Мастерская творческого письма по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока (8 класс)

Ядревская Ирина Александровна

«Мы в ответе за тех, кого приручили».    Антуан де Сент-Экзюпери

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская  творческого  письма по рассказу  Л. Андреева  “Кусака”

«Кусака» Л.Андреева – рассказ о:

1/ собаке, преданной людьми?

2/ «добрых» людях

3/ том, что «все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект16 КБ
Файл kusaka_chast_1.pptx1.97 МБ
Office presentation icon kusaka_chast_2.ppt727.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока литературы в 8 классе

Тема: «Мастерская  творческого  письма по рассказу  Л. Андреева  “Кусака”»

«Кусака» Л.Андреева – рассказ о:

1/ собаке, преданной людьми?

2/ «добрых» людях

3/ том, что «все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями»?

Цель: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, учить создавать самостоятельные творческие тексты.  Способствовать формированию гуманных чувств.

Методика:  мастерская  творческого  письма

Оборудование: художественный текст рассказа Л.Андреева «Кусака», презентация на мультимедийной установке, фломастеры, ножницы, цветная бумага, экспозиция «Погладь Кусаку», фотографии детей и преподавателей со своими животными.

Эпиграф:                                      «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»                                                                             

                                                                                 Антуан де Сент-Экзюпери

Ход мастерской:

Сегодня урок-мастерская по рассказу Л.Андреева «Кусака». О чем этот рассказ? Запишите на белом листе бумаги красным фломастером только первую часть названия темы, в конце урока вы сами выберете и обоснуете полный её вариант.

Задание 1.  А сейчас мы обратимся к домашнему заданию. Вы подготовили презентацию к уроку.

Условием работы в мастерской является ведение записей, которые каждый из участников будет делать самостоятельно во время просмотра слайдов. Записывайте словами все, что чувствуете, свои эмоции, образы, ассоциации. Каждая группа зачитывает, что получилось и по желанию дополняет список.

Задание 2.   Возьмите лист, на котором изображена вертикальная ось. Расположите на ней всех героев рассказа, исходя из поступков, нравственного выбора. Запишите рядом с каждым героем по три слова-ассоциации, которые у вас вызывают эти герои.

Задание 3.

Опираясь на записи по уроку,

1-й группе написать синквейн,

2-й группе – сочинение-миниатюру, выбрав одно главное слово из записей, сделав его заголовком,

3-й группе – свой вариант завершения рассказа с инсценировкой,

4-й группе – создать плакаты в защиту животных.

Защита творческих проектов. Лучшие послания суворовцы опускают в почтовый ящик «С любовью Кусаке!»

Рефлексия:  выберите в течение 2-3 минут вариант формулировки темы урока и прокомментируйте свое решение.

Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на самоподготовку.

Данный урок способствует формированию жизненных ценностей на уроке литературы. По сравнению со стандартными уроками мастерская помогает учителю быть равноправным собеседником, консультантом и помощником. Каждый суворовец за время работы в мастерской сформулировал и передал остальным 2-3 свои жизненные ценности, участвуя в диалогах, театральных представлениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастерская Творческого Письма по рассказу Л. Андреева «Кусака» Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу . Альберт Швейцер

Слайд 2

«КУСАКА» Л . АНДРЕЕВА - РАССКАЗ О… -собаке, преданной людьми. -«добрых» людях. -том, что «все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями.»(Л. Андреев)

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 1 . Запишите слова-ассоциации к слову «собака», распределив их на «холодные» и «тёплые» (не более 6 слов). ЗАДАНИЕ 2. Просмотрите презентацию и запишите ключевые слова, предложения, свои ассоциации.

Слайд 4

Японские журналисты стали свидетелями настоящей преданной дружбы собак после землетрясения. Пес, оставшийся после цунами без хозяев, охраняет своего раненого друга. Собака всячески пыталась привлечь внимание оператора ко второму псу, который лежал недалеко, почти не двигаясь.

