Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ховалыг Алдынай чыртак-ооловна

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:

развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nominatsiya.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

НОМИНАЦИЯ

«Лучшая методическая разработка  проведения урока письма».

«Строки, опалённые войной»

Урок развития речи в 7 классе

Автор работы:

Ховалыг Алдынай Чыртак-ооловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2»  с.Мугур-Аксы

Монгун-Тайгинского кожууна,

проживающая по адресу:

668020,  Монгун-Тайгинский кожуун,

с. Мугур-Аксы,  ул.Казылган,4-1

 

 

Лучшая методическая разработка проведения урока письма

«Строки, опалённые войной»

Урок развития речи в 7 классе

Цель урока:

развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.

Задачи урока:

Образовательные.

Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.

Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.

Научить грамотному оформлению писем.

Развивающие:

 1.Способствовать формированию информационной культуры.

 2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.

Воспитательные.

  1.  Дать возможность проявить себя в написании письма.

  2. Воспитывать способности поддерживать дружеские отношения с людьми разного возраста.

Ход урока.

  1. Запись темы и эпиграфа к уроку.

Читайте письма фронтовые

Живую память горьких лет!

Я их читаю как молитвы,

Они несут нам Веры свет.

Они – бесценное наследство,

Для нас, не знающих войны,

Как завещанье: «Смерть не властна

Над силою земной любви!»

Словарная работа:

 эпистолярный – написанный в форме письма, переписки;

этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения;

адресат – тот, кому адресовано письмо;

адресант – тот, кто отправляет письмо.

  1. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и целей урока

Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.  

Что такое эпистолярный жанр?  (Это жанр письма).  Некоторые из вас могут подумать, зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

В жизни нам часто приходится писать письма друзьям, родным, знакомым, дорогим и близким людям. Умеем ли мы сочинять их так, чтобы принести своим посланием радость, согреть душу?

III. Актуализация знаний

Учитель: Давайте осмыслим понятие «эпистолярный жанр».

Учащиеся I группы  делают сообщение «Эпистолярный жанр».

Особенности эпистолярного жанра:

обращения, лирический подтекст,  разговорная лексика,  вопросительные и восклицательные предложения, вводные слова,  сложные предложения,  повторы.

Другие школьники делают рабочие пометки в тетрадях.

Учитель: Процесс создания частного письма довольно сложен. Он требует большого практического опыта, опыта «работы души» пишущего. 

Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, письма-исповеди, письма-клятвы: «В землянке» А.Суркова, «Жди меня» К.Симонова, «Темная ночь» В. Агатова и т.д.  Шестнадцать «домашних» строк из письма А.Суркова жене стали песней благодаря композитору  К. Листову.

Но мы с вами будем работать с  текстами  писем наших земляков-героев.

Ведь до сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.

  1. Изучение нового материала

Учитель: О  многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.

Работа с текстами фронтовых писем.

Письмо №1.

 «Здравствуй, Кара-кыс! Выдалась минутка перед боем – пишу тебе. Может, больше не увидимся. Хочу наказать: береги детей. Но самое главное – береги свое здоровье. Знай, что я буду сражаться с врагом до полной победы.

        Если у меня не станет рук – буду идти вперёд и грызть врага зубами, а не будет ног – поползу на руках и задушу его…

Твой Бады Соян»

 (Бады  Соян Соруктуевич, геройски погибший в боях за Дубно. В феврале 1944г. похоронен в г. Дубно).

        Письмо №2.

 «Здравствуй, дорогая мама! Освободили от фашистских орд город Будапешт. Нам дарили цветы. Запомнились радостные лица, улыбки, крепкие рукопожатия и объятия венгров.

        Никогда не забуду детей в этом освобождённом городе!

        Солдаты с автоматами на груди, со скатками через плечо, в выгоревших гимнастёрках и пилотках, в пыли и струйках пота на лицах. С протянутыми руками шли за колоннами дети и просили хлеба. Слова «солдат» и «хлеб» звучали на разных языках, мы молча развязывали  свои вещевые мешки, доставали хлеб, сухари, сахар, консервы и отдавали детям.

