Урок - мастерская по литературе "Рукотворное счастье" по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Керимова Гюльджамал Масиевна

Урок - мастерская поможет учителю при изучении рассказа А. И. Куприна "Куст сирени" в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок - мастерская « Рукотворное счастье» по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени».

Цели: ознакомить учащихся с творчеством А. И. Куприна; развивать умения определять тему произведения, выявлять проблему; формировать у учащихся представление о счастье через анализ рассказа «Куст сирени».

Планируемые результаты:

Познавательные: умение извлекать нужную информацию из текста, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на поставленные вопросы.

Личностные:  интерес  к изучению языка, способность понимать чужую точку зрения и аргументировано  отстаивать свою.

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать свою мысль.

Методы: исследование, развитие критического мышления, наглядный, проблемно- поисковый.

Приёмы: Прием «Ассоциация», Кубик Блума, «Доскажи словечко», кластер, диаманта, синквейн, «Корзина мыслей».

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, буктрейлер,  макет Вселенной, репродукции П. Кончаловского и И. Левитана,   Кубик Блума, портрет А. И. Куприна, книжная выставка его произведений; аппликации сирени; кусты сирени, сплетенные  из бисера; куст сирени, посаженный в горшок;  раздаточный материал.

                                                   Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности. ( Звучит композиция Френсиса Лея). Слайд 1

Прием «Ассоциация».

- Как мы знаем, весна - это пора любви, радости, обновления и счастья.

Весной зацветает самый нежный и красивый цветок , символизирующий пробуждение весенних ожиданий и надежд, символ веры, любви и счастья.

Я вам предлагаю послушать стихотворение С. Я. Маршака «Сирень» и подумать, какие ассоциации оно у вас вызывает.  

У вас на столах лежат аппликации сирени, запишите на них свои ассоциации,  мы прикрепим  их к кусту и вдохнем в него жизнь. Наш куст сирени зацветет.  (Озвучить свои ассоциации)

  1. Самоконструкция.

            а) Формулировка темы  урока.

-Обратите внимание на наш макет. Я вам предлагаю создать необычную Вселенную, планетам  которой мы сами дадим названия.

Для начала давайте угадаем, что будет находиться в центре Вселенной и  сформулируем тему урока.

б) Работа с высказыванием. (Слайд 2)

Перед вами высказывание Н. Чернышевского, в котором пропущено слово. Попробуйте его восстановить.

        Личное… невозможно без … других. (Н. Чернышевский)

(Слайд 3)   Ключевое слово - Счастье.

             

           в) Формулировка целей урока.

-Итак, что мы поместим  в центре нашей Вселенной?

-Как мы будем создавать эту Вселенную «Счастье»?

Сформулируйте тему урока  (дети формулируют тему урока)  (Слайд 4)

-А постичь тайны нашей Вселенной нам поможет рассказ А. И. Куприна «Куст сирени».

Чтобы исследовать Вселенную «Счастье», давайте спланируем пути наших открытий.  Сформулировать цели урока нам поможет кластер.   (Слайд 5)

  1. Социализация.

(Слайд 6)

- Как часто человеку в повседневной жизни не хватает чего- то очень важного. Согласитесь , что порой в будничной суете, напоминающей порой застоявшийся водоем,  нам так не хватает «обыкновенного чуда», которое хотя бы на несколько секунд озарило бы все вокруг.

И,  конечно же,  такой романтик, как А.Куприн, уверен: чудеса есть! Каждый день происходит что- то прекрасное, нужно только увидеть это. Или сотворить чудо самому. Оно сближает нас, сплачивает, помогает лучше понимать  и ценить друг друга, делает нашу жизнь лучше.  (Добавить во Вселенной планету Жизнь).

 Именно о таком рукотворном чуде говорится в рассказе «Куст сирени» русского писателя А. И. Куприна.

Поработаем над ключевым образом рассказа А. Куприна (сиренью), чтобы  интуитивно, при помощи ассоциаций смогли представить себе чувства, с которыми автор создавал своё произведение.

Работа в группах.  (Работа с раздаточным материалом) (Слайд 7)

Будем работать в группах,  а определить задания для групп нам поможет кубик Блума.

1 группа. ПОДБЕРИТЕ  эпитеты к ключевому слову

2 группа. СОСТАВЬТЕ синквейны

3группа. НАЙДИТЕ речевые обороты в текстах

4 группа. ПОДЕЛИТЕСЬ впечатлениями, рассмотрев репродукции картин П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» и И. Левитана «Сирень».

5 группа. РАССКАЖИТЕ нам, как в своих произведениях воспевают сирень Р. Рождественский  и  И. Северянин (на основе чтения стихов)

6 группа.  ПОСТРОЙТЕ рассуждение «Символом чего является сирень в вашей жизни»?

