Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Шапиянова Галия Уахасовна

Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ  художественный образ,чтобы потом, в конце урока, создать СВОЁ творение. На уроке учащиеся  смогут поговорить о вечном "без слов. на языке души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Дмитрий Холендро «Без единого слова»

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок построения системы знаний)

 Форма урока: урок-мастерская творческого письма. 

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Дидактическая цель: через рассказ Д.Холендро создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.

Образовательный аспект:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут написать эссе на предложенные темы.

Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное.

Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.

Оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер.  Презентация, музыка  Ричарда Клайдермана.

Технология:  Технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.  

В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:

Стадия вызова:

а) подготовка материала (выявление известных сведений и полученных впечатлений, актуализацию имеющихся знаний);

б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые заставляют ученика работать на уроке).

Стадия осмысления:

а) погружение в мир художественного слова;

б) получение новой информации и ее обработка (работа с текстом, написание эссе).

Стадия рефлексии:

  анализ

                                                                      Ход урока

 Учитель:

Я предлагаю вам поработать в мастерской творческого письма.  Что это такое? Для начала дайте определение слову «мастерская».

Учащиеся: Мастерская - производственное помещение (столярная мастерская, мастерская художника, мастерская ювелира).

Учитель: Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Вашим чемоданчиком с инструментами будет лист бумаги. Записывайте в него всё, что услышите сегодня на уроке. А нашим творческим материалом будет СЛОВО. Мы будем слушать, говорить, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения, создавать свой художественный образ, чтобы потом создать своё творение

Этапы урока

  Деятельность  учителя

Деятельность ученика

1.

 Индукция

Индуктор –  музыка Ричарда Клайдермана

 «Ромео и Джульетта»

Какие  чувства возникли у вас при прослушивании этой музыки? Запишите. (переживание, тоска, грусть, тайна…)

   Ученики слушают музыку, записывают, какие чувства возникли у них при прослушивании музыки.

 

 

Чтение рассказа Дмитрия Холендро

«Без  единого слова»

Ученики  внимательно слушают.

2.

  Самоконструкция

 

Каким вам хочется видеть финал рассказа?

Допишите ( в парах) конец рассказа.

 

 Ученики пишут конец рассказа

(Парная работа)

3.

Первичная социализация  

Представление промежуточного результата.

Выступление членов каждой малой группы   с вариантами  ответов.  

4.

Самокоррекция

Чтение концовки рассказа Д.Холендро

Соотносят свою работу с работой остальных. Задача –  дать самооценку и провести самокоррекцию. 

5.1.

Работа с материалом Актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.

Выпишите  6-8  ключевых слов-существительных    

 

Ученики актуализируют значимый для них смысл и делятся своим пониманием текста с другими, поясняя при этом, почему выбор пал  именно на эти слова.

 Работа в группе.

5.2.

Выберите одно существительное из вашего списка и напишите разные значения-символы этого слова.

Участник воссоздает свое смысловое, семантическое поле выбранного слова. Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста.

Индивидуальная работа.

Чтение слов-символов.

6.

Творчество

Написать мини-сочинение.

Обязательное условие: в творческой работе должно быть то существительное-символ, с которым вы работали на предыдущем этапе.

Мини-сочинение –эссе

 «Он, она и война…»

«Мысли вслух…»

«Несказанные слова»

«Диалог с Холендро»

«Была ли на войне высокая

любовь?»

7.1.

Итоговая социализация

Учитель – активный слушатель

Представление своих работ учениками. Разрыв между старым и новым знанием.

7.2.

Мы окунулись в глубину 
Несказанных, но ясных   слов…
И, созерцая тишину,
Молчим…

День обнимает нас за плечи.
Стук сердца слышится в тиши.
Мы говорим с тобой  о вечном.
Без слов. На языке души. 

8.

Рефлексия

-О чём пришлось задуматься в мастерской?

- Что было трудно?

- Понравилось ли музыкальное оформление?

- Какие моменты мастерской запомнились?

- А что бы ты изменил в работе нашей мастерской?

 

 



Предварительный просмотр:

  Дмитрий Холендро                                                

                                                            Без единого слова

Война экзаменовала нас четыре года… В сорок первом нас взяли на фронт с первого курса.

Друзья моей дочери иногда собираются у нее и затевают свои беседы, пьют чай и кофе, спорят обо всем на свете, как и полагается молодежи. В последний вечер, когда я появился дома и толкнул дверь в столовую, чтобы поприветствовать компанию, один из них, наиболее горячий, громкий и забиячливый, крикнул, подталкивая к переносице сползающие очки:

— Вот сейчас мы услышим что надо! У нас идет жуткий спор!

