Открытый урок по литературе. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Алипова Ирина Алексеевна

Открытый урок по литературе. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”)

 

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Изучение нового материала, беседа, игра.

Цель урока: Познакомиться с творчеством А. И. Куприна, изучить рассказ “Куст сирени”. Выявить позицию автора в изображении любви и посмотреть, как автор утверждает согласие и взаимопонимание, любовь и счастье в семье; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

УУД:                                                               

Предметные:

-познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»

-определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь

-уметь писать эссе

Метапредметные:

-развивать навыки грамотной устной речи

-умение находить ответы на проблемные вопросы

-реализовывать творческие способности учащихся

Личностные:             

-воспитывать нравственное отношение к семье

-воспитывать чувство патриотизма

-формировать чувство любви к родному языку и литературе

Оборудование: учебник, компьютер с презентацией, романс Рахманинова «Сирень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx57.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Взаимопонимание, любовь и счастье в семье (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”)

Класс: 8

УМК:

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Изучение нового материала, беседа, игра.

Цель урока: Познакомиться с творчеством А. И. Куприна, изучить рассказ “Куст сирени”. Выявить позицию автора в изображении любви и посмотреть, как автор утверждает согласие и взаимопонимание, любовь и счастье в семье; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

УУД:        

Предметные: 

-познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»

-определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь

-уметь писать эссе

Метапредметные:

-развивать навыки грамотной устной речи

-умение находить ответы на проблемные вопросы

-реализовывать творческие способности учащихся

Личностные:

-воспитывать нравственное отношение к семье

-воспитывать чувство патриотизма

-формировать чувство любви к родному языку и литературе

Оборудование: учебник, компьютер с презентацией, романс Рахманинова «Сирень».

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Ход урока

  1. Орг.момент. Слайды №1

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня! Желаю вам хорошего дня, прекрасного настроения! Дома Вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как  вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (О любви, о счастье, о семье, о взаимоотношениях мужа и жены ). (На слайде открывается эпиграф) Слайды №2 Работа с цитатой.

Любовь — это бесценный дар.

Это единственная вещь,

которую мы можем подарить,

и все же она у тебя остаётся.

Л.Н. Толстой

2. Актуализация опорных знаний

Слово учителя: Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве.

Мы с вами сразу вспоминаем знаменитые строчки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

А.С. Пушкин

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Ф. Тютчев

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

М. Цветаева

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

С.Есенин

Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение,  для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с  рассказами о любви    Антона Павловича Чехова «О любви» и  Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ».      Что  же  хотели  сказать  авторы  читателям?  

Давайте  вспомним,  какая  же любовь у Чехова в рассказе  «О любви»?  Слайды №3

( Герои нежно и трепетно любят друг друга долгие годы, но не признаются друг другу,  они  закрылись  от  своих  настоящих  чувств,  вместо  того,  чтобы  дать волю эмоциям, ничего не страшась. Их нерешительность  не дала возможность счастливо и бескорыстно любить. Они своими же руками убили любовь; - «О любви – история об упущенном счастья ).

Учитель: А какая любовь в рассказе у Бунина?  Слайды №4

(У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Украденная любовь приводит к трагедии. Нельзя быть счастливыми за счет других. Рассказ Бунина «Кавказ» оставляет тяжелое впечатление — начало действия — ложь, обман, окончание — смерть невинного человека; любовь драматическая, даже трагическая, не приносит счастья героям)

  1. Постановка целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами проанализируем рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст Сирени». Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

Учитель: Чей взгляд на любовь, счастье, семью представлен в рассказе? Через кого Куприн доносит до читателя свои мысли?

(Выявить взгляд Куприна на любовь, счастье, взаимоотношения в семье; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».) Слайд №5

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени». Размышляя над этим вопросом, я хочу, чтобы вы прослушали небольшой отрывок Романса под названием «Сирень» Сергея Рохманинова.

                   (прослушивание муз.пьесы Рахманинова «Сирень». ) Слайд №6

На доске запись: куст сирени.

Учитель: О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают?(Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Учитель: Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Слайд №7

Составление кластера ( на этапе осмысления темы)

Учитель: А теперь систематизируем наши ассоциации так, чтобы получился своеобразный куст сирени.

Записываем все ассоциации, что придут на ум  ( 1 этап – самостоятельная работа, 2 этап – обсуждение в группах, выделяют наиболее удачные и вырабатывают коллективный вариант; 3 этап – поочередно называют одно из слов).

Весна, любовь, счастье, аромат, красота, солнце, тепло, жизнь, взаимопонимание, спасение

Учитель: Давайте теперь посмотрим на то, что у нас с вами получилось! На доске мы видим с вами пятилепестковую сирень с такими добрыми словами. Они греют нас, как лучи солнца, а что может быть важнее, чем любовь и взаимопонимание? Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. И тема нашего урока: Взаимопонимание, любовь и счастье в семье (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”) Слайд №8

4.        Изучение новой темы.

Учитель: Почему рассказ назван «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор? Слайд №9

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в  Академию.)  

(Это ароматный красивый цветок, который помогает главным  героям    в трудной ситуации сохранить любовь и  взаимопонимание.)

