Литературный праздник для 5-6 классов на тему: "Без пословицы не проживешь"
материал (5, 6 класс)
Цель мероприятия: познакомить с пословицами и поговорками, с историей возникновения, со значением их, употреблением в устной и письменной речи, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, проводить игры и занимательные задания с пословицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_-_literaturnyy_prazdnik_dlya_5-6kl._bez_poslovitsy_ne_prozhivesh.docx | 49.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный праздник «Без пословицы не проживёшь»
Цель мероприятия: познакомить с пословицами и поговорками, с историей возникновения, со значением их, употреблением в устной и письменной речи, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, проводить игры и занимательные задания с пословицами.
I Слово учителя.
- Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальный язык русского народа.
- А что украшает нашу речь? (Пословицы и поговорки)
- Сегодня наш разговор о пословицах и поговорках.
Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. И не по этой ли причине, как бы сверяя с пословицами самое направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Поражает вездесущность пословиц — они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних — родных, соседей, властей, маленьких и больших начальников, общественных порядков, законов, суда. Знаменитый В.И. Даль выделил для всех пословиц сто семьдесят рубрик: пословицы о предметах веры (Бог, грех, набожность, раскол), о судьбе (терпение, надежды), о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости. Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа.
Пословицы переходили из века в век и, несомненно, еще пригодятся — ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Прямой смысл многих пословиц стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается. Посредством этих афоризмов народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками.
Счастье не ищут, а делают.
Ученье свет, а неученье тьма.
Кто не руководствовался в своей жизни этими мудрыми правилами? По ним мы расцениваем свои поступки и действия, поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость и стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
Пословица — всем делам помощница.
Без пословицы не проживешь.
Высокую оценку пословицам дали видные ученые, известные поэты и писатели. Вот только некоторые из высказываний. Они помещены на доске. (читают дети).
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото!
А.С.Пушкин
Вот как просто сочиняют наши мужики. Все просто, слов мало, а чувства много.
Л.Н.Толстой
В простоте слова — самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
А.М.Горький
Пословицы — это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
В.И.Даль
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
«Поспешишь — людей насмешишь»
«Мягко стелет, да жестко спать»
«С больной головы на здоровую»
Пословицы и поговорки встречаются в сказке «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу» Е. Пермяка, которую мы вам инсценируем.
Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп — ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан, платка нельзя было сшить, стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда повернет. Все она сообразила, все высчитала — потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.
- Где ты кройке — шитью училась, Синица? Какие курсы кончила? — спрашивает ее Куница.
-Никаких я курсов не кончала, - отвечает Синица.
-Бабушка меня шитью выучила.
-А как она учила?
- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.
- Каких?
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
А. Барто написала стихотворение «Пословица». Послушаем это стихотворение.
К бабушке Савельевне
Мы в колхоз идем.
Утопает в зелени
Невысокий дом.
Нам шуметь не велено,
Тихо входим в сад.
Бабушка Савельевна,
Впустите ребят?
Бабушка Савельевна,
Верно или нет,
Что на той неделе
Вам минет двести лет?
Старые пословицы
Собирает класс,
Потому приходится
Беспокоить Вас.
Засмеялась бабушка
Шутит: «Ну и ну!
До двухсот, ребятушки,
Вряд ли дотяну.
Но скажу по совести —
Восемьдесят есть.
Нам нужны пословицы
Что ж, прошу присесть!»
Говорит Савельевна:
- Где у вас тетрадь?-
Бабушка помедлила,
Стала вспоминать.
Двадцать две пословицы
Это целый клад.
А всего собрал их класс
Чуть не полтораста.
Мы их держим про запас,
А они не в бровь, а в глаз
Попадают часто.
Ноет кто — то из ребят:
-Скучно, делать нечего.
А ему кричит отряд:
-Лежит лежень до вечера!
Нынче в лагере кино,
Шурке нездоровится.
Говорит ему звено:
-Про тебя пословица:
«заболели кости, так не думай в гости».
Суп дежурная сварила
Вместе с мухомором.
Чуть беды не натворила!
Ей сказали хором:
- Какова Аксинья,
Такова ботвинья.