Слайд 5

Чёрный пудель, честная собака! Не знаком тебе ни Кант, ни Лев Толстой, И твоё сознанье полно мрака: Кто учил тебя быть доброй и простой? Саша Чёрный

Слайд 6

Я пёс Его высочества, терьер. А вы, простите, чья собака, сэр? Александр Поп.

Слайд 7

Я люблю зверьё. Увидишь собачонку- Тут у булочной одна- Сплошная плешь,- Из себя и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь! В.В Маяковский

Слайд 8

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме… И думаешь… И.Бунин.

Слайд 9

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, - ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Л. Андреев «Кусака»

Слайд 10

ЗАДАНИЕ 4. На вертикальной оси расположите героев по их поступкам. (Используйте знаки + и -). Охарактеризуйте их 1-2 прилагательными (качества характера) + Лёля рассказчик мама Лёли пропойца-мужик Кусака ─ Илюша


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Черты характера героев • беззаботный • безответственный • безрассудный • безнадежный • беспечный • бессовестный • бесхарактерный • бесчувственный • благородный • великодушный • верный • властолюбивый • впечатлительный • вспыльчивый • гуманный • добрый • доверчивый • душевный жестокий • жестокосердный • импульсивный • интеллигентный агрессивный • искренний • ласковый • малодушный • милосердный • обидчивый отважный • отзывчивый • подлый • преданный • порядочный • равнодушный • раздражительный • ранимый • справедливый • талантливый • терпеливый • умный • хладнокровный • циничный человечный эгоистичный

Слайд 2

ЗАДАНИЕ 5. Из всех записанных слов выберите одно существительное. Оно будет темой вашей творческой работы. ЗАДАНИЕ 6. Напишите по желанию: - синквейн, - сочинение-миниатюру, - 2-3 проблемных вопроса, ответьте на один из них. - напишите свои словарные статьи к словам «ответственность», «милосердие», «сострадание»

Слайд 3

СИНКВЕЙН – стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму. 1-я строка: одно существительное – тема 2-я строка: два прилагательных – описание темы. 3-я строка: три глагола – действие. 4-я строка: что автор думает о теме, ваше отношение к теме. Одно предложение. 5-я строка : одно существительное – синоним темы, новое звучание темы.

Слайд 4

Образец словарной статьи С. И. Ожегова СОЧУВСТВИЕ, -я. ср. 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сочувствие чужому горю. 2. Одобрительное, благожелательное отношение. Наше предложение вызвало общее сочувствие.

Слайд 5

Пример проблемных вопросов. Возможно ли счастье на земле? Почему мама Лёли так поступает? Проблемный вопрос – это вопрос , на который в тексте нет готового ответа. Этот ответ ученик ищет самостоятельно!

Слайд 6

Представление творческих работ, домашнего задания.

Слайд 7

ВЫБЕРИТЕ В ТЕЧЕНИЕ 2-3 МИНУТ ВАРИАНТ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМЫ УРОКА И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ СВОЁ РЕШЕНИЕ. Понравился ли вам урок-мастерская? Какой из моментов мастерской и почему был для вас наиболее значительным? На какие из возникших вопросов вы хотели бы получить ответ?

Слайд 8

«Мы,люди,напрасно думаем,что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может быть,это правда. Но загляните в собачьи глаза! Вы увидите в них то же,что и в человеческих. В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой». (Р.Амундсен.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Мастерская творческого письма"

Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”.

«Мы в ответе за тех, кого приручили».    Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская  творческого  письма по рассказу  Л. Андреева  “Кусака”«Куса...

Урок- мастерская творческого письма по рассказу Д.Холендро "Без единого слова"

Творческим материалом на данном уроке будет СЛОВО. Ученики будут слушать, наблюдать,говорить. А самое главное-формулировать СВОИ наблюдения, создавать СВОЙ  художественный образ,чтобы потом, в ко...

Мастерская творческого письма по рассказу В.К.Железникова «Три ветки мимозы» (технологическая карта урока)

Технологическая карта урока содержит все этапы творческой мастерской....