этапы (вызов, осмысление, рефлексия) не представляют собой что-то исключительно новое:

-вызов – актуализация знаний;

-осмысление – изучение нового;

-рефлексия – закрепление, проверка усвоения.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для развития личности.

Основные методические приемы развития критического мышления.

  1. Прием «Кластер».
  2. Таблица.
  3. Учебно-мозговой штурм.
  4. Прием «Инсерт».
  5. Прием «Взаимоопрос», «Взаимопроверка» и др.

В своей практике я использую прием составления кластера.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие».

Кластер – педагогический метод, который развивает способность устанавливать всесторонние связи в отношении изучаемой темы.

Цель: подготовить студентов к восприятию новой информации.

Последовательность действий проста:

-посередине листа (классной доски) записывается ключевое слово или предложение, может быть тема занятия;

-вокруг «накидываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

Кластер используется на разных этапах занятия:

-в начале (для стимулирования мыслительной деятельности);

-на этапе ознакомления или закреплении;

-на этапе обобщения, повторения большой темы.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.

Рекомендации при составлении кластера

При его создании не стоит бояться  излагать и фиксировать все, что придет на ум, даже если это предположение или ассоциации. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.

Этот метод может применяться на всех дисциплинах при изучении самых разных тем.

Достоинства и результаты применения.

-позволяет охватить большой объем информации;

-вовлекает всех в обучающий процесс, им это интересно;

-учащиеся активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Прием «Инсерт»

Это маркировка текста значками по мере его чтения.

V – знал

+ -узнал

-   думал иначе

?  имеются вопросы

Во время чтения учащиеся делают на полях пометки.

Аббревиатура  расшифровывается таким образом:

И  - интерактивная (interactive)

Н  - размечающая (noting)

Т  - система (system)

Е  - эффективного (effective)

Р  - чтения и (reading and)

Т  - размышления(thinking)

Приложение2

Игра со словом   (абракадабра)

Что за слово в « переводе» на русский?

ГОБЫТЬРА               АЦИКВАСРА          ОЛЯБОК                ЛЕНЛАФЬ

Выбираем рекордсмена!

Соединить правый и левый столбики

Кон                         еж

Сад                         порядок

Наст                       град

Доход                     рубка

Зерно                      ус

Бес                          яга

Зубр                        овод        

Вино                       склад

Мясо                       ил

Приложение 1

Маркировка текста (Таблица «Инсерт»)  (+ хорошо знаю;  ! выучить;  ? что значит;

 w думал иначе)

РОД  ИМЕН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Все имена существительные распределяются по трем родам:

м.р. – конь, мальчик, друг, папа, воевода;

ж.р. – земля, мать, дочь, рожь;

ср.р. – кольцо, знамя, село.

В русском языке есть также группа имен существительных общего рода, которые могут обозначать лица мужского и женского пола: большой (большая) сластена, мой (моя) коллега.

Существительные общего рода в русском языке имеют, как правило, разговорно-просторечную стилистическую окраску и выражают эмоционально-экспрессивную оценку неодобрительности: плакса (разг.), рохля (разг., неодоб.), забулдыга (простор.), забияка (разг.) и т.д.; реже они являются стилистически нейтральными: калека (нейтр.), сирота (нейтр.) и т.п.

Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения распределяются по родам следующим образом: к мужскому роду относятся названия лиц мужского пола (портье, конферансье), названия животных и птиц (кенгуру, фламинго); к женскому роду относятся названия лиц женского пола (леди, мадам), к среднему роду относятся неодушевленные несклоняемые существительные (кашне, метро).