Что ж, Савельевна права,
Помним мы ее слова:
«Пословица
Ввек не сломится».
И.А. Крылов.
Басня «Мот и ласточка»
Какой — то молодец,
В наследство получа богатое именье
Пустился в мотовство и при большом раденье
Спустил все чисто:
Наконец,
С одною шубой он остался,
И то лишь для того, что было то зимой
Так он морозов побоялся.
Но, ласточку увидя, милый мой
И шубу промотал. Ведь это все, чай, знают
Что ласточки к нам прилетают перед весной.
Так в шубе, думал он, нет нужды никакой:
К чему в ней кутаться, когда во всей природе
К весенней клонится погоде
И в северную глушь морозы загнаны!
Догадки малого умны;
Да только он забыл пословицу в народе,
Что ласточка одна не делает весны.
И подлинно: опять отколь взялись морозы,
По снегу хрупкому скрипят обозы,
Из труб столбами дым, в оконницах стекло
Узорами заволокло.
От стужи малого прошибли слезы,
И ласточку свою, предтечу теплых дней,
Он видит на снегу замерзшую. Тут к ней,
Дрожа, насилу мог он вымолвить сквозь зубы:
«Проклятая! Сгубила ты себя;
И понадеясь на тебя,
И я теперь не вовремя без шубы!»
Сказка
«За морем теплее, а дома светлее»
В некотором царстве, в некотором государстве жила бедная женщина с сыном Иванушкой. Задумал Иванушка походить по белу свету, поискать свое счастье. Вот приходит Иванушка к широкому морю и видит на нем корабли разные. Нанялся он на корабле и поплыл искать свое счастье. Плывет корабль по морю неделю, плывет другую, а морю конца — краю не видно. Сначала море было ласковое да приветливое, но вот поднялась на нем страшная буря. Ветер паруса рвет, мачты скрипят, волны корабль заливают.
Не струсили, не испугались моряки, выдержали шторм, сохранили корабль. Иванушка вместе с ними две ночи не спал, во всем помогал. Полюбился новый моряк товарищам, понравился капитану.
Много времени провел Иванушка на корабле. Насмотрелся в заморских странах на зверей диковинных, любовался дворцами прекрасными, вспоминал матушку любимую. День ото дня все больше грустит Иванушка, запечалился. «Что же ты, молодец, закручинился?»- спрашивают моряки своего товарища. «Гложет меня грусть — тоска по родному дому, друзья мои верные, - отвечает им Иванушка. — снится мне каждую ночь дом родной да березка белоствольная».
Подумали — подумали моряки и решили помочь своему товарищу. Долго ли, коротко ли плыл корабль, только прибыл он, наконец, в тот город, откуда Иванушка поехал счастья искать в заморские страны.
- Ох, и счастлив же я, что снова дома! - воскликнул Иванушка, ступив на берег.
- Ну, вот и нашел ты свое счастье, - сказали ему друзья на прощание. — Не зря говорят: «За морем теплее, а дома светлее».
А теперь немного поиграем!
- Конкурс «Назови правильно пословицу»
Пословица тебя мы знаем, но не такою ты была….!
Неужто буква озорная вновь чьё – то место заняла?
Два сапога - тара (пара).
Ус - хорошо, а два – лучше (ум).
Мы сами с умами (усами).
Первый клин комом (блин).
Сашу маслом не испортишь (кашу).
Не сиди сложа брюки, не будет и скуки (руки). (Слайд 4)
- В пословицах беспощадно высмеивали предателей и трусов, льстецов и болтунов, лентяев и хвастунов. Пословицы украшают живую речь, делают её меткой и убедительной. Их создавали во все времена, часть их отмирала, остальные сохранились в живой речи народа. Много пословиц было создано в нашу эпоху о Родине. (Слайд 5)
- Как называется наша Родина? (Отчизна, мать, Россия, Отечество)
2. Конкурс «Перепутаница»
- Собери части пословиц о Родине.