(Группы работают под романс «Сирень» С. Рахманинова).  (Слайд 8)

- Что же объединяет все ваши работы?(восхищение красотой, любовь к прекрасному)

Добавим на нашу Вселенную планеты Красота и Любовь.

  1. Актуализация опорных  знаний.

Работа с эпиграфом. (Слайд 9)

Давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку.

                                                 «Человек пришел в этот мир для… счастья» (А. И. Куприн)

- Что же такое любовь?

Многие поэты, писатели пытались найти ответ на этот непростой вопрос. Можно сказать, что об этом прекрасном, загадочном чувстве есть произведения в творчестве каждого из них. Для кого- то - это радость, высшее наслаждение,  для других – горе, боль,  страдание, разочарование.

А. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве. Перелистывая страницы произведений А. Куприна, мы попадаем в удивительный мир его героев, которые заставляют нас сопереживать им, радоваться  и огорчаться вместе с ними.

Испытали ли вы эти чувства, читая рассказ «Куст сирени», с которым вы дома должны были ознакомиться?

  1. Работа над темой урока.

а)Просмотр буктрейлера.  (Слайд 10)

б) Постановка проблемных вопросов.

Добавление планеты Семья.

в)Словарная работа.  (Слайд 11)

г)Работа в группах. (Слайд 12)

Задания для анализа произведения мы при помощи кубика Блума распределим по группам.

1 группа ОПРЕДЕЛИТЕ этапы развития сюжета

2 группа РАЗДЕЛИТЕ текст на несколько смысловых частей и озаглавьте их.

3 группа СРАВНИТЕ характеры главных героев.

4 группа СОСТАВЬТЕ диаманту.

5 группа РАССМОТРИТЕ поступки, поведение героев в различных жизненных ситуациях.

6 группа ПОДУМАЙТЕ. Что можно сказать о символике имен?

(Слайд 13)

д) Инсценирование

До выступления групп послушаем монолог одного из главных героев – Николая  Евграфовича Алмазова.

Добавление планет Надежда, Вера.

е) работа над термином «зеркальная композиция».

- Какой прием использовал автор для того, чтобы раскрыть идею произведения?

- Что такое композиция? (Слайд 14)

Сегодня мы с вами поработаем над таким термином, как зеркальная композиция и постараемся ответить на вопрос: «Какова  ее роль в раскрытии идеи рассказа?»

(Слайды 15, 16)

Постарайтесь определить сами.

- Благодаря чему они смогли преодолеть все трудности и заслужить счастье?

Добавление планеты Дружба.

  1. Закрепление.

а)Работа над пословицей. (Слайд 17) 

Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд все перетрут».

Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Добавление планеты Труд.

б) работа над проблемными вопросами.

Работа над проблемными вопросами.

Мы с вами ставили проблемные вопросы. Давайте дадим на них ответы.

- Нужно ли бороться за свое счастье? (Слайд 18)

- Можно ли найти выход из трудного положения? (Слайд 19)

- Чем герои жертвуют ради любви? (Слайд 20)

- Можно ли создать счастье своими руками? (Слайд 21)

в)Работа над Вселенной.

- Счастлива ли Вера?

- Почему рассказ назван куст сирени? (Слайд 22)

 - Почему героиня говорит, что сирень будет ее любимым  цветком? (Слайд 23)

- Что хочет сказать этим рассказом читателю автор? Как он относится к главным героям?

VII  Итоги урока.

Автор рассказа помогает нам понять, что для счастья главное не сходство характеров, а терпение, труд, упорство, любовь, понимание, взаимопомощь. Благодаря этим качествам , люди преодолевают все трудности, и не только сохраняют любовь, но и укрепляют ее. На смену горя, неудач приходят счастье, успех, удача.

Нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.

Ваш класс - это тоже небольшая семья. И если вы всегда будете держаться за руки, как герои рассказа А. Куприна, то и вы сможете преодолеть все трудности.

 VIII Домашнее задание. (Слайд 24)

Сочинение- рассуждение на тему «Какой рецепт семейного счастья предлагает А. Куприн в рассказе «Куст сирени»?

IX Рефлексия.

Прием «Корзина мыслей». (Слайд 25)

Я предлагаю вам нарисовать Счастье и подарить друг другу вместе с сплетенными из бисера веточками сирени как символ счастья. (Слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок-мастерская "Экологические проблемы в рассказе Е.Носова "Кукла"

Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами  отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком.               ...

Урок-мастерская "Сирень"

Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма "Сирень" (по стихотворениям русских поэтов). Урок литературы в 11 классе...

Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"

Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ  художественный образ,чтобы потом, в ко...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...

Урок-мастерская "Семейный закон" по рассказу Осеевой "Бабка"

Технологическая карта мастерской «Семейный закон»Цель: создать условия для-освоения нравственно-ценностных категорий «доброта, память, почтение»;-актуализации и осознания лично...