Словарная работа. Слайды 9

Учитель: Ребята, читая рассказ, вы наверняка встретили слова, с понятиями которых вы не знакомы, давайте с вами разберем их. А может, есть те, кто готов ответить? ( По ходу ответа ученика открываются слайды)

Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).

  1. Исследование по тексту. Слайд:10

1)     С какого эпизода начинается произведение?

2)     Что вы можете сказать о состоянии героя?

3)  Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику. (Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

4)   А как Вера поняла, что у мужа неприятности? ( По его внешнему виду, настроению). Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой? Зачитайте в учебнике стр. ______________

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

5)   Как ведет себя Жена?(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

6)     И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

( Нет. Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

7)   Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? Кто из героев «разряжает» обстановку? Каким образом? Как ведёт себя Алмазов?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

8)    А меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

9)   Ребята, а какой выход находит Верочка? (Алмазовы едут в ломбард, а затем к садовнику.)

10)    С какой целью супруги едут в ломбард?(Им нужны деньги)

11)    Как автор описывает оценщика?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

12)     Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

13)    Зачем герои едут к садовнику?( Чтобы купить кусты сирени и посадить)

14)    Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? Почему он решил им помочь?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

15)     Куда направились герои после приобретения сирени? Почему Вера едет вместе с мужем?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город. Она хочет держать всё под контролем, понимая, что Николаю нужна поддержка)

16)    Чем же заканчивается эта история?

17)Что чувствует героиня, ожидая возвращения мужа на следующий день?

(Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. )

18)    Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

19)    На страницах произведения мы знакомимся с профессором. Каким он представлен в начале рассказа?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

20)   Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли отношение  Николая к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

21)    Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Почему она его расспрашивает вновь и вновь?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

22)    История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

Фикультминутка Слайд№11

  1. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия «зеркальная композиция». Антитеза

Учитель: А теперь давайте вспомним, что такое композиция? Слайд№12

Учитель: В чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? (Три). Назовите элементы композиции (завязка, кульминация, развязка). Как можно озаглавить каждую часть?

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. (Завязка)

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.( Кульминация)

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.(Развязка) Слайд№13

Учитель: Как соотносятся начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Учитель: Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (под запись). Слайд №14-15

Учитель: Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

Учитель: Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика (работа в парах), затем проверка. Слайд №16

Николай

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Слайд №17 – то, что получилось в конце.

Учитель: Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Чему учит этот рассказ? 

(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудаче приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.) Вывод записать в тетрадях.

  1. Межлитературные связи

Учитель: Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)

Учитель: Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.) Слайд №87

  1. Отношение автора к героям      Слайд №19

Учитель: Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? А что вы знаете об имени Николай? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный ,твёрдый. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые, крепкие отношения между супругами.)

Учитель: Каждому человеку при рождении дают имя. Как правило, родители долго думают, как назвать ребёнка. Об именах героев рассказа «Куст сирени» подготовила сообщение (имя ученицы)

(Имя «по–гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ономастика. Ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов. Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. )

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

Учитель: Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

  1. Работа с эпиграфом

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их). Слайд №20

  1.  Выводы

Учитель: Давайте вновь ответим на вопрос: в чем смысл названия рассказа. ( Для  героев  рассказа  сирень   стала   символом: «Сирень  теперь  будет  навсегда моим любимым цветком».)  

Учитель: Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень  спасла  героев.  Воспоминание  о  ней  связано  у  супругов  с  преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

(Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.) Слайд №22

Учитель: Согласны ли вы с точкой зрения автора? На чём, по-вашему, должна строиться семья?

«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

12 .Рефлексия.

С каким ощущением покидаете урок?

Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?

Что нового узнали?

Над чем заставил задуматься рассказ Куприна?

Выберите пословицу, которая отражает идею произведения: Слайд №23

В недружной семье добра не бывает.

Где любовь да совет, там и горя нет

Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.

Согласную семью и горе не берёт

Не в деньгах счастье, а в добром согласье.

Для милого дружка и сережка из ушка

В семье дружат − живут не тужат.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.

Добрые чувства — соседи любви.

Всякая невеста для своего жениха родится.

Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.

Составление синквейна  Слайд №24

Какая любовь у Куприна в рассказе «Куст сирени»?

Любовь

Нежная, взаимная

Понимает. Прощает, жертвует.

Любить - значит смотреть в одном направлении

Счастье / Любовь

13.Подведение итогов. Комментирование оценок.

14 .Домашнее задание. Слайд №25

Сочинение-рассуждение «Что значит быть счастливым человеком?

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовью дорожить умейте. Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Рассказ А. И. Куприна прекрасно воспитывает нравственное отношение к семье, учит любить и ценить взаимопонимание и верность. В процессе урока организована поисковая деятельность учащихся, используется...

"Представление о любви и счастье в семье" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Тема: "Представление о любви и счастье в семье"...

Урок - мастерская по литературе "Рукотворное счастье" по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Урок - мастерская поможет учителю при изучении рассказа А. И. Куприна "Куст сирени" в 7 классе....

Открытый урок по литературе. Презентация. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”)

Открытый урок по литературе. Тема: "Взаимопонимание, любовь и счастье в семье" (на примере рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”) Вид урока: Изучение нового материала, беседа...

Самоанализ урока по литературе 8 класс Тема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

Самоанализ урокапо литературе 8 классТема:  «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»...