Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Монякова Елена Вениаминовна

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процессу творчества; подарить радость открытия мира и своихвозможностей; создатьусловия для ощущения свободы и раскрепощенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе по теме: «Художественный стиль речи»

 Тип урока

Урок - мастерская творческого письма.

учителя русского языка и литературы

Государственного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1995 г. Москвы

Моняковой Елены Вениаминовны

Номинация: использование современных педагогических технологий – современные подходы и приёмы работы.

г. Москва

2014 год

Презентация педагогического   инновационного опыта.

Материалы к конкурсу методических разработок по русскому языку.

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.

Хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом  вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям в задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Современный урок и сейчас рассматривается не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.

Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования.

В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий мастерских, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

На это ориентируют школу и основные требования Государственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой — впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе.

Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.

Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка в современной школе.

Н.Бердяев писал: «Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу». По моему мнению, такую свободу учащимся и учителю дает технология мастерских, основанная на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, психологии гуманизма Л.С. Выготского.

 В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Целевые ориентации  технологии мастерских

• Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Концептуальные соображения

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.

• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

• На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.

• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

• Творческая деятельность - безоценочная деятельность.

• Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.

• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

• Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия I для реализации заложенных в нем природных задатков.

Особенности методики

            Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Творчество Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания. Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания должна быть полная свобода творчества, ребята сами выбирают пути его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не гарантирует запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения заданий учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Расскажу об уроке развития речи в 5 классе по теме: «Художественный стиль речи»

 (по учебному комплексу под редакцией М.М. Бабайцевой, учебник «Русская речь» 5 класс автор- Никитина Е.И.)

Тип урока

Урок - мастерская творческого письма.

Задача   урока: создание   художественного   текста: (стихотворения   или лирической прозы).

Цели урока: Обучающая.

выполняя задания педагога (мастера), анализируя стихотворения, учащиеся учатся создавать смысловые (зрительные) и звуковые ассоциации, настраиваются на поэтическую волну; пишут стихотворение или лирическую прозу.

Развивающая.

  • стимулировать творчество учащихся и  учителя,  их  сотворчество  в написании стихотворений или лирической прозы.

Воспитывающая.

  • убедить, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.  
  •  формировать ценностное отношение к процессу творчества; подарить радость нового открытия мира и своих возможностей; создать условия для ощущения свободы и раскрепощенности.

Начинаю урок с отслеживания эмоционального состояния учеников. Сообщаю ребятам, что сегодня мы проведём не обычный урок, а урок - мастерскую. Я буду мастером, а вы мои подмастерья! Готовы к работе? Тогда начнем!

2 этап. Создание ситуации успеха:

Толчок, «индуктор» (наведение, побуждение).

Задаю ученикам вопрос:

-   Пытались ли вы когда-нибудь писать стихи? Легко ли это?                                                                  

-   Как вы думаете, что необходимо, чтобы

родились стихи?

 (Вдохновение, нужная рифма, образы, наблюдательность)

Действительно, сочинительство - занятие непростое. Писать стихи осмеливаются избранные, понимая, что поэзия - это дар неповторимо видеть мир и выражать словом свои открытия. Существует достаточно формул поэтического творчества, принадлежащих поэтам:

А.С. Пушкин, живший в XIX в., писал в стих - и «Осень»: И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу или бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

А   Константин   Бальмонт, поэт   XX   века,  так   говорил   о   процессе творчества:

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека

Четвертая смеется, набегая.    

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И, право, никогда - не сочиняю.

- Поверим, что стихи писать легко, ведь это могут делать не только поэты.

Моя цель создать эмоциональный настрой, «ненавязчивую» творческую атмосферу; вызвать личную заинтересованность каждого ребенка в результате работы.

После постановки целей урока переходим к операционно – исполнительскому этапу.

I. «Деконструкция»

    Читаем фрагменты стихов, насыщенных метафорами, поэтическими ассоциациями.

 После чтения каждого из фрагментов делаю паузу и прошу выписать на лист слова, словосочетания, которые остались в памяти.                                                                                  

Задание:

Вслушайтесь в поэтический ритм, музыку стиха, представьте картины, которые поэт рисует словами (учащиеся выполняют задания, опираясь на раздаточный материал).

Вопрос: Какие картины возникли в вашем воображении?  Как создаёт автор эти картины?

Облака опять поставили

 Паруса свои.

В зыбь небес свой бег направили

 Белые ладьи.

В. Брюсов.

 (Развернутая метафора – сравнение облаков с кораблями)

(Аллитерация на [в` в; л` л] - рисует звуковой образ ветра, то усиливающегося, то ослабевающего.)

3. Закружилась листва золотая

 В розоватой воде на пруду,

 Словно бабочек легкая стая

 С замираньем летит на звезду

С. Есенин.

(Автор использует сравнение «словно бабочек легкая стая»; эпитеты «листва золотая»)        

(Аллитерация на [в` в; л` л] - рисует звуковой образ ветра, то усиливающегося, то ослабевающего.)

Затем из выписанных слов прошу выбрать слова, которые для учащихся показались притягательнее всего.

Цель «деконструкции» активизировать воображение, настроить на поэтическую волну, развивать художественное мышление.

2. «Реконструкция».

1. Игра со словами (работа звуковых и слуховых ассоциаций) Работа с таблицей: подбираем смысловые ассоциации: эпитеты, метафоры, олицетворения. Звуковые ассоциации: рифмующиеся слова.

3. «Творчество».

Даю задание выделить одно слово, выражающее суть того, о чем   хотелось бы написать.

Создать, подобрать смысловые и звуковые ассоциации, то есть эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, рифмующиеся слова.

На втором уроке пишем стихи или лирическую прозу (ученики и учитель работают под музыку)

 Моя цель стимулировать творчество  учащихся  и  учителя,  наше  сотворчество  в написании стихотворений или лирической прозы.

III. Рефлексивно - оценочный этап

 1. «Социализация».

Обращаюсь к ученикам:

- Прочитайте, что у вас получилось (Начать нужно с самых смелых, можно прочитать понравившуюся строфу, прокомментировать, как рождалось стихотворение).

(Закончить можно тем, что получилось у учителя.)

 Ребята оценивают творческий опыт своих одноклассников, делают самоанализ действий

 чувств, открытий. Убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать. Формировать ценностное отношение к процессу творчества; подарить радость нового открытия мира и своих возможностей; создать условия для ощущения свободы и раскрепощенности.

Стихотворение Фиминой Светланы, родившееся во время урока:                                                  

                                                                 Листва.

Листва, словно птица,

В вальсе кружится.

Она потанцует

И в воду ложится.

Листва молодая

И грустно ей знать,

Что скоро на землю

Придется упасть.

И вот уже

Листик последний остался.

Вдруг ветер подул,

И листочек сорвался.

Он падал и думал,

Что там на земле

Он сможет найти

Свое счастье во сне.

2. «Разрыв». 

Цель «разрыва»: осознать ограниченность прежних представлений с новым открытием своих возможностей.

- Ребята, а как вы теперь считаете: трудно писать стихи и прозу?

- Есть ли желание еще попробовать свои силы в творчестве?

- Какие домашние задания вы бы хотели получить?

(Попробовать написать стихотворение или прозу).

                                     

         


  

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)

Представлена методическая разработка по написанию  письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....

Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс

Урок развития речи по русскому языку  (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...

Урок развития речи в 5 классе. Урок письма. Составление приветственного адреса.

Данная методическая разработка направлена на возрождение и актуализацию эпистолярного жанра. Также учащимся предоставится возможность окунуться в историю создания открытки, познакомиться с работой поч...