За Родину - мать | не сходи. |
С родной земли – умри - | сумей постоять. |
Кто за Родину – горой, | и в горсти мила. |
Своя земля | тот истинный герой. |
Родина любимая, | и весна не красна. |
На чужой стороне | словно мать родимая. |
Где кто родится, | Родине служить. |
Жить - | там и пригодится. |
(Ответы: За Родину - мать сумей постоять. С родной земли – умри - не сходи. Кто за Родину – горой, тот истинный герой. Своя земля и в горсти мила. Родина любимая, словно мать родимая. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. Жить - Родине служить.) (Слайд 6)
- А как вы понимаете последнюю пословицу? (Нужно много учиться, работать, чтобы быть полезным своей стране).
3. Конкурс « Продолжи пословицу»
Труд человека кормит, а лень… портит.
Скучен день до вечера, коли делать… нечего.
Маленькое дело лучше большого… безделья.
Терпение и труд всё… перетрут.
Без труда не вынешь и рыбку из… пруда.
Не сиди сложа руки, не будет и… скуки.
4. Конкурс «Нарисуй пословицу!»
(Учитель даёт участникам ватманы и фломастеры и предлагает нарисовать пословицу)
Не за своё дело не берись.
Одна голова хорошо, а две – лучше.
- А сейчас посмотрим ещё одну сказку К.Д.Ушинского «Лиса и Журавль»
- Какая пословица подойдёт к сказке?
5. Конкурс «Выбери правильный ответ»
Как аукнется, так и…
А) откликнется Б) отзовётся В) прокричит
Ложь человека не …
А) красит Б) не рисует В) не пишет
Труд кормит и…
А) одевает Б) раздевает В) покупает
Не имей сто рублей, а имей…
А) два мерседеса Б) сто друзей В) тысячу коней
Куда иголка, туда…
А) и нитка Б) и портной В) и платье
6. Конкурс «Вставь частицу «не» в пословицы!»
Дружба крепка…лестью, а правдой и честью.
Семеро одного… ждут.
Близок локоток, да…укусишь.
Из чёрного пса… сделаешь белой собаки.
… имей сто рублей, а имей сто друзей.
…узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
7. Конкурс «Подбери антонимы»
Речь хороша короткая, а верёвка - … длинная.
Болен – лечись, а … - берегись. здоров
Родная сторона – мать, а чужая -… мачеха.
У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб - … белый.
8. Конкурс «Составь пословицу!»
Из слов первого и второго столбиков ученикам предлагается составить пословицы.
Дело – смело. Дело – мастер.
Живи – учись. Труда – пруда.
(Ответы: За правое дело стой смело. Дело мастера боится. Век живи – век учись. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
- А сейчас ученики прочитают наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Друзья – товарищи».
- О каких хороших качествах двух друзей говорится в этом стихотворении? (О взаимовыручке, дружбе, уважении, общих интересах…)
Л. Ошанин.
Песня о дружбе.
Слово есть одно на свете,
Подойдет оно и детям
И усатым старикам.
Дружба! Дружба!
Слово вечно молодое!
Дружба! Дружба!
Слово каждому родное!
Чтобы жить веселей,
Быть смелей и умней,
Не имей сто рублей,
А имей сто друзей.
Закончи предложение пословицей.
- Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили домашние задания, объясняли новый материал. Правильно говорит пословица, что... (друзья познаются в беде).
- Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала: «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Новых друзей наживай, а старых не теряй!»
М.А.Шолохов о пословицах:
«Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
Заключение.
Чему же учат нас пословицы?
Пословица недаром молвится,
Без них прожить никак нельзя!
Они – великие помощницы,
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему – то поучают, и от беды нас берегут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-литературный праздник в 6-7 классах. "В царстве цветов"
Урок-литературный праздник в 6-7классах...
Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".
Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия....
Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"
Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....
Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтению во 2, 4 классах 1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»
Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтениюво 2, 4 классах1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»...
Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Цели урока: • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”; • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формирова...
Урок литературы а 6 классе на тему "Русские пословицы - сокровищница народной мысли"
урок литературы в 6 классе...
Литературный праздник для 5-6 классов на тему: "Секрет названия"
Цель мероприятия: познакомить учащихся с происхождением слов, называющих предметы школы, принадлежностей; отработка навыков выразительного чтения, умения отгадывать загадки, прививать интерес к русско...