— Я понял. О чем же разговор?

— О любви, представьте себе.

— А почему вы решили спросить меня? Мне кажется, в этом деле нет ни знатоков, ни специалистов, а… А каждый случай — другой! Не бывает любви по стандарту, думать иначе и обидно и глупо. Вот, по-моему, и все, что можно сказать…

— Спросим проще, — прорвался забияка, так и не справившись с очками на носу и сдернув их. — Была ли на войне любовь, потому что она всегда или высокая, или никакая… Или есть, или нет!

 

Я молчал.

— Слушаем человека, прошедшего войну! — с надеждой подбодрила меня подружка дочери, разминая в худой ладони «конский хвост» жидких волос.

Я молчал.

 Горько было сознаться, что сначала требовалось вспомнить что-то, а не вспоминалось как назло, хоть я не сомневался, что такой случай был. Я твердо верил, нет, знал, что рядом со смертью все мелочи отлетали от подлинных чувств. А не вспоминалось ничего! Гости дочери так и ушли, не дождавшись моего рассказа.

…Уснуть я не мог. Вспомнился капитан, — который писал жене каждый день, то есть иногда это было уже и за полночь. Даже если на сон выкраивалось не больше получаса в сутки, он не ложился, не черкнув домой хоть строки.

— Она волнуется, — говорил он, — я, брат, не могу, когда она волнуется.

И сначала в части посмеивались над ним, а после над теми, кто не писал домой. Этот капитан, не заставляя, всех вокруг заставил писать родным и любимым чаще…

Была совсем юная женщина, на семейную жизнь которой война до своего первого выстрела откроила одну неделю. Пятнадцатого июня эта пара справила свадьбу, двадцать второго началась война, и назавтра муж в товарном вагоне уже ехал к не очень далекой границе. Через день или два молодая жена пешком пошла за ним. Шла туда, где было хуже, — по рассказам беженцев, по всем дорогам кативших навстречу свои визгливые тачки.

Она не сомневалась, что муж спешил туда, где хуже всего, где пожары и дымы уже обволокли землю.

Верьте не верьте, но в полусожженной деревне за Днепром безрассудная путешественница встретила своего мужа. Здесь стоял наш артиллерийский дивизион, отведенный для срочного переформирования, мой дивизион, в котором был и я, начавший войну наводчиком орудия. Командир дивизиона, при котором встретились молодые, распорядился, чтобы женщины не было в деревне через час. Чтобы исчезла. Он был хорошим и храбрым командиром дивизиона, но тем более не понимал, как это разрешить, чтобы женщина, да что там — девчонка! — отыскала на войне своего мужа, рядового бойца, и осталась с ним. Непорядок!

— Хорошо, — сказала она.

— Пойдем, я провожу тебя, — сказал муж, — сама понимаешь.

— Понимаю, — сказала она и пошла к комиссару полка.

— Почти семьсот километров пешком? — спросил комиссар. — Ох ты!

— Я не считала. Может, и больше.

— Ты подумай! — удивился комиссар и восхищенно уставился на нее. — Всем бы нашим женам такими быть.

 — С ума сошел! — не выдержал командир полка и даже рассмеялся. — Она ненормальная! Не обижайтесь, барышня.

А комиссар, пока стоял наш полк в этой деревне, разрешил гостье с мужем жить в хате, которую они сняли у доброй хозяйки за спасибо.

С утра до ночи мы искали свободную минуту и бегали по траве и пыли мимо хаты, чтобы увидеть ясноглазую, беленькую, с золотисто-шелковыми, какими-то младенческими прядками хрупкую жену нашего однополчанина, улыбнуться ей.

Он пал в бою с фашистскими танками раньше, чем она вернулась домой, но спустя свой срок у нее родилась дочь, а сейчас уже есть и внуки. До сих пор многие из нашей части переписываются благодаря этой «ненормальной» и пишут ей самой…

Вот так все вспомнилось.

А ведь молчал…

1981 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Урок "Мастерская творческого письма "Осень"

Мастерская творческого письма «Осень».Цель занятия- развитие творческих способностей, развитие речи учащихся,  обучение работе в коллективе; введение словарных слов в активное употребление...

Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”.

«Мы в ответе за тех, кого приручили».    Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская  творческого  письма по рассказу  Л. Андреева  “Кусака”«Куса...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Урок-мастерская творческого письма

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Мастерская творческого письма по рассказу Л.Андреева "Кусака"

laquo;Мы в ответе за тех, кого приручили».    Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская  творческого  письма по рассказу...

Мастерская творческого письма по рассказу В.К.Железникова «Три ветки мимозы» (технологическая карта урока)

Технологическая карта урока содержит все этапы творческой мастерской....