Исключения: кофе (м.р., «напиток»), сирокко (м.р., «ветер»), торнадо (м.р., «ураган»), сулугуни (м.р., «сыр»), пушту, бенгали и др. названия языков мира относятся к мужскому роду; цеце (ж.р., «муха»), иваси (ж.р., «сельдь»), кольраби (ж.р., «капуста»), салями (ж.р., «колбаса»); существительные типа протеже, визави, хиппи(м. и ж.р.), инкогнито (может быть м.и ж.р.), пенальти (м. и ср.р.), только во мн.ч. употребляется слово жалюзИ

У несклоняемых имен существительных иноязычного происхождения могут наблюдаться колебания в роде, при этом одна из форм является стилистически нейтральной, а другая – разговорной, например: кофе (м.р., нейтр.) – кофе (ср.р., разг); манго (ср.р., нейтр.) – манго (м.р., разг.); бренди (ср.р., нейтр.) – бренди (м.р., разг.) и т.д.

Род несклоняемых имен собственных иноязычного происхождения определяется по родовому слову: Сочи – м.р., т.к. «город»; Миссисипи – ж.р. ,т.к. «река»; «Таймс» - ж.р., т.к. «газета»; Онтарио – ср.р., т.к. «озеро».

Род аббревиатур определяется по роду ключевого слова: ВДНХ – ж.р., т.к. «выставка», ЧМК – м.р., т.к. «колледж».

Примечание. Если аббревиатура склоняется, то род определяется по окончанию, например: вуз (-а, -у, -ом, -е) – м.р. (ср. высшее учебное заведение).

Литература

1.Коллектив авторов; под ред. Академика РАО Н.В.Бордовской: Современные образовательные технологии. –М.: КНОРУС, 2011

2.Горбач, О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка. Учебно-методическое пособие / О.И.Горбач – М.: ВК, 2012 – 144 с.

3.Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Учебное пособие для студентов/ Н.В.Матяш.- М.: ИЦ Академия, 2012.-160 с.

4.Турик Л.А.: Педагогические технологии в теории и практике.- Ростов н/Д: Феникс, 2009



Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия

Тема «Имя существительное»

Учебная дисциплина «Русский язык»

Группа СДн 22-01

Специальность34.02.01

     Сестринское дело

Чита-2022

Методическая разработка составлена на основании

рабочей программы по учебной дисциплине « Русский язык»

Автор методической разработки:

Преподаватель высшей квалификационной категории_______ Н.Ф.Гудкова…

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии

«Общеобразовательные дисциплины»

Протокол № от «…»  2022г.

Председатель ЦМК                        Бороева О.П.        


Место проведения – учебный кабинет

Тип занятия – обобщающее занятие

Форма проведения –   практическое занятие

Необходимое оснащение:

-карточки-задания ;

-словари

Используемые методы (технологии):

-составление кластеров;

-«Инсерт» (маркировка текста значками);

-работа в группах;

-работа по алгоритму;

-опережающее задание

Продолжительность  занятия – 90 минут.

Цели занятия:

-обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»

 Задачи:

-воспитание личностных качеств: умение работать в коллективе, самостоятельно принимать решение, давать оценку своей работе;

-метапредметные умения: добывать информацию, анализировать, классифицировать, делать выводы;

-предметные знания: повторить признаки, разряды, категории имен существительных, находить в тексте, различать, применять в практике при выполнении упражнений.

Рекомендуемая литература.

Основная:

1.Власенков, А.И.., Рыбченкова, Л.М. Русский язык. Учебное пособие. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень М.: Просвещение, 2018.- 287 с.

2.Хлебинская,Г.Ф. Русский язык, 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) М.: Мнемозина, 2017.-255с.

. Дополнительная:

1.Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры на уроках русского языка и во внеклассной работе. М., 2009.

2.Иванова, В.А.и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 2010.-207с.

3.Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

4.Ожегов, С.И. Словарь русского языка (любое издание)

Интернет-ресурсы:

http://www  gramota. ru 22 октября 2022

http:// festival. 1 september.ru 24 октября 2022

Ход занятия

Содержание

Время

Примечание

1.Организационный момент.

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию

2.Мотивация, постановка задач

1.С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непосредственно связана с языком.

 Ребенок еще не научился  как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями… Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык.

На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.

Эта формула – тоже язык!..

А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.

Лев Успенский. Слово о словах

В большей степени человек употребляет знаменательные части речи. А это имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения и др.

Сегодня мы поговорим об  имени существительном, запишем тему в тетрадь.