Твой сын Чапсын».

(Чапсын Соян Лопсанович, погиб в Венгрии в 1945г., похоронен в Будапеште).

Задания к текстам писем:

  1. Определите  тип и стиль речи текстов писем.
  2. Выпишите из текстов писем  обращения и расскажите о правописании обращений.
  3. Прочитайте выразительно письма.

Группа II. Учащиеся этой группы пишут письмо  тувинским танкистам-добровольцам

20 апреля 2016г.

Здравствуйте, глубокоуважаемые тувинские танкисты-добровольцы!

Никогда не думал о том, что придётся  обратиться в прошлое, поговорить с теми, кого я никогда не видел, но о ком так много читал. Пусть на бумаге, но с любовью и благодарностью я обращаюсь Вам, сыны-герои Тувы.

Пишет Вам ученик 11 «а» класса Олчей Сайын. Мы с  вами никогда не виделись. Мне уже 16 лет. У нас хороший  и дружный класс.  

Меня и моих сверстников всегда поражал   Ваш пример мужества, стойкости и отваги в боях за освобождение Украины.

Вы, герои родной  Тувы, оправдали с честью данную своему народу клятву.  

Я и мои одноклассники  гордимся героическим подвигом,  совершенным  Х.Н.Чургуй-оолом.  Его танк уничтожил 3 орудия, 3 миномёта, 7 пулемётов и 75 гитлеровцев. Три экипажа танков, в числе которых была машина Х.Н.Чургуй-оола,  при операции под Уманью захватили 24 самолёта, 80 автомашин, до 800 пленных гитлеровцев и открыли путь для дальнейшего наступления.

За героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий, Х.Н.Чургуй-оолу присвоено звание Героя Советского Союза.  

Уважаемый  Чургуй-оол Намгаевич, я очень рад, что Вы живым вернулись в родную Туву. Я твёрдо знаю, что мысль о том, что в далёкой родной Туве Вас любили и ждали, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Именно вы в 1943 году,  отважные сыны Тувы, оказались в горячих боях за освобождение  братской Украины.

Я никогда не был на Украине, но  из прочитанных книг рисую себе картину, в которой, как кадры кинохроники, мелькают Ваши бессмертные танки Т-34, в упор расстреливающие врага,  устремленные вперёд под свинцовым огнём.  

Также мысленно рисую себе в памяти   Вашу горящую машину, врезавшуюся в бронепоезд, уважаемый  наш земляк, Герой Советского Союза,  Михаил  Артемьевич.  Мужество и отвага не покидали Вас.

От всего сердца благодарю Вас, наши герои, земляки за отвоеванное Вами голубое мирное небо над нашей Родиной! Вы всегда в наших сердцах!

С гордостью к Вашим подвигам: Сайын.

Группа III. Учащиеся этой группы составляют « Правила оформления письма»

В культурно оформленном письме выделяют составные части:

дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;

обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами;

вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения;

основной текст - изложение о предметах, интересующих адресата;

заключение – изъявление чувств  преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись;

хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля речи.

  1. Итоги  занятия. 

Выскажите свои мысли и чувства о том, что услышали, узнали сегодня.

Учащимся выставляется поурочный балл за работу на уроке, оценки комментируются.

         Домашнее задание: написать письмо своему сверстнику или сверстнице в 1941 год. Каждому учащемуся раздаются памятки

 

Литература:

Важный вклад тувинского народа в победу в Великой Отечественной войне. Тувинская  правда/ 1985.

К вашим услугам почта./ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова.М. “Радио и связь”. 1990.

Краткая литературная энциклопедия, том 8. Издательство “Советская энциклопедия”, М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...

«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)

Представлена методическая разработка по написанию  письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Урок развития речи по теме " Природа родного края". Конспект урока.

Данный материал может быть использован при подготовкек к написанию сочинения о природе родного края....

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".

Цель урока:  Развивать у  учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...