-Это новая для вас тема?

Что вы знаете об имени существительном?

-Составим кластер.

-Это наш своеобразный план работы. Чтобы его выполнить, надо поставить какие-то цели, привести знания в порядок. Что будем делать?

Постановка целей

(цели записываю на доске, чтобы в конце занятия вернуться к ним)

-Тема занятия «Имя существительное». А что означает слово «имя»?

-Работа по составлению таблицы

«Признаки имени существительного»

1-ый признак – семантический.

Каково значение данного слова, посмотрим в словаре.

Запишем в первый столбик: «Значение предметности (называет живые существа, разнообразные предметы и явления действительности), отвечает на вопросы

кто? что?;

2 –ой признак – морфологический.

Запишем: «Постоянные: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное; род, склонение.

Непостоянные: падеж, число.

(все, что написано в кластере)

3-ий признак – синтаксический.

Чем является в предложении?

Запишем: «Любой член предложения (преимущественно подлежащее и дополнение) 

Что самое сложное (объемное) в этой таблице?

-Рассмотрим подробнее морфологические признаки, а точнее -  разряды имен существительных:

-собственные и нарицательные (конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные)

Выполнение упражнений по карточкам.

А теперь – взаимопроверка.

Обменяемся тетрадями и проверим друг у друга.

-Следующая работа – образование имен существительных.

Проведем в форме игры: «Выбираем рекордсмена»

(кто быстрее составит слова)

-Каким способом образованы данные слова

-Следующий этап: категория рода.

Работа с текстом. Прочитать текст и промаркировать его ( технология «Инсерт»)

-Обсуждение.

-Тренировочные упражнения по карточке

-Категория одушевленности/неодушевленности.

Как обычно определяем?

Распределите по группам слова (слова даны на карточке)

Все ли сразу получилось? В чем трудность?

-Обратимся к таблице: «Критерии определения одушевленности/неодушевленности»

-Грамматическая задача.

Пользуясь алгоритмом, определить одушевленность/неодушевленность существительных

 -Проверка.

-Маркировка текста

«Склонение некоторых имен и фамилий»

Обсуждение.

Проверка упражнения.

 -Работа с текстом (По В.В.Иванову и З.А.Потихе) из учебника (текст распечатан)

Что означает слово «имя»?

-Выполните упражнение письменно.

Проверка первого абзаца из упражнения.

-Опережающее задание-

«Какой смысл заложен в моем имени»

 

Подведение итогов (рефлексия)

Подведем итоги.

В начале занятия мы ставили перед собой цели. Достигли ли мы их в процессе работы?

-Дайте оценку своей работе на занятии (по шкале)

Как повторили тему (как поняли)?

Как работали на занятии?

Домашнее задание

Творческая работа.

Написать мини сочинение, используя только имена существительные.

Например, как у А.Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.»

-Выставление оценок в журнал.

Комментирование.

Резерв времени

1мин.

 

5мин.

2 мин.

3 мин.

7мин

10 мин.

5мин.

7 мин.

8 мин

.10 мин

7 мин

10 мин.

.

7 мин

3 мин.

3 мин.

2 мин.

Приветствие.

Проверка готовности студентов

к занятию

Студенты записывают тему в тетрадь

Составление кластера

Студенты дают ответ.

Повторить

Находить

Пользоваться

Оно называет предмет

Работа по словарю

и

составление таблицы

Морфологические признаки.

Студенты работают по карточкам (выполняют упражнения).

Взаимопроверка

Работа в группах

При помощи суффикса и сложение основ

Работа с текстом.

Обсуждение

Выполнение упражнений

Работа по карточке (устно)

Нельзя распределить только по признаку – живой/неживой

Студенты делают вывод, записывают алгоритм

Работа по карточкам (письменно)

.

Работа с текстом.

Выполнение упражнения повышенной сложности

Студенты читают текст.

Называет что-то или кого-то

Выполняют упражнение

Сообщения по группам

Студенты обращаются к целям (написаны на доске).

Делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...